Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная политика. Основные составляющие социальной политики. Показатели, характеризующие уровень жизни населения






Соц политика гос-ва-комплекс орг-ых, экон и др. меропр по улучшению материального благосостояния духовн и физич разв насел, поддержке инвалидов и малообеспеченных граждан.

Соц политика вкл 4 осн направл.:

1.политика доходов насел,

2.соц защита граждан,

3.политика в области развития здравоохранения, образования, обеспечение тов-ми, услугами и условиями проживания,

4.молодежная политика.

В отечеств. практике осн показат, характериз уровень жизни насел явл:

1.величина номин иреальн доходов в рвсчете на душу насел,

2.обьем потребл благ и услуг,

3.стр-ра потребления,

4.вел-на ВВП в расчете на душу населения.

Кроме того уровень жизни хар-ся размером соц выплат в расчете на душу населения, обьемом свободного времени, условиями труда, размером сбережений.

В международной практике для оценки уровня жизни насел и для проведения межстрановых сравнений исп-ся такой показатель, как индекс развития чел потенциала.Он учитывает размер ВВП на душу населения, средн продолжит-ть жизни в стране и уровень образования.

 

 

63.Социальные нормы и нормативы: минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата Необходимость провед активной соц политики направленной на повыш уровня жизни насел и обеспеч соц защиты наиб нуждающ граждан обуславливает широкое исп-ие в ПиПнорм и нормативов.Они выступают критериями эф-го распред рес-ов, а также соц гарантия им в обл цен, доходов, потребл и т.д.Соц нормативы предст собой научно-обоснованн обществ эталоны к достиж которых необходимо стремиться при решении проблем соц –экон разв. По сути выделяют три типа соц норм и нормативов: 1.миним ально необходимый 2.рациональные(оптимальные) 3.мах допустимые Существ мн-во соц норм и нормативов, кот в зависимости от функц особ-ей и сферы примен относятся к одному из 11 блоков: 1.формиров доходов и расходов населения 2.соц обеспечение-мин размер пенсий и др. 3.соц демография 4.потребл насел мат благ и платных услуг 5.жилищно коммун обслуживание и услуги проживания 6.обеспечение насел торг усл, усл обществ питания и быт обслуж 7.охраны здоровья населения 8.рабочее и свободное время 9. орг и усл труда 10.состояние охр окр среды 11. транспортир связи Важнейш нормат в сфере соц разв явл миним потребл бюджета и мин зп. Мин потр бюдж-МПБ-это ст-ть матер обеспеч жизни чел-а по научно обосн нормам и нормативам на прод пит, осн непродовольств тов-ы и платные услуги. МБП-хар-ет ту вел-ну дохода, кот позволяет удовлетв потр в пит на уровне мин физиологич норм, возмещающ энергетич затраты орг-ма, достаточные для жизнедеят взрослого чел-а, роста и развития детей, сохран здоровья в пожилом возрасте, мин потребн предметов одежд, санит и гигиенич культ потребн, оплаты жил коммун услуг и транспорта. Мин зп-МЗП-это вел-на соотв мин размеру оплаты труда, кот д обеспечивать работнику размер доходов не ниже мин потребит бюджета или прожиточного мин.   64.Прогнозирование и регулирование доходов и расходов населения   Для учета доходов насел и определ их размеров в сист и определ их размеров в сист нац счетов исп концепция англ экономиста Хикса:»доход определ как мах сумма кот можно исп на потребл и накопл за перод без уменьш имеющ накопл на нач периода.»В практике ПиП выдел 2 осн категории доходов насел: -номин -реальные Номин доходы вкл в себя денежных доходов, натур доходов, а также потребл в сфере обществ обслуживания: Дн=ДД+ДН+ПОО Реальндоход –это номин доход за вычетом платежей, взносов, пересчит на индекс изменения цен. Др=(Дн-Н)/Iр ПиП доходов и расходов насел осущ с исп различн методов (балансовый, экстропол, моделиров, экспертных оценок).Для прогн ден дох и сопост их с расх на прогн периоды составл балансы ден доходов и расходов.
Доходы Расходы (сбережения)
1.Оплата тр раб-в, служ, колхозн и др. 2.Дох от продажи прод сх 3.Соц трансферты 4.Поступл из фин сист 5.Доход от собственности 6.Прочие доходы 7.Всего ден доходов 8.Превыш расх над доходами 9.Баланс 1.Покупка тов 2.Оплата услуг и др расх 3.Обязательн плата и добровольн взносы 4.Покупка жилых помещений 5.Прирост вкладов, приобрет ЦБ, покупка валюты 6.Всего ден расх и сбереж 7.Превыш дох над расх 8.Баланс

Балансы ден дох и расх разраб по стране в целом по отдельн обл, районам, городам, по соц группам насел.

 

