Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.Д. АЛЬПЕРОВИЧ 3 страница






Теория субкультуры (А.Роуз), согласно которой культура становится стержнем, объединяющим людей пожилого возраста, и создает особую близость между ними и в то же время обособливает их от других возрастных когорт. Причем автор теории утверждает, что культура пожилых особая, отличная от культуры всех других возрастных групп. В практическом плане А.Роуз предлагал созда­ние поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.

Что касается субкультуры, то она не есть какая-то вновь создаваемая культура для пожилых и старых. Это та культура, ко­торую они освоили прежде, распредметили её и считают своей соб­ственной. Она действительно может объединять людей в опреде­ленную группу, с привычными нормами морали, поведения, тради­циями, духовными ценностями. Но так как в группах, предшеству­ющих стареющей, нет единой культуры, то и перенос в старшую

группу какой-то единой культуры невозможен. С другой стороны, i развитие культуры есть прерывно-непрерывный процесс, и потому культура в большей степени объединяет различные поколения, чем разводит. Не оправдала себя такая теория и на практике, создание разного рода сепаратных поселений для людей преклонного возра-ста оказалось дорогим и неэффективным занятием. К такому выво-ду пришли геронтологи в самых разных странах, в том числе и в Соединенных Штатах.

Теория возрастной стратификации. Эта теория предпола-
гает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделе-
ние людей на группы по их образу жизни и материальному по-
ложению.

Приходится констатировать, что существующие социоло-
-гические теории старения в основном представляют собой узкие,
ограниченные представления, рассматривающие лишь отдельные
аспекты феномена старости, при отсутствии солидной теоретичес­
кой систематизации.

Ни одна из названных теорий не дает реального представ­ления о феномене старения. Каждая из них абсолютизирует какой-то один из возможных моментов.

По нашему мнению, наиболее продуктивными, объясняю­щими проблемы старения и старости могут быть положения тео- рии символического интеракционизма Джорджа Мида. Прежде все-го, привлекает построение концепции на фундаменте идей из раз­личных областей науки. Для социальной геронтологии это идеи из области общей геронтологии, демографии, психологии, медицины, теории и методики социальной работы. Межпредметность - специ-фическая черта социальной геронтологии.

Во-вторых, это идея коммуникации как средства взаимо­приспособления индивидов, являющимся важнейшим условием су­ществования и развития общества. Для пожилого человека это при­способление: а) к представителям новых, молодых когорт; б) к " обобщенным другим", которые в данном случае выступают как изменившееся общество в целом; в) к самому состоянию старо­сти, то есть к самому себе в новом качестве. С другой стороны, об­щество должно приспособиться к тому, что значительной его час­тью являются люди старших возрастов, что его демографическая структура приняла новый вид - " седого общества". Если приспосо-бительные способности стариков вырабатывались веками, (Дж.Мид отмечал, что человеческое поведение вообще имеет адаптивный ха­рактер), то общество с необходимостью приспособиться к собствен-

ной старости столкнулось впервые и во многом оказалось к этому неготовым ни на уровне социума, ни на уровне индивидов.

В-третьих, интересны положения Дж. Мида о стадийности процесса развития самости. На первой стадии, стадии ролевой игры ребенок идентифицирует себя с тем образом, который ему навязы­вают или подсказывают родители. На второй стадии, собственно игровой, подросток, общаясь в более широком кругу, получает воз­можность взглянуть на себя со стороны. Так формируется " меня" и принимаются правила игры. На третей стадии человек входит в определенную группу, осваивает систему отношений и тем самым определяет свое место в общественной иерархии.

