Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проведение промежуточных и итоговых аттестаций






Положение об учебно-методическом комплексе по учебной дисциплине (профессиональному модулю) в Башкирском экономико-юридическом техникуме

 

 

Уфа 2014

 

Рассмотрено

на заседании Научно-методического Совета

Башкирского экономико-юридического техникума

«____» ___________________ 2014г.

Протокол №

 

 

I. Общие положения

Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в программу учебной дисциплины (блока дисциплин) и междисциплинарных курсов плана подготовки студентов по одной из специальностей (направлению).

Наличие разработанных и утвержденных учебно-методических комплексов с широким использованием инновационных методов по всем дисциплинам учебного плана является обязательным условием высшего качества подготовки специалистов и государственной аттестации и аккредитации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности.

1.1. Положение об учебно-методическом комплексе (УМК) предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех учебных дисциплин (УД) и междисциплинарных курсов (МДК), входящих в учебные планы, реализуемые на всех факультетах техникума по всем формам обучения.

1.2. Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины и междисциплинарного курса является одним из условий, позволяющих достичь необходимого качества подготовки специалистов.

1.3. Настоящее Положение регулирует процесс подготовки учебных материалов с точки зрения содержания и формы в целях создания условий, позволяющих эффективно организовать и поддерживать самостоятельную работу студента, а также сохранить преемственность в преподавании учебных дисциплин.

1.4. Положение об учебно-методическом обеспечении дисциплины разработано в соответствии с ГОСТ 7.60-2003 «СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения».

1.5. Требования Положения должны соблюдаться всеми кафедрами.

 

II. Содержание учебно-методического комплекса

 

Обязательными компонентами УМК являются:

● Рабочая программа учебной дисциплины и профессионального модуля (междисциплинарных курсов);

● календарно-тематический план;

● опорные конспекты лекций;

● методические разработки для проведения семинарских (и/или практических) занятий по учебной дисциплине и междисциплинарному курсу;

● методические разработки для самостоятельной работы студентов;

● тематика курсовых работ, методические указания по выполнению курсовых работ;

● материалы для текущего и промежуточного контроля знаний по учебной дисциплине и междисциплинарному курсу (вопросы, задания, тесты, задачи и т. п.).

● методический материал для написания и защиты ВКР по специальности;

● методические указания и контрольные задания для заочников.

 

Дополнительно в УМК могут быть включены:

 

● учебник, учебное пособие, курс лекций;

● сборник задач и другие виды методических разработок;

● мультимедийный электронный ресурс;

● презентации лекций;

● видео и аудио лекции;

● другие.

Образец оформления титульного листа УМК учебной дисциплины приводится в приложении 1.

Характеристика и описание учебно-методических материалов содержатся в глоссарии (приложение 2).

УМК формируется по УД и междисциплинарным курсам профессионального модуля на кафедре. Ответственность за содержание, форму и своевременность представления компонентов УМК несет заведующий кафедрой.

Учебно-методический комплекс должен содержать следующие разделы:

1. Организационно-методический раздел

1.1 Цели и задачи изучения УД

Цели и задачи изучения УД соотносятся с общими целями ФГОС СПО по специальности/направлению подготовки. В данном разделе отмечается, в какой области обеспечивается фундаментальная подготовка обучающихся, конкретизируются цели и задачи УД, установленные ФГОС СПО по специальности, определяется место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, возможность использования полученных знаний в решении конкретных проблем, возникающих в практической деятельности.

 

 

1.2 Требования к уровню освоения профессионального модуля

Требования к уровню освоения профессионального модуля соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ФГОС СПО. В данном разделе определяются основные умения, знания и практический опыт, которыми должен овладеть обучающийся в соответствии с требованиями ФГОС СПО по выбранной специальности в результате изучения МДК и прохождения практики. Данный подраздел должен отражать следующие требования к промежуточным результатам:

● освоенным компетенциям

● знаниям

● умениям

● опыту деятельности

 

1.3 Методические указания обучающемся

Методические рекомендации по изучению УД и МДК представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих обучающемуся оптимальным образом организовать процесс изучения УД и МДК. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса может изучаться обучающимся самостоятельно. Содержание методических рекомендаций, как правило, может включать:

- советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины;

- описание последовательности действий студента, или «сценарий изучения дисциплины»;

- рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса;

- рекомендации по работе с литературой;

- советы по подготовке к экзамену (зачету);

- разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий.