66. Потребительский рынок, основные его элементы. Потребит рынок обслуживает в основном сферу личного потр насел.Он классиф по признакам: 1.по региональному признаку 2.по назначению 2.1.рынок продовольств тов-в 2.2 рынок непродов тов-в 2.3.рынок тов культ- быт назнач и хоз обихода 3.По каналам реализ тов-в 3.1.Организованный-охватывает реализ-ю тов-ов ч-з офиц зарегистрир сеть магазинов, палаток, а также реализ тов населению непоср произв предпр и орг-ми, осуществл реализ тов-ов получ по обменным операциям, колхоз и совхоз из собств-ти хоз-в, продажа сх прод на городск рынках, крестьянами, фермерами и др гражданами. 3.2.неорганизованный рынок-охватывает реализ частными лицами занимающихся предприним деят тов-в как произвед в стране так и привезенных из-за рубежа в порядке своб торг-ли в спец отвед местах, либо на улицах и др местах. Осн Эл-ми потребит рынка явл: спрос, предложение, цена. Спрос-выступает важн Эл-ом потребит рынка и предст собой платежеспособн потребн, кот предьявл покупат на рынке для реализ своих интересов.Выдел микро и макро спрос.К макроспросу отн-ся: 1.спрос во всей совок, предьявл в масштабах целой страны или отдельн регионов 2.спрос разл соц слаев насел 3.спрос на отдельн группы тов-ов Микроспрос вкл-т: 1.спрос насел небольших террит ед-ц 2.спрос разл соц групп населения 3.спрос на отдельн виды или разновидн товаров.   67.Методы прогнозирования спроса на товары народного потребления На величину спроса на товары нар.потребления влияет множество ф-ров: 1.соц. ф-ры-соц.стр-ра общ-ва, уровень развития к-ры, мода, проффесиональн.состав населения; 2.экологич.-уровень развития пр-ва товаров, уровень д-дов насел, вел-на и динамика розничн. цен, степень обеспеченности насел товарами длит пользования, состояние торг обслуж-я; 3.демографич-числ-ть насел, соотношение м/ду гор и сельск насел, половозрастная стр-ра насел, миграц пр-сы; 4.природноклиматич условия; 5.сложившиеся традиции; 6.НТП; 7.политич ф-ры; 8.ЧС. При разраб-ке прогнозов спроса производятся расчеты на различн уровнях развития эк-ки. На макроуровне разраб-ся агрегир прогнозы сов спроса, а также макроспроса на основе чего разраб-ся мех-м гос регулир-я потребит рынка с целью обеспечения сбалансированности спроса и предложения.На микроуровне разраб-ся прогнозы спроса на отд товары и тов группы, кот исп-ся непоср-но производителями и торг.орг-ми.Разраб-ся долго, средне и краткосрочные прогнозы спроса. При разраб-ке краткосрочн прогнозов учитыв-ся уже сложившаяся стр-ра спроса, на основе кот рассчит-ся как сов спрос так и спрос на отд товары и его ассортиментная стр-ра.Рез-ты краткосрочн прогнозов исп-ся при основании размера товарооборота торг орг-й и при планир-и V-ов пр-ва товаров нар потребл. При разраб-ке среднесрочн прогнозов учитыв-ся также сложившаяся стр-ра спроса, а также возможности пр-ва товаров нар потребления с учетом инвестиций.При этом не производится детализации до отд моделейи марок товаров.Долгосрочн прогнозы спроса свыше 5 лет разраб-ся без увязки со сложившейся стр-рой пр-ва и реализацией товара и предполагает расчет сов спроса и показателей макроспроса Этапы прогнозирования спроса: 1.комплексное исследование рынка конкур среды, выделение сегментов спроса; 2.анализ состояния спросаи предложения, опред-иестепени удовлетворенности спроса; 3.анализ ф-ров, влияющих на спрос и установление их взаимозав-ти; 4.выбор м-дов прогнозирования; 5.осущ-ние прогноза спроса и оценка его надежности; 6.разраб-ка конкр мероприятий по наиб полному удовлетворению спроса населения Для прогнозир-я спроса исп-ся след м-ды: 1.м-д экстраполяции 2.нормативн м-д(прим-ся на макроуровне) 3.многофакторные модели 4.прогнозир-ие спроса на основе опр-ия коэф-ов эластичности Кэ=(∆ Д/Д)/(∆ Х/Х), где Кэ-вел-на, кот показ-т на сколько % изм-ся результативн признак при 1%-ом измен-ии факторного, Д-спрос, Х-фактор, влияющий на спрос. 5.оптимизац модели.Они базир-ся на условиях оптим удовлетворенности потр-тей по группам потребителей с учетом реальн возм-тей пр-ва товаров внутри страны, а также с учетом возможного импорта  

 