Нам представляется, что схему Дж.Мида можно расширить, распространив трехфазное представление на каждый новый этап в жизни человека. Одним из таких этапов является старость. На пер­вой стадии, еще задолго до наступления реальной старости человек подспудно " примеряет" на себя образ старика, в общении с людь­ми старшего возраста, с дедушкой, бабушкой. На второй стадии, в непосредственно предпенсионном возрасте, человек осваивает пра­вила поведения в сообществе пенсионеров - принимает моду этой группы, отказывается от прежней моды и привычек, усваивает при­нятые правила поведения стариков. На третей стадии, собственно пенсионной, он использует приобретенное на второй стадии, обре­тает символы старости, адаптируется к новому отношению к себе со стороны окружающих. Важным моментом является своевремен­ность вступление во вторую и третью стадию, чреваты и преждев­ременность, и опоздание. И в том, и в другом случае человек ока­зывается вне собственной возрастной группы, как бы застревает в переходе. Преждевременное " натягивание" стариковского поведе­ния равносильно раннему старению, запаздывание в осознании соб­ственного возраста когда-то остроумно охарактеризовал Цицерон: " Он остался прежним, но прежнее ему не шло".

Степень разработанности социальной геронтологии и герон-тосоциологии есть опосредованное отражение неготовности обще­ства к своей новой демографической структуре, к связанным с её обретением трудностям и использованием её достоинств. Мид счи­тал, что в адаптации содержится сила созидания, то есть можно ут­верждать, что адаптация общества к новой демографической ситу­ации носит созидательный, стабилизирующий характер, столь не­обходимый сегодняшней России.

Геронтократия. Двадцать шесть веков назад мудрый грек Пифагор сказал, что расцвет человеческих сил совпадает с его со-

рокалетием. Греки считали, что к этому возрасту человек достига­ет вершины развития своих творческих способностей и называли этот возраст " акмэ". С тех пор утекло немало воды, написаны мил­лионы книг, но никто не опроверг утверждения древнегреческого мыслителя, тогда как вопрос о том, когда для человека приходит время спускаться с этой вершины, остается спорным. Разные авто­ры называют различные сроки окончания " акмэ", времени, когда следует сойти с беговой дорожки жизненной активности и уступить лидерство новым людям.

Но когда наступает это время? " В этом вопросе, как и во многих, современная наука подкачала. Мы отказались от грубых методов прошлого... Африканские племена уничтожали своих вож­дей по истечении должного срока или при первых признаках дрях­лости" - так писал по этому поводу всемирно знаменитый публи­цист-сатирик Паркинсон.

Естественно, время, когда следует " помахать шляпой и от­кланяться", зависит от времени наступления старости. Но, как уже отмечалось, геронтологи различают несколько видов старости: хро­нологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Социальная старость синтезирует все виды старости, но это не про­стая сумма - социальная старость нечто большое. Все другие виды старости присутствуют в ней, как говорят философы " в снятом виде".

Как одна из разновидностей социальной жизни, как ее часть, существует " элитная жизнь". Элита в буквальном переводе с фран­цузского означает -" отборное", в социологии этот термин употреб­ляется как " избранный круг людей". Здесь же речь идет только о политической элите. Итак, элитная (политическая) жизнь - это то время, когда человек держит в своих руках рычаги высшей полити­ческой власти. Являясь частью социальной жизни, элитная (поли­тическая) жизнь короче социальной по продолжительности и уже по содержанию. Старость в элитной (политической) жизни насту­пает прежде, чем в социальной.

Элитная смерть, которую чаще называют " политической смертью", может настигнуть человека гораздо раньше физической. Император Наполеон умер намного лет раньше, чем гражданин Бо­напарт скончался на острове Св. Елены. Тоже случилось с Прези­дентом Никсоном, закончившим политическую карьеру в полном физическом здравии. Физическое состояние вообще редко влияет на продолжительность элитной жизни. Другой американский Пре­зидент - Франклин Рузвельт управлял страной, сидя в инвалидной

коляске, Политическая старость не тождественна старости демог-
рафической, можно назвать имена Аденауэра, де Голля, Черчилля,
ставших политическими долгожителями.

Может быть, политическая старость и календарный возраст существуют независимо друг от друга? А политическая старость не соотносится с физической старостью? Безусловно зависят и соот­носятся. К сожалению, эту простую истину далеко не всегда, пони­мали в России.

