Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выполните следующие тренировочные упражнения по теме 17.

Тема 9. Особенности переходной экономики.

Цель изучения темы: получить представление о сущности переходной экономики, рассмотреть основные направления формирования рыночной экономики, оценить итоги рыночных реформ в России.

Основные термины и понятия: переходная экономика, эволюционный и радикальный переход к рынку, «шоковая терапия», приватизация, ваучер, либерализация, демонополизация, институциональные преобразования.

Понятие переходной экономики.

Главные направлениям формирования рыночной экономики в переходный период.

3. Приватизация и децентрализация как основные преобразования, направленные на превращение социалистической экономики в рыночную

Результаты рыночных реформ в России.

Переходная экономика включает элементы административно-командной системы, современной рыночной системы, а также элементы свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы. Длительность перехода от командно-административной экономики к рыночной занимает десятилетия, характерными чертами переходной экономики является изменчивость и нестабильность.

Исторически рыночная экономика всегда вырастала из традиционного общества постепенно, проходя ряд промежуточных форм от традиционной экономической системы к рыночной. С институтами рыноч­ной экономики здесь длительное время сосуществовали институты патриархального общества. Длительный путь эволюции от традиционной экономики к рыночной прошли все развитые капиталистические страны. Внутри этой разновидности переходной экономики имеются крупные различия между разными странами. Страны так называемого первого эшелона - Англия, Франция, США – врастали в рыночную экономику спонтанно, без чьей-либо руководящей или направляющей воли. Страны второго эшелона, в состав которого в конце Х1Х века входили Германия, Россия и Япония были вынуждены применять централизованно направляемые усилия по формированию самостоятельных экономических агентов. Страны третьего эшелона ,куда входит относительно небольшая группа развивающихся стран (Южная Корея, Тайвань, Мексика, Чили и др.) трансформируется ускоренными темпами. В разработке программ трансформации к рынку в этих странах была велика экспертов международных финансовых организаций или отечественных специалистов, получивших образование в странах Запада. Эти государства на­зывают новыми индустриальными странами , так как они достигли крупных экономических успе­хов и по многим показателям процесс их превращения в развитые рыночные государства уже завершился. Большинство развивающихся стран в Азии, Африке и Латинской Америке осуществляют переход сравнительно медленным, преимущественно эволюционным путем. Беднейшие стра­ны с застойной экономикой (например, в Экваториальной Африке), в которых по-прежнему в целом преобладает традиционное обще­ство, почти не продвигаются по пути преобразований.
Кризис административно-командной системы породил новый тип переходных экономик, которые двигаются к рыночной системе от социалистической. К этому новому типу, по многим показателям отличающемуся от традиционных переходных эконо­мик, относится Россия и другие бывшего СССР , а также страны Восточной Европы. Постсоциалистические страны еще не со­здали у себя многих рыночных институтов. Например, бывшие го­сударственные заводы в своем большинстве еще не научились жить по законам рынка, не превратились в настоящие фирмы. Не сложи­лись еще и нормально функционирующие рынки капитала, земли, трудовых ресурсов. К тому же хозяйство постсоциалистических стран страдает от самого процесса трансформации — ломки старой и создания новой экономической системы. Для этих стран характе­рен чуть ли не полный набор хозяйственных неурядиц, которые во­обще бывают в рыночной экономике: инфляция, безработица, раз­нообразные кризисы и т.д.



Вместе с тем еще в социалистическую эпоху в переходных эконо­миках были заложены многие условия, которые характерны не про­сто для рыночной экономики, а для высокоразвитой рыночной эко­номики. Нынешние лидеры мирового хозяйства США, ФРГ, Япония и др. прошли долгий путь развития в качестве уже вполне сложив­шихся рыночных экономик прежде, чем добились аналогичных успехов. Имеется в виду существование крупных предприятий с высокими технологиями, высококвалифицированную рабочую силу, мощный научный потенциал, высокие стандарты в социальной сфере и многое другое. Ничего подобного ни в традиционных экономи­ках, ни в переходных экономиках старого типа не бывает, пока они не достигнут больших успехов в рыночных преобразованиях.



Базовый, фундаментальный потенциал постсоциалистических экономик исключительно велик. После завершения (часто мучительного) переходного периода от них с большой вероятностью мож­но ожидать мощного «экономического чуда», стремительного выдвижения в число мировых лидеров. Между прочим, подобное резкое усиление позиций, наиболее известные примеры которого — «гер­манское экономическое чудо» и «японское экономическое чудо», в прошлом показывали именно развитые страны, оправившиеся от глубоких кризисов.