68. Формирование структуры товарооборота Сопоставление совокупного спроса с товарными ресурсами в це­лом по всей товарной массе не позволяет судить о возможности пол­ного удовлетворения спроса на товары в групповом и внутри группо­вом ассортименте. Появляющиеся диспропорции в соотношении спроса и предложения обусловлены чаще всего несоответствием то­варных ресурсов покупательскому спросу по ассортименту и качеству товаров. Поэтому необходимо определить спрос на отдельные группы товаров, сопоставить с ресурсами этих товаров и, в конечном итоге сформировать структуру товарооборота. Структура товарооборота характеризует соотношение товар­ных групп и отдельных товаров в общем объеме розничного товаро­оборота. Формирование структуры товарооборота и обеспечение сбалан­сированности спроса и предложения осуществляется по этапам. На первом этапе определяется структура товарооборота на осно­ве прогнозов спроса. При разработке прогнозов используются рас­смотренные выше методы прогнозирования спроса и учитываются важнейшие факторы, влияющие на спрос. При формировании струк­туры спроса следует учитывать конкретную потребность в товарах определенного ассортимента и качества, платежеспособность потре­бителей, уровень потребительских цен. В практике прогнозы структуры товарооборота чаще всего разра­батываются на основе среднегодовых темпов изменений реализован­ного спроса, данных прироста или снижения продажи товаров либо изменений удельного веса объема реализации товарных групп в об­щем товарообороте. Результаты расчетов корректируются на коэффициент неудовле­творенного спроса в предшествующем периоде, и определяется спрос на группу товаров в прогнозируемом периоде. На втором этапе осуществляется прогноз структуры товарного предложения. Предложение товаров на потребительском рынке формируется из товаров, произведенных в республике (регионе), за ее пределами (им­порта товаров), и товарных запасов. Размеры товарного предложения устанавливаются на основе балансов товаров народного потребления. Объем производства и продаж продукции определяется двумя способами: 1) путем заключения предприятиями-изготовителями прямых до­говоров на поставку продукции; 2) посредством доведения до предприятий заказа на поставку продукции для государственных нужд. Наряду с этим часть продукции, произведенной сверх заказа госу­дарства и прямых договоров, предприятия могут реализовывать на свободном рынке. На третьем этапе с целью определения степени соответствия спроса и предложения и формирования окончательной структуры то­варооборота разрабатываются балансы спроса и предложения по важ-   нейшим товарам, согласно определенной номенклатуре. При разра­ботке прогнозных балансов должны анализироваться данные предше­ствующих периодов. Объем продаж товаров, спрос которых удовлетворяется не полно­стью, определяется их предложением, а по недефицитным товарам -спросом на них с учетом взаимозаменяемости и сопряженности това­ров. Конкретный ассортимент товаров в пределах общих объемов тор­гующие организации согласовывают с промышленными предпри­ятиями путем прямых договоров. Существенные различия между фактическими и прогнозными пока­зателями спроса и предложения в натуральном выражении, ценами и стоимостью продукции являются основой для формирования предложе­ний о мерах государственного воздействия на потребительский рынок. Проблемы сбалансированности спроса и предложения решаются путем воздействия государства на отдельные отрасли, являющиеся либо стратегическими, либо убыточными, но жизненно важными. К таким отраслям относятся сельское хозяйство, транспорт, связь и др. По другим отраслям спрос и предложение формируют рынок исходя из реально складывающейся ситуации, налоговой политики государ­ства, доходов потребителей.   70. Научно-технический прогресс и инновационная политика Научно-технический прогресс - это непрерывный процесс при­обретения и накопления научных знаний об окружающем мире и на их основе совершенствование действующих, создание и внедрение прогрессивных средств и предметов труда, технологических процес­сов и форм организации производства. НТП включает в себя ряд стадий: фундаментальные исследова­ния; поисковые исследования; прикладные исследования; опытно-конструкторские работы; освоение и внедрение в производство. С понятием НТП тесно связано понятие научно-технического потенциала. Научно-технический потенциал представляет собой совокупность научно-технических кадров, материальных, финан­совых, информационных и иных ресурсов, необходимых для соз­дания и реализации достижений НТП в народном хозяйстве. Он является одним из объектов государственного регулирования, а следовательно, прогнозирования и планирования. Государство вы­ступает как институт, финансирующий, организующий и управ­ляющий его развитием. Структурная перестройка экономики, ориентированная на исполь­зование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств, в противовес материало- и энергоемким производствам предполагает создание условий для непрерывного обновления техноло­гий и продукции, роста образовательного уровня населения и совер­шенствования управления путем нововведений (инноваций), основан­ных на новейших научных знаниях. В широком смысле под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера. Инновации являются важнейшим элементом экономического раз­вития. Они оказывают двойственное влияние на динамику экономиче­ского роста: с одной стороны, открывают новые возможности для расширения экономики, с другой - делают невозможным продолже­ние этого расширения в традиционных направлениях. Инновации на­рушают экономическое равновесие, внося возмущение и неопреде­ленность в экономическую динамику, а периодичность в их появле­нии вызывает цикличность в экономическом развитии. Инновационная деятельность - это деятельность по разработке и освоению результатов исследований, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе по освоению производства новой продукции и технологий. Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосредственно сам объект инноваций; во-вторых, ее субъекты - предпринимателей, а также систему, обеспечивающую продвижение инноваций до стадии их реализации (управление, инфраструктура, финансовая и инвести­ционная поддержка). С целью активизации инновационной деятельности разрабатыва­ется инновационная политика, которая представляет собой совокуп­ность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благо­приятного инновационного климата в стране. Инновационная полити­ка является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производ­ство, потребление, финансовую систему, образование и должна быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, разви­тие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики. Инновационная политика базируется на таких важнейших прин­ципах, как: - признание модели инновационного развития экономики страны в качестве приоритетной; - создание государством экономико-правовых условий и эконо­мических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в существенный фактор экономического роста; - максимальное использование рыночных механизмов активиза­ции инновационной деятельности и предпринимательства, создание равных стимулов для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности; - эффективное развитие и использование собственного научно-технического потенциала и его реформирование в соответствии с це­лями экономической политики; - оптимальное сочетание интересов разработчиков, производите­лей продукции и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в качестве источника доходов. Первостепенное значение имеет развитие малого научно-инновационного предпринимательства по следующим направлениям: 1) создание структур, объединяющих