Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского






Представление о стадиальности психического развития человека противостоит идее непрерывности, постепенного совершенствования и накопления достижений. Она находит свое отражение в ведущихся в мировой психологии уже не одно десятилетие поисках единой периодизации («карты психического развития»), которая синтезировала бы разные стороны процесса развития и опиралась на его механизмы.

Периодизация развития относится к числу наиболее сложных и до сих пор не имеющих однозначного решения проблемы психологии. Трудности в основнос связаны с отсутсвием единого общепринятого критерия, который был бы принят равно представителями разных наук, отсюда появляются различные подходы в периодизации возрастного развития.

Начало системного изучения особенностей детского развития было положено в конце XIX- начале XX в.в. американским ученым Г.С.Холлом. В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждается, что последовательность и поэтапность развития психики человека заданы генетически, поэтому ни миновать, ни уклониться от последовательности этапов развития ребенок не может.

Одна из первых психологичеких периодизаций была создана учеником Г.С. Холла К.Гетчинсоном на основании теории рекапитуляции. Критерием деления детсва на периоды явялялся способ добывания пищи, который, по мнению Гетчинсона, определяет не только физическое, но и психическое развитие. Он выделял пять основных фаз в психическом развитии детей, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпадал с началом следующей:

· от рождения до 5 лет – «стадия рытья и копания». В этот период дети любят играть в песке, делать кулички и манипулировать с ведерком и совочком;

· от 5 до 9 лет – «стадия охоты и завхвата». На этом возрастном отрезке дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно от посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

· от 8 до 12 лет – «пастушеская стадия». В этот периож дети стремятся иметь свой собственный уголок за пределами дома. Они любят домашних живостных, стараются их завести, чтобы было за кем ухаживать и покровительствовать. Усиливается, особенно у девочек, стремление к ласке и нежности. По мнению Гетчинсона именно с этой стадии наступает эра цивилизованного человека, способного к систематическому обучению, поскольку к этому этапу развития ребенок происходит определенное созревание организма (на уровне психического развития), являющееся основой обучаемости.

· от 11 до 15 лет – «земледельческая стадия». Появляется интерес к явлениям природы. Зарождаются наблюдательность и осмотрительность;

· от 14 до 20 лет – «стадия промышлености и торговли или тадия современного чнловека». Осознание роли денег, значения точных наук. Страсть к обмену предметами.

Необходимость определения психологического содержания, характерного для каждого возрастного периода, была очевидна и для большинства ученых и для практиков, занимающихся обучением и воспитание детей. В то же время критерий, ввденный Гетчинсом, был весьма умозрителен и внешним по отношению к психическому развитию. Поэтому в первой трети XX в. появляются сразу несколько периодизаций. Однако, в основу которых был положен объективный, а следовательно, в большей степени биологический, а не психологический критерий. Так, Штратце считал, что критерием должно стать половое влечение, отсда две стадии по принципу минимального полового влечения(до 16 лет) и с 16 лет значительное влияние полового влечения на психическую жизнь человека. Сходная периодизация была предложена А.Гезеллом, где в качестве критерия был темп психического развития. Он выделяет три периода: от рождения до года, от года до трех лет, от трех лет до 18. при этом наиболее интенсивным по темпу психического развития считает первый год жизни человека

Объективны и легко диагностируемый критерий был предложен в периодизации П.П.Блонского. он считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов – детства, размножения и угасания. При этом детсво есть эпоха прогрессирующего роста, разделенная на три периода. Критерием деления стала дентиция, смена зубов (отсюда появились периоды беззубого, молочного детства и и детства постоянных зубов).

Еще одной тенденцией в теориях периодизаций было использование также внешнего и объективного, но уже социального критерия, вытекающего из условий жизни и деятельности людей. Среди них можно выделить теорию Ш.Бюллер, которая частично относится к мотивационно-личностной группе периодизации. Бюллер выделила пять этапов или, как она пишет, пять фаз жизненного пути личности:

· до 16-18 лет – нет семьи и профессии

· 18-30 лет – предварительное определение профессии и спутника жизни

· 30-50 лет – зрелость, самореализация в выбранной профессии и семье

· 50-65 лет – стареющий человек, у которого к концу периода исчезают жизненные цели и самоопределение

· 65-70 – до смерти – старый человек, без социальных связей и целей существования.

Не вдаваясь в подробности ошибочности содержания жизненных фаз, необходимо отметить, что психологическая суть возраста в этом случае определяется социальным статусом человека, а не наоборот, как предполагает психологический подход к периодизации.

