Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список основной и дополнительной литературы. 4. Радугин А.А. Социология: курс лекций






Основная литература

1. Волков Ю.Г. Социология. – М., 2011. – 432с.

2. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

3. Кравченко А.И. Социология. М: Академия, 2012

4. Радугин А.А. Социология: курс лекций. М., 2011.

5. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 2011.

6.2. Дополнительная литература

1. Смелзер Н. Социология. М., 2010

2.Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СП-Б., 2010

3.Казаринова Н., Филатова О., Хренов А. Социология. М., 2011

 

7. Контроль и оценка результатов обучения

7.1 Виды контроля (текущий, рубежный) промежуточная аттестация:

1. Планируется проведение текущего контроля в ходе аудиторных занятий.

2.Планируется два рубежных контроля в форме коллоквиума и тестирования.

3. Промежуточная аттестация в форме устного экзамена.

4. Контроль СРС в форме устных и письменных заданий.

Текущий контроль – 20%

Контроль СРС - 20%

Рубежный контроль:

коллоквиум - - 10%

тестирование - 10%

Текущий и рубежные контроли не менее 60%

Итоговый контроль не менее - 30%

7.2 Формы контроля - текущий контроль, контроль СРС, рубежный контроль, итоговый контроль.

8. Политика курса:

Требования учебной дисциплины

Дисциплина «Социология» является обязательной. Объем учебной нагрузки составляет 2 кредита, из них 15 часов - лекций, 15 часов - семинарские занятия.

Требования дисциплины: обязательное посещение аудиторных занятий, активное участие в обсуждении вопросов, предварительная подготовка к лекциям и семинарским занятиям по учебно-методическому пособию и основной литературе, участие во всех видах контроля (текущий контроль, рубежный контроль, итоговый контроль).

 

Рассмотрен на заседании методической секции кафедры,

от «___» __________2012__ г., протокол № ____

Плекса

  1. силлабус (программа учебной дисциплины для обучающихся в условиях кредитной технологии обучения); 2. глоссарий по дисциплине и общие методические рекомендации по работе с понятийным аппаратом дисциплины; 3. конспект лекций по темам учебной дисциплины и методические указания по изучению лекционного курса; 4. список обязательной и дополнительной литературы и источников к курсу и теме; 5. вопросы и/или задания для контроля теоретических знаний, позволяющие обучающимся самостоятельно определить уровень усвоения учебного материала, методические указания по организации самоконтроля и самопроверки; 6. задания для самостоятельной работы обучающегося с указанием трудоемкости и методические рекомендации по их выполнению; 7. планы проведения семинарских (практических) и/или лабораторных занятий и методические рекомендации по подготовке к ним; 8. материалы для текущего, рубежного и итогового контроля и методические рекомендации по их выполнению; 9. иллюстративный материал по учебной дисциплине, позволяющий лучше воспринять и понять учебный материал, и методические рекомендации по работе с ним; 10. хрестоматия или приложения, представляющие собой сборник дополнительных материалов, необходимых для изучения дисциплины; 11. рекомендации по выполнению курсовых работ (если таковые предусмотрены учебным планом); 12. программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий (в зависимости от содержания дисциплины).
 

 

 

Глоссарий по дисциплине и общие методические рекомендации по работе с понятийным аппаратом дисциплины

 

  1. Социология - наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем
  2. Макросоциология - область социологического знания, изучающая крупные социальные объекты и процессы, общество как социальные системы
  3. Микросоциология - область социологического знания, изучающая социальные действия, взаимодействия, социальное поведение индивидов и групп
  4. Парадигма – (греч. paradeigma — образец, пример) — система мировоззренческих, методологических, нормативно-ценностных ус­тановок, предписывающих теоретическому сознанию решать научные проблемы строго определенным образом.
  5. Познавательная функция социологии - научное изучение и объяснение со­циальных явлений, процессов на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития общества

6. Прогностическая функция социологии - выявление социальных прогнозов, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем, определение возможной траектории развития социальных процессов.

