Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таможенное декларирование товаров






 

Таможенное декларирование – это заявление уполномоченным лицом по установленной форме точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранной таможенной процедуры.

Таможенное декларирование и помещение товаров под таможенную процедуру – это выражения, отличные по звучанию, но одинаковые по сути, поскольку обозначают совершение одних и тех же таможенных операций. Результатом таких таможенных операций является выпуск товаров на таможенной территории таможенного союза или убытие с этой территории.

На основании п. 1, 2 ст. 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации с необходимыми документами и завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Лицом, уполномоченным на подачу таможенной декларации, может быть декларант либо таможенный представитель.

Согласно ст. 186 ТК ТС статусом декларанта обладают следующие лица:

а) лица государства – члена таможенного союза. Учитывая действующий в настоящее время принцип резидентства, на территории РФ декларантом может быть российское лицо:

– заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена (например, российский покупатель или продавец товаров по договору международной купли-продажи),

– имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки (например, перемещение товаров физическими лицами для личного пользования, временный вывоз товаров организациями для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях);

б) иностранные лица:

– физические лица, перемещающие товары для личного пользования,

– отдельные категории иностранных лиц (дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства иностранных государств, международных организаций, персонал этих представительств, учреждений и организаций),

– организации, имеющие представительства, созданные на территории государства – члена таможенного союза (при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств),

– лица, имеющие право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства – члена таможенного союза (например, заявление таможенной процедуры реэкспорта в случае ошибочной поставки товаров на территорию РФ);

в) вышеперечисленные российские и иностранные лица, а также перевозчик, таможенный перевозчик, российский экспедитор – при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.

Таможенным представителем на территории РФ является российское юридическое лицо (за исключением казенных предприятий), включенное в Реестр ФТС России, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела, связанную с оказанием услуг по совершению таможенных операций в интересах декларантов (Предложенное определение обусловлено п. 2 ст. 179 ТК ТС, т.е. полномочиями на подачу таможенной декларации от имени декларанта. Пункт 2 ст. 12 ТК ТС наделяет таможенного представителя правом совершать таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц. То есть таможенный представитель может совершать любые таможенные операции (не только декларировать товары) в интересах иных лиц (не только декларантов)).

При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. То же можно сказать и об обязанностях таможенного представителя.

Другими словами, при подаче таможенной декларации таможенный представитель рассматривается, как если бы он сам выступал в качестве декларанта. Это то, что касается обязанности представления таможенной декларации, необходимых документов и сведений, своевременной уплаты таможенных платежей. В остальном полной аналогии со статусом декларанта, конечно, нет, так как:

– риски таможенного представителя не ограничиваются ответственностью за нарушения таможенных правил и обязанностью уплаты таможенных платежей (возможно наступление гражданско-правовой ответственности перед декларантом, а также исключение из Реестра таможенных представителей);

– таможенный представитель не несет обязанностей по совершению таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий таможенных процедур (т.е. после выпуска товаров таможенный представитель уже не обладает правами и обязанностями декларанта, в интересах которого он подавал таможенную декларацию).

Для получения российским юридическим лицом статуса таможенного представителя необходимо выполнить следующие условия:

1) иметь в штате не менее двух работников, обладающих квалификационными аттестатами специалиста по таможенным операциям (Специалистом по таможенным операциям может быть физическое лицо, имеющее высшее образование и стаж работы не менее двух лет. Квалификационный аттестат специалиста но таможенным операциям выдается физическому лицу после успешной сдачи государственной комиссии (из представителей ФТС России) экзамена на знание таможенного законодательства, порядка совершения таможенных операций и применения таможенных процедур), и в штате обособленного структурного подразделения юридического лица (через которое заявитель планирует осуществлять свою деятельность в качестве таможенного представителя) – не менее одного работника, имеющего аттестат специалиста по таможенным операциям;

2) заключить договор страхования риска своей гражданской ответственности (на сумму не менее 20 млн. руб.), которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами;

3) представить обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро (по курсу валют, установленному ЦБ РФ на день предоставления такого обеспечения);

4) не иметь фактов неоднократного (два и более раза) привлечения к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ст. 16.1-16.3, 16.15, 16.22 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП (При условии, что сумма наложенного административного штрафа составила 250 тыс. руб. и более по совокупности административных правонарушений), в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию;

5) не иметь задолженности по уплате таможенных платежей в размере 500 тыс. руб. и более.

За таможенным представителем (пока потенциальным) остается право ограничения своей деятельности (п. 3 ст. 15 ТК):

– таможенными операциями в отношении определенных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС (например, таможенное декларирование драгоценных металлов и драгоценных камней, медицинского оборудования, лекарственных средств);

– таможенными операциями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта (морской транспорт, трубопроводный транспорт);

– совершением отдельных таможенных операций (например, только таможенное декларирование товаров);

– совершением таможенных операций в регионе деятельности одного или нескольких таможенных органов (например, совершать таможенные операции на таможенных постах, находящихся в подчинении таможен одного регионального таможенного управления).

О конкретных ограничениях будущей деятельности в качестве таможенного представителя, как и об отсутствии таковых, организация должна указать в заявлении о включении в Реестр таможенных представителей. Указание данных сведений важно еще и для того, чтобы в дальнейшем не возникало претензий по поводу правомерности отказа таможенного представителя от заключения договора на оказание таможенных услуг.

В настоящее время действует (в части, не противоречащей ТК ТС) Порядок включения юридических лиц в Реестр таможенных брокеров (представителей), утвержденный приказом ФТС России от 10.10.2007 № 1257. Для рассмотрения вопроса о включении в Реестр таможенных представителей российское юридическое лицо обращается в ФТС России (Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования) с заявлением. Решение о включении юридического лица в Реестр таможенных представителей оформляется приказом ФТС России. Свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей передается руководителю или представителю юридического лица.

