Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поступление в братство Троице-Сергиевой лавры и начало старческого служения






Нелегкая жизнь началась для послушника Николая со дня поступления его в монастырь. Вместе с братией много трудов положил он на восстановление обители.

Недолго был Николай в звании послушника. Это время на языке иноков называется искусом, то есть испытанием: способен ли желающий иночества вступить на трудный путь совершеннейшей жизни? Такой предварительный искус - необходимое условие для каждого, кто уходит от мира и посвящает себя исключительному служению Богу. Наместник лавры архимандрит Иоанн ходатайствует перед Святейшим Патриархом о пострижении Николая в ангельский чин (в монашество).

И вот 25 октября/7 ноября 1948 года за торжественным всенощным богослужением в праздник великомученика Димитрия Мироточивого, Солунского чудотворца, совершилось пострижение его в монахи. Благословение же Святейшего Патриарха на постриг совпало с днем памяти великого угодника Божия, преподобного Серафима Саровского. И не случайно: батюшка очень любил его, благоговел перед избранником Пресвятой Владычицы и втайне желал носить его имя. Но Господь судил иначе. При постриге в монашество ему было наречено имя Саввы в память святого преподобного Саввы Сторожевского (Звенигородского) - верного ученика преподобного Сергия.

Пострижение было совершено наместником лавры архимандритом Иоанном, который в знак своего расположения подарил новопостриженному монаху Савве древнюю икону преподобного Саввы Сторожевского. Восприемником его при пострижении был архимандрит Вениамин - инспектор Духовной Академии, мудрый наставник и подвижник благочестия. Перед постригом архимандрит Вениамин с большим вниманием и любовью принял исповедь Николая, которая длилась два часа.

При постриге архимандрит Вениамин дал своему духовному сыну послушание - не иметь переписки с житейским миром, и он строго выполнял это послушание. Впоследствии архимандрит Вениамин благословил его писать полезные духовные ответы в книгах для общего назидания, но сказал, чтобы он никому ничего не писал лично, даже родственникам. Отец Савва с Божией помощью и во славу Божию написал книги:

1. «О иноческом постриге».
2. «Краткое описание Псково-Печерского монастыря».
3. «Краткое объяснение важнейших правил и обычаев православной христианской веры».
4. «О наградах земных и небесных».
5. «Наставление девственникам и живущим целомудренно».
6. «О покаянии».
7. «О главных христианских добродетелях и гордости».
8. «О нерадении ко спасению».
9. «Ответы на вопросы о монашестве».
10. «О Божественной литургии».
11. «Семена слова для нивы Божией» (часть 1 - проповеди с амвона).
12. «Семена слова для нивы Божией» (часть 2 - поучения на исповедях, молебнах и панихидах).
13. «Уставные особенности благочестивой традиции чтения «Неусыпаемой Псалтири» в Псково-Печерском монастыре» (для братии).
14. «Уставные особенности благочестивой традиции чтения «Неусыпаемой Псалтири» (для духовных чад).
15. «Духовно-нравственные поучения».
16. «Сборник молитв и церковных молитвословий».
17. «Дополнение к общему молитвеннику».
18. «Богородичное правило».
19. «Доказательства о бытии Божием».
20. Духовно-нравственные стихотворения, посвященные Псково-Печерской обители и чадам.

Итак, с радостью и страхом Божиим вступил новый подвижник на узкий и тернистый путь иноческой жизни. Он был зачислен в число братии Троице-Сергиевой лавры. Мысль о том, что он принадлежит теперь Единому Богу, приводила его в неизъяснимое умиление.

Его восприемник архимандрит Вениамин заботился о добром направлении подвига нового инока. Зорко следя за своим новым послушником и видя его неусыпное бодрствование и горячую, пламенную веру, он опытным духовным взором прозревал в нем ревность о спасении людей, а потому с особой любовью стал руководить им. Монах Савва тоже полюбил святою любовью своего наставника и с преданностью отдался его водительству.

С послушания, этого краеугольного камня христианской аскетики, начал новый подвижник. Предавшись воле своего наставника, смиренный инок старался углубляться в непрестанную умно-сердечную молитву и физически трудиться, сколько было сил; слушаться во всем своих начальников и наставников, никого не оскорблять, никого не осуждать.