Однако наиболее значимыми для понимания природы и механизма психического развития стали периодизации, построенные на основании чисто внутренних, психологических параметров, прежде всего изменений в интеллектуальной и мотивационной сферах. В рамках таких подходов можно назвать ассоцианистический подход Д. Селли, Э.Меймана, который стремился соединить ассоцианистический подход Селли с теорией рекапитуляции Холла. Исходя ихз этого, он разработал свою периодизацию психического рахвития, критерием которой являются уже не абстрактные способы добывания пищи, а этапы интеллектуального развития, считая интеллект фундаментом для развития психики:

· от рождения до 7 лет – стадия фантастического синтеза. На этом этапе дети обобщают отдельные ощущуния без всякой системы и логики, поэтому получаемые ими понятия так часто далеки от реальности. Так как интеллектуальная интеграция еще в этом возрасте плохо развита, она дополняется олицетворением и вчуствованием, т.е. интеграцией чувственного тона ощущений;

· от 7 лет до 12 лет – стадия анализа. В этот период можно начинать систематичекое обучение детей, так как ведущей здесь становится не интеграция, а дифференциация, ращложение общих понятий, знаний, котороые ребенок пытается осознать, расчленив понятие на части и формируя адекватное представление об этих частях;

· от 12 до 16 лет – стадия рассудочного синтеза. На этом этапе у ребят формируется операционное мышление, и они могут интегрировать те отдельные понятия, котороые усвоили на предыдущем этапе, получать научные представления об окружающем.

Концепция Меймана нашла продолжение в теориях периодизации Э.Клапареда и Ж.Пиаже. Отождествляя психическое развитие с формированием мышления, они доказывали, что критерием деления детства на периоды служат переходы от одного вида мышления к другому. Так Клапаред выделил четыре этапа в психическом развитии:

· от рождения до 2-х лет – в этот период у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано в основной с развитием восприятия;

· от 2-х до 3-х лет – на этом этапе у детей развивается речь, поэтому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях;

· от 3-х до 7 лет – на этой стадии начинается собственное интеллектуальное развитие, т.е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы;

· от 7 до 12 лет – на этом этапе начинают проявляться индивидуальеные особенности и склонности детей, так как их интеллектуальное развитие связано с формированием специальных интересов.

Периодизация Клапареда была направлена на объяснение широкого круга проблем – от механизмов психического развития до технологии обучения на определенных этапах онтогенеза. Было показано, что эта концепция имеет не только теоретическое, но и прикладноек значение, позволяющее использовать ее данные в процессе воспитания, социализации детей.

Огромное значение для понимания динамики становления интеллекта имели работы ученика Клапареда Ж.Пиаже, раскрывшего нетолько периоды, но и механизмы восхождения от одной стадии к другой. Являясь создателем женевской школы генетической психологии, он создал особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций), разработал особое направление в психологии – генетическую эпистемологию.

Ж.Пиаже полагал, что основой психического развития является развитие интеллекта, определяющее развитие восприятияи памяти, усвоения норм взаимоотношений с другими, становление эмоций и чувств и т.д. Поэтому этапы психического развития – это фактически этапы развития интеллекта, через которые последовательно проходит ребенок. В интеллектуальном развитии ребенка Ж.Пиаже выделял три стадии. При этом каждую стадию Пиаже разделил на два этапа – появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие ее обратимости, а сама периодизация отражала процесс сложного становления адекватной интеллектуальной схемы, который заключается в переходе во внутренний план и приобретении ими обратимого характера.

· Начальная стадия развития интеллекта – сенсомоторная (от рождения до 2 лет) – на этой стадии ребенок действует с материальными предметами, познает мир посредством разхличных действий – рассматривания, хватания, соотнесения, ударения, бросания, перемещения в пространстве и т.п. При уравновешивании интеллект младенца опрается на органы чувств и телесные движения.

· Следующая стадия - от 2-х до 11 лет – стадия конкретных операций. Период развития мышления от 2-х до 7 лет Пиаже обозначил как дооперационный и переходный, не составляющий самостоятельной стадии развития. Дети познают мир через свои собственные действия. Их мышление имеет тенденцию к чрезмерной конкретности, необратимости и эгоцентризму. Следующая стадия - от 7 до 11 лет собственно и явяляется стадией конкретных операций. Она характризуется способностью ребенка выполнять системы действий с преметами в уме, но с опорой на конкретный материал. Дети начинают мыслить логически, используют понятия относительно конкретных объектов или событий. Они могут классифицировать предметы, строить иерархию понятий (родовидовые зависимости), осмысливать закономерности сохранения.