КТС на основании реестров таможенных представителей, поступивших из таможенных органов государств – членов таможенного союза (ФТС России, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан), формирует общий реестр владельцев таможенных представителей и обеспечивает его опубликование на официальном сайте КТС.

ТК ТС установлены две формы таможенного декларирования: 1) письменная; 2) электронная.

Письменная форма таможенного декларирования включает следующие виды таможенных деклараций:

– декларация на товары (подается в случае перемещения товаров хозяйствующими субъектами, например участниками ВЭД);

– транзитная декларация (подается при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита);

– пассажирская таможенная декларация (подается при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования);

– декларация на транспортное средство (подается при перемещении через таможенную границу транспортных средств международной перевозки).

В настоящее время декларация на товары представлена отдельной формой декларации – ГТД.

Прототипом ГТД служит единый административный документ (ЕАД), используемый для таможенного декларирования товаров в странах Европейского Союза. Этот документ, введенный с 1 января 1988 г. (в России ГТД применяется с 1 апреля 1989 г.), заменил собой многочисленную национальную товаросопроводительную документацию (около 80 видов формуляров и деклараций, заполнение которых требовалось при прохождении таможенного контроля на границах стран – членов Европейского Союза). Введение ЕАД упростило таможенные формальности, уменьшило связанные с этим финансовые издержки и потери во времени, подготовило переход на полностью автоматизированный учет и обработку документов при ввозе и вывозе товаров (Таможенное обложение товаров при ввозе в Европейский Союз. М., 1997. С. 34).

Таким образом, созданная по образцу ЕАД грузовая таможенная декларация представляет собой документ единой формы, содержащий в условно-закодированном виде (см. приказ ФТС России от 21.08.2007 № 1003 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей») все необходимые для таможенных целей сведения (в соответствии с требованиями заявленной таможенной процедуры) о перемещаемых через таможенную границу товарах.

С 1 января 2007 г. в Российской Федерации применяется форма ГТД, соответствующая по своей структуре единому административному документу (см. приказы ФТС России от 03.08.2006 № 724 «Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации»; от 04.09.2007 № 1057 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации»).

ГТД применяется для таможенного декларирования товаров, ввозимых (ввезенных) в Российскую Федерацию, и товаров, вывозимых (вывезенных) за пределы России (ГТД заполняется на товары, помещаемые под таможенные процедуры:

– экспорта;

– реэкспорта (в случае применения подп. 2 ст. 297 ТК ТС);

– переработки вне таможенной территории;

– таможенного склада (п. 2 ст. 234 ТК ТС);

– временного вывоза;

– беспошлинной торговли;

– реэкспорта,

а также:

– на вывозимые продукты переработки, отходы или остатки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

– вывозимые отходы или остатки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления;

– вывозимые отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения;

– товары, вывозимые из России в соответствии со специальной таможенной процедурой перемещения товаров через таможенную границу между воинскими частями РФ, дислоцированными на территории РФ и за пределами этой территории;

– товары, вывозимые с таможенной территории РФ и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе на товары, предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и на товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований;

– товары, вывозимые с территории РФ и предназначенные для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств РФ за рубежом;

– товары, вывозимые в государства - бывшие республики СССР и предназначенные для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности РФ или субъектов РФ, а также для проведения на территориях указанных государств российскими организациями научно-исследовательских работ в интересах России на некоммерческой основе).

ГТД состоит из комплектов бланков (Каждый комплект бланков сброшюрован из пяти самокопирующихся экземпляров, имеет специальные элементы защиты и сквозную нумерацию):

1) Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3);

2) Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ТД4);

3) Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД1).

4) Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ТД2).

ТДЗ и ТД4 могут использоваться для таможенного декларирования товаров, ввозимых (ввезенных) в Российскую Федерацию и вывозимых (вывезенных) за пределы территории РФ.

ТД1 и ТД2 применяются для таможенного декларирования товаров, вывозимых (вывезенных) за пределы России.

Комплект ТД1 или ТДЗ используется для заявления сведений об одном товаре (Под одним товаром понимаются товары одного коммерческого наименования, содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, происходящие из одной страны (территории одного экономического союза либо сообщества, или страна происхождения которых неизвестна), к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования, меры нетарифного регулирования, запреты и ограничения неэкономического характера, а также одинаковые размеры ставок пошлин, налогов.

Для отдельных видов товаров (например, вина виноградные натуральные, предметы бытовой техники) предусмотрены дополнительные требования, а именно: товары должны иметь один товарный знак, марку, модель, артикул и обладать одинаковыми техническими и (или) коммерческими характеристиками).

Комплекты ТД2 и ТД4 используются в дополнение к комплектам ТД1 и ТДЗ соответственно, если в одной ГТД заявляются сведения о двух и более товарах. Причем в каждом из комплектов ТД2 и ТД4 могут заявляться сведения о трех товарах. Количество используемых комплектов ТД2и ТД4 не ограничено.

