Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прототипы и экземпляры






Прототип – когнитивные репрезентации категорий (стандарты в отношении которых оценивается семейное сходство и устанавливается членство категории). Прототип являет собой усреднение, абстракцию категорий, но не включает в себя крайностей. Т.о. он позволяет выделить класс категорий в совокупности их существенных признаков.

Категоризируя новые образцы или примеры люди часто используют не прототипы, а экземпляры – конкретные представители категории, с которыми сталкивается человек в своем жизненном опыте.

С.М. Judd и В. Park утверждают, что люди используют и прототипы и экземпляры для определения групповой принадлежности, но ТОЛЬКО экземпляры для определения аутгруппы.

Прототип выступает в качестве ведущего при первичной оценке объекта, экземпляры – при углубленной ориентировке.

Привлечение экземпляра автоматизировано, а прототип выполняет ориентировочную ф-цию.

 

8.СОЦИАЛЬНАЯ СХЕМА: ПОНЯТИЕ, ВНУТР.ОРГАНИЗАЦИЯ…

Схема – когнитивная структура, в кот представл. обобщенные знания о понятиях или объектах, их характер-ках и отношениях между ними, а так же конкрет. примеры объектов. Схемы -ряд взаимосвязанных мыслей, представлений, аттитюдов, позволяющ быстро распознать объекты при наличии огранич инфор ресурсов. Схемы обобщают прошлый опыт и созд. каркас для приобретения, интерпрет. и воспроизв новой инфо. Ряд схем могут объединяться друг с другом в семантические сети.. Обладая способностью совершать выводы и делать обобщения на будущее, в виде схем, люди получают дополнит. ресурсы оптимальн.функционирования..

Типы схем:

Схемы личности –знания о личност чертах и связях между ними; о типах людей и их особенностях и целях.Ролевые – структурн. знан. о требованиях, предъявл к определенным социальным ролям.Скрипты (схемы ситуаций) - об определенных событиях(чего ожидать)Схемы свободного содержания - набор правил обработки инфо, способств. ориентироваться и принимать решения в ситуациях, не имеющ аналогов в жизненном опыте. Схемы самости - представления людей о самих себе

Внутренняя организация схем, схемы рассматриваются как иерархически структурированные (от более общ категорий в вершине к более специализир внизу). Это позволяет личности двигаться от более конкретных о к более общим ур-ням Различные схемы могут связаны друг с другом, образуя межсхемные иерархии.Могут использоваться упрощенно линейные или сложные сплетения ассоциаций.. Схемы социальных событий или скрипты состоят из сценических действий, организованных во временной последовательности.

2 общих подхода орг-ии: – схематический (основ. на когнитивных моделях памяти, абстрактн.перераб-ка инфо) и экземплярный (подчеркивают роль и подчеркивают роль специфического опыта)

Основ. положения 1. схемат подхода: (схемы репрезент абстрактные или обобщенные знания; активируются эксплицитными размышл-ми или столкновением с соотв инфо.; доступность определ-ся недавностью и частотой использования. схемы - независимые единицы. Активир схема направляет внимание на инфо.; влияет на принятие решений догадок). 2. Экземплярные (схемы должны содержать только информацию о типичных характеристиках (активируют все запечатленные экземпляры параллельно. Каждый экз-р активируется в той степени, в которой он сходен с воспроизводимым сигналом.Когда новый стимул должен быть категоризирован -осуществл сравнение параллельно активированных экземпляров. Когда требуются обобщения о типе стимулов то они активир и суммируются).

Способ организации схем зависит от ее подхода, содержания

Функции:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.