Средняя продолжительность жизни характеризует продол­жительность жизни всего населения в целом. В различных соци­альных группах она может быть и выше, и ниже среднего значения. Но общий рост этой величины, изменяет в сторону увеличения по­казатель продолжительности жизни каждой социальной группы. Рассмотрим правителей России как малую социальную группу, при-нимая во внимание продолжительность жизни лишь тех из них, кто умер естественной смертью. Первые цари из семейства Романовых прожили в XVII веке в среднем - 41 год, их наследники в следую- щим веке -46 лет; а в XIX веке средняя продолжительность царской жизни составила 52 года. Из всех Романовых только Екатерина П и Александр П праздновали собственное шестидесятилетие. Екате- рина умерла в 67 лет, Александр был убит в 63 года. Среди сорат- ников Сталина и Брежнева (тоже только те, кто умер естественной смертью) никто не ушел из жизни раньше 70 лет, некоторые (Моло- тов, Маленков, Каганович, Суслов) даже стали долгожителями.

В истории старости отношения " старики и власть", на пер-
вый взгляд выглядит весьма причудливо. Для всех цивилизаций
древности при невысокой общей продолжительности жизни герои-
тократия (от греческих слов - старец и власть) была мировым уни-
версалием. Власть стариков признавалась и в Древней Греции, и в
Древнем Египте, и в Древнем Китае, и тоже самое на Руси. Когда,
же продолжительность жизни значительно выросла и многие стра-
ны стали называться " седым обществом", во властную элиту при-
шли молодые люди, многие из которых еще не достигли возраста
" акмэ".

В Древней Греции осуществлялось верховенство Совета ста-рейших - " герусии", а члены такого Совета именовались " геронта­ми", что в буквальном переводе означает " старец". В трагедиях Гомера и Софокла старики предстают с почти божественными ним­бами. Гомер в " Илиаде" дает такую характеристику старику-влас­тителю: " Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет..."

В утопии Платона (428-347 до н. э.), в идеальном государ-

стве правителями, по мнению античного философа, должны быть старцы, умудренные жизненным опытом и обладающие природны­ми задатками к управлению людьми и государством. Геронтокра-тическую традицию Платон обосновывает в " Государстве", " Зако­нах", " Политике", " Письмах". У него старость олицетворяет совер­шенство человека. Старый умеет разобраться в людях и событиях, он способен прогнозировать будущее. Присущая его возрасту уме­ренность и мудрость позволяет ему быть справедливым. У Плато­на старик - хранитель законов, традиций, истории. К.Маркс дока­зывал, что идеальное государство Платона не есть чистый вымы­сел философа, спекулятивно построенная идеальная модель. Его источником были наблюдения над общественным строем современ­ного Платону Египта, сделанные им во время пребывания в этой стране.

Из философского трактата Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) " Беседа о старости", который написан в форме диалога славного римского гражданина, политика и государственного дея­теля Катона с молодыми республиканцами Сципионом Младшим и Лелием, мы узнаем как Катон упрекает молодежь в бездеятельно­сти, пресыщенности, в безнравственности. Отцы жили мечтой со­здать республику, сделать римлян свободными гражданами, а саму жизнь прекрасной и светлой, самонадеянные же потомки погрязли в роскоши и разврате. Отцы ничего не желали для себя ни славы, ни богатства, лишь исполнения своих мечтаний. О самом Катоне су­ществует такой исторический анекдот. Друг сказал ему однажды: " Позор, что до сих пор в Риме не воздвигнута твоя статуя. Я зай­мусь этим". " Не нужно, отвечал Катон. - Пусть лучше спрашивают, почему нет статуи Катона, чем удивляются, зачем она здесь стоит". Итоговый вывод трактата - утверждение Цицерона, что к управле­нию страной нужно привлекать убеленных сединами стариков, чьи опыт и знания жизни явятся лучшим залогом процветания государ­ства.