малые и научно-инновационные предприятия, - бизнес-инновационных центров, ин­кубаторов бизнеса, технопарков; 2) формирование сети институтов финансирования, кредитования, страхования (инвестиционных, инновационных и венчурных коммер­ческих фондов, страховых компаний); 3) развитие организаций материально-технического обеспечения (лизинговых, снабженческих фирм, центров коллективного пользова­ния приборами и оборудованием для проведения научных исследова­ний и опытно-конструкторских работ (НИОКР); 4) создание центров передачи технологий, информационных сис­тем обмена проектами и поиска партнеров для реализации совместных проектов на основе доступа к банкам данных по проектам, инвесто­рам, рынкам сбыта; 5) открытие торговых домов, ярмарок, бирж и иных структур, обеспечивающих взаимодействие разработчиков, производителей и потребителей новой продукции и технологий; 6) образование структур, оказывающих различные услуги (марке­тинговые, рекламные, аудиторские, сертификационные, консалтинго­вые, юридические). Механизм реализации инновационных направлений предполагает также использование различного рода регуляторов: льготного налого­обложения в научной сфере, субсидирования, льготного долгосрочно­го кредитования разработчиков и потребителей научно-технической продукции, увеличения затрат на НИОКР, стимулирования труда на- учных работников, подготовки кадров, развития научно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Для эффективного управления инновационными процессами не­обходимы мониторинг, оценка инновационной деятельности, прогно­зирование НТП, разработка государственных, отраслевых, региональ­ных и межгосударственных научно-технических программ и механиз­мов их реализации.   71. Прогнозирование и планирование развития НТП и инновационной деятельности. Пр-ие развития науки и техники предполагает разработку с-му частных прогнозов по важнейшим направлениям НТП и комплексного прогноза научно-технич развития. Частные прогнозы вкл-т прогнозы фундаментальных исследований, прогнозы научн открытий, прикладных исследований по отраслям эк-ки, а также научно-технич прогнозы по отд направлениям НТП. Комплексный прогноз строится на системе частных прогнозов и вкл-т: 1.комплексный анализ НТП(анализ мир тенденций развития науки и техники, анализ динамики, стр-ры и испытания научногои образоват потенциала страны); 2.разраб-ку предложений по осн направлениям стр-ной и научн политики и обоснование мероприятий, направленных на устранение НТП в выбранных направлениях; 3.разраб-ку рекомендаций по формированию НТ программ, обоснования затрат, ожидаемого соц эффекта, а также рекомендации по организац и материальному обеспечению НТ программ. При прогнозир-ии НТП исп-ся как формализованные так и интуитивные м-ды. Наиб значение играют м-ды экспертных оценок (м-д Дельфи, м-д написания сценария, м-д “круглого стола”).Кроме того, для прогнозир-ия опред направлений НТП могут исп-ся комплексные ЭММ, в кот взаимоувязаны показ-ли, отражающие V затрат на инновации и показатели НТП. Для описания НТП исп-ся различн показ-ли, кот отражают эф-ть исп-ых технологий, а также кач-во и конкурентоспос-ть производимой прод-ии. К=(Кт+Кп)/2, где Кт – частный показатель ур-ия используемых технологий, Кп - показ-ль, хар-щий уровень производимой прод-ии.   При формир-ии приоритетных направлений НТ развития активно исп-ся программно-целевой м-д, кот в отечеств практике реализ-ся при разраб-ке 2ух типов прогрмм: 1. целевых комплексных программ, ориентиров на кратко- и среднесрочн перспективу 2.программ, направленных на решение важнейш соц-эк проблем, кот носят долгосрочн хар-р   72-73. Инвестиции и инвестиционная политика. Проблемы развития инвестиционной сферы экономики в условиях переходного периода.   Инв-ии – фин, имущ-ые и интеллект ценности, вкладываемые в объекты предпринимат-й и др видов деят-ти с целью получ-ия прибыли или достижения соц эффекта.Объектами инвестиц деят-ти явл вновь создаваемые и модернизируемые ОФ (кап вложения) в оборотн ср-ва, в ценные бумаги, в интеллект ценности. Инвестиц сфера- сов-ть отраслей эк-ки, пр-ция кот выпускает в роли инвестиций. В ее состав входит: 1.сфера кап стр-ва; 2.инновац сфера; 3.сфера обращ фин капитала; 4.сфера обращ и реализ имуществ прав субьекта. Существ различн подходы классифик инвестиций: 1.по источникам инвестиции (частные, государств, инв граждан, предпр, иностр и т.д.); 2.по формам (реальные, финансовые, интеллектуальные), 3.по сп-ам влож ср-в (прямые, не прямые, партфельные). Инвест политика-это составл экономич полит гос-ва, кот предст собой комплекс подходов и решений, определяющих обьем стр-ру и направл использ инвест в сферах и отрасл экономики. Важн направл инвест политики в РБ явл: 1.создание правовой базы по страхов инвестиций, 2.сокращ доли центролизованно выделяемых ср-в, использовании их в основном для общегос нужд, 3.инвестирование в первую очередь приоритетных отр экон-ки; 4.первоочередное инвестирование конкурентоспос пр-тв и быстроокуп проектов, 5.создание рынка инвестиц рес-в, 6.исп разнообр источн инвесирования. Инвестиц климат-совокупн полит, экономич, юридич, соц, быт и др. факторов, кот определ степень риска инвестиц влож и возможность их эффективного исп.   75. Прогнозирование и планирование объемов и структуры инвестиций   Прогнозир-ие инвестиц предст собой многоступеньч процесс, связанный с определением возможн V инв их стр-ры, ист-в инв, а также показ-лей их эф-ти.ПиП инв осущ-ся на уровне страны в целом, на уровне регионов и отраслей, на уровне отд предпр.Разрабат-ся кратко- средне и долгосросн прогнозы потребности в инвест рес-ах. В целом процесс пр-ия инвестиций сос-т из 3-х осн этапов: 1 пр-ие возможных межотраслевых и межреиональн потоков 2 пр-ие потребности в инв-х 3 оценка эк эф-ти исп-ия инв рес-ов. Исходя из потр-ти в инв выявляются внутр ист-ки инвестир-ия, а затем внешние. В целом V инв (реальн) по эк-ке страны м.б. определен по формуле: Iр=Ки*ВВП+Iи, где Ки-коэф-т, хар-щий долю инв ВВП, Iи-возможный V иностранных инв. При прог-ии инвестиц деят-ти большое внимание уделяется разработке отраслевых и региональн прогнозов инв. Предварительно на основе данных отдельн предпр опред потребн в инвестициях на воспроизв-во осн фондов, на их прирост, на возмещение выбывающих осн фондов, на создание определ обьемов незавершенного стр-ва, на увеличение оборотных ср-тв. Далее оцениваются возможные источники инвест и произв увязка потребностей с источниками.Для прогн обьема инв и их стр-ры исп-ся методы экспертных оценок, м-ды экстраполяции, оптимизационные модели, факторные модели.   76.Планирование эффективности инвестиций Важнейшая роль о прин реш об определ целесообр инвестиц отводится прогн оценке их эф-ти.Эф-ть инвестиц определ сопоставлением эф-ти от их осуществл с вел-ой вложенных ср-тв.Существ статистич и динамические методы оценки эф-ти инвестиц.Статист м-ды включ расчет простой нормы прибыли и простого срока окупаемости.Динамич м-ды-реализ на основе дисконтирования и предпологают расчет таких показат как чистый дисконтир доход, динамич срок окупаемости, ВНД, индекс рентабельности.При оценке эф-ти инвест также произв оценка риска связанного с реализацией того или иного проекта.   77.Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая политика Прогнозы внешнеэкономических связей занимают особое место в системе прогнозов социально-экономического развития страны.