Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.Д. АЛЬПЕРОВИЧ 6 страница






Рухнувшие или несбывшиеся надежды вызывают самый се­рьезный, самый длительный и самый разрушительный стресс. " Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок", " Зачем я жил? " Понять и принять эти положения должны не столько пожилые, сколько те молодые, которые со временем тоже состарятся.

Что ответить на эти вопросы, не кому-нибудь, а самому себе? Есть ответ или нет его, у каждого человека он - свой. Но, как мини­мум, два аргумента являются общими для многих.

1. Жизнь кончается не тогда, когда человек умирает, а значительно раньше, если он перестает радоваться дню сегодняшнему и верить в завтрашний.

В пятидесятилетнем возрасте великий писатель, состоятель­ный помещик, отец многодетного семейства Лев Толстой мучитель­но искал ответ на вопрос о своем назначении на земле. Эти поиски длились не день-два, а несколько лет, и с той же интенсивностью продолжались до конца жизни. Он писал в " Исповеди": " Вопросы не ждут, надо сейчас ответить; если не ответишь нельзя жить. А от­вета нет". В.Жданов, биограф Л.Толстого, так описывает душев­ное состояние Льва Николаевича: " Наступили страшные годы. То, что и раньше временами посещало Толстого, приводило его в без­надежное уныние, но потом быстро рассеивалось, превратилось теперь в непрерывный мучительный крик". Сам Толстой пишет, в


это же время, в письме одному из друзей: " Сплю духовно и не могу проснуться. Нездоровится, уныние. Отчаяние в своих силах. Что мне суждено судьбой, не знаю, но доживать жизнь без уважения к ней - мучительно. Думать даже - и к тому нет энергии. Или совсем худо или сон перед хорошим периодом работы". Он угадал, это был " сон перед хорошей работой".

Если отвлечься от авторитета великой личности, то можно заключить, что это типичный фрустрационный стресс, вызвавший не только глубокую депрессию, но и расстроивший завидно креп­кое здоровье. Преодоление этого состояния дало возможность про­жить писателю еще три десятка лет, познать новые радости жизни, любить и быть любимым, трудиться и страдать. Все это во многом благодаря обретению новой цели, того, что было названо " толсто­вством". Создание своего собственного учения суждено только ге­ниям, но каждый человек волен искать и находить новые цели жиз­ни в любом возрасте и в пожилом, в том числе.

Возможно возражение: " Толстому было 50 лет, когда он писал " Исповедь" и мучился смыслом жизни. Но что делать, если вопрос о смысле жизни мучит семидесятилетнего? В 70 лет Лев Тол­стой изучил древнееврейский язык, чтобы читать Ветхий Завет в подлиннике. И опять же, не обязательно изучать древние или со­временные языки, можно заняться вышиванием, вырезанием, вы­жиганием, садоводством, цветоводством, фотографией, шитьем, кулинарией. Есть сотни других дел и ремесел.

Не все способны найти применение своим силам и способ­ностям, свое место на новом этапе жизни. Тогда возникает настро­ение подавленности. Следующий этап - депрессия. Подавленное настроение, и депрессия могут быть вызваны различными причи­нами и иметь различную степень выражения. Они могут иметь раз­личную степень выражения - от нежелания следить за своей вне­шностью до мысли о самоубийстве при затянувшейся депрессии. От нежелания бриться до желания чиркнуть себя бритвой по венам -огромная дистанция. И все же небритые щеки и нечищенные бо­тинки - это верный признак утраты интереса к жизни. Пожилые мужчины более, чем втрое склонны к самоубийству, по сравнению с молодыми мужчинами, и во столько же раз - по сравнению со сво­ими сверстницами. Причем, такая статистика во всех республиках СНГ, но наибольшим числом самоубийств отличается Россия. Алек­сандр Солженицин в одном из интервью отмечал рост самоубийств в России, при этом значительное число семейных самоубийств про­слеживается среди пожилых людей.


Для состояния депрессии характерно уныние, пессимизм, ра­зочарование в себе и близких; легко возникающая раздражитель­ность; плаксивость; нерешительность; быстрая утомляемость; сни­жение аппетита или, напротив, тяга к обжорству; мысли о суициде, попытки его осуществления и сам суицид.