Призывом почитания предков - живых и умерших - букваль­но пронизано учение Конфуция (551-479 до н.э.), древнекитайского мыслителя, чье учение на долгие века было принято в Китае в каче­стве государственной доктрины и стало своеобразной религией не только на родине мудреца, но и распространилось в соседние стра­ны: Японию, Корею, Вьетнам. Центральное место в учении зани­мает концепция " сяо", поучающая сыновей почтительности, ува­жению к родителям и старшим вообще. Конфуций считал " сяо" са­мым эффективным методом управления страной, потому что страна

 

- это большая семья. У

В Древней Руси не знали конфуцианства и не руководство-
вались им, однако как схожа с идеями Конфуция семейная мораль,
установки на почитание родителей и старших: здесь и поклонение
царю-батюшке, и сам механизм передачи царской власти от отца к
сыну. В " Домострое" - литературном произведении XVШ века, со-
браны и записаны традиции, житейские правила и наставления, ко-
торыми столетиями и до издания " Домостроя" жила Россия. В этой
мудрой книге проповедуется почитание власти родителей и стар-
ших.

Не следует забывать, что античные старейшины были на-
много лет моложе наших пенсионеров. Лион Фейхтвангер в своем
последнем романе " Иеффай и его дочь", описывая Израиль между
1300 и 1000 годами до нашей эры, рассказывает о суде старейшин -
высшем органе власти в то время. Он замечает: " Большинство этих
старейшин были, впрочем, не стары; уже тот, кому перевалило за
тридцать, должен был отпускать себе бороду, чтобы стать " боро-
дачом", " старейшиной".

Всюду, где торжествовала власть стариков, будь то Древ-It
ний Китай или Древняя Греция, она держалась на авторитете жиз-
ненного опыта. Сам по себе возраст не был критерием отбора во
властную элиту. Претензия на власть обосновывалась не длиной
седой бороды, а тем, насколько тот или иной старец становился
властителем дум.

По мере усложнения знания, становления науки, снижался возрастной ценз для лидеров, они становились все моложе. Возрас­тная структура перестала быть структурой власти, когда младшие поколения с обязательностью находились под властью старших, Научно-технический прогресс разрывает единство опыта и знания, Обладание опытом уже не означает информационного и интеллек-туального превосходства. Напротив, молодежь становится носите-леи нового, более совершенного и современного научного знания а опыт, накопленный старшими поколениями, тормозит внедрение результатов научно-технического прогресса. Конфликт " отцы и дети" превращается в противопоставление старого опыта новому знанию. Те, кто занимают верхние этажи возрастной пирамиды сопротивляются всякому движению нижних, препятствуют модер-низации как девальвации их собственного опыта и знаний, и самое неприятное, что при такой ситуации старшие утрачивают свое ли-дирующее положение в обществе.

Французский социолог Кюблер-Росс пишет, что " парадокс

современной цивилизации состоит в том, что она умножает число стариков, воспроизводящих культуру прошлого, в то время как зна­ния и культурные ценности эволюционируют с невиданной быст­ротой".

Следует также учитывать процесс урбанизации, то есть пе­реход от преимущественно аграрного труда к преимущественно ин­дустриальному, а вместе с этим - от преобладания сельского насе­ления, где традиционно велик культ седобородых, к большинству городских жителей, в среде которых приоритет отдается знаниям, силе, ловкости, находчивости - достоинствам молодости.

В связи с таким раскладом общественных сил, западные со­циологи заговорили о " возрастной сегрегации", то есть о резком разделении общества на противостоящие возрастные группы и пре­вращении пожилых членов общества в " социальных изгоев". Такая оценка ситуации перекликается с идей эйджеизма. Перед большин­ством цивилизованных стран стоит проблема оптимизации отно­шений поколений, в том числе рационального сочетания во власт­ных структурах людей старшего и молодого поколений.

