Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 1. Теоретические аспекты региональной экономики и районирования территории.






УТВЕРЖДАЮ

 

 

Директор ИСГТ

____ Д.В.Чайковский

«___21_»__сентября____________ 2015 г.

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Рабочая программа

Специальность 080103 –

национальная экономика

Статус дисциплины:

Федеральный компонент специальности

Томск

 

ОДОБРЕНО кафедрой экономики

 

Протокол № 7 от 15 сентября_2015г.

 

Зав. кафедрой, профессор, д.э.н. Г.А.Барыщева

 

РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией ИСГТ.

 

Председатель комиссии Д.В.Чайковский

«___20___»__сентября_2015г.

Рабочая программа по курсу «Региональная экономика» составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080103 Национальная экономика, утвержденного 17 марта 2000 года

Общий объем курса ________часов. Из них: лекции – ______.часов, семинарские занятия …часа, самостоятельная работа студентов … часа. Экзамен в _____ семестре. Общая трудоемкость курса ________________________________

 

Составитель:

д.э.н., профессор кафедры экономики ИСГТ Гасанов Магеррам Али оглы

 

Рецензент:

Зав. кафедрой экономики, д.э.н., профессор Г.А.Барышева

Выписка из государственного образовательного стандарта: Регион как объект хозяйствования и управления. Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства; основные задачи региональной экономики и управления; территориальная организация общества; региональные особенности хозяйства; межрегиональные связи; закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил; сущность специализации и комплексного развития; природно-ресурсный потенциал России; отраслевая структура размещения экономики; методы определения отраслей рыночной специализации регионов; экономическая эффективность производства; свободные экономические зоны; региональная политика государства; региональная бюджетно-налоговая система; региональная структура управления.

Целью курса является получение целостного представления о регионах Российской федерации, их развитии, объектах и методах региональной экономики, об экономической политике государства проводимой на современном этапе её инструментах и методах, региональных особенностях развития отдельных территорий страны. Особое внимание в курсе уделено развитию Сибирского федерального округа, его воздействию на экономику страны, проблемам межрегионального взаимодействия.

Задачей курса является систематизация теоретических знаний студентов, формирование профессионального мировоззрения на комплексное развитие территории, приобретение практические навыков, позволяющих исследовать и анализировать изменения в экономике региона, а так же получить представление о специфики управления экономикой региона.

Требования к уровню освоения курса: в результате изучения студент должен знать:

· Методологические основы региональной экономики,

· Территориальную организацию общества

· Классификацию проблемных регионов;

· Преимущества специализации и комплексного развития региона;

· Региональные рынки

· Тенденции развития мировых хозяйственных связей

· Характеристику природных ресурсов.

· Проблемы управления экономикой региона и государственное регулирование территориального развития Российской Федерации.

Студент должен уметь:

· Анализировать экономическую ситуацию;

· Собирать и анализировать статистический материал;

· Выделять конкурентные преимущества и проблемы исследуемой территории

 

Содержание курса

Тема 1 Предмет региональной экономики. История развития региональной науки.Связь региональной экономики с другими науками. Предмет и объект изучения региональной экономики. Методология исследования региональной экономики. Типология регионов. Экономическое районирование, макроэкономическое районирование, административно- территориальное деление.
Тема 2 Регион - объект хозяйственной деятельности и управления. Формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона. Характеристика основ регионального развития. Виды и уровни территориального разделения труда. Межрегиональные связи. Воспроизводственные функции региональных социально-экономических систем. Региональные различия воспроизводства. Пропорции регионального воспроизводственного процесса. Диспропорции в социально-экономическом развитии Регионов России.
Тема 3 Природно-ресурсный потенциал региона. Основные экономические показатели и методы оптимально размещения производительных сил. Характеристика природно-ресурсного потенциала России. Роль природных ресурсов в развитии страны. Территориальное сочетание природных ресурсов. Природные ресурсы Сибири. Экологическая ситуация в России и по отдельным регионам, проблемы экологической безопасности. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Теории размещения производительных сил, закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.
Тема 4 Региональные рынки. Развитие рынков в регионе. Рынок труда и занятости, потребительский, недвижимости, аграрный рынок, рынок капитала. Факторы, влияющие на образование рынков. Инвестиционный потенциал и инвестиционный риск региона. Межрегиональная торговля: условия и факторы. Тенденции развития мировых хозяйственных связей.
Тема 5 Региональный рост. Межрегиональное неравенство. Факторы регионального роста. Модели регионального роста. Межрегиональное неравенство. Признаки проблемных регионов. Типы проблемных регионов: отсталые (слаборазвитые), депрессивные регионы, приграничные регионы, зоны Севера. Проблемы единого экономического пространства.
Тема 6 Региональная политика. Цели, задачи, направления региональной политики. Факторы, влияющие на формирование региональной политики. Модели региональной политики. Нормативная база региональной политики.
Тема 7 Региональные программы. СЭЗ, как инструмент региональной политики. Классификация региональных программ. Управление программой. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы. Критерии оценки программы Современные подходы к региональным программам.
Тема 8 Межбюджетные отношения. Регион в системе межбюджетных отношений. Принципы и субъекты межбюджетных отношений. Цели, механизмы и инструменты финансового выравнивания. Бюджетный федерализм и ее модели.

Распределение часов курса по темам и видам работ.