 

2.Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие:

1. Либерализация экономики – это система мер, направленных на отмену или сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни.

2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды.

3. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж и др.), создание новой системы государственного регулирования, принятие соответствующего рыночным условиям хозяйственного законодательства.

4. Структурные преобразования, в том числе развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом.

5. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.

3.За годы реформ в России осуществлены два главных преобразования, направленных на превращение социалистической экономики в рыночную:

1) проведена приватизация, т.е. передача или продажа объектов государственной собственности частным лицам. В результате господствовавшая при социализме государственная собст­венность сменилась типичной для рыночной экономики част­ной собственностью;

2) централизованное управление эко­номикой (директивное планирование) сменилось рыночной само­регуляцией.

Теоретическое обоснование своей политики радикальные реформаторы видели в монетаризме. В отличие от кейнсианцев монетаристы исходят из убеждения, что рыночная экономика способна к полному саморегулированию. Приватизация, как составная часть реформ должна была покончить с неэффективной монополией государства в сфере производства и обращения и запустить тем самым механизм рыночной конкуренции. Она была призвана стимулировать личную заинтересованность каждого россиянина в ходе и результатах реформ , сделать каждого из них собственником, открыть перспективу трудового предпринимательства.

Приватизация и проведение кардинальных реформ в экономике были не единственной альтернативой экономического развития России. А третьей сессии Верховного Совета СССР 24 мая 1990 года Н.И.Рыжковым была представлена концепция регулируемой рыночной экономики. Программа была рассчитана на 6 лет . Радикально настроенные реформаторы подвергли программу критике за поэтапность введения рыночных методов, постепенность и контролируемость со стороны государства. Ельцин отверг программу Рыжкова , сказав, что у российского правительства есть альтернативная программа.С конца 1990 года в комитете по экономической реформе ВС РСФСР началась проработка возможных вариантов приватизации. В то время писалось сразу две программы радикальных реформ – одна для СССР , была разработана группой Григория Явлинского. Она была названа «500 дней».Другая – для России разрабатывалась группой под руководством Евгения Сабурова. В программу приватизации вошли положения как одной, так и другой программы

В литературе приватизация подразделяется на следующие этапы:

1) «стихийная приватизация»с конца 1990 до начала 1992 года.

2) «малая приватизация » - первая половина 1992 года

3) «ваучерная приватизация» - середина 1992 по 1994 год

4) «денежная приватизация» - со второй половины 1994 года по настоящее время.

Судьба ваучеров такова . 25% ушли в ЧИФы, 25% были проданы, 50% были вложены членами трудовых коллективов или их родственниками в акции собственных предприятий.

9 декабря 1994 года Государственная Дума приняла постановление, котором признала итоги первого этапа приватизации неудовлетворительными. В документа отмечалось, что программа приватизации намечала семь главных целей, Первая из них –формирование слоя частных собственников, способствующих созданию социально ориентированной рыночной экономики оказалась невыполненной . Формально 40 млн.. человек стали акционерами, на деле же распоряжается и владеет собственностью незначительная часть населения. Вторая цель программы – повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации – также оказалась невыполненной. Не была реализована и третья цель – социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации. Четвертая цель – содействие процессу финансовой стабилизации страны также оказалась лишь продекларированной. Движение к пятой цели –созданию конкурентной среды и содействие демонополизации – также вызвало нарекания, так как способствовала разрыву технологических цепочек и спаду промышленного производства. Оказалась иллюзорной и надежда на реализацию шестой цели – привлечение иностранных инвестиций. Седьмая цель предусматривала создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации. Таким образом из семи целей приватизации была полностью реализована лишь седьмая , формально- первая и фактически провалены пять .В правящей элите доклад Полеванова был встречен без энтузиазма, а автор отправлен в отставку. Прежний курс на приватизацию был предложен.

Российская приватизация положила конец мифу о чудодейственных свойствах «собственности работников ». В самом деле, 75% трудовых коллективов предприятий, подлежащих чековой приватизации, выбрали так называемый «второй вариант льгот», при которых контрольный пакет акций (51% ) получает трудовой коллектив. Теоретики «народного капитализма» всегда мечтали о подобной ситуации, но тягостное положение дел в российской экономике свидетельствует о том, что «собственность работников» в наших условиях «не сработала».