Таким образом, одна ГТД (с используемыми при необходимости дополнительными комплектами ТД2 или ТД4) может применяться для таможенного декларирования товаров, содержащихся в одной товарной партии (Как одна товарная партия рассматриваются:

1) ввозимые в Российскую Федерацию товары, следующие от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя на территории РФ в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки (или по одному разрешению на переработку товаров при декларировании продуктов переработки), или по односторонней внешнеэкономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки, при одновременном выполнении в отношении этих товаров следующих условий:

– товары в один и тот же день или в течение периода времени, установленного на подачу таможенной декларации, если декларирование производится с подачей периодической ГТД, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на территорию РФ или в месте доставки (если применялась таможенная процедура таможенного транзита) либо выпущены до подачи ГТД (ст. 197 ТК ТС),

– товары находятся (находились) на временном хранении в одном и том же месте, если в отношении декларируемых товаров применялось временное хранение;

2) вывозимые с территории РФ товары, одновременно отгружаемые (или отгружаемые в течение определенного периода времени при применении периодического временного декларирования) в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами территории РФ, в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки (или по одному разрешению на переработку товаров при декларировании продуктов переработки), либо но односторонней внешнеэкономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки;

3) товары, перемещаемые трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи одним и тем же лицом в течение определенного периода времени в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки, или по нескольким внешнеторговым договорам (в том числе по разным условиям поставки, ценообразования и оплаты) при подаче временной ГТД;

4) товары при изменении (завершении действия) таможенной процедуры без перемещения товаров через таможенную границу, помещенные под одну и ту же предшествующую таможенную процедуру по одному договору (или но одному разрешению на переработку), находящиеся под таможенным контролем одного и iого же таможенного органа или выпущенные в сроки, установленные на подачу ГТД в соответствии со ст. 197 ТК ТС, декларантом которых будет являться то же лицо, которое поместило товары под предшествующую таможенную процедуру, либо лицо, приобретшее имущественные права на декларируемые товары после их помещения под предшествующую таможенную процедуру) и помещаемых под одну и ту же таможенную процедуру (При заявлении в отношении товаров различных таможенных процедур необходимо подавать отдельные таможенные декларации по каждой таможенной процедуре).

По общему правилу (Таможенные документы заполняются на русском языке, если иное не установлено в соответствии с ТК ТС (ч. 2 п. 5 ст. 176 ТК ТС)) ГТД заполняется на русском языке с формированием ее электронной копии (Графа 43 комплектов ТДЗ и ТД4, а также графы ГТД, обозначенные заглавными буквами латинского алфавита «А», «С», «D», «D/J», «Е», «E/J», заполняются должностными лицами таможенных органов. Остальные графы ГТД заполняются декларантом. Если в графе недостаточно места для заявления сведений или для проставления должностным лицом таможенного органа служебных отметок, то необходимые сведения должны быть указаны на дополнительно прикладываемых листах формата А4, которые являются неотъемлемой частью ГТД (дополнение).При этом в соответствующей графе ГТД должна быть сделана запись: «см. доп. № ___ на _____ л.») и удостоверяется (подписывается) лицом, ее составившим.

Основное назначение применяемой при таможенном декларировании товаров формы ГТД заключается в удобстве для таможенных органов:

– приема и проверки (контроля) сведений, необходимых для таможенных целей;

– обработки и последующего анализа данных в целях таможенной статистики внешней торговли;

– использования электронного формата ГТД при переходе на электронную форму таможенного декларирования товаров.

Существует также возможность перспективного применения ГТД в качестве единого таможенного документа при перемещении товаров через таможенные границы стран Европейского Союза.

Важно иметь в виду, что с 1 января 2011 г.:

– решением КТС от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» вводится в действие новая форма декларации на товары (ДТ) и порядок ее заполнения;

– решением КТС от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций», устанавливаются новые условные обозначения сведений в декларации на товары;

– решением КТС от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» вводится в действие новая форма транзитной декларации (ТД) и порядок ее заполнения;

– решением КТС от 18.06.2010 № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» вводится в действие новая форма пассажирской таможенной декларации и порядок ее заполнения;

– решением КТС от 14.10.2010 № 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и инструкции о порядке ее заполнения» вводится в действие новая форма таможенной декларации на транспортное средство и порядок ее заполнения.

На основании п. 4 ст. 180 ТК ТС в качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой (п. 4 ст. 180 ТК ТС). Например, порядок использования таких документов для таможенного декларирования товаров утвержден решением КТС от 20.05.2010 № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары». В соответствии с данным Порядком предусмотрены несколько вариантов таможенного декларирования без представления таможенному органу отдельной формы декларации на товары:

1) таможенное декларирование с использованием транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов и предоставлением заявления (Перечень необходимых сведений, указываемых в заявлении, количество экземпляров заявления, а также прилагаемые к заявлению документы перечислены в разд. IIИнструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (см. решение КТС от 20.05.2010 № 263)) в отношении:

– товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта (При одновременном соблюдении следующих условий:

– общая таможенная стоимость таких товаров не превышает суммы, эквивалентной 200 евро (в случаях, предусмотренных законодательством государств – членов таможенного союза, – суммы, эквивалентной 1 тыс. евро);

– товары перемещаются одним и тем же лицом в счет исполнения обязательств по одному внешнеторговому договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки (или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки);

– перевозка товаров осуществляется на одном транспортном средстве;

– товары одновременно предъявлены одному таможенному органу),

– экспресс-грузов, заявляемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, экспорта, а также реэкспорта или реимпорта, если ранее такие товары помещались под таможенные процедуры с применением при таможенном декларировании транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов (При таможенном декларировании экспресс-грузов заявление составляется в виде реестра эспресс-грузов по форме, утвержденной решением КТС от 20.05.2010 № 263);

2) таможенное декларирование с использованием транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов и предоставлением перечня товаров (форма перечня и количество его экземпляров определены решением КТС от 20.05.2010 № 263) в отношении:

– товаров, заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если такие товары полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов (Товары, предназначенные для проведения спортивных соревнований и тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей, религиозных, культурных и иных подобных мероприятий, демонстраций на выставках, ярмарках, а также для проведения и освещения официальных и иных мероприятий в средствах массовой информации),

– товаров, заявляемых под таможенные процедуры реэкспорта или реимпорта в целях завершения таможенных процедур временного ввоза (допуска) или временного вывоза (если ранее такие товары декларировались с применением транспортных, коммерческих (иных документов) и перечня товаров),

– контейнеров, поддонов, упаковки и иной многооборотной тары, заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза (с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов), а также под таможенные процедуры реэкспорта или реимпорта в целях завершения действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) или временного вывоза,

– акцизных марок, произведенных в государствах – членах таможенного союза,

– Живых животных, ввозимых с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Решением КТС от 18.06.2010 № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации» определен порядок использования документов, сопровождающих международные почтовые отправления, в качестве декларации на товары и транзитной декларации.