  1. Социальные факты - Способы мышления и деятельности, определяемые нормами и правилами, находящимися вне индивидов, наделенные принудительной силой по отношению к конкретному человеку
  2. Мировоззренческая функция социологии – реализация в социологической теории и практике определенных общественных идеалов
  3. Социальная статика - анатомический анализ структуры общества на конкретный момент; понимание ус­ловий установления и сохранения порядка всякой социальной общности и общества в целом.
  4. Метод понимания - метод изучения субъективного значения социальных действий
  5. Идеальный тип(М.Вебер) – методологическое средство социологического (или исторического) исследования, представляющее собой теоретическую конструкцию
  6. Конфликтология - направление, изучающее социальные конфликты и социальную динамику общества
  7. Производствен­ные отношения - отношения, склады­вающиеся в процессе производства между работниками и владельцами средств производства (К.Маркс)
  8. Про­изводительные силы - силы, которые производят новые ценности, новые материальные и духовные бла­га, люди, совершаю­щие трудовую деятельность при помощи орудий труда, средств производства, и сами эти средства производства
  9. Функция – наблюдаемые следствия, которые обеспечивают саморегуляцию системы (Р. Мертон)
  10. Явная функция – осознаваемые участниками формальные, ожидаемые социальные действия.
  11. Класс – большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода (В.И. Ленин)
  12. Социальная общность - совокупность людей, объединенных на основе сходства жизненных условий, единства культурных ценностей и норм, самоидентификации
  13. Социальная группа - совокупность взаимодействующих людей, воспринимаемая другими как некое сообщество
  14. Глобализация- процесс, который создает транснациональные социальные связи и пространства, обесценивает локальные культуры и способствует возникновению третьих культур; сформировавшаяся взаимозависимость мирового сообщества
  15. Урбанизация – переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения.
  16. Социальный институт - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации деятельности людей в целях удовлетворения конкретных потребностей на основе определенной системы статусов, ролей, ценностей и норм.
  17. Институционализация - процесс, когда некая общественная потребность осознается и для её реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
  18. Сегментация институтов - процесс умножения числа институтов, вызванный разделением труда, и специализацией их функций.
  19. Организация - способ упорядочивания и регулирования действий индивидов и групп для эффективного выполнения общей задачи; группа людей, ориентированная на достижение фиксированной цели, реализация которой требует совместных действий.
  20. Формальная организация – официально установленная структура статусов, программа деятельности и совокупности правил и норм, предписанных данной социальной организации.
  21. Неформальная организация – спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм, действий в результате межличностного и внутригруппового общения
  22. Формализация норм - закрепление элементов организации в единых образцах, и связанную с ней стандартизацию поведения.
  23. Социальная роль - модель поведения, соответствующая предписаниям, требованиям, ожиданиям в соответствии с занимаемым статусом.
  24. Статус– позиция индивида в социальной структуре, определяемая по различным признакам.
  25. Нормы– правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми.
  26. Стратификация иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени.
  27. Культурно-нормативная стратификационная система– дифференциация, построенная на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа
  28. Культурно-символическая стратификационная система– дифференциация, возникающая на основании различий в доступе к социально значимой информации и способностей и возможностей быть носителем сакрального знания
  29. Сословия - группы людей с определенным правовым статусом, передаваемым по наследству
  30. Личность — относительно устойчивая и целостная сис­тема социальных качеств, характеризующих данного индивида приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития
  31. С татусный набор - совокуп­ность статусов, характеризующих данную личность в многооб­разии ее взаимодействий с другими личностями с точки зрения выполнения своих прав и обязанностей.
  32. Социальная роль - это образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе
  33. Идентификация - процесс отождествления индивида со значимой общностью; принятие индивидом определенной социальной роли и вхож­дения его в определенную социальную группу
  34. Социализация – процесс освоения индивидом норм, ценностей, стандартов поведения окружающего его общества.
  35. Агенты социализации - люди и учреждения, связанные с социализацией личности и ответственные за результаты
  36. Установка - социальная характеристика личности, которая выражает ее готовность к социальной активности и дейст­виям в определенной сфере деятельности, направленным на дос­тижение поставленной цели.
  37. Ценностная ориентация - совокуп­ность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жиз­ни и основных средств их достижения и поэтому приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека.
  38. Нормативная личность – личность, черты которой лучше всего выражают данную культуру, идеал личности данной культуры.
  39. Диспозиция – предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях.
  40. Ресоциализация – процесс, когда индивид заново осваивает содержание социализации
  41. Аномия - состояние отсутствия значимых норм в обществе, процесс социальной дезорганизации, дезориентации, отсутствие регуляции, когда ценности, социальные связи неустойчивы и противоречивы.
  42. Маргинальность - пограничная социальная ситуация, в которой могут оказаться социальные субъекты, не сумевшие или не желающие идентифицировать себя с конкретной группой.
  43. Социальный контроль – особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.
  44. Референтная группа - любая реальная или условная малая группа, которая является эталоном для подражания (к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать).
  45. Социология образования отрасль социологической науки, рассматривающая образование как социальный институт и процесс передачи социокультурного опыта от одного поколения к другому.
  46. Образовани е совокупность устойчивых форм организации и регулирования передачи, восприятия и усвоения знаний.
  47. Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.
  48. Институт образования - система объединений людей и уч­реждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности.
  49. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
  50. Интернализация – превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Коммерциализация образования – расширение платной основы обучения.

