Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка уровня физического развития школьников






РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

ПО ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ

 

Студента ___________________________________________________

ФИО

 

_______курса _________группы _________________факультета

 

Ишим

УДК 61 (075.8)

ББК 28.7 я 73

Р 134

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова

 

Рецензенты:

И.М. Секисова, заведующая отделением «Сестринское дело», преподаватель высшей категории дисциплины «Анатомия и физиология человека» ГАОУ СПО ТО «Ишимский медицинский колледж».

А.В. Ермолаева, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и методики преподавания биологии ИГПИ.

 

 

Составитель: С.Н. Саукова.

 

 

Рабочая тетрадь по возрастной анатомии, физиологии и школьной гигиене: учебно-методическое пособие / сост. С.Н. Саукова. – Ишим: Изд. ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013 – 46 с.

 

Рабочая тетрадь содержит методические указания к лабораторным занятиям. В каждом из них дано краткое обоснование лабораторных работ, задания к выполнению работ, контрольные вопросы для подготовки к занятию, вопросы к коллоквиумам и зачету. Приведен список рекомендуемой литературы. Рабочая тетрадь предназначена для студентов, обучающихся по всем профилям подготовки бакалавров направления 050100 Педагогическое образование.

 

 

© С.Н. Саукова.

 

 

Занятие 1.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Рост – это количественное изменение тела и его отдельных частей, которое проявляется в увеличении линейных размеров, объёма и массы.

Развитие – это качественные изменения организма, проявляющиеся в морфо-функциональной дифференцировке тканей и органов, формировании и совершенствовании структур и функций организма.

Физическое развитие – это состояние достигнутого на данном возрастном этапе жизни индивида уровня показателей роста и развития, которые характеризуют физическую дееспособность организма.

Совокупность показателей физического развития, подразделяется на три группы:

1. Соматометрические показатели. Методы их определения заключаются в измерении тела. К ним относятся рост (длина тела), вес (масса тела) и окружность грудной клетки.

Рост стоя определяется с помощью ростомера в антропометрической стойке, босиком или в носках, с касанием стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и при горизонтальном положении глазнично-ушной (на уровне козелка) линии головы.

Масса тела измеряется на медицинских (или напольных) весах. Окружность грудной клетки измеряется на вдохе, выдохе и в промежуточном положении. При измерении сантиметровая лента накладывается по нижнему углу лопаток, спереди – на уровне нижнего сегмента околососкового кружка (у девушек выше грудной молочной железы).

2. Соматоскопические показатели определяются наружным осмотром тела и оцениваются качественно или выражаются в баллах. К ним относятся: состояние кожи, толщина подкожной жировой клетчатки, особенности костяка, форма ног и грудной клетки, форма позвоночника и осанка, выраженность сводов стопы, степень полового созревания. Возможности овладения этой группой методов на лабораторном занятии ограничены.

Следует обратить внимание на выраженность изгибов позвоночника (лордозов – шейного и поясничного, кифозов – грудного и крестцово-копчикового), симметричность лопаток и положение плеч анфас (несимметричность указывает на боковой изгиб позвоночника – сколиоз) и сделать вывод о нормальной или нарушенной осанке (сутуловатой, лордотической, кифотической, выпрямленной, сколиотической). По отпечатку подошвы босой ноги можно сделать вывод о наличии или отсутствии плоскостопия. Для этого надо получить отпечаток стопы на плантографе и соединить среднюю точку отпечатка пятки линиями с серединой отпечатка большого пальца и с вторым межпальцевым промежутком: если внутренний контур стопы выходит за первую линию, то плоскостопие сильно выражено, а если находится между линиями, то имеется первая степень плоскостопия.

3.Физиометрические показатели характеризуют степень развития некоторых функций. В эту группу входят жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) и сила мышц кисти, которые определяются соответственно методами спирометрии и динамометрии.

Перед измерением ЖЕЛ необходимо привести спирометр в рабочее состояние. Для этого мундштук протирается спиртом и «ноль» вращающейся шкалы совмещается со стрелкой прибора. После максимального вдоха делается максимальный выдох в спирометр и снимается показание ЖЕЛ в литрах.

Кистевой динамометр с предварительно установленной на «ноль» стрелкой с максимальной силой сжимается кистью отведенной от туловища руки. Процедура повторяется трижды правой и левой рукой, записывается наибольший показатель силы кисти каждой руки.

Цель работы: Изучить основные закономерности роста и развития, овладеть общепринятыми методиками определения показателей физического развития. Познакомиться с методами оценки уровня физического развития и оценить свой уровень физического развития, используя метод индексов.

 

Оборудование: вертикальный ростомер (антропометр), весы напольные, сантиметровые ленты, динамометры кистевые, суховоздушный спирометр.

Рекомендации по оформлению работы:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.