В соответствии с п. 3 решения КТС от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» до 15 октября 2010 г. должны быть доработаны и утверждены решением КТС структуры и форматы электронных копий таможенных деклараций, а также Инструкция о порядке представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа. В настоящее время в Российской Федерации декларирование товаров в электронной форме осуществляется на основании п. 8 ст. 63 и п. 1 ст. 124 ТК, а также в соответствии с приказом ГТК России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».

Электронная форма таможенного декларирования не применяется в отношении товаров, подпадающих под меры нетарифного регулирования в виде лицензирования и (или) квотирования (кроме подлежащих маркировке акцизными марками).

Электронное декларирование осуществляется путем:

– подачи в электронной форме сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации на бланках ГТД или в таможенной декларации, оформленной в виде письменного заявления;

– представления электронных документов и их описи, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в соответствии с выбранной таможенной процедурой.

Электронная таможенная декларация подписывается электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Возможно электронное декларирование путем подачи предварительной, неполной, временной и периодической электронной таможенной декларации.

Проверка электронной декларации проводится с использованием информационной системы таможенного органа и должна быть завершена в течение трех часов рабочего времени с момента ее принятия.

Допускается однократное представление электронных документов (в том числе до подачи первой электронной декларации), используемых в дальнейшем для декларирования различных партий товаров. Указанные документы имеют название электронных долгосрочных документов и подлежат включению в электронный архив.

Электронному архиву присваивается индивидуальный номер, направляемый декларанту в виде авторизованного сообщения. В дальнейшем при декларировании товаров электронные долгосрочные документы, помещенные в электронный архив, повторно таможенному органу не представляются.

О результатах проверки электронной таможенной декларации уполномоченное должностное лицо таможенного органа проставляет соответствующие отметки (о выпуске/ условном выпуске, разрешении на вывоз, об отказе в выпуске, о внесении изменений в электронную декларацию, об отзыве электронной декларации и др.). Указанные отметки удостоверяются путем проставления ЭЦП таможенного органа.

Лицу, декларирующему товары, направляются авторизованное сообщение и электронная декларация с отметками о выпуске.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы:

– для исчисления и взимания таможенных платежей;

– формирования таможенной статистики;

– применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств – членов таможенного союза (проверки соблюдения требований избранной таможенной процедуры).

Такими сведениями, в частности, могут быть сведения:

– о заявляемой таможенной процедуре и о подтверждении условий ее соблюдения;

– о декларанте (уполномоченном представителе), об отправителе (получателе) товаров (контрагенте российского лица, выступающего в качестве стороны внешнеторгового договора);

– о транспортных средствах международной перевозки;

– о товарах (наименование, описание, коды по ТН ВЭД ТС, страна происхождения, страна отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество, таможенная и статистическая стоимость) (Таможенная стоимость указывается в рублях РФ, статистическая стоимость – это таможенная стоимость, пересчитанная в долларах США);

– об исчислении таможенных платежей (ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, а также суммы исчисленных таможенных платежей, примененные льготы, курс валют);

– о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

– о соблюдении запретов и ограничений, о производителе товаров;

– о представленных документах, о лице, составившем декларацию на товары, а также о месте и дате ее составления.

Все сведения, содержащиеся в таможенной декларации, должны подтверждаться документально. Тем более это относится к ГТД (в недалеком будущем – декларации на товары (ДТ)), в которой сведения указываются в закодированном виде.

В ч. 2 п. 1 ст. 183 ТК ТС перечисляются документы, прилагаемые к таможенной декларации. Перечень общий, и в зависимости от конкретных условий таможенного декларирования какие-то документы могут не понадобиться, а какие-то, наоборот, будут необходимы.

Можно предложить следующую группировку документов, вне зависимости от статуса декларанта, вида товаров и избранной таможенной процедуры:

1) организационные, регистрационные и удостоверительные (уполномочивающие) документы. К таким документам относятся:

– учредительные документы,

– свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство об аккредитации филиала (представительства) иностранного юридического лица,

– свидетельство о постановке на учет в налоговом органе,

– документы, подтверждающие полномочия лица на совершение таможенных операций (например, доверенность);

2) договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к декларируемым товарам) или документы, выражающие содержание односторонних внешнеэкономических сделок;

3) коммерческие документы (счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу);

4) транспортные (перевозочные) документы, по которым осуществлялась (осуществляется) международная перевозка товаров;

5) таможенные документы (В соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 4 ТК ТС под таможенными документами понимаются документы, составляемые исключительно для таможенных целей. Смысл «таможенных целей» в ТК ТС но раскрывается Можно предполагать, что имеются в виду цели совершения таможенных операций, проведения таможенного контроля и взимания таможенных платежей. Представляется, что таможенные документы – это документы, интересующие главным образом таможенников. Отсюда к таким документам можно отнести документы, выдаваемые таможенными ор1анами (например, предварительные решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС), или документы, получающие юридическую значимость в результате соответствующих действий таможенных органов (таможенные декларации)) (например, разрешения на переработку товаров, таможенные декларации о помещении товаров под предшествующие таможенные процедуры, декларации таможенной стоимости);

6) разрешительные документы или документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (сертификаты, лицензии, заключения, паспорта сделок, документы о стране происхождения товаров);

7) платежные документы (документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, принятие мер по обеспечению такой уплаты, подтверждающие права на льготы).