2. Считать удачи и успехи и постараться не вспоминать обиды и промахи и удары судьбы.

Если человек дожил до солидного возраста - это уже удача. Именно люди преклонного возраста, задумывающиеся о своем пред­назначении, они не могут не вспомнить того, чем можно гордиться, о своих победах, хотя бы над самим собой. Как говорили древние римляне: " Высшая власть - это повелевать собой". Такие люди обя­зательно сделали в этой жизни немало доброго и хорошего для дру­гих. Известно, вялые, безвольные, злые и подлые люди долго не живут.

Следует воспользоваться опытом друга детства - Робинзо­на Крузо: " Порою на меня нападало отчаяние, я испытывал смер­тельную тоску. Чтобы побороть эти горькие чувства, я взял перо и попытался доказать себе самому, что в моем бедственном положе­нии есть все же немало хорошего. Я разделил страницу пополам и написал слева " худо", а справа " хорошо".

Оказалось, что на каждое " худо" есть свое " хорошо", как говорится " нет худа без добра". Робинзон был уверен, что эти раз­мышления оказали ему большую поддержку. " Я увидел, что мне не следует унывать и отчаиваться, так как в самых тяжелых горестях можно и должно найти утешение".

Психолог бы сказал, что таким приемом путешественник " выработал защитную тактику" и в дальнейшем, всякий раз, когда действительность повергала его в отчаянье, перед его мысленным взором при сознательных усилиях должна была вставать эта рас­черченная на двое страница, имеющая защитный характер, покуда она не достигла значения фиксации и не выступила противовесом возможных фрустраций.

По Селье, продолжительность жизни зависит, с одной стороны, от того количества адаптационной энергии (нечто вроде " жизненной силы"), которое человек получил по наследству, с дру­гой, - от того, как он расходовал ее в различных жизненных ситуа­циях, вызывающих стресс. Концепция имеет, как минимум, два до­вольно уязвимых места. Во-первых, связь между наследственнос­тью и долгожительством не раз подвергалась весьма аргументиро-


ванной критике. Одним из первых критиков этой связки был И.И.Мечников. Во-вторых, если поверить в эту концепцию, то сле­дует поверить и в бессмертие, при условии полного сохранения так называемой адаптационной энергии. Но сам автор убежден, что без стрессов жизнь невозможна.

Известный отечественный геронтолог В.В.Фролькис описы­вает эксперимент, поставленный на трех группах животных /кры­сах/. Одних поместили в условия, где ничто не нарушало их покоя -ни звуковые, ни световые раздражители, ни столкновения у кор­мушки. На крыс второй группы время от времени воздействовали всеми видами раздражителей. Для третьей группы стрессовые си­туации создавали постоянно: они следовали одна за другой, подо­пытных не оставляли в покое. Продолжительность жизни второй группы /с кратковременными стрессами/ оказалась больше, чем у первой и у второй групп животных. У постоянного покоя более силь­ное губительное воздействие, чем у постоянного раздражителя.

В.В.Фролькис полагает, что наша жизнь - не просто посто­янная трата полученного при рождении наследства, " жизненного заряда", но пополнение его фондов в процессе жизнедеятельности. " Мягкий" стресс мобилизует наши жизненные силы, но часто по­вторяемые стрессы, регулярная перегрузка организма ускоряет про­цесс старения. Естественно, что молодые люди легче адаптируются к нестандартным ситуациям и вызываемыми ими стрессами в отли­чие от пожилых. Перегрузки, с которыми молодость справляется, не истощая силы организма, не по силам старикам.

Еще одна особенность проявления и влияния стресса: он чаще случается у женщин, чем у мужчин, но женщины легче справ­ляются с ним и быстрее адаптируются к его воздействию. Некото­рые специалисты полагают, что секрет такой выносливости " сла­бого пола" в том, что женщины умеют разряжать свои эмоции сле­зами, а то и истериками. В слезе, утверждают они, не только избы­ток ионов натрия, калия и других солей, но и избыток адреналина. Адреналин, как известно, вызывает сужение большинства сосудов, усиливает сокращения сердца, изменяет частоту сердцебиения, по­вышает артериальное давление. Следовательно, женщины, давая волю эмоциям, на инстинктивном уровне оберегают себя от серьез­ных неприятностей, провоцируемых стрессом.