· Заключительную стадию составляет формальный интеллект; его становление происходит в подростковом возрасте (от 11 до 15 лет). Подростки могут исследрвать все логические варианты решения задачи, мыслить условно-гипотетически, строить предположения, приводить цепь логических доказательств. Формальное мышление позволяет понять точку зрения другого человека, принимать в расчет его статус, идеалы. С образованием формальных операций достигается наивысший уровень развития мышления человека.

Согласно представлениям Ж.Пиаже, порядок стадии развития иетеллекта соответствует определенным возрастам, он неизменен. Взрослые могут повлиять на процесс психического развития, но изменить его логику не в состоянии – обучение следует за развитием. Обучение призвано активизировать функционирование познавательных структур, которыми ребенок уже владеет. Основой обучения в таком случае становится собственный, стихийно сложившийся опыт ребенка.

Другое направление в теориях периодизации исходило из приоритета мотивационной стороны становления психики, а потому стадии выделялись на основе изменения мотивации и способов ее удовлетворения. Одним из первых этот подход был реализован в периодизации К.Бюллера, в которой при приоритете эмоций все же учитывались изменения в интеллектуальной сфере. Доказывая необходимость обучения для полноценного психического развития, Бюллер анализировал роль культуры, ее влияние на формирование психики ребенка, на его эмоциональную сферу. Он выделил три основные стадии психического развития:

· Инстинкт

· Дрессура (образование условных рефлексов)

· Появление интеллекта (появление «ага-переживания», осознание проблемной ситуации)

Эмоциональное развитие при переходе от стадии к стадии выражается в том, что удовольствие от деятельности смещается из конца в начало. Так, при инстинкте сначала происходит действие, затем натсупает удовольствие от него (процесс еды: пример с лягушкой) при дрессуре деятельность и удовольствие идут параллельно (собачка, прыга через обруч, получет сахар). При наличии интеллекта чаловек может представить себе удовольствие, которое он получит от еды, или общения еще до начала этой деятельности.

Наиболее полно мотивацтонный критерий периодизации был воплощен в работах З.Фрейда, хотя интеллектуальна сторона при этом, практически, не учитывалась. Фрейд создал свою перидизацию, исходя из закономерностей развития либидозной энергии, которая непосредственно связана с влечением к жизни, продолжением рода и является основой развития личности. Он считал, что в течение жизни человек проходит несеолько этапов, отличающихся друг от друга способами фиксации либидо, удовлетворения этого стремления. При этом Фрейд уделял большок внимание тому, каким способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Он выделил три больших этапа, распадающихся на несколько стадий.

· 1 этап – либидо-объект, характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этап длится до года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на данной стадии происходит в том случае, если ребенок в этот период не смог реализовать свои либидозные желания, например, ему не давали соски.Для этого типа личнсти, по мнению Фрейда, характерна определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем, эта зависимость может выражаться как в комформном, так и в негативном поведении. Остановка на этой стадии впоследствии приводит к формированию таких черт, как курение, грызение ногтей, переедание, словесная агрессия, жадность, требовательность.

· 2 этап, который длиться до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот период нарциссизмом, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерны ориентации на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссизма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длиться примерно до трех лет – анальная стадия, при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться чувство собственности. Фиксация, обусловленная строгим поведением родителей, на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жестокостью, аккуратностью и бережливостью. С трех лет ребенок переходит в следующюю фаллическую стадию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные различия, интересоваться своими гениталиями. На этой стадии развивается комплекс Электры у девочек и Эдипов комплекс у мальчиков. Основой этих комплексов Фрейд считает сильное бессознательное влечение ребенка к родителю противоположного пола и агрессивное отношение к родителю того же пола. Поскольку желание подобного рода недопустимо.ю ребенок испытывает тревогу. Освобождение от комплекса наступает с идентификацией ребенка с родителем того же пола; в результате чего ребенок приобщается к ценностям, ролевым установкам своего пола. По времени это совпадает с возрастом примерно 6 лет, когдв наступает следующая латентная стадия, которая длится до начала полового созревания и характреризуется большим вниманием детей к учебе, спорту, играм.

· В подростковом возрасте дети переходят на третий этап, который также называется либидо-объект, так как для удовлетворения сексуального инстинкта человеку требуется партнер.Эту стадию называют генитальной, т.к. для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и типа личности.