Методические указания обучающемся должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса (или его раздела/части), практических или семинарских занятий, лабораторных работ (практикумов) и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д. Методические указания должны мотивировать обучающегося к самостоятельной работе.

Указывается перечень учебно-методических изданий, рекомендуемых обучающимся для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы, а также методические материалы на бумажных или электронных носителях, выпущенные кафедрой своими силами и предоставляемые студентам во время занятий:

рабочие тетради студентов;

наглядные пособия;

глоссарий (словарь терминов по тематике дисциплины);

тезисы лекций;

раздаточный материал и др.

 

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Данные этого раздела заполняются в соответствии с утвержденными учебными планами по специальностям/направлениям подготовки и формам обучения.

 

1.4 Содержание УД и ПМ и их методическое обеспечение

Раскрывается содержание курса УД с учетом результатов современного состояния науки, техники, культуры, а также перспектив их развития. Этот раздел составляется в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности/направлению подготовки и рабочей программы. Все разделы УД разбиваются на темы, охватывающие логически завершенный материал. Каждый раздел имеет свое название. ДляУД и ПМ названия разделов должны соответствовать дидактическим единицам, указанным в ФГОС. Структура этого раздела должна иметь следующий вид:

1. Название темы.

2. Вопросы лекции.

3. Краткое содержание (аннотация).

4. Ключевые термины и понятия.

5. Контрольные вопросы

6. Содержание ПМ

7. КИМы

 

1.5 Задания для практических и семинарских занятий

Указывается цель практических или семинарских занятий, тематических дискуссий, деловых игр и их тематика.

После каждой темы рекомендуется дать ссылки на учебно-методическую литературу (основная и дополнительная литература), указанную в разделе «Учебно-методическое обеспечение дисциплины».

 

Раздел 1. Название раздела

Тема 1. Название темы (форма проведения – практическое занятие, семинар, дискуссия, деловая игра).

Задания для практического занятия или вопросы к теме.

Тема 2. Название темы (форма проведения – практическое занятие, семинар, дискуссия, деловая игра).

Задания для практического занятия или вопросы к теме.

 

1.6. Лабораторные занятия (лабораторный практикум)

Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях с применением необходимых средств обучения (лабораторного оборудования, образцов, нормативных и технических документов и т.п.).

При выполнении лабораторных работ проводятся: подготовка оборудования и приборов к работе, изучение методики работы, воспроизведение изучаемого явления, измерение величин, определение соответствующих характеристик и показателей, обработка данных и их анализ, обобщение результатов. В ходе проведения работ используются план работы и таблицы для записей наблюдений. При выполнении лабораторной работы обучающегося ведет рабочие записи результатов измерений (испытаний), оформляет расчеты, анализирует полученные данные путем установления их соответствия нормам и/или сравнения с известными в литературе данными и/или данными других обучающихся. Окончательные результаты оформляются в форме заключения.

В данном разделе указывается перечень средств обучения, формулируется цель проведения и содержание каждой лабораторной работы.

Каждая лабораторная работа должна сопровождаться методическими указаниями (рекомендациями)по ее выполнению, включенными в рабочую программу или оформленными в виде отдельного приложения к рабочей программе.

В каждом практическом, семинарском и лабораторном занятии указывается рекомендуемая литература.

Основная литература по теме (например [1, 2, 3...])

Дополнительная литература по теме (например [1, 2, 3...]).