Количественный рост группы пожилых людей придал ей осо­бое качественное положение в обществе, она стала реальной поли­тической силой как специфическая социальная группа. Американс­кий социолог Пратт называет эту группу своего рода козырем в политической борьбе, а вопрос о социальном обеспечении старо­сти - серьезным политическим аргументом. Следует обратить вни­мание на одну особенность в отношении политических деятелей и партий к старикам. " Сострадание, - писал А.Адлер, - это самое чи­стое выражение социального чувства.... поскольку сострадание может быть хорошим мерилом способности человека отождеств­лять себя с другим". Но тут же добавлял, что это чувство редко встре­чается в чистом виде, чаще им злоупотребляют в корыстных целях (А.Адлер. Понять природу человека. С-Пб., 1997.) Нельзя не уви­деть аналогию в отношении к социовозрастной группе пожилых в предвыборных баталиях сегодняшней России. Тот же Пратт отме­чает, что исследователи в основном сходятся во мнении, что боль­шинство престарелых занимают консервативные позиции и разде­ляют консервативные взгляды по ряду социальных вопросов. Люди этого возраста связывают свои негативные оценки настоящего с утратой или возможной утратой " места в жизни, с воспоминания­ми о счастливых " прошлых временах".

Однако консерватизм не тождественен пассивности в поли­тической жизни. Напротив, сопоставление результатов участия в

 

выборах (и в США, и в России) показывает наибольший процент участия пожилых избирателей по сравнению с другими возрастны­ми категориями. Так выглядят выборы в самых разных странах. Старость - интернациональна.

Пожилым людям свойственно стремление к стабильности и потому в спокойные (если угодно - " застойные") моменты жизни общества они способны исполнять руководящие роли, такое обще­ство движется по давно сложившимся правилам, соблюдая сложив­шиеся порядки и правила, а его лидеры выступают как символы и авторитеты власти, нестремящиеся и неспособные проводить и ре­гулировать социальные изменения.

В динамично развивающемся, реформируемом обществе возникает потребность в молодых радикальных лидерах, открытых для новаций и способных воплощать их в реальность.

В еще никем незабытые времена наша страна жила под ло­зунгом, выдвинутом М.Сусловым и подхваченным Л.Брежневым: " Стабильность кадров - залог успеха". В книге " Здоровье и власть" кремлевский доктор, академик Е.Чазов, соблюдая принципы меди­цинской этики, в то же время стараясь быть абсолютно объектив-ным, рассказывает о геронтах " развитого социализма". У третьего лица в партии - А.Н. Кириленко наблюдались атрофические про- цессы в коре головного мозга. А.Н.Косыгин продолжал работать после перенесенного кровоизлияния в мозг. Руководитель братс­кой партии 78-летний В.Ульбрихт страдал склерозом мозговых со­судов той степени, в которой человек уже не может критически оце-нивать свое состояние, но был очень разобижен и сопротивлялся предложению о передаче власти более молодому Э.Хонекеру. Не- излечимо больной К.У.Черненко принял бразды управления стра- ной в 73 года, оправдывая себя тем, что такова воля товарищей.

Если бы кто-нибудь рискнул предложить кому-то из них " от­дохнуть от ратных дел", то они были бы вправе ответить: " Ничего страшного, ведь мог же параноик тридцать лет строить социализм и мы будем строить". Впервые такой диагноз Сталину поставил невропатолог профессор Владимир Бехтерев и в ту же ночь скон­чался. Для параноидального психоза характерны бредовые идеи, мании власти, величия и преследования, садизм, в то же время боль- ные умеют удачно маскировать свое аномальное состояние и окру- жающие ничего не подозревают. Особенно, если за такие подозре- ния можно легко лишиться жизни. Уже после смерти Сталина, че-рез много лет, проанализировав факты биографии и поведения, диагноз был подтвержден психиатрами. Можно утверждать, что

 

аналогичными отклонениями страдали и другие вожди коммунис­тических стран, но по настоящему страдали от их недугов не они, а их народы.

Бывший директор Института общей и судебной психиатрии им. Сербского академик Г.В.Морозов в интервью газете " Совер­шенно секретно" (N 1, 1996) поведал, что его услугами психиатра пользовались многие высокопоставленные лица, в том числе и сам Брежнев, что ему удалось вылечить и " вернуть в строй" одного из первых лиц, у которого были нарушения памяти вследствие атерос­клероза. " За это меня наградили золотой медалью'', - похвалился эскулап.