Замечено, что женщины более разборчиво, чем мужчины, относятся к приему лекарств, которые, независимо от их прямого назначения, могут спровоцировать стресс; речь идет прежде всего и в основном о лекарствах, принимаемых без назначения врача.


Но, при всем при том, сами женщины зачастую выступают как бы " вирусоносителями" стресса. Стресс также заразен, как и грипп. Если у одного из членов семьи стресс, то он может передать его всей семье. Особенно опасны в этом отношении люди, постоян­но работающие с большим числом людей: продавщицы, водители транспорта, учительницы и другие.

Повелители хорошего настроения и одно из самых сильных лекарств от стресса - шутка, юмор. Люди, лишенные чувства юмо­ра, гораздо чаще и сильнее страдают от стрессов, чем те, кто всегда готов посмеяться над собой, своими неприятностями, недомогани­ями, морщинами.

В своей книге " Смех - дело серьезное" философ Джон Мо-рилл дает такое объяснение этому явлению: " Человек, обладающий чувством юмора, в стрессовой ситуации отнюдь не чувствует себя спокойнее, просто он гибко подходит к ее разрешению".

Другой известный философ и писатель Артур Кестлер, не считавший смех серьезным делом, писал: " Единственной функцией смеха является просто снятие напряжения".

Датский ученый Карл Родаль утверждал: " Трехминутный смех заменяет пятнадцатиминутную гимнастику".

Пожилые люди должны тщательно избегать мрачных лю­дей, мрачных кинофильмов, мрачных романов. Для сохранения здо­ровья и бодрости куда полезней кинокомедии, анекдоты, юморис­ты и веселые собеседники. Превосходство продолжительности жен­ской жизни над мужской объясняют не только тем, что они чаще плачут, но и тем, что они чаще, чем мужчины, смеются. Великий французский писатель Стендаль оставил чудесное наставление: " смех убивает старость"


ГЛАВА V. ЗДОРОВЬЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Гериатрия. Практически в нашей стране нет ни гериатри-ческих поликлиник, ни врачей этой специальности. Так, в Ростовс­кой области, согласно официальной статистики, - почти 16 тысяч врачей более двух десятков специальностей. Гериатров в этом пе­речне - нет. Ростовский медуниверситет не ведет подготовку гери-атров. Хотя не требует доказательства абсолютная истина - лече­ние пожилых людей, как и детей, имеет свою серьезную специфику. Гериатр и педиатр - сходные профессии, пациенты и того, и друго­го требуют учета их возрастных особенностей. К особенностям ста­реющего организма, требующего необходимой корректировки, от­носятся гетерохронность, гетеротопность и гетерокинетичность. Гетерохронность - означает различия во времени наступления вре­мени старения различных органов и тканей. Гетеротопность - вы­раженность процесса - неодинаковая для разных органов и для раз­ных структур одного и того же органа. Гетерокинетичность - раз­личная скорость развития возрастных изменений организма.

Старость - не болезнь, физиологи утверждают, что смерть от истинной старости встречается не чаще, чем одна на 100 тысяч. Но болезни случающиеся в старости протекают на фоне названных особенностей. Геронтолог И.В. Давыдовский писал: " Старость не является болезнью в современном понимании этого слова. Старость, как правило болезненна... Эта болезненность естественна в том смысле, что она отражает естественные, сущностью старения обус­ловленные недуги старости". (" Геронтология"). Протекание забо­леваний в этом возрасте имеет замедленный и замаскированный характер, с пониженным порогом чувствительности, уменьшением резервные возможностей организма и повышением вероятности инфекционной восприимчивости.

Влияние традиционного мышления на ошибки в диагностике. " Синдром Плюшкина". Физиологические особенности стареюще­го организма значительно усложняют диагностику. И отсюда две ошибки в подходе к лечению пожилых людей: с одной стороны, -стремление списать все заболевания на преклонный возраст, с дру­гой - абсолютное игнорирование возрастной специфики.