Результатом приватизации стал дефицит доверия, который подтачивает сегодня изнутри здание российской реформы. Решающую роль в возникновении его сыграло пренебрежение моральными ценностями в процессе экономического реформирования. Экономическая и моральная основа рыночной экономики – эквивалентный обмен. Россия начала переход к ней с вопиющего нарушения этого принципа. Не требовалась ни руда, ни риска, ни бережливости – вообще ничего, кроме номенклатурных связей, чтобы получить от государства практически задаром немалый капитал.

 

В целом можно констатировать, что к настоящему времени ры­ночные отношения в российской экономике стали преобладающи­ми и в основном созданы предпосылки для перехода к одному из вариантов капитализма как к целостной системе.

Россия пока находится в зоне неустойчивости, когда еще не опре­делен вариант дальнейшего развития. Сегодняшнюю Россию можно сравнить с витязем на распутье, знакомым нам по картине В.М. Васнецова.

Каким путем дальше пойти? Налево, к социализму с его ста­бильностью, системой социальных гарантий? Туда зовут коммунисты и многих привлекает этот путь, но он связан и со всеми известными слабостями социализма.

Направо, к чистому капитализму – динамичному обществу с сильнейшими механизмами мотивации всех его членов и огромны­ми возможностями быстрого обогащения для отдельных лиц? Это так называемая модернизация путем абсолютной вестернизации. Туда зовут либералы .Имен­но в этом направлении шло в основном развитие страны в 1992 –1998 гг. Но это тяжелая дорога для народа, сопряженная с уничтожением внутреннего смыслового ядра национальной жизни, с бедностью, отсутствием социальной защиты, а быть может, и чре­ватая революционным взрывом народного гнева.

Третий путь ведет прямо к смешанной экономике, базирующей­ся на рыночных принципах, но сочетающей их с сильным государ­ством и социальными гарантиями. Это явно наиболее привлека­тельно. Но проблема в том, что создание такого общества – длительный и трудный процесс, требующий огромных ресурсов и усилий всего народа.

Вплоть до последнего времени в России не была сформулирована наибо­лее общая цель реформирования, не было определено, какой тип рыночной экономики мы выбираем, какое общество строим. При этом фактическое на­правление реформ шло по пути чистого, а порой и «дикого» капитализма. Госу­дарство фактически самоустранилось от регулирования экономики, а стихий­ные механизмы, обеспечивающие права человека в развитых странах, еще не окрепли. В частности, в России удручающе слаба судебно-правовая система; лишь начинается формирование обществ защиты прав потребителей; союзы предпринимателей не контролируют этику ведения бизнеса; не закончен про­цесс приспособления профсоюзов к рыночным условиям; наконец, власть иму­щие просто не считаются с общественным мнением. В итоге в стране быстрое обогащение отдельных лиц и возвышение некоторых секторов экономики (бан­ки, сырьевые отрасли) соседствуют с сокращением доходов и социальных гарантий большинства населения, с упадком обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Минимальной является регулирующая роль государства. Постепенно в стране сложилась крайне дисгармоничная экономика, которая летом 1998 г. вступила в финансовый кризис, переросший затем в общеэкономический, социальный и даже политический.

Только в ходе этого тяжелого социально-экономического кризиса в России начался официальный процесс смены модели реформирования. Именно с этого мо­мента произошел поворот к созданию «смешанной» рыночной экономики, активно ведутся по­пытки найти оптимальное сочетание свободы рыночных отношений и сильного государства, базовых национальных ценностей и модернизации экономики.

Выполните следующие тренировочные упражнения по теме 17.

Упражнение 1.Укажите правильный ответ:

1.1 Эволюционный переход к рыночной экономике характерен для следующих стран (США, Англия, Россия, Польша, Югославия, Германия)

1.2 Радикальный переход к рыночной экономике (шоковая терапия) характерен для следующих стран_(США, Англия, Россия, Польша, Югославия, Германия)

Упражнение 2.Укажите, какие из направлений формирования рыночной экономики приводятся ниже:

В стране N, переходящей к рыночной экономике произошли следующие изменения: возникли товарные биржи ( ) ,был отменен государственный контроль над установлением цен на большинство товаров ( ), был ликвидирован дефицит потребительских товаров ( ), расширяется поддержка малого и среднего бизнеса ( ).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Регулирование тарифов транспортных услуг | Тема Человек
.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал