Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса.






Тема 4. Основы рыночного механизма

1. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса.

2. Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения.

3. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие.

4. Теория эластичности спроса и предложения.

 

 

Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса.

 

 

Рис. Закон спроса и предложения

 

На рынке взаимодействуют покупатели и продавцы. Задача продавца (производителя) состоит в том, чтобы удовлетворить запросы, нужды покупателей (покупательский спрос). Покупатель же стремится получить максимальное удовлетворение, расходуя свои доходы.

Спрос (в экономике) — это количество товара, которое покупатели могут и желают купить по данной цене.

Спрос — одна из сторон рыночного ценообразования отражает желание приобрести определённый объём товаров по данной цене.

Спрос - это представленная на рынке потребность в товаре, обеспеченная деньгами (доходами).

Предпочтения покупателя определяются его доходами, запасом имеющихся благ, возрастом, полом, вкусами, сезоном и прочее. Чем выше его доход и больше запас, тем ниже (при прочих равных условиях) предельная полезность блага для данного покупателя.

Предельная полезность определяет индивидуальный спрос, то есть спрос одного покупателя на тот или иной набор благ. То количество денег, с которым покупатель готов расстаться ради дополнительной единицы блага, есть цена спроса.

Цена спроса – это предельная полезность, выраженная в деньгах.

Спрос всех групп покупателей (по величине дохода, в первую очередь) на данное благо представляет рыночный спрос.

Индивидуальный спрос определяется поведением потребителя.

Следует различать понятия величина спроса и спрос. Спрос на товар — это совокупность величин спроса при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены.

Величина спроса представляет собой готовность купить определённое количество товара при одной конкретной цене.

Величина спроса на некий товар - это количество товаров, которое покупатели желают приобрести за некоторый период времени по определенной цене. Величина спроса зависит от цены, что выражается функцией спроса от цены: QD = f (P). Цена и величина спроса находятся в обратном соотношении: чем выше цена, тем меньше (при прочих равных условиях) величина спроса. Это связано с тем, что отношение между ценой и величиной спроса есть экономическое отношение между покупателем и продавцом.

Чем ниже цена, тем большее количество людей желают приобрести товар.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода времени называется законом спроса. Графически он изображается в виде кривой спроса.

Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Изменения высоких цен приводят к более значительным изменениям величины спроса, чем изменение низких цен. Поэтому зависимость между ценой и величиной спроса графически представлена выпуклой кривой с отрицательным углом наклона (для упрощения ее заменяют прямо).

От изменения величины спроса следует отличать изменение в спросе. Изменение в спросе происходит под воздействием неценовых факторов спроса.

На графике - изменение в спросе - выражается в сдвиге кривой спроса влево (сокращение спроса) или вправо (увеличение спроса).

Основные не ценовые детерминанты (факторы), вызывающие сдвиг кривой спроса:

1. Изменение вкусов покупателей.

2. Изменение дохода. Данный фактор влияет на величину спроса на товар в зависимости от того, к какой категории относится данный товар: к категории нормальных или низших товаров.

Нормальный товар – это такой товар, величина спроса на который растет с ростом дохода покупателей.

Низшим обычно является товар, для которого существуют альтернативные блага, характеризующиеся более высоким уровнем качества и большими удобствами.

3. Изменение цен на товары-заменители (субституты) и на взаимодополняющие товары (комплементы).

4. Изменение числа покупателей, например, под влиянием увеличения или падения рождаемости.

5. Изменения в ожиданиях потребителей.

     

Как правило, чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот. В некоторых случаях отмечается так называемый парадоксальный спрос (товар Гиффена) — повышение величины спроса с ростом цены.

Парадоксальным часто бывает спрос на предметы роскоши или атрибуты статуса.

Вывод: при снижении цены увеличивается спрос и (наоборот), но изменение спроса может происходить не только при изменении цены.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.