Об ошибке первого типа. В начале века врач и этнограф Г.И.Попов создал интереснейшую книгу " Русская народно-быто­вая медицина". Об этой книге нельзя сказать " написал": она вобра­ла в себя мудрость и поверия русской деревни " из первых рук". " Сре­ди естественных причин болезней (признаваемых в народе - В.А.), -


замечает Попов, - есть еще одна - старость. Народ не мог не заме­тить, что с наступлением старости настает, так сказать, законное время болезней, Он (народ - В.А.) не в состоянии отделить чисто старческих заболеваний от других, которыми старики страдают в такой же мере, как и люди других возрастов: по мнению народа, все болезни стариков зависят от старости, почему во многих случа­ях и лечение их считается совершенно излишним. Этот термин " уме­реть от старости", как известно, перешел и в церковные метрики". Но дело в том, что медицинские учреждения, а вслед за ними ЗАГСы, и поныне делают такую же запись для умерших старше 80 лет. Та­ким образом, создается психологическая установка и для врачей, и для самих пожилых больных, что лечение людей такого возраста, как писал Попов, " считается совершенно излишним". Конечно, ряд патологий чаще встречается у пожилых людей, чем у людей средне­го возраста (например, онкологические и кардиологические), но они не являются абсолютной принадлежностью старшего возраста, тог­да как ряд психических заболеваний встречаются исключительно у стариков (болезни Альцгеймера, Паркинсона).

Значительное увеличение старшей демографической груп­пы отмечен еще более значительным ростом психических заболе­ваний в этом возрастном контингенте. Отечественная и зарубеж­ная статистика свидетельствуют, что от 10 до 25% всех лиц старше 60-65 лет страдают психическими нарушениями различной тяжес­ти. Психические отклонения у пожилых различны по силе, проис­хождению, причинам и протеканию.

Здесь кроется вторая ошибка в отношении здоровья стари­ков. Психические расстройства, так же как и другие заболевания в этом возрасте, наступают незаметно, медленно. Создается обман­чивое впечатление, что у человека с возрастом до предела портится характер, на поверхность выступают самые неприятные черты: свар­ливость, скандальность, скаредность, подозрительность и т.п. Клас­сический пример - гоголевский Плюшкин. Из поколения в поколе­ние Плюшкин воспринимается как эталон жадности. На самом же деле, если сопоставить текст поэмы " Мертвые души" и перечень синдромов сенильного и пресенильного (старческого и предстар-ческого) психозов, то станет ясно, что мы имеем описание тяжко больного несчастного старика. Казалось бы, какое отношение име­ют социологи, социогеронтологи к познанию психических рас­стройств? Но, как пишет Т.Шибутани, известный теоретик инте-ракционизма, давно установлено А.Адлером, К.Хорни, Э.Фроммом и др., душевные расстройства есть результат нарушений в межлич-


ностных отношениях.

Именно поэтому профессиональные геронтологи-клиници­сты стремятся прежде всего как можно более подробно исследовать старого человека как личность. Для этого в клинической практике используется многомерный диагноз. Врачи полагают, что важно не только выявить и идентифицировать заболевания, произвести из­мерение функциональных возможностей пожилого человека, но и выяснить перигноз, то есть оценить окружение и среду этого чело­века, составляющих условия его жизни. В практику внедряются спе­циальные методы исследования, например, тестирование самосто­ятельности или степени зависимости, выявление объективных и субъективных потребностей индивида. При обследовании больно­го старого человека нельзя ориентироваться только на биологичес­кие параметры и потому необходимы психосоциальные методы ис­следования, оценку качества жизни и жизненной удовлетвореннос­ти. Следует учитывать, что старость есть последний этап онтогене­за, обусловленный всеми " отпечатками", оставленными предыду­щими этапами развития.

Соотношение социального поведения и здоровья может явиться темой отдельного исследования. В Британии издается со­циологический журнал с аналогичным названием, мы же предлага­ем лишь абрис этой темы.