Предложенная группировка документов имеет в большей степени теоретико-познавательное, нежели практическое, значение, поскольку один и тот же документ может выполнять несколько функций. Например, документ, подтверждающий уплату таможенных платежей (платежное поручение), одновременно служит и своего рода разрешительным документом, поскольку является одним из оснований выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Разрешительными являются и таможенные документы, выдаваемые таможенными органами на право использования таможенной процедуры (разрешение на переработку товаров). То же относится и к сертификатам, подтверждающим страну происхождения товаров, когда к товарам применяются меры таможенно-тарифного регулирования (ставки пошлин, зависящие от страны происхождения товара), а также запреты на ввоз товаров из определенных стран.

Таможенная декларация на ввезенные иностранные товары подается до окончания сроков их временного хранения, включая случаи продления таких сроков (т.е. до четырех месяцев). Таможенная декларация на вывозимые товары должна быть подана до их убытия за пределы таможенной территории.

Таможенная декларация на товары, явившиеся орудием, средством или предметом совершения преступления либо административного правонарушения, подается в течение 30 дней после вступления в силу процессуального документа (приговора, постановления, определения), допускающего их возврат заинтересованному лицу (декларанту).

В зависимости от особенностей таможенного декларирования товаров, таможенным законодательством таможенного союза установлены и другие сроки подачи таможенной декларации. Например, срок подачи предварительной таможенной декларации (п. 1 ст. 193 ТК ТС), срок подачи таможенной декларации в отношении товаров, выпущенных до подачи таможенной декларации (подп. 2 п. 1 ст. 197 ТК ТС).

Таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации в отношении товаров, заявляемых к помещению под соответствующую таможенную процедуру.

В Российской Федерации таможенными органами, правомочными на принятие таможенных деклараций, являются таможенные посты.

Приказом ФТС России от 15.06.2010 № 1133 «О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации», определены таможенные органы, имеющие право на принятие (регистрацию, проверку) таможенных деклараций (Приказ сформулирован так, что в приложениях к нему перечисляются таможенные органы, не правомочные на принятие таможенных деклараций. Соответственно, оставшиеся таможенные органы (таможенные посты), не упомянутые в приложениях к данному документу, правомочны принимать таможенные декларации «независимо от таможенного режима, целей перемещения товаров, а также от категории лиц, перемещающих товары и подающих декларацию» (п. 1 приказа ФТС России от 15.06.2010 № 1133)).

Некоторые виды товаров могут декларироваться только на определенных таможенных постах, например:

– мясо и пищевые мясные субпродукты (см. приказ ФТС России от 06.05.2010 № 893 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций, связанных с принятием таможенных деклараций и выпуском товаров, классифицируемых в группе 02 ТН ВЭД ТС, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления»);

– автомобили, драгоценные металлы, драгоценные камни, природные алмазы и бриллианты, шины, покрышки пневматические резиновые, алкогольные и табачные изделия (см. приказ ФТС России от 25.05.2009'№ 931 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров»);

– делящиеся и радиоактивные материалы (см. приказ ФТС России от 26.03.2009 № 567 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов»).

В иных случаях ФТС России вправе наделять таможенные органы компетенцией по принятию таможенных деклараций в отношении товаров, перемещаемых, например, отдельными категориями иностранных лиц (см. приказ ФТС России от 11.01.2006 № 4 «Об установлении компетенции таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по совершению таможенных операций в отношении дипломатической почты иностранных государств и товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц»), в международных почтовых отправлениях (см. приказ ФТС России от 15.01.2010 № 37 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях»), трубопроводным транспортом (см. приказ ФТС России от 26.08.2009 № 1566 «О местах декларирования отдельных видов товаров»).

Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов (с их описью в двух экземплярах) фиксируется таможенным органом в журнале регистрации таможенных деклараций. Подача таможенной декларации подтверждается проставлением даты и времени на двух экземплярах описи документов с указанием фамилии и инициалов должностного лица (см. решение КТС от 20.05.2010 № 262 «О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров»).

Далее декларации присваивается регистрационный номер (Для принятия решения о регистрации таможенной декларации ДТ должностное лицо таможенного органа в течение двух часов с момента подачи декларации проверяет наличие либо отсутствие оснований для отказа в ее регистрации (п. 4 ст. 190 ТК ТС). При наличии оснований для отказа в регистрации таможенной декларации ДТ (в том числе, если в качестве декларации используются заявление или перечень) должностное лицо оформляет лист отказа в регистрации декларации на товары в двух экземплярах по установленной форме, с обязательным указанием причин (в качестве листа отказа может использоваться оборотная сторона декларации).

Лист отказа регистрируется в журнале регистрации листов отказа и заверяется подписью должностного лица таможенного органа с проставлением оттиска личной номерной печати. Далее должностное лицо таможенного органа вручает первый экземпляр листа отказа декларанту (таможенному представителю), а также возвращает таможенную декларацию ДТ, прилагаемые к ней документы и ее электронную копию.

Декларант (таможенный представитель) проставляет на втором экземпляре листа отказа дату и время его получения с указанием фамилии и инициалов лица, получившего лист отказа, и его подписи. Второй экземпляр листа отказа остается в таможенном органе).

Регистрационный номер формируется по следующей схеме:

ХХХХХХХХ/ ХХХХХХ/ ХХХХХХХ (1 2 3), где элемент 1 – код таможенного органа или его структурного подразделения, оформившего принятие ГТД; элемент 2 – дата принятия ГТД (день, месяц, две последние цифры года); элемент 3 – порядковый номер таможенной декларации, присваиваемый по журналу учета таможенных деклараций таможенным органом или его структурным подразделением, принявшим ГТД (начинается с единицы с каждого календарного года).