Номер темы Наименование тем всего часов Аудиторные занятия (час) Самостоятельная работа/кср
лекции семинары
Тема 1 Предмет региональной экономики и управления.        
Тема 2 Регион - объект хозяйственной деятельности и управления.        
Тема 3 Природно-ресурсный потенциал региона. Основные экономические показатели и методы оптимально размещения производительных сил.        
Тема 4 Региональные рынки.        
Тема 5 Региональный рост. Межрегиональное неравенство.        
Тема 6 Региональная политика.        
Тема 7 Региональные программы.        
Тема 8 Межбюджетные отношения.          
КСР на тему: «Характеристики региона, как объекта исследования региональной экономики: комплексность развития, разделение труда, экономические показатели деятельности».        
КСР на тему «Характеристика субъектов РФ»        
ИТОГО        

Во время обучения студенты выполняют 2 контрольные работы. Контрольная работа №1- тестовая форма контроля знаний, контрольная работа №2 - написание и защита реферата. Форма итогового контроля: экзамен в …. семестре.

Экзамен оценивается на основе рейтинговой оценки.

Баллы складываются из 2 составляющих:

Работа в семестре при изучении курса даёт возможность набрать максимальное количество баллов - 60.

· Работа на семинаре 4 балла, 5 занятий, итого 20 баллов.

· Контрольные работы, баллы умножаются на 3, максимальный балл за контрольную работу - 15, минимальный - 3.Контольных работ в курсе 2, итого максимум за контрольные работы 30 баллов, минимум - 6 баллов.

· Самостоятельная работа - это обязательная часть курса, которую студенты должны проработать к указанному семинару, либо предоставить конспект по просьбе преподавателя. За выполненную работу 2 балла. Всего на самостоятельное изучение отводится 5 тем, максимум 10 баллов.

Итоговый контроль - тестирование.

Итоговый тест включает двадцать тестовых вопросов. В зависимости от набранных баллов преподаватель оставляет за собой право дифференцированного подхода к студентам, пришедшим на итоговое тестирование при условии регулярного посещения занятий.

Студенты, не посещавшие занятия и не набравшие баллы должны дать 14 верных ответов (70 %).

Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы:

№ п.п. Наименование темы Форма контроля
Задание 1 Изучение теорий: И. Тюнена - сельскохозяйственный штандорт (кольца Тюнена), метод весового треугольника К.Ф.. Лаунхарда, А.Вебера и В. Кристаллера, «Пространственная организация хозяйства» А.Леша, абсолютных и относительных преимуществ А. Смита и Д. Рикардо. Изучение отечественной школы региональных исследований. Конспект, обсуждение на
Задание 2 Социально- экономический комплекс Томской области. Отраслевая структура производства Томской области. Обсуждение
Задание 3 Инвестиционная привлекательность региона, на примере Томской области. Развитие региональных рынков на примере Г.Томска и Томской области. Обсуждение, тестирование
Задание 4 Модели экономического роста: · Равновесный рост в неоклассической модели · Модель кумулятивного роста · Агломерационный потенциал роста · Теория полюсов роста Межрегиональное неравенство, его социально- экономические последствия. (На примерах регионов России). Тестирование,
Задание 5 Зарубежный опыт использования региональных программ на примере региональной политики Европейского союза, на примере Федеральной целевой программы «Сибирь». Обзор целевых программ принятых на территории Томской области Конспект, подготовка к семинару
Задание 6 Контрольная работа №2. Индивидуальное задание. Краткая характеристика одного из регионов России. Реферат, защита

Планы семинаров.

Семинар 1. Теоретические аспекты региональной экономики и районирования территории.

План семинара:

1. Предмет и объект учебной дисциплины «Региональная экономика и управление.

2. Методологические основы и задачи региональной экономики и управления.

3. Теоретические трактовки понятия «регион».

4. Современная типологизация регионов.

5. Экономическое пространство России сегодня.

Контрольные вопросы по изученным темам:

1. Что является предметом и объектом изучения?

2. Перечислите задачи региональной экономики.

3. Методы, применяемые в региональной экономике:

· Виды балансового метода и их содержание;

· Что включает в себя нормативный метод

· Особенности метода математического моделирования.

4. Объясните сходства и различия следующих понятий: территория, район, регион.

5. Какие принципы районирования Вам известны? Какие факторы учитываются при делении территории государства на районы?

6. Какие макро регионы выделены на территории Российской Федерации? Какие еще крупные территориальные деления Вы можете назвать?

7. Дайте определение экономическому пространству. Когда экономическое пространство считается единым?

8. Можно сегодня сказать, что Российская федерация – это однородное экономическое пространство?

9. Что означает понятие территория донор и реципиент?

10. Проблемный регион. Какие регионы считаются проблемными?

11. Классификация проблемных регионов и их характеристики.

12. Особенности хозяйственной деятельности приграничных регионов.

13. Почему зоны Севера относят к проблемным регионам?

Дополнительные материалы:

1. Чкаников М. Минрегион ищет баланс. Пока же доходы населения в регионах-лидерах почти в 4, 5 раза выше, чем у аутсайдеров / М. Чкаников //" Российская газета". 2009. №4932 (108) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.rg.ru/2009/06/17/basargin.html- свободный.

2. Мониторинг социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в 2009 году. Аналитические материалы. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.minregion.ru/WorkItems/ListNews.aspx? PageID=- свободный.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.