Социальные характеристики человека оказывают решающее воздействие на его здоровье, хотя это и не отрицает того факта, что люди - биологические существа. Американские кардиологи М.Фрид­ман и Р.Розенман предложили распределить всех людей по манере их поведения на два типа: А и В. По их мнению люди поведенческо­го типа А значительно больше предрасположены к атеросклерозу и ишемической болезни сердца, чем люди типа В. Различные фо­бии: канцерофобия, кардиофобия способны страх перед болезнью превратить в саму болезнь. Специальный медицинский термин " ят-рогения" обозначает болезненные состояния, вызванные неосторож­ными высказываниями медперсонала или кого-то из родственни­ков больного. Пожилые люди чаще других страдают ятрогениями. Они же подвержены значительному риску, так называемым, болез­ням цивилизации (склероз кровеносных сосудов и коронарная бо­лезнь, ожирение, сахарный диабет, гипертония и др.).

Витаукт. Но велики и приспособительные возможности че­ловеческого организма. В соответствии с адаптационно-регулятор-ной теорией, выдвинутой известным ученым-геронтологом В.В.Фролькисом, в ходе эволюции наряду со старением возник и


процесс витаукта, стабилизирующий жизнедеятельность организ­ма, повышающий его приспособительные возможности. Витаукт -не просто восстановление повреждений, возникающих в процессе старения, это механизм поддержания надежности организма, его способности к восстановлению, к компенсации возникших наруше­ний. Познание особенностей регуляторных связей процессов ста­рения и витаукта определяют во многом стратегию и тактику про­дления жизни - замедления темпа старения, активизации процессов витаукта.

Исследователи многих стран утверждают, что здоровье на­селения только на 8-10 процентов зависит от здравоохранения, тог­да как от социальных факторов (образа жизни, условий внешней среды и т.п.) на 65-70 процентов.

Современное движение медицинского знания от представ­ления о человеке как совокупности больных и здоровых органов и систем к пониманию целостной личности со своей анатомофизио-логической структурой, характерологическими чертами и манерой поведения - важнейшее условие решения проблемы увеличения про­должительности жизни.

ГЛАВА VI. ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОЖИ­ЛОГО ЧЕЛОВЕКА.

Типология взаимоотношений пожилых супругов. Семья -культурный универсалий мира. Для разных стран, народов и вре­мен характерен именно такой способ организации личной жизни, именно этот социальный институт. Когда распадается семья - рас­падается связь времен, потому что семья обеспечивает непрерыв­ность развития человеческого. Все её функции направлены на со­хранение непрерывности: репродуктивная - на продолжение чело­веческого рода; социализация ребенка, установление моральных императивов, сохраняет и развивает человеческую культуру; удов­летворение семейных материальных потребностей создает главный стимул для экономического воспроизводства.

Однако каждый народ имеет свою собственную историю и свою специфику организации семейной жизни. Современная семья -продукт длительной эволюции при сохранении национальных тра­диций. Понять сегодняшние коллизии в семье как социальном ин­ституте возможно только через познание её исторических особен-


ностей и того общества, в котором она развивалась. С другой сто­роны, постичь русский национальный характер вне понимания ис­тории семейных нравов, укладов тоже невозможно. В истории се­мьи отыскиваются корни многих социальных институтов и ключи к объяснению неповторимого колорита России.

Рассмотрим историю российской семьи за последние 100-150 лет. За этот исторически короткий срок российская семья из традиционно крестьянской (по переписи 1897 года 106 млн из 125 млн населения России - крестьяне) преобразовалась в современную, преимущественно городскую, семью. Изменился уклад семейной жизни: от патриархального к биорхатному.

Сельский крестьянский быт XIX века с его обрядами и обы­чаями держал под своей культурной эгидой абсолютное большин­ство населения. В какой-то степени исключение составляла рос­сийская аристократия. Крестьянская семья по своей культуре и быту резко отличалась от аристократической, ориентированной на За­падную Европу. Водораздел проходил через психологический склад личности: крестьянину была свойственна привязанность к общине, к семье, тогда как аристократам был присущ европейский индиви­дуализм. Но будучи соотечественниками, придерживавшимися од­ной религии, одних и тех же традиций, они имели много общего. Во главе семейства Ростовых, так же как и любой крестьянской се­мьи - отец, всем распоряжающийся и все определяющий в доме. Власть главы семьи переходила от отца к сыну или брату, то есть наследование властных полномочий и в крестьянской, и в царской семье шло по одной и той же схеме.