Строгая жизнь, особое усердие его в прохождении послушания, а также ревность и любовь к молитве - все это не могло укрыться от высшего начальства, которое с искренним уважением относилось к монаху Савве. Они прозревали в нем настоящее и будущее нравственное величие.

25 марта/7 апреля 1949 года, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы в Богоявленском Патриаршем соборе Святейший Патриарх Алексий рукополагает инока Савву в сан иеродиакона, а в день торжественного праздника Обретения мощей преподобного Сергия - 5/18 июля в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры - в сан иеромонаха.

Смутился смиренный подвижник от такого скорого возвышения. Он искренно желал быть привратником или нести другое подобное послушание, лишь бы быть ниже всех в обители, но Промысл Божий судил иное…

Вскоре дали ему новое послушание эконома. В тяжелые послевоенные годы пришлось ему вести строительно-восстановительные работы в обители и самому приходилось при этом выполнять самые тяжелые работы. Временами он буквально изнемогал физически. Спать приходилось по четыре часа в сутки, и однажды у него промелькнула мысль: хоть бы заболеть, чтобы выспаться и отдохнуть. И вдруг действительно у него появились нестерпимые головные боли. Он понял свою ошибку и стал искренно сокрушаться и каяться в грехах ропота и малодушия, дал обещание трудиться не покладая рук и не требуя отдыха. Тогда Господь исцелил его от болезни и даровал ему силу и крепость без устали днем трудиться, а ночью молиться. Этот дар Божий сохранился у него на всю жизнь. С Божией помощью и молитвами святых угодников Божиих послушание по восстановительным работам было успешно выполнено, за что в 1951 году отец Савва был награжден Святейшим Патриархом наперсным крестом.

Недолго пришлось ему жить под мудрым руководством архимандрита Вениамина: по своем удалении из лавры он передал батюшку на попечение мудрому старцу схиигумену Алексию. Отец Савва тяжело переживал разлуку со своим наставником, но схиигумен Алексий так же полюбил отца Савву и с отеческой любовью заботился о нем.

И вот Господь призывает отца Савву к другому, более трудному подвигу, которому он и посвятил всю свою жизнь: по благословению Святейшего Патриарха наместник лавры дает ему новое послушание - быть духовником богомольцев. Батюшка возрадовался: быть только монахом, заботиться только о своем спасении - это не удовлетворяло его. Получив власть от Бога «вязать и решить» (благодать священства), он вложил в это послушание все свое сердце, все свои способности и дары, полученные от Господа и Его Пречистой Матери. Его воодушевляло и радовало то, что первым из духовников обители был преподобный Савва, имя которого он теперь носил, и он рад был идти по его стопам, накапливая смиренномудрие, кротость и опыт духовный.

Народ всей душой полюбил нового духовника. Число исповедников умножалось с каждым днем. Сердце народное не обманешь! Люди почувствовали в этом человеке могучую благодатную силу, укрепляющую и вдохновляющую каждого на несение своего жизненного креста. И потянулись сердца усталых, измученных людей к целебному источнику благодати Божией, изливающейся на них чрез истинного пастыря.

С этого времени и начало формироваться его духовное стадо. Теперь, как никогда, отчетливо и требовательно звучали в его сердце слова Спасителя: «Заповедь новую даю вам, Да любите друг друга, якоже возлюбих вы» (Ин. 13, 34). «Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых (яко) медь звенящи, или кимвал звяцаяй…И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, ни кая польза ми есть» (1 Кор. 13, 1, 3)…

Как от духовно взрослых, так и от новоначальных отец Савва требовал, чтобы они не строили своего благополучия на слезах ближнего, чтобы работали над очищением своего сердца от грехов и пороков и учились прощать все обиды и оскорбления, чтобы научились благодушно переносить скорби, клевету, напраслины и болезни. Он учил, чтобы чада жили для других, забыв о себе:

Все лучшее стремись отдать другим,
За подвиг это вовсе не считая!

Его не удовлетворяла пастырская деятельность только во время исповеди. Он старался улучить момент, чтобы утешить людей в любое время: в храме, на улице, на молебне, на панихиде - всюду слышалось его наставление, слово участия и сострадания. Для всех он был доступен, всех приветствовал словом отеческой любви, для всех был любящим отцом, мудрым наставником, добрым и верным другом.

Радовался старец - схиигумен Алексий, когда видел отца Савву окруженным толпой богомольцев и беседующим с ними.