1.7. Тематика курсовых, контрольныхработ, рефератов и методические указания по их выполнению

В данном разделе приводятся тематика курсовых, контрольных работ, рефератов, раскрывается их цель и задачи, требования к содержанию, объему и оформлению, даются рекомендации по их выполнению, если они предусмотрены.

 

1.8 Контрольно-измерительные материалы по дисциплине

Для оценки образовательных результатов в рамках ФГОС разрабатываются задания, тесты, тексты для заданий. Контрольные вопросы могут быть указаны для конкретного занятия или в целом по теме.

Приводятся задания, которые должны выполняться студентом вне аудитории для углубления знаний по теме. Они могут быть указаны для конкретного занятия или в целом по теме. Задания приводятся в данной части раздела или издаются отдельно. В последнем случае дается ссылка на конкретное издание.

К заданиям предъявляются следующие требования:

● комплексность видов;

● разнообразие степеней сложности;

● конкретность, ясность формулировки;

● тесная связь с теоретическим программным материалом;

● оптимальность объема в соответствии с нормами времени на самостоятельную работу студента;

● доступность содержания;

● отсутствие организационных трудностей в выполнении.

При необходимости также указываются краткие теоретические пояснения, описание последовательности выполнения задания, характеристика приемов и методов работы.

 

1.9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

1.9.1 Литература

Приводится учебно-методическая, учебная и научная литература для УД и ПМ в целом. Список учебной литературы к изучению курса состоит из двух частей: основной и дополнительной.

В список основной литературы (не более 5 наименований) следует включать базовые издания: учебники, учебные пособия и тексты лекций, имеющиеся в библиотеке БЭК в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве экземпляров, в соответствии с нормативами минимальной обеспеченности 0, 5 экземпляра на одного обучающегося очной формы обучения и степени «устареваемости». Приоритет отдается изданиям, имеющим гриф МОиН РФ или УМО по соответствующей специальности, которые изданы и имеются в продаже.

В список дополнительной литературы (не более 10 наименований) включается учебная, справочная и научная литература для углубленного изучения курса, имеющаяся в библиотеке БЭК.

В список литературы не следует включать материалы, не опубликованные в широкой печати, а также труднодоступные и устаревшие издания.

Список литературы может также включать дополнительно рекомендуемую литературу для углубленного изучения и самостоятельного поиска в городских библиотеках и сети Интернет, а также для приобретения в личную библиотеку:

● справочно-информационные издания (словари, справочники, энциклопедии, библиографические сборники и т.д.);

● официальная (сборники нормативно-правовых документов, законодательных актов и кодексов);

● первоисточники (исторические документы и тексты, литература на иностранных языках);

● научная и научно-популярная литература (монографии, статьи, диссертации, научно-реферативные журналы, сборники научных трудов, ежегодники и т.д.);

● периодические издания (профессиональные газеты и журналы); и т.д.

Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 (старый) или ГОСТ 7.1-2003 (новый) «Библиографическое описание документа». Перечень литературы составляется в алфавитном порядке фамилий первых авторов, со сквозной нумерацией. Указываются также: название, вид учебной литературы, наименование издательства, год издания, количество страниц.

Список литературы должен обновляться ежегодно с учетом приобретенной и изданной в БЭК новой литературы – в виде дополнений и изменений, внесенных в рабочую программу дисциплины в виде вкладыша.

 

1.9.2 Материально-техническое и информационное обеспечение УД и ПМ

Указывается перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения УД и способы их применения:

● компьютерное и мультимедийное оборудование;

● приборы и оборудование учебного назначения;

● пакет прикладных обучающих программ;

● видео-, аудиовизуальные средства обучения;

● электронная библиотека курса; ссылки на Интернет-ресурсы и др.

 

1.10 Самостоятельная работа студентов

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий. С введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения значение самостоятельной работы существенно возрастает, поскольку необходимым условием формирования компетенций выступает включение обучающихся в профессиональную (квазипрофессиональную) деятельность. В таких ситуациях обучающийся должен реализовывать целостный цикл самоуправления деятельностью: от постановки (или принятия) ее цели на основе анализа ситуации до выбора способов осуществления деятельности и оценки ее результатов.