Самое большое место в упомянутой книге Е.И.Чазова за­нимает описание пациента Л.И.Брежнева и изменений его личнос­ти по мере старения. Доктор считает, что патологические измене­ния в функциях центральной нервной системы Леонида Ильича, которые привели к определенной деградации личности, начались примерно лет за десять до его кончины. В последние семь лет боль­ной лидер вовсе потерял не только нити управления страной, спо­собность к критической оценке ситуации в стране, но и утратил критическое отношение к самому себе. Все это было связано с ак­тивным развитием атеросклероза сосудов мозга. Поведение боль­ного колебалось от приступов сентиментальности со слезливостью до приступов агрессивности с руганью и обещаниями отправить врачей лечить трудящихся Сибири. С конца 70-х врач-академик диагностирует распад личности с длительными состояниями невме­няемости, астении и депрессии.

Толпа карьеристов, взяточников, бездельников из ближне­го окружения постоянно возглашала " величайшему политическо­му деятелю эпохи" осану, которая легко ложилась в психически ис­кореженном сознании царя-коммуниста на манию величия. В ре­зультате он уверовал в собственную непогрешимость и необыкно­венную прозорливость. Соратники были хорошо осведомлены о деградации личности " вождя", но подхалимаж давал им возмож­ность сладко жить.

На какой бы ступени иерархической лестницы ни находил­ся старик, высокой или низкой, его постоянно преследует мрачный грифон, вонзая когти в самую душу. Имя этому чудовищу - " Не­нужность".

Можно выделить мужской и женский тип поведения в усло­виях утраты " собственной потребительной стоимости", когда че­ловек оказывается невостребованным. Но это не означает, что все

 

мужчины ведут себя по " мужскому типу", а женщины - по " женско­му". Иногда случается, как на бал-маскарадах: женщины обретают " мужской тип", мужчины - " женский"

Большинство женщин справляются с чудовищем " Ненуж­ность" благодаря своей покорности и находчивости. Семейные пря­чутся от него в нескончаемости домашних дел. Одинокие объеди­няются, чтобы стать полезными друг другу и коллективно защи­щаться. Мужчины же вступают в отчаянное противоборство, часто ища спасение в других фантомах и призраках, которые якобы спо­собны доказать их полезность. Для рядового пенсионера таким призрачным аргументом целесообразности существования может стать получение Грамоты кого угодно - хоть домоуправления, хоть общества защиты кошек от собак. Они самоутверждаются придир­ками к домашним, выступлениями на собраниях, а если собраний нет, то выкриками на митингах, на крайний случай - в трамвае. Для генерального секретаря опровержением ненужности становится очередное или внеочередное самонаграждение орденом, медалью, лауреатским значком, появлением на телеэкране.

Обуреваемый политическими амбициями лидер вопреки плохому состоянию здоровья пытается пересилить себя, казаться в глазах народа сильным и здоровым. Причем, это интернациональ­ный феномен. Чазов упоминает о ситуации, связанной с визитом в СССР больного Президента Франции Жоржа Помпиду. В этом спис­ке и отягощенный различными старческими недугами Президент США Р.Рейган.

Еще один " мужской способ" продемонстрировать свою " не­увядающую молодость" - женщины. Пагубное влияние на судьбу Брежнева, а через него на всю страну, оказывала некая медсестра Н. Медсестра стала коммунистической Мессалиной, а " вождь" -императором Клавдием. Он, как и Клавдий, предавался шумным пирам, подолгу говорил, ему внимали приближенные, не осмели­ваясь его перебивать.

И владыки мира, и смерды одинаково шалят в детстве и чу­дят в старости.

Итак, когда завершается возраст лидера? Проще всего было бы ответить так: " Следует уйти тогда, когда о твоем уходе вздох­нут с сожалением, а не с облегчением" или " Лучше уйти на год рань­ше, чем на час позже". Это афористично, но не вразумительно. Ча­зов пишет: " Уйди Брежнев с поста лидера в 1976 году (т.е. в возрас­те 70-ти лет - В. А.), он оставил бы после себя хорошую память. Один из умных людей из его окружения в шутку сказал на это: " Даже по

наградам.

