Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не гордись, если стоишь, а смиряйся и бойся






1. Предположим, что жизнь твоя идет более или менее исправно, у тебя нет больших грехов и в малых приносишь покаяние. Не вздумай приписать свою исправность себе, своему старанию, вниманию, ревности - глубоко ошибешься: впереди всех наших страстей идет благодать, а без нее мы одна немощь, один гнойный нарыв. Не гордись же чужим даром, т.е. исправностью от Бога, а бойся оскорбить Бога самоценом, гордостью и получить осуждение, как фарисей.

2. Тебя, исправного, возмущают порой погрешности окружающих тебя, их неискренность, себялюбие, невнимание к тебе, особенно если они родные тебе, и ты на них огорчаешься, осуждаешь в душе, а может быть, въяве мечешь стрелы, укоры и раздражения. Но остановись, познай себя.

Почему ты осуждаешь ближнего за погрешности? Быть может, ему не дано соответствующего таланта, вот он и грешит, а тебе дан, и не ты, а благодать Божия держит тебя. И для чего? Разве для того, чтобы ты занимался запретным осуждением ближнего и возвышением себя над ним? Ошибаешься - всякий дар дается на пользу и служение ближним, и укорением мы губим ближнего, увеличиваем его раны и душевные немощи.

А в таком состоянии твоя исправность и занимается гублением ближнего.

Ужаснись на себя и вспомни слова апостола: мы, сильные, должны немощи немощных носити и не себе угождати, но ближнему во спасение.

В свое оправдание ты, может быть, скажешь: я не осуждаю ближнего, но раз вижу, что люди, хотя бы и близкие, относятся ко мне несправедливо, то я их оставлю в покое и, по возможности, стараюсь их сторониться. Но скажи, для чего тебе дан дар исправности? Разве для того, чтобы ты им самодовольно любовался и тщеславился, а ближнего презирал? Тогда у тебя нет к ближнему ни любви, ни заботы о его спасении. Ты занят самолюбованием, ты сам для себя кумир, требующий себе от других поклонения и уважения. Недаром сказано: не любящий ближнего не любит и Бога, он только любит себя и есть самоистукан, пребывает в обольщении, в сущности оставаясь вдали от Бога и любви к Нему.

3. Если ты отец или мать, может быть, ты в оправдание своей строгости и взыскательности к детям скажешь - сказано: «Почитай отца и мать, да благо ти будет». Да, но это сказано детям, а тебе другое, а именно: «Отцы, не раздражайте чад своих». А твои гордые укоры и осуждение их погрешностей разве возбудят в них любовь к тебе? Никак. Любовь зарождается только любовью, снисхождением, забвением своего «я», распятием своего самолюбия в пользу любви к ближним и заботы о них.

4. Итак, проверяй себя, служишь ли ты своим талантом Богу или закопал его в землю себялюбия и небрежения к ближним. Тогда бойся участи ленивого раба.

5. Спросишь: как мне служить? Неужели я должен потакать грешнику и мириться с болячками? Да, мирись! Ты не выше Бога, а Он мирится и благодетельствует злым, ожидая тем призвать их к покаянию. А ты кто, гордец и себялюбец? Ведь если отнять благодать, то тоже окажешься только бездной порока.

Недаром Св. Церковь показывает это всякому при причащении в словах: «от них же (грешников) первый есмь аз». Итак, потребляй свой талант исправной жизни на познание болячек своих и ближнего не для осуждения их, а для лечения, как врач, и если ты этого не делаешь, то знай: ты уже осужден при всей своей исправности, как лукавый раб, употребивший дар во зло ближнему, оскорбив тем Давшего.

6. Итак, имея дар исправности, трудись неленостно во славу Божию и для этого:

ни на кого не огорчайся, это голос грешного себялюбия, ненавистного Богу;

не удивляйся, встречая злобу и несправедливость в отношении себя, помни: ты - врач, а окружающие тебя - больные, ты призван лечить их души и нравы участием, молитвой и т.п., а не искать ответной любви;

если и будет ответная любовь, ею не утешайся, чтобы не потерять небесной любви и не забыть о своем призвании;

о себе, о своем счастье даже забудь, как заповедал Господь, а ищи пользы и блага другим во имя Божие, и будешь согрет, как небесным солнцем, Божественною любовью;

следи не за тем, как относятся к тебе, а за тем, насколько ты успел подвигнуть ближних к добру, уменьшить их злобу И лукавство, согреть их хладные сердца христианским учением;

увидишь плод - опять не превозносись, чтобы Божие дело не приписать себе и не отуманиться тщеславием в угоду бесу.

Блажен будешь, если возлюбишь Бога всей душой и ближнего - как самого себя, а самого себя отвергнешься, и тогда с радостью будешь отдавать себя на всякие труды и лишения, снедаемый святой любовью к людям как чадам Божиим по вере в то, что этим служишь Самому Богу, по Его неложному слову, и Сам Он возлюбит тебя, и придет к тебе в душу, и обитель у тебя сотворит.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.