Историк и этнограф И.Забылин, собиратель описаний рус­ских преданий, обычаев и обрядов писал: "... у славян всегда почи­тали старших себя. Главой семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники и слуги повиновались этому главе бес­прекословно" (" Русский народ"). Возможно, потому тоталитаризм и его разновидность - казарменный социализм, с их непременным вмешательством в личную жизнь, с коллективными хозяйствами и коммунальными жилищами, имели благодатную почву и сравни­тельно легко (относительно стран Восточной Европы) привились на российских просторах.

Проведенный нами исторический экскурс должен объяснить, почему семьи людей старших возрастов чаще тяготеют к автори­тарному типу и редко к эгалитарному. Безусловно, не только воз­растная характеристика определяет тип семьи. Последний склады­вается под влиянием ряда признаков: территориального (город или


село), этнического, имущественного, зависим от образовательного и культурного уровня, наличия или отсутствия детей, психологи­ческих особенностей супругов, семейного стажа и других привхо­дящих обстоятельств.

Важно подчеркнуть, никем прежде не отмеченный факт в диалектике развития семейных форм. Урбанизация значительно мо­дернизировала семью: дети и родители живут в разных домах, а порой и разных городах, но между ними существуют устойчивые связи и взаимопомощь. Изменилось само понятие семьи, в связи с изменением её структуры. Ныне семья - это не только люди, прожи­вающие под одной крышей. Современные транспортные, телефон­ные и другие средства связи, СМИ создали возможность нового вида семейных объединений. Живя на расстоянии друг от друга, люди осознают себя членами одной большой семьи, включающей в себя несколько нуклеарных семей. Семья стала мультинуклеарной, это новый этап в развитии старого социального института - семья.

Социологи семьи подробно разработали проблемы моло­дежной семьи, в меньшей степени - семьи среднего возраста, но по­чти не затронули проблем пожилой семьи. Демография свидетель­ствует, что частота разводов зависит от возраста супругов. Обыч­но она достигает максимума между 20 и 30 годами, а минимума в возрастах старше 50 лет. Влияние возраста супругов как фактора стабилизации брака тесно переплетается с продолжительностью брака: максимум разводов приходится на первые 5-10 лет, мини­мум, приближающийся к нулю - при длительности брака 30 и более лет. Теория социального распределения ролей утверждает, что сре­ди доминирующих мужских качеств приоритетное место занимает запрет на выражение чувств и эмоциональное поведение, невнима­ние к проблемам здоровья. В целом же в представлении о муже­ственности всегда присутствует мотив " антиженственности". С воз­растом мужские качества тускнеют, страх женственности теряет былую жесткость, вместе с этим отступает противоположность муж­ских и женских ролей. Супруги приобретают общий язык, стано­вятся родными не по крови, а по долгим прожитым годам, по обра­зу жизни и мысли, по взглядам, привычкам и вкусам. Даже в быв­ших конфликтных семьях стихают раздоры. Отношения пожилых супругов могут служить лучшим примером, иллюстрирующим тео­рию символического интеракционизма: каждое движение, жест, выражение лица несут в себе значение, понятное обоим сторонам общения. Каждый из супругов способен предугадать альтернатив­ные поведенческие реакции другого и смоделировать собственное


поведение.

Но было бы заблуждением полагать, что для пожилых парт­неров мели и рифы в супружеских отношениях позади. Ни возраст, ни семейный стаж не дают гарантий мира и согласия. Лев Толстой убежал от Софьи Андреевны в 82 года, прожив с ней 48 лет. Еще одно заблуждение, что в пожилом возрасте отсутствует необходи­мость приспособления, как утверждают некоторые авторы (Е.А.Якуба. Социология. Харьков, 1996). В пожилом возрасте под влиянием субъективных и объективных обстоятельств происходят частичные вполне естественные ухудшения зрения, слуха, вкусовых ощущений, замедление реакций, изменения внешности, походки и т.п. Все это отражается на характере и манере поведения. Самому себе человек может казаться малоизменившимся, тогда как парт­нер фиксирует все эти изменения и ему требуются усилия, чтобы приспособиться к новым ситуациям.