Подобный подход частично претерпел изменеия в теолрии Э.Эриксона.. Развивая идеи Фрейда о доминировании мотивационного компонента как критерия определения этапов жизненного пути, Эриксон доказывал, что для человека ведущая потребность – стремление к идентичности, целостности Эго, а ее трансформации знаменуют переход от стадии к стадии. Так как Эго, самосознание человека развивается на протяжении всей его жизни, то и потребность сохранения идентичности остается актуальной; следовательно, периодизация не должна оканчиваться юностью, а охватывать весь жизненный путь.

Он выделяет восемь основных этапов в развитии идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Эти стадии являются серией критических периодов в жизни, которые должны быть преодолены. При эторм конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному этапу. Каждая стадия дает возможность формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которых он начинает себя идентифицировать.

Л.С. Выготский называл проблему возрастной периодизации развития «центральной для всей детской психологии» и «ключом ко всем вопросам практики».

Проанализировав существовавшие на тот момент схемы периодизации, он выделил три способа их построения.

1. Периодизация детства на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с развитием психики ребенка. Например, в соответствии с биогенетическим принципом выделяются стадия животной психики, стадия первобытности и др. у Ст. Холла или согласно исторически сложившимся ступеням образования говорят о дошкольном детстве, школьном возрасте и т.д.

2. За основу членения детства берется какой-то один признак или сторона развития как условный критерий (например, дентиция — появление и смена зубов — в периодизации П.П. Блонского или сексуальное развитие в концепции 3. Фрейда).

3. Производится попытка феноменологически описать особенности процесса развития и выделить закономерности, как в работах, А. Гезелла.

Выготский предложил принципы, по которым должна строиться подлинно научная психологическая периодизация, учитывающая сущность процесса детского развития. Критерий выделения периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка»2. Критерий должен быть объективным, вехи разграничения возрастов не должны быть расставлены условно и произвольно. Критерий не может быть сведен к какому-либо одному признаку, поскольку в ходе развития симптоматичность и важность признака изменяется при переходе от возраста к возрасту. Л.С. Выготский заложил основы возрастной психологии, разработав принципиально новый подход к явлениям психического развития, разворачивающимся во времени. Вместо изучения возрастных особенностей отдельных психических процессов и функций (восприятия, внимания, мышления), традиционно изучаемых психологией, он предложил на первый план выдвинуть понятие «психологический возраст» и рассматривать возрастные периоды развития как «единицы» анализа детского развития. В работе «Проблема возраста», написанной в 1932—1934 гг., Выготский так сформулировал эту мысль: «Возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития». Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития — это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Выготский подчеркивал, что среду надо рассматривать не в абсолютных показателях, а в ее отношении к ребенку, в связи с переживаниями самого ребенка. Понятие «социальная ситуация развития» фиксирует неповторимое своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутреннего мира ребенка, т.е. окружающей действительности и мотивационно-потребностной сферы. Кроме того, психологический возраст характеризуется новообразованиями. Возрастные новообразования — это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития. Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности ребенка, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Выготский различал центральные и побочные новообразования, изменения в структуре сознания и личности. Таким образом, структура психологического возраста включает: социальную ситуацию развития, определяющую «образ жизни ребенка, или его социальное бытие», в процессе которого развиваются новообразования в сфере сознания и личности. Новая структура сознания неизбежно означает, по мнению Выготского, и новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней. Возникшие в данный период новообразования изменяют социальную ситуацию развития; ребенок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир и сам, с помощью взрослых, меняет свои отношения с ними. Иными словами, накапливаясь с течением времени, психологические новообразования постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде. Так происходит смена психологических возрастов. Говоря словами Выготского, в этом состоит динамика развития возраста. Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации развития, медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится вполне очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования. В другие, критические периоды, напротив, развитие совершается бурно, стремительно. Характерно резкое обострение кризиса в середине - кульминационная точка, или апогей, по которой и удобно датировать кризис. Кризисы, по мнению Выготского, имеют не только негативное, но и собственное позитивное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода. Кризисы, сочетающие в себе разрушительные и созидательные тенденции, — это норма онтогенеза.

Периодизация, выстроенная Выготским, включает следующие периоды:

— кризис новорожденности;

— младенчество (2 месяца — 1 год);

— кризис одного года;

— раннее детство (1 — 3 года);

— кризис трех лет;

— дошкольный возраст (3 — 7 лет);

— кризис семи лет;

— школьный возраст (8—12 лет);

— кризис 13 лет;

— пубертатный возраст (14—17 лет);

— кризис 17 лет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.