Цель прогнозирования внешней торговли - определение возможных форм и интенсивности участия страны в международном разделении труда и оценке экономических последствий ВЭС. В целом внешнеэкономический прогноз охватывает будущее развитие всех форм ВЭС страны: -внешней торговли; -кредитных взаимоотношений; -научно-технического сотрудничества с зарубежными государствами; -межгосударственных связей в сфере услуг; валютно-финансовых операций. Центральное место занимает прогноз внешней торговли, в процессе которого определяются: • совокупный объем внешнеторгового оборота; • объем и товарная структура экспорта и импорта как по всем, так и по отдельным странам; • спрос и предложение на отдельные товары и товарные группы па конкретных рынках; • динамика и уровень цен мирового рынка в разрезе, товарной номенклатуры, принятой для прогноза; • внутренние издержки на товары, которые вовлекаются в сферу международного оборота. Прогнозирование внешней торговли может быть пассивным (инерционным) и активным (целевым).Пассивное прогнозирование полностью опирается на сложившиеся в прошлом закономерности развития, и на их основе определяются будущие тенденции и пропорции формирования производства и внешней торговли. При пассивном прогнозировании предполагается, что экономические, социальные и политические факторы, определяющие тенденции развития экспорта и импорта страны, сохранят свое значение и в перспективе.Активное (целевое) прогнозирование и планирование представляет собой обоснование альтернативных путей перехода от сложившихся тенденций (состояния) к новым тенденциям. Оно исходит из конкретных целей развития внешней торговли и экономики в целом, из объективной необходимости интеграции в мировое хозяйство. Активное прогнозирование направлено на учет возможных сдвигов в структуре ВЭС под влиянием научно-технического прогресса, социально-экономических изменений в мировом хозяйстве и предполагает разработку мер но ликвидации нежелательных экономических явлений, интенсификации положительных процессов и тенденций.Прогнозирование и планирование внешней торговли осуществляется на основе итеративных расчетов. На каждом этапе следует уточнять прогнозные показатели на основе корректировки и получения дополнительной информации, характеризующей развитие отраслей народного хозяйства и их связей с мировой экономикой.Процесс прогнозирования охватывает ряд стадий, на каждой из которых решаются определенные задачи.На первой стадии формируются цели развития ВЭС, устанавливается подчиненность целей, определяются цели верхнего и нижнего уровней.На второй стадии разрабатывается инерционный прогноз для выявления тенденций и пропорций развития, экстраполированных на перспективу, а также получения аналитического материала и оценки реальности поставленных целей в развитии ВЭС. Третья стадия предполагает конструирование целевого прогноза, задачей которого является разработка ряда вариантов перспективного развития ВЭС, которые обеспечивают повышение эффективности общественного производства при действии внутренних и внешних факторов. При прогнозировании ВЭС целесообразно использовать синтез интуитивных и формализованных методов.Методы неформализованного анализа и прогноза основываются на экспертных оценках. Велика их роль на заключительной стадии оценки возможных вариантов развития ВЭС и выбора наиболее достоверного варианта прогноза.В зависимости от характера имеющихся данных и требуемых результатов могут использоваться следующие методы экспертных оценок: аналитический метод, методы " Комиссий". " Дельфи", " Конференций".При математическом описании процесса развития международных экономических связей возникают трудности. Это связано с тем, что ВЭС представляет собой сложную систему, на развитие которой оказывает влияние огромное число взаимосвязанных факторов экономического и социально-политического характера: • количество и качество трудовых ресурсов; • наличие топливно-эпергетических и сырьевых ресурсов, производственных мощностей и инвестиций; • научно-технический потенциал; • структура народнохозяйственных потребностей; • степень развития внутринационального разделения труда; • состояние внешних торговых рынков; • уровень и пропорции цен мирового рынка; • соотношение спроса и предложения на внешних рынках. В мировой практике для прогнозирования экспорта и импорта нашли широкое применение следующие трендовые модели; функции экспорта и импорта (многофакторные модели); комплексные эконометрические модели; модели межотраслевого баланса; матричные модели международной торговли; оптимизационные модели.В планах внешней торговли находят отражения объем, товарная и географическая структура экспорта и импорта.План экспорта и импорта товаров включает следующие разделы: план экспорта (импорта) но странам; план поставки товаров для экспорта; план поставки товаров отраслям народного хозяйства из импортных поступлений; план поставки по экспорту и импорту в счет обязательств по договорным соглашениям. Предприятиям устанавливается государственный заказ на поставки продукции на экспорт (по соглашениям). В планах выделяются поставки по экспорту и импорту но странам ближнего и дальнего зарубежья, Планы-прогнозы внешнеэкономических связей разрабатываются Министерством экономики совместно с Министерством иностранных дел
73.Свободные экономические зоны и эффективность их функционирования Свободные экономические зоны получили широкое распространение во многих странах. В середине 90-х годов в мире функционировало более 4-х тысяч разного рода СЭЗ (от таможенных зон до технопарков, от зон свободной торговли до оффшорных зон). В 2000 году через различные свободные экономические зоны осуществлялось около 20 % мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные образования, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие международные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ — это в той или иной степени обособленная географическая территория.Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемого для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают стремя основными задачами: -стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств; -рост занятости; -превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства. Важной причиной образования свободных экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат и поэтому использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны.Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран; по существу они, как правило, сходны.Выделяют четыре основные группы льгот: — внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций; — налоговые льготы. Содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, НИОКР, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения; — финансовые льготы. Включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.; — административные льготы. Предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда—выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.   78.Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических связей Прогнозы внешнеэкономических связей занимают особое место в системе прогнозов социально-экономического развития страны.Цель прогнозирования внешней торговли - определение возможных форм и интенсивности участия страны в международном разделении труда и оценке экономических последствий ВЭС.В целом внешнеэкономический прогноз охватывает будущее развитие всех форм ВЭС страны: -внешней торговли; -кредитных взаимоотношений; -научно-технического сотрудничества с зарубежными государствами; -межгосударственных связей в сфере услуг; валютно-финансовых операций. Центральное место занимает прогноз внешней торговли, в процессе которого определяются: • совокупный объем внешнеторгового оборота; • объем и товарная структура экспорта и импорта как по всем, так и по отдельным странам; • спрос и предложение на отдельные товары и товарные группы па конкретных рынках; • динамика и уровень цен мирового рынка в разрезе, товарной номенклатуры, принятой для прогноза; • внутренние издержки на товары, которые вовлекаются в сферу международного оборота. Прогнозирование внешней торговли может быть пассивным (инерционным) и активным (целевым).