Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умственная работоспособность. Диагностика утомления






 

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей.

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма.

Во всякую работу, в том числе и умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу, или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок – точность) показатели работы часто то асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания – поиск организмом наиболее экономичного для работы (умственной деятельности) уровня – проявление саморегулирующейся системы.

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.

Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6 - 7 лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинается развиваться утомление и проявляется третья фаза работоспособности. Утомлением называется временное обратимое снижение работоспособности в процессе работы. Умственная работа требует осуществления нервно-психических функций внимания, восприятия, памяти и мышления. По мере развития утомления в ходе работы нервные процессы, лежащие в основе этих функций, ухудшаются, и результативность работы падает. Для диагностики утомления могут быть использованы психологические тесты, которые позволяют выявить ухудшение показателей нервных процессов под влиянием умственной нагрузки. Предлагаемые пробы могут быть проведены фронтально, поэтому за небольшой отрезок времени может быть собрана информация о состоянии нервной системы у значительного количества учеников до учебной нагрузки и после таковой. Если показатели умственной работоспособности в конце занятия окажутся сниженными по сравнению с началом занятия, следует сделать вывод о его утомительности.

Цель работы: изучить психофизиологические основы умственной работоспособности и утомления, познакомиться с методикой их диагностики.

 

Оборудование: корректурная таблица В.Я. Анфимова, секундомер, калькулятор.

Рекомендации по оформлению работы:

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.