ФГОС НПО/СПО предусматривают новое качество планирования самостоятельной работы обучающихся (с ориентацией на образовательные результаты). Основные позиции организации самостоятельной работы отражаются в рабочих программах профессиональных модулей и учебных дисциплин ОПОП. Так, в рабочей программе профессионального модуля в составе ОПОП показатели трудоемкости самостоятельной работы (в час.) указываются по всем входящим в его состав разделам в п. 3 «Структура и примерное содержание профессионального модуля» (3.1 «Тематический план профессионального модуля»). В обозначенную трудоемкость самостоятельной работы входит время, отводимое на выполнение курсовой работы (проекта), если это предусмотрено учебным планом. Тематика самостоятельной работы по каждому разделу профессионального модуля расписывается в п. 3.2. «Содержание обучения по профессиональному модулю». Если содержание обучения представляется в дидактических единицах, то планирование самостоятельной работы происходит в разрезе конкретных заданий в строке «Примерная тематика домашних заданий по разделу профессионального модуля», «Примерная тематика курсовых работ (проектов)» (если предусмотрено). В рабочей программе учебной дисциплины (в том числе -междисциплинарного курса) в разделе 2 «Структура и примерное содержание учебной дисциплины» указываются показатели трудоемкости самостоятельной работы. Примерная тематика самостоятельной работы расписывается в разделе 2.2 «Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины» по каждой теме учебной дисциплины (междисциплинарного курса). При этом указываются не только объемы времени, выделяемого на самостоятельную работу по каждой теме, но и регламентированные уровни освоения учебного материала

К различным видам самостоятельной работы относятся:

- текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;

- поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по проблеме дисциплины, курса;

- домашние задания репродуктивного характера, предусматривающие решение задач, выполнение упражнений и т.д.;

- подготовка к практическим, семинарским занятиям, к контрольной работе, к зачету, экзамену;

- написание реферата по заданной проблеме;

- домашние задания реконструктивного характера, применение знаний в новых условиях, моделирование, разрешение проблемных ситуаций;

- выполнение учебно-исследовательской работы;

- подготовка прикладных работ;

- участие в научно-практических конференциях и семинарах;

- лабораторное наблюдение и экспериментирование;

- составление технологических схем и расчетов;

- выполнение чертежей, схем, расчетно-графических работ;

- решение ситуационных производственных (профессиональных) ЗАДАЧ;

- анализ статистических и фактических материалов по заданной теме;

- составление моделей и схем на основе статистических материалов;

- работа в студенческих научных обществах, кружках, объединени­ях;

- подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ;

- упражнения на тренажерах, упражнения спортивно-оздоровительного характера;

- другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой образовательным учреждением и органами студенческого самоуправ­ления (самоуправления учащихся) и т.д.

Самостоятельная работа должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

 

Проведение промежуточных и итоговых аттестаций

Для контроля результатов обучения кроме традиционной системы используются тестовые технологии (система тестов различного назначения; разных видов - с альтернативным ответом, на исключение лишнего, с множественным выбором, на установление соответствия, на восстановление последовательности; открытые вопросы со свободными краткими ответами, с заданными ограничениями).

Технология внутреннего контроля результатов учебного процесса предусматривает создание единого инструментария тестирования, обработки и представления результатов.

В ОУ должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и МДК профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины, МДК в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и т.п.

Оценка качества подготовки осуществляется в двух направлениях:

- оценка уровня освоения учебных дисциплин (академическая составляющая);

- оценка профессиональных компетенций обучающихся (профессиональная составляющая).

Оценка общих компетенций нигде не локализована («рассредоточенная ответственность» за их формирование).

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции («субкомпетенции»).

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации и сертификации по результатам освоения ВПД (ПМ) – разрабатываются и утверждаются ОУ после предварительного положительного заключения работодателей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.