57. Экономическая социология – междисциплинарная социологическая дисциплина, изучающая экономическое действие как форму социального действия, систему экономических отношений, социально-экономическую структуру общества, социальную мотивацию и социальное поведение индивидов в экономической сфере общества.

58. Экономическое действие, по определению М. Вебера, - осуществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей

59. Хозяйственная культура – совокупность профессиональных знаний, навыков, норм, ценностей и символов, необходимых для самоидентификации и выполнения хозяйственных ролей

60. Характер труда – социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, обусловленный целями общественного производства и господствующими отношениями в социально-экономической системе.

61. Труд – единство целесообразной деятельности, предметов и средств труда, процесс создания материальных благ и духовных ценностей.

62. Содержание труда – совокупность функций, обусловленных средствами и предметом труда, организацией производства и мастерством работника.

63. Условия труда – совокупность социально-экономических, технико-организационных, социально-психологических, природных факторов, влияющих на работоспособность человека и эффективность производства, уровень жизни и развитие личности работника.

64. Экономический институт – совокупность социальных норм, санкционирующих экономические действия

65. Собственность – совокупность норм, регулирующих имущественные отношения.

66. Класс – это группа людей, имеющая общие возможности относительно социального продвижения (М. Вебер).

67. Средний класс – часть населения, владеющие незначительным размером богатства, главный источник существования, которых, составляет доход

68. Бедность – отсутствие достаточных ресурсов для поддержания существования.

69. Относительная бедность – невозможность поддерживать некий стандарт жизни общества (субъективное определение, социальная форма бедности).

70. Экономическая организация – объединение людей, совместно реализующих общую хозяйственную цель и действующих на основе общих правил и принципов

71. Община – вид организации с присущей ей простым разделением труда, общностью имущества, ориентацией на межличностные неформализованные связи

72. Корпорация – сложноорганизованное экономическое учреждение с развитым разделением труда, с ориентацией на формальные профессиональные отношения

73. Ассоциация – добровольное объединение индивидов для реализации определенной специализированной хозяйственной функции.

74. Предпринимательство – осуществление организационной инновации с целью извлечения прибыли.

75. Порог бедности (прожиточный минимум) – сумма денег, установленная в качестве минимального дохода.

