Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности В.А.Ядова






Диспозиционная концепция В. А. Ядова характеризует социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий. Диспозиция личности – иерархически организованная система, вершину которой образуют общая направленность интересов и система ценностных ориентаций как продукт воздействия общих социальных условий, средние – система общественных социальных установок на многообразные социальные объекты и ситуации, а нижний – ситуативные социальные установки как готовность к оценке и действию конкретных («микросоциальных») условий деятельности.

Диспозиция в концепции В. А. Ядова – осознанная готовность личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленная ее предшествующим опытом.

Диспозиционная иерархическая структура личности:

• низший уровень – элементарная фиксированная установка, социальные фиксированные установки – аттитюд, базовые социальные установки или общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности,

• высший уровень диспозиционной иерархии – ценностные ориентации.

 

 

53.Социально-психологическое воздействие: понятие, сущность, виды, механизмы.

В Древней Греции изучение воздействия было связано с областью риторики. Аристотель выделял в качестве основных условий эффективного воздействия доверие к источнику воздействия апелляции к эмоциям и логическую обоснованность.Он также отмечал, что результативность воздействия возрастает, если оно строится на общем основании между воздействующим и объектом воздействия, что предполагает знание особенностей аудитории и ее представлений. Цицерон выделял пять элементов убеждающего воздействия: создание очевидности аргументов, их организация, искусная стилизация, способствование их запоминанию, наконец, их мастерское произнесение. Первые определения воздействия в основном фокусировались на искусстве по-строения речи и ораторском мастерстве. В последующем внимание начало концентрироваться на особенностях воздействия как процесса. Брембек и Хоуэлл определяют воздействие как осознанную попытку изменения мыслей и действий, посредством манипулирования мотивами человека в отношении желаемого исхода. В 1970-е годы эти же

авторы начинают рассматривать воздействие как коммуникацию, направленную на изменение выбора. Фозерингхем определяет воздействие как совокупность эффектов у адресата воздействия. В данном определении акценты смещаются на объект воздействия, который фактически определяет его действенность. Кеннет Барк определяет воздействие как искусное использование ресурсов неопределенности. Он считал, что для идентификации с содержанием воздействия необходимо использовать язык адресата воздействия. Только то, что понятно, причем понятно заданным образом, и приводит к желаемому реагированию.

Ларсон (C. Larson) определяет воздействие как «создание состояния идентификации или ориентации между источником и адресатом, образуемое посредством использования символов»

По мнению В.Н. Куликова, психологическое воздействие по своей сущности представляет «проникновение» одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью и результатами этого «проникновения» является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т. п.).

Для теоретического анализа проблемы необходимо уточнить исходное понятие психологического воздействия в его соотношении с феноменом действия. Нередко они

смешиваются. Между тем, по мнению В.Н. Куликова, это разные явления – действие

субъекта, направленное на физический объект, выглядит как оперирование этим объектом. психологическое воздействие имеет иную направленность, не на физический объект, а на индивидуального или группового субъекта. психологическое воздействие выступает как «субъектно-субъектное» отношение. Психологическое воздействие включается в коллективную деятельность людей и представляет одну из форм связей и отношений междуними. При этом, с одной стороны, психологическое воздействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности (А.В. Петровский), а с другой – от целей, задач и содержания психологического воздействия зависит деятельность людей.Любое воздействие одновременно является и самовоздействием. Убеждающее воздействие предполагает включение механизмов самоубеждения, внушающее воздействие, предполагает включение механизмов самовнушения и т.п

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.