-Любите, берегите его, идите к нему! Отец Савва вас не бросит! - говорил старец.

Исполненный чрезвычайного благоговения, страха Божия и иноческого смирения, иеромонах Савва совершенно посвятил себя Богу, восходя от силы в силу духовного совершенства. Он удостоился даров Святого Духа. Еще на заре своей монашеской жизни он достиг возраста «мужа совершенна». Зная об этом, старец схиигумен Алексий благословил иеромонаха Савву помогать ему в.духовничестве и передал ему опыт своего высокого подвига.

- Я уже стар, - сказал он однажды своему духовному сыну.- После меня ты будешь старцем.

Перед своей кончиной он возложил на иеромонаха Савву подвиг старчества. Отец Савва страшился своего нового назначения, чувствовал, как тяжел ожидающий его крест.

Неумолимая смерть отняла у отца Саввы последнего старца-наставника. Остался батюшка одинок в своем трудном деле. Пришлось ему одному с Божией помощью нести тяжелое бремя старчества - духовного водительства суетных, грешных людей. В памятные дни, и особенно на Пасху, отец Савва спешил к могиле схиигумена Алексия, чтобы отслужить панихиду о упокоении его души, и своих духовных чад просил всегда молиться о усопшем старце и по возможности навещать его могилу.

Вскоре последовала кончина и его восприемника, епископа Саратовского Вениамина. Незадолго до своей смерти епископ Вениамин при посещении лавры вызвал к себе отца Савву. Долгой была их беседа. Владыка передавал свой благодатный опыт духовному сыну. Прощаясь с ним, владыка оставил четыре завета:

1. Для того чтобы руководить народом, быть мудрым и опытным наставником, надо читать много святоотеческих книг.
2. Никому, даже родственникам, на житейские темы писем не писать.
3. Быть среди священнослужителей последним, т. е. презреть честолюбие, не стремиться к наградам, почестям и повышению сана.
4. Нести свой крест благодушно.

Итак, старчество в обители было восстановлено. Когда склонялись к вечеру жизни благодатные старцы, Господь на смену уходящим в вечность избирал новые сосуды, чтобы чрез них изливать Свою благодать на жаждущих спасения.

И вот теперь, во всеоружии благодатных дарований, исполненный внутренней умиротворенности, отец Савва был снова изведен в мир на деятельное служение ближним, чтобы вести их к блаженной вечности. Ведь и святителю Николаю, когда тот хотел уйти в пустыню, был глас Божий: «Иди в мир, и спасешь душу свою».

Любовь старца к падшим грешникам была неразрывно связана с верой в человека, в его божественную душу. В каждом человеческом сердце лежит искра Божественного дара, и как бы ни темна была душа, эту искру можно возжечь, чтобы она стала Божественным огнем.

Расседался от злобы ненавистник добра диавол, видя братолюбивые труды отца Саввы, и, не терпя их, возбудил против него много лжеименных христиан, которые начали наветовать на его жизнь. Называя его прельщенным, некоторые из братии монастыря, одержимые завистью, и некоторые миряне начали жестоко его преследовать уже с первых дней его подвижнической деятельности во спасение ближних. За каждую падшую душу, извлеченную из греховного состояния, старец платил своим спокойствием, нес крест душевных страданий, напраслин, клеветы. Он твердо знал, что иного пути к небу, кроме крестного, нет, и, не думая о себе, спешил на помощь людям скорбящим, впадшим в тяжелые грехи. Духовно и материально помочь нуждающимся, ободрить унывающих - вот что было целью его жизни.

Многих людей отвел отец Савва от погибельного пути, находясь в Троице-Сергиевой лавре. Много было им положено благодатных трудов, которые сопровождались многими скорбями: враг рода человеческого восстал на него со всех сторон, пытаясь изгнать его из монастыря. Сатана желал получить в лице старца как бы выкуп за те души, которые были вырваны из сетей греховных и направлены на путь спасения. Враг составил ополчение против старца: некоторые из монахов возненавидели его за то, что он не так жил, как им нравилось. Каких только оскорбительных эпитетов и сравнений не сыпалось от них на стойкого воина Христова! Его называли и святошей, и ханжой, и даже еретиком.