76. Рыночный обмен – способ установления социальных связей, в которых экономический расчет сочетается с борьбой за социальное признание.

77. Занятость – вовлечение нетрудоустроенной части населения в хозяйственную деятельность.

 

  1. Семья - основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами родства-супружества и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи
  2. Гендер - совокупность социальных и культурных характеристик поведения, ролей и норм, приписываемых мужскому и женскому полу в каждом конкретном обществе в определенное историческое время
  3. Культура - специфически человеческий способ деятель­ности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развиваю­щаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.
  4. Сигнификативная функция культуры - припи­сывание значений и ценностей определенным явлениям, процес­сам, событиям, людям.

82. Институционализированные нормы - закрепляемые в обществе нормы и образцы поведения, способ­ные удовлетворять основные потребности, ожидания и предписа­ния общества

83. Матери­альная культура - совокупность материальных, физи­ческих объектов, созданных творчеством человека

84. Духовная культура - совокупность нематериальных элементов, созданных творчеством людей: ценностей, норм, идей, правил, эталонов поведения, ритуалов, обычаев, традиций, симво­лов

  1. Массоваякультура – культура, ориентированная своими произведениями на усредненный уровень развития массо­вых потребителей материальных и духовных ценностей
  2. Субкультура - нормы, ценности и стандарты поведения, предпочитаемые людьми и их группами, ко­торые следуют нормам и образцам поведения, не разделяемым в качестве таковых большинством населения страны.
  3. Контркультура - система ценностей, норм, стандартов поведения, свойственных определенной социальной группе, которая не только отличается от доминирующих в общест­ве образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт.
  4. Культурная ассимиляция полное или частичное поглощение культуры одного народа другой культурой, чаще всего путем её завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабощенного этноса в этносе поработителя
  5. Аккомодация вынужденное приспособительное освоение языка другой культуры
  6. Культурный отбор избирательное и добровольное освоение ценностей другой культуры.
  7. Культурный шок – стрессовое воздействие иной культуры на человека и ли общество; разрушение устоявшихся социальных условий в результате столкновения с другой культуры
  8. Коммуникация – это передача и обмен информацией в обществе посредством знаков, символов и образов.
  9. Массовая коммуникация - это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания определенного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
  10. Символ – знак, указывающий на что-либо и понятный представителям одной культуры
  11. Стереотип – упрощенное, ценностно-ориентированное представление индивида о других
  12. Социальный миф – статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить факты и события, структурировать видение коллективного прошлого, настоящего, будущего
  13. Миф – проекция коллективного бессознательного на реальные явления, перенос архетипов на социальные объекты
  14. Массовая культура – форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики.
  15. Ксенофобия – проявление страха и ненависти ко всему чуждому для образа жизни определенного общества.
  16. Язык – система социальной коммуникации, обеспечивающая передачу и хранение социального опыта.
  17. Идеология – определенная система знаний и представлений о мире, обществе и роли человека в нем.
  18. Средства массовой информации (масс-медиа) организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять массовое тиражирование и быструю передачу больших объёмов информации
  19. Программа социологического исследования - изложение теоретико-методологических предпосылок исследования в соответствии с его основными целями; научный документ, содержащий теоретическое обоснование приемов изучения социальной проблемы
  20. Социологическое исследование - система методологических, методических и организационно-технических процедур имеющая единую цель – получение достоверных данных об изучаемом явлении
  21. Цель – планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность.
  22. Задачи – конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения проблемы.
  23. Гипотеза – форма предположения об изучаемом объекте, его структуре, взаимосвязях с другими объектами
  24. Операционализация - процесс перевода общих понятий в единичные индикаторы
  25. Репрезентативность - Свойство выборки отражать характеристики изучаемой совокупности
  26. Точечное, разовое исследование – получение в сжатые сроки информации о событии, опрос общественного мнения по различным вопросам социального развития
  27. Описательное исследование – обобщение характеристик изучаемого объекта и получение описания явления, его структурных свойств.
  28. Аналитическое исследование – выявление причинно-следственных связей явления
  29. Повторное исследование – изучение объекта через разные интервалы времени в определенных условиях
  30. Лонгитюдное исследование – длительное изучение объекта исследования до достижения им определенной стадии
  31. Генеральная совокупность – совокупность всех возможных социальных объектов исследования.
  32. Опрос - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования
  33. Социометрический опрос - метод изучения межличностных отношений в малой группе
  34. Интервью – сбор информации об исследуемом объекте в процессе личного общения с респондентом по специально составленному вопроснику
  35. Наблюдение - сбор информации об объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий.
  36. Анализ документов извлечение из документальных источников информации при изучении явлений для решения определенных исследовательских задач
  37. Контент-анализ - Количественно-качественный анализ документов, основанный на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой
  38. Формализация - совокупность процедур форми­рования доступа к социологической информации, ее фиксации и измерения
  39. Редактирование информации – проверка и формализация информации
  40. Кодирование информации - перевод на язык формализованной обработки данных.
  41. Статистический анализ – выявление некоторых скрытых статистических закономерностей, выделить наиболее существенные взаимосвязи между переменными, позволяющие сделать выводы и обобщения
  42. Случайная выборка – отбор на основе статистической случайности (R: день рождения и т.д.).
  43. Систематическая выборка – процедура отбора каждого N-го элемента из списка элементов изучаемой совокупности с использованием определенного «шага», т.е. через определенное количество номеров.
  44. Квотная выборка отбор людей с конкретным набором характеристик, осуществляемый квотами от каждой группы населения с заданными пропорциями.
  45. Гнездовая или кластерная выборка – отбор кластеров, групп или гнезд более мелких единиц (отбор небольшого числа населенных пунктов, районов, жилых кварталов и т.п.).
  46. Стратифицированная (районированная) выборка – тип выборки, где отбору единиц измерения предшествует процедура расслоения исходной совокупности на качественно однородные слои, страты.