После регистрации таможенной декларации должностное лицо указывает регистрационный номер таможенной декларации и время ее регистрации на двух экземплярах описи, которые заверяются подписью и проставлением оттиска личной номерной печати (При декларировании товаров с использованием в качестве таможенной декларации ДТ транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с предоставлением письменного заявления или перечня товаров должностное лицо таможенного органа регистрирует заявление либо перечень в журнале регистрации. Регистрационный номер заявления (перечня) присваивается аналогично регистрационному номеру таможенной декларации ДТ и указывается в верхнем левом углу каждого экземпляра заявления или в соответствующей строке перечня).

Один экземпляр описи после проставления соответствующих отметок возвращается декларанту (таможенному представителю), второй – прикладывается к таможенной декларации и документам.

С момента присвоения регистрационного номера таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. С этого момента декларант (таможенный представитель) несет юридическую ответственность за достоверность указанных в такой декларации сведений.

После регистрации таможенной декларации должностное лицо таможенного органа проверяет документы, представленные вместе с декларацией на предмет достоверности сведений, указанных в условно-закодированном виде.

Завершающим этапом проверки таможенной декларации является таможенный досмотр, поручаемый отдельным должностным лицам таможенного органа (досмотровой группе).

В отдельных случаях груз может выпускаться и без таможенного досмотра. Например, на основании приказа ФТС России от 04.05.2005 № 409 формируется перечень лиц (Субъект ВЭД не может быть включен в Перечень, если он:

– имеет задолженность по уплате таможенных платежей,

– имеет вступившие в законную силу и неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела либо считается подвергнутым административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.12, 14.10, 15.25 и гл. 16 КоАП;

– фактически не находится по месту своей государственной регистрации;

– использует упрощенную систему налогообложения), в отношении которых таможенный контроль проводится не в полном объеме (Проведение таможенного досмотра основано на случайной выборке (с применением генератора случайных чисел)).

Кроме того, в настоящее время при совершении таможенных операций начала применяться так называемая технология удаленного выпуска, когда декларация на товары подается таможенному органу, удаленному от места нахождения декларируемых товаров. Проведение таможенного досмотра при этом поручается таможенному органу, в зоне деятельности которого находятся декларируемые товары, и далее, по результатам такого досмотра, должностным лицом таможенного органа, проверившего таможенную декларацию, принимается решение о выпуске товаров.

Согласно ч. 1, 2 ст. 196 ТК ТС действия по проверке таможенной декларации и принятию решения по результатам такой проверки должны быть совершены в течение:

– одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (т.е. максимум два рабочих дня);

– четырех часов с момента регистрации декларации на товары, не облагаемые экспортными таможенными пошлинами и вывозимыми из Российской Федерации в соответствии с таможенными процедурами экспорта или временного вывоза (перечень товаров определяется КТС).

При необходимости применения дополнительных форм таможенного контроля или завершения уже проводимых проверок указанные выше сроки могут быть продлены до 10 рабочих дней (со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации).

По результатам проверки таможенной декларации уполномоченным должностным лицом таможенного органа принимается одно из следующих решений:

– о выпуске (условном выпуске) товаров в соответствии с избранной (заявленной) таможенной процедурой;

– о приостановлении выпуска товаров (например, в случае обнаружения признаков нарушения прав интеллектуальной собственности);

– об отказе в выпуске товаров (при несоблюдении условий выпуска товаров (ст. 201 ТК ТС) или, например, в случае неосуществления декларантом в сроки выпуска товаров корректировки недостоверных сведений о таможенной стоимости и неуплаты доначисленных таможенных платежей (ч. 2 п. 2 ст. 68 ТК ТС)).

Сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены как до выпуска товаров, так и после их выпуска.

Изменение и дополнение сведений до выпуска товаров возможно, если эти действия не связаны прямо или косвенно с уклонением от ответственности за несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза (ч. 1 п. 1 ст. 191 ТК ТС). Дело в том, что изменение (дополнение) сведений будет иметь место в принятой и зарегистрированной таможенным органом таможенной декларации, т.е. документе, имеющем юридическое значение, и если изменяемые сведения касаются соблюдения условий выпуска товаров (уплата таможенных платежей, соблюдение запретов и ограничений), то туг возможности декларанта сильно ограничены. Исключением является изменение сведений о таможенной стоимости товаров посредством процедуры ее корректировки.

Недостоверные сведения, влияющие на принятие решения о выпуске товаров, а также о возможности привлечения к уголовной или административной ответственности за несоблюдение требований таможенных правил могут быть обнаружены как в порядке документального контроля (проверки декларации и необходимых документов), так и при проведении фактического контроля (таможенного досмотра). Поэтому декларант не имеет право изменять или дополнять сведения не только, например, о классификационном коде товара в соответствии с ТН ВЭД ТС, стране его происхождения, но и о количестве товаров, подлежащем проверке при проведении таможенного досмотра.

Вторым исключением (помимо возможности корректировки таможенной стоимости) из данных правил можно назвать возможность внесения изменений (дополнений) в предварительную декларацию. В этом случае декларант на момент подачи предварительной таможенной декларации может и не располагать (по причинам, от него не зависящим) точными сведениями о стоимостных, количественных, весовых и других характеристиках декларируемых товаров.

В соответствии с п. 4 ст. 193 ТК ТС в случае изменения стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных на основании копий транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, обязательно представляются документы, подтверждающие изменение стоимости, количества или веса. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании утвержден решением КТС от 20.05.2010 № 256.

Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в порядке, определенном решением КТС от 20.05.2010 № 255.

Корректировка таможенной декларации после выпуска товаров возможна в соответствии с решением уполномоченного таможенного органа, принимаемым по результатам:

– проведения таможенного контроля после выпуска товаров;

– рассмотрения мотивированного письменного обращения декларанта (таможенного представителя).