Пассивное прогнозирование полностью опирается на сложившиеся в прошлом закономерности развития, и на их основе определяются будущие тенденции и пропорции формирования производства и внешней торговли. При пассивном прогнозировании предполагается, что экономические, социальные и политические факторы, определяющие тенденции развития экспорта и импорта страны, сохранят свое значение и в перспективе.Активное (целевое) прогнозирование и планирование представляет собой обоснование альтернативных путей перехода от сложившихся тенденций (состояния) к новым тенденциям. Оно исходит из конкретных целей развития внешней торговли и экономики в целом, из объективной необходимости интеграции в мировое хозяйство. Активное прогнозирование направлено на учет возможных сдвигов в структуре ВЭС под влиянием научно-технического прогресса, социально-экономических изменений в мировом хозяйстве и предполагает разработку мер но ликвидации нежелательных экономических явлений, интенсификации положительных процессов и тенденций.Прогнозирование и планирование внешней торговли осуществляется на основе итеративных расчетов. На каждом этапе следует уточнять прогнозные показатели на основе корректировки и получения дополнительной информации, характеризующей развитие отраслей народного хозяйства и их связей с мировой экономикой.Процесс прогнозирования охватывает ряд стадий, на каждой из которых решаются определенные задачи.На первой стадии формируются цели развития ВЭС, устанавливается подчиненность целей, определяются цели верхнего и нижнего уровней.На второй стадии разрабатывается инерционный прогноз для выявления тенденций и пропорций развития, экстраполированных на перспективу, а также получения аналитического материала и оценки реальности поставленных целей в развитии ВЭС. Третья стадия предполагает конструирование целевого прогноза, задачей которого является разработка ряда вариантов перспективного развития ВЭС, которые обеспечивают повышение эффективности общественного производства при действии внутренних и внешних факторов.При прогнозировании ВЭС целесообразно использовать синтез интуитивных и формализованных методов.Методы неформализованного анализа и прогноза основываются на экспертных оценках. Велика их роль на заключительной стадии оценки возможных вариантов развития ВЭС и выбора наиболее достоверного варианта прогноза.В зависимости от характера имеющихся данных и требуемых результатов могут использоваться следующие методы экспертных оценок: аналитический метод, методы " Комиссий". " Дельфи", " Конференций".При математическом описании процесса развития международных экономических связей возникают трудности. Это связано с тем, что ВЭС представляет собой сложную систему, на развитие которой оказывает влияние огромное число взаимосвязанных факторов экономического и социально-политического характера: • количество и качество трудовых ресурсов; • наличие топливно-эпергетических и сырьевых ресурсов, производственных мощностей и инвестиций; • научно-технический потенциал; • структура народнохозяйственных потребностей; • степень развития внутринационального разделения труда; • состояние внешних торговых рынков; • уровень и пропорции цен мирового рынка; • соотношение спроса и предложения на внешних рынках. В мировой практике для прогнозирования экспорта и импорта нашли широкое применение следующие трендовые модели; функции экспорта и импорта (многофакторные модели); комплексные эконометрические модели; модели межотраслевого баланса; матричные модели международной торговли; оптимизационные модели.В планах внешней торговли находят отражения объем, товарная и географическая структура экспорта и импорта.План экспорта и импорта товаров включает следующие разделы: план экспорта (импорта) но странам; план поставки товаров для экспорта; план поставки товаров отраслям народного хозяйства из импортных поступлений; план поставки по экспорту и импорту в счет обязательств по договорным соглашениям. Предприятиям устанавливается государственный заказ на поставки продукции на экспорт (по соглашениям). В планах выделяются поставки по экспорту и импорту но странам ближнего и дальнего зарубежья, Планы-прогпнзы внешнеэкономических связей разрабатываются Министерством экономики совместно с Министерством иностранных дел и при взамодействии с другими министерствами и ведомствами. 79.Определение эффективности внешнеэкономической деятельности При разработке планов внешней торговли на всех уровнях управления экономикой и принятии решений о заключении международных договоров и контрактов на поставку продукции необходимо производить расчеты экономической эффективности.Эффективность внешней торговли характеризуется системой показателей. В масштабе страны она определяется как отношение экспорта и импорта к ВВП. Кроме того, эффективность внешней трговли оценивается по размеру внешнеторгового сальдо страны и характеризуется структурой экспорта. Чем больше сырья и полуфабрикатов содержится в экспорте, тем ниже степень участия страны в международном разделении труда.Рассчитываются показатели народнохозяйственного эффекта и бюджетной эффективности внешней торговли, экспорта и импорта основных товаров, товарных групп в разрезе отдельных стран. Расчеты производятся по объемам и валютной стоимости отдельных товаров.Эффект от внешней торговли определяется как разность между стоимостью импорта продукции во внутренних рублях и затратами на производство и реализацию экспортной продукции.Эффективность внешней торговли рассчитывается путем соотношения затрат, связанных с импортом товаров, с затратами экспорта продукции.Бюджетная эффективность рассчитывается в виде соотношения стоимости экспортируемых и импортируемых товаров во внешнеторговых и внутренних ценах. Эффект производителей экспортной продукции Пэ рассчитывается по формуле Пэ = Вэ – Зэ, где Вэ – валютная выручка от экспорта продукции; Зэ – затраты на производство и реализацию экспортируемой продукции. Эффективность экспорта продукции Ээ определяется соотношением валютной выручки (или прибыли) к затратам на экспорт Эффект потребителей импортных товаров Пи рассчитывается по формуле Пи = Зи – Ви, где Зи – затраты на производство импортозамещающих товаров; Ви – валютные расходы на приобретение импортных товаров. Эффективность импорта продукции Эи определяется соотношением затрат на производство импортозамещающих товаров к валютным расходам на приобретение импортных товаров Если предусматривается импорт специальных машин и оборудования, производство которых в стране не освоено, то экономический эффект определяется выручкой от выпуска продукции на этом оборудовании за вычетом издержек производства изделий.При расчетах экономического эффекта от создания и внедрения новых машин, оборудования и материалов взамен закупки их за границей находится разность между валютными затратами на оплату импортных машин, оборудования и материалов, переведенными во внутренние рубли, и затратами на их отечественное производство. Годовая величина экономического эффекта определяется в расчете на количество машин, оборудования и материалов, на которое реально сокращаются импортные закупки.На основе расчетов эффективности экспорта и импорта делается вывод о целесообразности поставок продукции в ту или иную страну и импорта товаров из той или иной страны.При определении планового объема поставок продукции на экспорт учитываются конъюнктура внешних рынков, конкурентоспособность продукции и спрос на нее, экспортные возможности отраслей, обязательства по договорным соглашениям, насыщенность внутреннего рынка.