Высшие духовные власти хотели защитить старца от его ненавистников, но как святитель Иоанн Златоуст воспретил Олимпиаде ходатайствовать за него, так и отец Савва просил не лишать его креста, возложенного на него Самим Господом. Всю надежду возлагал он на Бога и на Заступницу - Пресвятую Владычицу, следуя словам Священного Писания: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145, 3).

Старец не осуждал, а жалел своих обидчиков и все больше и больше ненавидел исконное зло. Он ясно видел, что чрез людей на него нападает сам демон. Молясь за ненавидящих его, он во всем полагался на волю Божию и за все благодарил Бога. Любил он молиться песнями Давида и других учил тому же:

«Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи мне потщися…» (Пс. 69, 1).

«Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою…» (Пс. 39, 1).

«Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего: от кого устрашуся?» (Пс.26, 1).

Отец Савва благодушно переносил напасти, а его чада духовные скорбели и унывали. Им трудно было понять причину восстания братии на праведника. Причина же эта естественна и проста. Наилучшее ее объяснение - в словах Господа: «Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы; якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). «И будете ненавидими всеми имене Моего ради» (Мф. 10, 22). Как на войне целят в живых солдат, так и мир нападает на живых духом христиан. Мир не нападет на нас так дружно и горячо, если не увидит в нас полную противоположность себе.

Победа христианской души, пока она живет в теле на земле, в большинстве случаев бывает сокрыта от постороннего взора, и особенно от взора миролюбцев. Водимые страстями, они и в праведнике видят «страсти» и всячески стараются «исправить» его жизнь, доставляя ему тем самым море скорбей.

Другая причина гонений на праведника скрыта от понимания многих людей - в том случае, когда праведника гонит, притесняет, «исправляет» другой праведник. Такое явление наблюдается редко и всегда вызывает недоумение у окружающих.

Причина гонений в данном случае такова: Промыслом Божиим гонимому праведнику предопределено высокое место в блаженной вечности, ради чего и дается ему тяжелый жизненный крест (вспомним святых апостолов), а восстающий на Него праведник остается в неведении того, что допускает ошибку. Господь же намеренно скрывает от него тайну о высоте подвига и о святости той личности, на которую тот восстает.

Как бы то ни было и какие бы побуждения ни руководили восстающими на отца Савву, но его строго предупредили и потребовали, чтобы он не благословлял народ, не задерживался после службы и ни с кем не беседовал. Но как было исполнить требование, противоречащее Божиему делу, на которое он был призван Самим Господом? Да и народ не давал ему прохода, прося благословения и молитв. Он не мог отказаться от общения с людьми и продолжал благословлять и утешать.

И вот приходит приказ патриарха о переводе отца Саввы в Псково-Печерский монастырь.

- Приемлю и ничтоже вопреки глаголю, - покорно ответил старец.

Безропотно покоряясь воле Божией, отец Савва всячески старался утешить всех, разгоняя дух уныния:

- Вы будете молиться за меня, а я - за вас! Сердце сердцу весть подает! Не надо отчаиваться, ведь воля-то Божия! Матерь Божия во всем нам поможет, только молиться надо, а не унывать!

Так утешал он духовных чад своих, но когда чада грустно сквозь слезы пропели ему: «Камо грядеши, наш пастырь любимый, Богом нам данный отец? Ради чего покидаешь, родимый, стадо словесных овец?» - у него слезы градом хлынули из глаз…

Итак, в 1954 году, летом, на празднование явления Казанской иконы Богоматери, иеромонах Савва вышел из Троице-Сергиевой лавры…

Невинному страдальцу горько было отлучение от святынь обители, от любимой братии, которой он ничего не желал, кроме добра, мира и спасения, а еще тяжелее было оставлять своих духовных чад. Горю же их не было границ. Море слез и рыданий сопровождало его. Когда старец вышел из святой обители в сопровождении плачущей толпы, огромная стая голубей вылетела из обители вслед за ним… Это было как бы прообразом того, что духовные чада отца Саввы «вылетели» из-под руководства святой обители и последовали за своим пастырем.

Так окончился подвиг старческого служения иеромонаха Саввы в Троице-Сергиевой лавре. Сильные духом люди промыслительно бывают посещаемы от Господа и сильными испытаниями. В смиренной покорности воле Божией старец одолел яростную силу бессильного (диавола), по слову Самого Господа: «В терпении вашем стяжите души ваша»…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.