Мы предлагаем следующую типологию отношений между пожилыми супругами: сосуществователи, партнеры-конкуренты, влюбленные друзья.

К типу " сосушествователей" относятся пары, которые жи­вут вместе как бы по привычке, за долгую жизнь у них накопилось столько обид друг на друга, что под их грузом забылось первона­чальное чувство, которое объединило этих людей когда-то. Супру­ги уже " не выясняют отношений", потому что никаких отношений нет, они абсолютно безразличны друг к другу. Как возникают та­кие пары? Аристофан, создатель мифа о двух половинах, устами Платона объяснил: они соединились не своими половинами и не составили единства. Современные Платоны дают другое объясне­ние: они не смогли преодолеть барьеров отчуждения, их стремле­ния, установки характеры оказались разнонаправленными.

Второй тип, " партнеры-конкуренты". Этих людей когда-то, в молодые и зрелые годы, объединяло какое-то общее занятие, воз­можно специальность. Вместе они составляли хороший тандем, дви­жущийся вверх к высотам карьеры. Они постоянно следили за тем, чтобы любая работа, в том числе и домашняя, выполнялась на па­ритетных началах. На старости лет, когда карьерные мотивы ото­шли в прошлое, совместные успехи потеряли свою ценность и оста­лись только скука от однообразия, взаимные упреки в выборе для себя более легкого задания, в нарушении основного договора о парт­нерстве.

Третий тип, " влюбленные друзья". Отношения, построен­ные на любви и дружбе, которые эти люди сумели пронести через


всю жизнь. О такой пожилой паре Андре Моруа писал: " Таким суп­ругам скука не страшна... Почему? Потому что каждый из них на­столько хорошо знает, что именно может заинтересовать другого, потому что у обоих вкусы настолько совпадают, что беседа между ними никогда не замирает. Прогулка вдвоем для них так же доро­га, как в своё время им были дороги часы любовных свиданий... Каждый знает, что другой не только поймет его, но заранее обо всем догадывается. В одно и тоже время оба думают об одних и тех же вещах. Каждый просто физически страдает из-за нравственных переживаний другого" (" Письма незнакомке").

И.И.Мечников на основе собственных наблюдений отмечал, что " долговечность часто обнаруживается у супругов, не имеющих ничего общего, кроме образа жизни" (" Этюды оптимизма").

И еще одно интересное наблюдение, подтвержденное иссле­дователями разных стран от Нидерландов до Японии. Продолжи­тельность жизни женатых мужчин больше, чем холостых, а у холо­стых выше, чем у вдовцов. Смертность женатых мужчин от болез­ней сердца, онкозаболеваний в два раза ниже, чем у разведенных и что самое удивительное в четыре раза ниже от дорожных катаст­роф. Суицид более чем в четыре раза популярнее у разведенных, чем у женатых.

Сексуальные отношения после шестидесяти. Сексология ин­тегрирует широкий спектр знаний: медицинских, психологических, социологических, философских, исторических, религиоведческих. Проблемы сексуального поведения, как и другие поведенческие проблемы, находятся в исследовательском поле философии и соци­ологии. Достаточно напомнить, что сам термин сексология ввел в научный оборот русский философ Василий Розанов. В наше время самое яркое научное рассмотрение сексологических проблем мож­но найти в работах известного философа Игоря Кона. Однако, в недавнем прошлом такие проблемы были " выкорчеваны из фило­софского поля". Ни в " Философской энциклопедии", ни в " Фило­софском энциклопедическом словаре" нет статей, посвященных этой проблеме. Как, впрочем, нет соответствующей статьи в новом сло­варе: " Энциклопедический социологический словарь".

В сознании огромного числа людей, особенно старшего по­коления, секс предстает как нечто непристойное, унизительное, с множеством табу и ложных представлений. Свой отпечаток на их сознание наложили христианская мораль и советские идеологичес­кие установки. И то и другое по своей сути антисексуально: все те­лесное для них - низменное, греховное, не соответствующее мораль-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.