Поводами для изменения (дополнения) выпущенной декларации на товары могут быть:

– установление (выявление) недостаточности (несоответствия) сведений, заявленных в таможенной декларации, сведениям, подлежащим указанию в ней согласно установленному порядку заполнения;

– рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

– обоснование необходимости внесения изменений (дополнений) в отметки и записи в графах, заполняемых должностным лицом таможенного органа;

– вступление в законную силу решений судебных органов государств – членов таможенного союза, предусматривающих внесение изменений и (или) дополнений сведений, заявленных в таможенной декларации.

Внесение изменений (дополнений) в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Помимо случаев внесения изменений (дополнений) в декларацию на товары возможны ситуации, когда изменяются намерения декларанта относительно перемещаемых через таможенную границу товаров. Это может быть необходимость изменения таможенной процедуры по причинам, возникшим после подачи декларации и до выпуска иностранных товаров, либо отказ от перемещения (вывоза) выпущенных (задекларированных) товаров таможенного союза.

Отзыв декларации на иностранные товары обязывает декларанта в течение срока временного хранения подать новую таможенную декларацию. Для товаров таможенного союза такого требования нет, так как товары таможенного союза находятся на таможенной территории без каких-либо ограничений прав собственности, требований и условий со стороны таможенного законодательства таможенного союза.

Отзыв разрешается таможенным органом, если до обращения декларанта за разрешением на отзыв таможенный орган:

– не обнаружил признаков преступлений или административных правонарушений в сфере таможенного дела;

– не уведомил декларанта о проведении таможенного досмотра.

На основании п. 5 ст. 193 ТК ТС декларант вправе отозвать в том числе и предварительную таможенную декларацию.

Наряду с общим порядком таможенного декларирования участники ВЭД могут воспользоваться следующими вариантами таможенного декларирования товаров.

1) декларирование различных товаров, содержащихся в одной товарной партии, одним наименованием (ст. 128 ТК). В соответствии с п. 1 ст. 128 ТК по желанию декларанта содержащиеся в одной товарной партии товары различных наименований могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ТС при условии, что этому классификационному коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня. При этом если товарам соответствует несколько классификационных кодов по ТН ВЭД ТС с одинаковыми ставками таможенных пошлин, указанию подлежит тот классификационный код товара, которому соответствует наиболее высокий уровень ставки акциза, а при равных ставках акциза – наиболее высокий уровень ставки НДС.

При декларировании товаров нескольких наименований с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ТС в отношении всех таких товаров применяются ставки таможенных пошлин, налогов, соответствующие этому классификационному коду.

Кроме того, следует учитывать сопоставимость сравниваемых видов ставок, т.е. невозможно сравнивать ставку, определенную в процентах к таможенной стоимости товара (адвалорная ставка), со ставкой, определенной в денежном измерении (евро) за единицу перемещаемого товара (специфическая ставка). В свою очередь сравнение специфических ставок должно учитывать и сопоставимость единиц измерения товаров (кг, л и т.д.).

Действующие запреты и ограничения должны соблюдаться для каждого вида товара в отдельности.

Статья 128 ТК не ограничивает декларирование товаров одним наименованием только ввозом или вывозом товаров.

Основная цель применения данного способа таможенного декларирования заключается в упрощении оформления и исчисления таможенных пошлин, налогов, поскольку не требуется выделять из партии каждый товар и рассчитывать для него таможенные платежи (например, при перемещении различных комплектующих, товаров для сборки, строительства, продуктов питания для розничной продажи в супермаркетах и т.д.). Отсюда можно сделать вывод о том, что практическое применение рассматриваемого способа таможенного декларирования представляет интерес для ввозимых товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами, налогами (выпуск для внутреннего потребления);

2) выпуск ввозимых (ввезенных) в Российскую Федерацию товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК ТС). Возможность выпустить ввезенные в Российскую Федерацию иностранные товары до подачи на них таможенной декларации предоставляется в нескольких случаях:

– при ввозе товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации, а также в ряде других случаев (ст. 178 ТК ТС),

– при декларировании товаров, ввозимых лицом, получившим статус уполномоченного экономического оператора (См также решение КТС от 18 06.2010 № 323 «О перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору»).

Выпуск товаров допускается при условии, что декларантом представлены:

– документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по ТН ВЭД ТС (на уровне не менее первых четырех знаков), количество, вес брутто и стоимость товаров,

– письменное обязательство (см. приказ ФТС России от 05.09.2006 № 842 «Об утверждении формы обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений») о подаче таможенной декларации, а также представлении необходимых документов и сведений не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров (т.е. до 40 дней можно не уплачивать и таможенные платежи), содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары (Выпуск товаров до подачи таможенной декларации не применяется при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита),

– документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (кроме случаев представления таких документов и сведений на дату подачи таможенной декларации).

Обязательным условием выпуска товаров до подачи таможенной декларации является обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (за исключением выпуска до подачи таможенной декларации товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также гуманитарной и технической помощи);

3) предварительное таможенное декларирование товаров (ст. 193 ТК ТС) – позволяет подавать таможенную декларацию на иностранные товары до их ввоза в Российскую Федерацию. Смысл предварительного таможенного декларирования товаров заключается в приеме, регистрации и проверке таможенной декларации (проведении документального контроля) до прибытия товаров на таможенную территорию. Наличие такой декларации позволит значительно сократить время на проведение таможенных операций для выпуска товаров.

ТК ТС не обязывает декларанта уплачивать таможенные платежи на момент подачи предварительной таможенной декларации. В этом случае также действует правило об уплате таможенных платежей за ввозимые иностранные товары не позже их выпуска таможенным органом.