Роман замечательного сатирика сэра Джонатана Свифта " Путешествия Лемюэля Гулливера" у нас в стране печатался обыч но в адаптированном виде как детская сказка, на самом деле, оннаписан как политический памфлет. Одно из путешествий геройромана совершает в страну Лаггнегг, где кроме других достопри мечательностей, существует небольшая группа людей с удивитель­ным свойством - они бессмертны. В этой стране их называли -" струльдбругами". Гулливер был поражен, узнав, что по здешнимгосударственным законам как только струльдбругам исполняется 80 лет, для них наступает гражданская смерть, они считаются не­ способными к занятию должностей, " соединенных с доверием или доходами". Туземцы разъяснили, что их " законы относительно струльдбругов отличаются большой разумностью,... и всякая дру­гая страна должна была бы в подобных обстоятельствах ввести такие же законы. Иначе эти бессмертные со временем захватили бы в
собственность всю страну и присвоили бы себе всю гражданскую власть, что вследствие их полной неспособности к управлению, привело бы к гибели государства".

Вопрос об ограничении срока лидерско-управленческих полномочии не раз становился предметом спора, при этом ссылались и на Свифта, и на папу римского Павла VI, который лишил кардина­лов, достигших 80-летнего возраста, права голосовать при выборе нового папы. Авторы книги " Человеческие ресурсы управления" профессора американский Джон Ивацевич и российский Александр Лобанов сошлись во мнении, что после 65 лет начинается после­ дний этап карьеры, который они называют " стадией отставки" (М., 1993).

С годами у руководителя вырабатываются готовые алгорит-мы, стереотипные подходы - это необходимые компоненты управ­ленческой деятельности, но когда они начинают превалировать, занимать приоритетное место в решении любых задач, такой руко­водитель теряет способность творчески решать проблемы, его мыш­ление скованно прежним опытом.

Вывести какое-то точное время окончания управленческой деятельности индивида практически невозможно. Оно различно для разных стран и времен, но оно должно, как правило, разниться от видовой продолжительности жизни не менее, чем на 10-15 лет. Из­вестно, что нет правил без исключений, но они-то и подтверждают правила: и в преклонном возрасте люди способны творчески отно­ситься к работе, но от административной деятельности они долж

ны уйти в отставку.

Возможно, что следует законодательно ограничить верхний возрастной порог лидера, так как это сделано по отношению к ниж­нему. Конституция РФ устанавливает, что гражданин, не достиг­ший 21 года не может быть избран депутатом Госдумы (ст. 97), тот, кто моложе 35 лет - Президентом России (ст. 81).

Проблемы рационального сочетания во властных структу­рах, определения оптимального возрастного предела участия в этих структурах стоят сегодня не только перед нашей страной, но и пе­ред всеми странами со стареющим населением.

 


-

Глава IV. ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ.

Характерологические изменения в пожилом возрасте. Для

многих людей любое слово, корень которого " псих" сразу вызыва­ет ассоциацию с отклоняющемся поведением, аномальностью. Для них почти тождественны обозначение разных специальностей: пси­холог, психиатр, психотерапевт, психоаналитик, психопатолог. По их представлениям все они работают с психами, психопатами, пси­хически больными. И потому, обратиться за советом, консультаци­ей к таким специалистом - значит самому признать себя ненормаль­ным человеком.

Существуют ли какие-либо особенности психологии пожи­лого и более старшего возраста? Безусловно. Но, к сожалению, мало кто знает эту элементарную истину и понимает, что поступки, ре­акции пожилого человека следует оценивать с поправкой на воз­раст, что у разных возрастных групп разнятся ценностные уста­новки.

Изменения в характере пожилого человека объясняются ос­лаблением контроля над собственными реакциями, возможно, что те черты, которые раньше удавалось маскировать, понимая их не­привлекательность, вышли на поверхность. Кроме того этому воз­расту свойственен эгоцентризм, нетерпимость к каждому, кто не проявляет должного внимания, причем это " должное" на самом высоком уровне. Все окружающие зачисляются в эгоисты, коль ско­ро они не поглощены заботой о старом человеке. Как говорят: " Эго­ист - это тот, кто любит себя больше, чем меня".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.