Плановый объем импорта товаров определяется также с учетом его эффективности и возможностей развития импортозамещающих производств. За счет импорта Республика Беларусь в большей мере должна удовлетворять потребности в прогрессивной технике, сырье, топливно-энергетических ресурсах и товарах повседневного спроса. Это необходимо учитывать при разработке перспективных и текущих планов.     80.Государственное регулирование развития внешнеэкономических связей Свое участие в международном разделении труда государства определяют с учетом множественности национальных интересов.Углубляясь в международную специализацию производства, государства тем не менее оставляют за собой определенный " запас прочности" в развитии неспециализированных производств. Политические мотивы могут повлиять на торгово-экономические отношения в любой момент и тогда возникнут проблемы с производством одних товаров и сбытом других.Поскольку издержки специализированного производства обычно ниже неспециализированного, для выравнивания цен на собственную и импортную продукцию на импортные товары устанавливаются процентные надбавки в цене.Эти надбавки получили название таможенных пошлин.Обычно пошлины на отдельные товары систематизируются и сводятся в единый перечень, в таком случае речь идет о таможенных тарифах.К таможенным пошлинам государства прибегают в случае, если необходимо защитить рождающиеся новые производства и отрасли промышленности.На первых порах они неконкурентные и не могут в свободной торговле соперничать с уже традиционным в этой отрасли мировым производством.Подобное использование пошлин носит протекционистский характер.Кроме протекционистских используются фискальные пошлины.Их назначение несколько иное; они выполняют функцию аккумулятора бюджетных поступлений.С этой целью пошлины могут устанавливаться на импорт вообще либо ею облагаются товары, не производящиеся в данной стране.По форме обложения обычно выделяют адвалорные, специфические и смешанные пошлины.Наиболее распространены адвалорные пошлины.Они представляют собой определенную процентную надбавку к цене товара.Если, например, на родине японский телевизор стоит 170 дол., а при ввозе в Республику Беларусь устанавливается таможенная пошлина в размере 15 %, то на рынке Беларуси он будет стоить 195, 5 дол.Кроме того, надбавку может установить и торговая сеть, на цену может воздействовать и соотношение спроса и предложения и т.д.Специфические таможенные пошлины представляют собой определенную денежную сумму, взимаемую с объема, массы или штуки товара. Это связано с характером поставляемой продукции: руда поставляется в тоннах, нефть в галлонах, а шкурки зверей в штуках.Их проще облагать пошлиной в сумме денег. Смешанные пошлины предполагают одновременное использование адвалорных и специфических пошлин, Кроме того, таможенные пошлины могут быть дифференцированы в количественном отношении.В таком случае они делятся на максимальные, минимальные и льготные (преференциальные).Максимальные пошлины обычно применяются относительно товаров тех стран, с которыми пока не установлены регулярные торгово-экономические отношения.В случаях же, когда между странами существуют традиционные экономические связи, применяются минимальные таможенные пошлины.Льготные тарифы касаются продукции тех стран-импортеров, экономику которых или ее отдельные сферы есть намерение поддержать.Такая политика проводится ныне в отношении развивающихся государств, отдельных стран СНГ.Кроме таможенных пошлин используются импортные квоты.Таможенные пошлины ограничивают ввоз товаров, но иногда не настолько, чтобы служить заградительным барьером для отечественной промышленности.В таком случае назначается импортная квота, которая запрещает ввоз товаров сверх установленного лимита.Импортные квоты устанавливаются также в отношении ряда товаров, которые ограничиваются к потреблению, например винно-водочные изделия, дезодоранты и т.д.В практике международных экономических отношений имеют место и так называемые нетарифные ограничения, в частности система лицензирования, неоправданные стандарты качества или безопасности поставок, ограничения на поставку конкретных видов товаров или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах.К нетарифным барьерам относится также государственная монополия внешней торговли, если она существует, ибо она не только сдерживает торговую деятельность других субъектов рынка, но и ограничивает вывоз конкретных видов товаров, В качестве нетарифных барьеров могут рассматриваться национальные налоговые системы, национальные стандарты и т.д.   81.Промышленный комплекс, особенности прогнозирования и планирования его развития Промышленность является ведущей отраслью экономики. Промышленный комплекс Республики Беларусь является основой производственного потенциала страны. На его долю приходится почти половина всех основных производственных фондов, около 27% валового внутреннего продукта и более 25% занятых в народном хозяйстве.Республика занимает первое место среди государств СНГ по производству калийных удобрений, кормоуборочных комбайнов, машин для внесения органических удобрений, швейных промышленных машин; второе - по производству грузовых автомобилей, тракторов, химических волокон и нитей, мотоциклов и древесины; третье по выпуску металлорежущих станков, электродвигателей переменного тока, шин, пиломатериалов, бумаги, картона, оконного стекла, бытовых холодильников и морозильников, телевизоров, радиоприемных устройств, велосипедов, трикотажных изделий.Отрасли промышленности играют решающую роль и обеспечении прогрессивных структурных сдвигов в экономике, ускорении темпов развития и повышении технического уронил производства. Промышленность создает социально-экономические предпосылки глубоких преобразований в труде, в сфере обслуживания, в домашнем хозяйстве населения.На макроуровне планирование промышленного производства сводится к обоснованию приоритетов, формированию межотраслевых пропорций, увязке темпов развития каждой отрасли с имеющимися ресурсами и установлению заказа на поставку продукции.На микроуровне объем производства и его структура формируются с учетом спроса, заказов на поставку продукции для государственных нужд и производственных возможностей.Для характеристики темпов роста промышленного производства применяется объем выпуска продукции в сопоставимых ценах. С целью увязки объема производства продукции с издержками и другими показателями используется объем выпуска продукции в действующих ценах.Кроме того, при планировании промышленного производства рассчитываются такие показатели, как: -затраты на производство продукции; -численность занятых по отраслям промышленности; -стоимость основных производственных фондов; -потребность в инвестициях на воспроизводство основных фондов и др. Прогнозирование и планирование объема и структуры промышленного производства осуществляется по этапам.На первом этапе проводится комплексное исследование внутреннего и внешних рынков и прогнозируется спрос на промышленную продукцию. Формируется объем и структура промышленного производства исходя из спроса.На втором этапе определяются возможности производства продукции на основе прогнозных расчетов производственных мощностей.Третий этап связан с проведением многовариантных расчетов потребности в сырьевых, топливно-энергетических ресурсах и рабочей силе для производства продукции, пользующейся спросом, на производственных мощностях, которые будут действовать в прогнозируемом периоде.На заключительном этапе формируются плановый объем и структура выпуска промышленной продукции с учетом спроса, возможностей производства и обеспечения производственными ресурсами (сырьевыми, топливно-энергетическими и трудовыми). Обосновывается и устанавливается заказ на поставку важнейших видов продукции для государственных нужд.  