 

Методические рекомендации по работе с глоссарием и понятиями:

1. при составлении глоссария выделяйте только базовые понятия, раскрывающие основное содержание темы по каким-либо общим и специфическим признакам. Например, в теме «Общество как система» - это будут понятия, раскрывающие сущность общества как социальной целостной системы, структурные свойства, закономерности её функционирования и развития: социальная системы, социальная структура, социальный процесс и т.п.

2. внимательно прочтите определение понятия несколько раз;

3. если в определении встретились неизвестные или малопонятные термины, обратитесь к словарю – толковому, энциклопедическому, которые помогут ликвидировать затруднения или к учебным пособиям (обязательно запишите источник с указанием страниц);

4. при работе с понятием вначале попытайтесь четко усвоить его содержание, прояснить сущность, а затем выделите его отличительные признаки.

5. обратите внимание на лаконичность определений, выражающих смысловую суть понятия

6. главное средство формирования понятий – основные тексты учебников, где ключевые научные положения выделены крупным или жирным шрифтом

7. можно понятийный аппарат темы можно представить в форме кроссворда

 

3.Конспект лекций по темам учебной дисциплины и методические указания по изучению лекционного курса

 

Тема 1. Социология как наука (объект, предмет и структура).

Цель: понимание специфики социологического знания, представление о её объекте и предмете, структуре, рассмотрение функций социологии и их взаимосвязи с научным познанием реальности.

Перечень вопросов:

1.Социология как наука, её функции.

2. Объект и предмет социологии.

3. Структура и уровни социологического знания

Основные понятия.

Объект, предмет, структура и функции социологии. Макро и микросоциология. Теоретическая и прикладная социология. Законы, категории, методология, парадигмы социологии. Понятие социального факта. Иерархия задач социологии. Теоретико-познавательная, организационно-техническая (прикладная), управленческая, прогностическая и другие функции социологии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.