Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения, совершенствующие артикуляционную моторику






В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям предлагаемые нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положи­тельные эмоции у детей- Упражнения с шариком

(диаметр шарика 2 — 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел, рис. 1)

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на паль­
цах обеих рук веревке языком вправо — влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке
вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натяну­
та горизонтально

4. Язык — «Чашечка», цель — поймать шарик в «Ча­
шечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выпле­
вывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это
можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа
руками веревочку. палец


Упражнения с двумя шариками

(диаметр шариков не более 1, 5 см, рис. 2)

1. Двигать поочередно шарики вправо и влево по гори­
зонтально натянутой руками веревке.

2. Веревка натянута горизонтально, шарики толкать
поочередно вверх и вниз.

3. Веревка натянута вертикально, быстро подталкивать
нижний шарик вверх.

4. Ловить оба шарика в «Чашечку».

5. Поймать шарики губами и расположить их во рту так,
чтобы один оказался за правой щекой, а другой за левой.
Напрягая щеки, толкать шарики.

Примечание.

1. Используются пластмассовые шарики из детских по­
гремушек российского производства при наличии сертифи­
ката качества.

2. Шарики, веревочки, ложки строго индивидуальны.

3. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке.
Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно про­
мывается теплой водой с детским мылом и просушивается
салфеткой.


Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу
рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и впра­
во, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык— «Лопаточка». Похлопывать выпуклой час­
тью чайной ложки по языку;

5. Толчками надавливать краем ложки на расслаблен­
ный язык.

6. Ложкой, плотной стороной плотно прижатой к губам,
сложенным трубочкой, совершать круговые движения по
часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной
ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой
стрелке и против.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и со­
вершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу
вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от
носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими
руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к
вискам и обратно.


3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ

1. Сшить кусок мягкой текстильной резинки длиной 4
- 5 см и полученное колечко поочередно надевать на кольцо
из большого и указательного пальцев (затем большого и сред­
него, безымянного, мизинца). Раздвигать пальцы, растяги­
вая резиновое колечко. Перемещать резиновое колечко с
кольца из большого и указательного пальца на следующее
кольцо из большого и среднего пальца, не помогая себе сво­
бодной рукой.

2. Сжимать мягкий поролоновый мячик между ладоня­
ми (диаметр мячика 3-4 см).

3. Мягкий поролоновый или резиновый мячик сжимать
большим и поочередно остальными пальцами сначала веду­
щей (правой), затем левой руки.

4. В коробку с фасолью или крупой поместить несколь­
ко мелких игрушек, предварительно показанных ребенку.
Затем завязать глаза и предложить ребенку на ощупь найти
эти игрушки и, не подсматривая, определить, что это.

5. Мешать воду (крупу, песок и т. п.) каждым пальцем
поочередно по часовой стрелке и против, стараясь держать
кисть руки неподвижной. (В качестве емкости использовать
пластмассовый стаканчик).

6. Предложить ребенку закрасить разными способами
(точками, вертикальной или горизонтальной штриховкой)
изображенные на альбомном листе контурные геометричес­
кие фигуры.

7. На альбомном листе нарисовать крупный квадрат
(8 Х8 см) и предложить ребенку закрасить его, например,
красными точками.

Не настаивать на продолжении работы.

Через день предложить ребенку продолжить работу на этом же листе и этом же квадрате, только изменив цвет ка­рандаша.

Еще через день опять продолжить работу, взяв другой ка­рандаш. И так до тех пор, пока весь квадрат не окажется зак­рашенным точками. 8


 

8. Отстукивание простых ритмических рисунков поду­
шечками пальцев обеих рук по подражанию (взрослый по­
казывает одной рукой, ребенок воспроизводит обеими одно­
временно). В данном ритме можно проговаривать слоги на
отрабатываемые звуки.

9. Приподнимание пальцев поочередно от мизинца ве­
дущей руки к мизинцу другой с проговариванием слоговых
рядов на отрабатываемые звуки. Ладони при этом плотно
прижаты к столу.

10. Рисование различных геометрических фигур в одну
сторону обеими руками одновременно. Закрашивание их
точками, штрихование горизонтально, вертикально и на­
клонно.

11. Рисование мелкой петлей (штрихом, точками и т. д.)
обеими руками одновременно различных знакомых предме­
тов.

12. Рисование различных животных из геометрических
фигур обеими руками одновременно.

13. Повторное рисование различных геометрических фи­
гур с закрытыми глазами обеими руками одновременно.

14. Дорисовывание различных рисунков с закрытыми
глазами (рисунок выполняется по предварительно тщатель­
но рассмотренному и прорисованному с открытыми глазами
образцу).

15. Рисование геометрических фигур, элементарных
предметов и знакомых букв в воздухе ладонями и пальцами
рук поочередно, затем обеими руками одновременно.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.