Примечательно, что выпускающим таможенным органом может быть только таможенный орган, зарегистрировавший предварительную таможенную декларацию (п. 2 ст. 196 ТК ТС). При этом товары, прибывшие в Россию, предъявляются как таможенному органу, зарегистрировавшему предварительную таможенную декларацию, так и иному таможенному органу, определенному национальным законодательством. Таким иным таможенным органом может быть, например, таможенный орган, расположенный вблизи государственной границы РФ. То есть присутствуют элементы удаленного выпуска, когда таможенный досмотр проводится таможенным органом по месту нахождения (ввоза в Россию) товаров, а выпускает товары (по результатам досмотра) таможенный орган, находящийся на удалении от предварительно задекларированных товаров.

При желании декларант вправе представлять товары таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию. Тогда может возникнуть необходимость обратиться к таможенному транзиту. И тут открывается еще одно преимущество предварительного декларирования – это использование зарегистрированной декларации на товары в качестве транзитной таможенной декларации (если уплачены были таможенные пошлины, налоги, то их обеспечение при транзите не потребуется).

Завершение предварительного таможенного декларирования и выпуск товаров возможны при условии представления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему декларацию на товары, либо иному таможенному органу в течение 30 календарных дней, следующих за днем ее регистрации.

Статья 193 ТК ТС предусматривает три основания, когда предварительная таможенная декларация теряет свое юридическое значение и декларанту потребуется подавать декларацию на товары в общем порядке:

– товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию (иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза), в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации (товары могут вообще не ввозиться на таможенную территорию),

– в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем регистрации предварительной таможенной декларации, введены запреты и ограничения,

– декларант отзывает предварительную таможенную декларацию в соответствии с п. 5 ст. 193 ТК ТС;

4) неполное таможенное декларирование товаров (ст. 135 ТК). Подача неполной таможенной декларации возможна как на иностранные товары, так и на вывозимые товары таможенного союза.

Неполное таможенное декларирование допускается при условии заявления декларантом (в неполной таможенной декларации) сведений (п. 1 ст. 135 ТК):

– необходимых для выпуска товаров,

– необходимых для исчисления и уплаты таможенных платежей,

– подтверждающих соблюдение запретов и ограничений,

– позволяющих идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.

Декларант вправе рассчитывать на применение данного способа таможенного декларирования только в том случае, если по причинам, от него не зависящим, заявление всех необходимых для таможенного декларирования сведений не представляется возможным (например, информации о номерах транспортных средств, на которые будут перегружены вывозимые товары в месте их убытия за пределы таможенной территории).

Последующее представление недостающих сведений осуществляется в сроки, устанавливаемые таможенным органом:

– для иностранных товаров – не более 45 дней (со дня принятия таможенным органом неполной таможенной декларации),

– для вывозимых товаров таможенного союза – не более восьми месяцев (со дня принятия таможенным органом неполной таможенной декларации).

После принятия неполной таможенной декларации и выпуска таможенным органом товаров не требуется подачи еще одной полной таможенной декларации.

Недостающие сведения направляются декларантом отдельным письмом в пределах установленных сроков;

5) периодическое таможенное декларирование товаров (ст. 136 ТК) – позволяет подавать одну таможенную декларацию на все товары, перемещаемые через таможенную границу одним и тем же лицом, в течение определенного периода времени.

Периодическое таможенное декларирование применимо как к ввозимым в Россию иностранным товарам, так и к вывозимым иностранным товарам и товарам таможенного союза.

Преимущество периодического таможенного декларирования товаров заключается в подаче одной таможенной декларации на товары, перемещенные отдельными поставками, соответственно:

– полный объем таможенных операций по таможенному декларированию товаров с подачей декларации на товары потребуется пройти только единожды,

– уплатить таможенный сбор за таможенные операции необходимо один раз, при подаче периодической таможенной декларации (с учетом предельного размера такого сбора, не более 100 тыс. руб., можно сократить расходы на его уплату в рамках данной суммы, независимо от стоимостей выпускаемых партий);

6) периодическое временное декларирование товаров таможенного союза (ст. 138 ТК). В большинстве случаев отсутствие точных сведений, необходимых для таможенного декларирования вывозимых товаров, связано с их контрактной стоимостью (Например, в случаях, когда такая стоимость окончательно устанавливается на момент прибытия товаров в место назначения (по результатам приемки товаров в зависимости от качества и (или) количества поступивших товаров, от изменений биржевых котировок)) (и, как следствие, с таможенной стоимостью) или количеством.

Сведения о стоимости товаров и их количестве в зависимости от применяемой ставки таможенной пошлины (адвалорной, специфической, комбинированной) могут быть необходимы при таможенном декларировании в части контроля подлежащих уплате сумм вывозных таможенных пошлин.

Периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации представляет собой декларирование, состоящее из нескольких этапов:

– декларирование исходя из намерений вывоза товаров (подача временной таможенной декларации),

– декларирование фактического количества вывезенных товаров (подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации).

Окончательная сверка подлежащих уплате сумм таможенных пошлин производится на момент подачи в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Декларант самостоятельно обязан произвести перерасчет и в случае необходимости доплатить соответствующую сумму платежа не позднее дня подачи полной таможенной декларации. При своевременной уплате (доплате) платежа никаких пеней и процентов не взимается.

Срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации заявляется декларантом, но окончательно устанавливается таможенным органом. При этом как заявление, так и установление конкретных сроков подачи полной декларации возможно только в пределах сроков, предусмотренных в ТК, т.е. 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.

В свою очередь период времени для вывоза декларируемых по временной таможенной декларации товаров установлен в пределах:

– до четырех месяцев со дня принятия временной таможенной декларации (с возможностью продления данного срока еще на четыре месяца),

– в пределах одного календарного месяца (Срок исчисляется с начала календарного месяца, но временная таможенная декларация может быть принята не ранее чем за 15 дней до начала этого периода) для товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения.

Таможенный сбор за таможенные операции уплачивается как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации (подп. 1 п. 1 ст. 357.7 ТК).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.