 

82.Прогнозирование и планирование развития агропромышленного комплекса В агропромышленном комплексе (АПК) занято около 20% трудоспособного населения, более 20% основных производственных фондов страны. АПК выступает гарантом самообеспечения страны основными видами сельскохозяйственной продукций.Главной задачей прогнозирования и планирования развития АПК являются максимизация объема конечной продукции АПК и приближение объема и структуры производства продукции к объемам и структуре потребностей в ней. В состав конечной продукции АПК входит продукция, используемая на личное потребление населения, производственное потребление в отраслях, не входящих в АПК, прирост запасов, резервов, экспорт. В общем прогнозирование и планирование развития АПК осуществляется по подкомплексам, которые определены исходя из технологической взаимосвязи по производству конечной продукции. Выделены следующие подкомплексы: -зернопродуктовый, -картофелепродуктовый, -мясной, -молочный и др. В действующей практике прогнозирования и планирования развития АПК широко применяются методы экстраполяции, нормативный, балансовый и программно-целевой методы.По каждому подкомплексу разрабатываются балансы основных видов сельскохозяйственной продукции.При определении прогнозируемого объема производства продукции растениеводства особая значимость придается определению размера посевных площадей и урожайности. Уровень урожайности сельскохозяйственных культур определяется исходя из среднегодовой фактической урожайности в предыдущем периоде и намечаемых мероприятий но ее увеличению. Учитывается изменение норм внесения удобрений, внедрение интенсивных технологий выращивания культур, использование новых высокоурожайных сортов семян, проведение мелиоративных работ, внедрение мероприятий по борьбе с потерями.Размер пахотных земель под посевы рассчитывается исходя из наличия пашни на начало периода, сокращения пашни (нужды промышленности, строительства дорог и т.п.) и возможного расширения пашни. Состав сельскохозяйственных культур и площадь их посева устанавливаются исходя из оценки сравнительной эффективности отдельных культур и потребностей в данных видах продукции.Прогнозируемый объем производства продукции животноводства зависит от поголовья скота и его продуктивности.Продуктивность скота и птицы характеризуется рядом показателей: средний живой вес одной головы скота, реализуемой на мясо; среднегодовой привес скота на откорме и выращивании; среднегодовой удой молока на одну корову; средний настриг шерсти на одну овцу; среднегодовая яйценоскость одной курицы-несушки. Важным этапом при формировании плана-прогноза является определение закупок (поставок) сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.Объем и ассортимент поставок для государственных нужд важнейших видов сельскохозяйственной продукции определяются исходя из необходимости гарантированного продовольственного обеспечения населения республики. Заказ формируется Министерством экономики совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством торговли.   83.Прогнозирование и планирование развития строительства Строительный комплекс обеспечивает воспроизводство основных фондов. Строительный комплекс состоит из двух взаимосвязанных секторов – строительства и промышленности строительных материалов, кгонструкций и деталей. Научное обеспечение комплекса осуществляется сетью научных, проектно-изыскательских и конструкторско-технологических организаций.Строительству отводится важная роль в решении экономических и социальных проблем. Оно способствует осуществлению технического прогресса в народном хозяйстве, рациональному размещению производительных сил страны, оказывает влияние на изменение темпов развития, отраслевых и территориальных пропорций общественного производства. Строительство является одним из важнейших средств обеспечения развития всех отраслей материального производства и непроизводственной сферы, решения жилищной проблемы.Прогнозирование и планирование строительного комплекса предполагает проведение прогнозных расчетов объема строительства по отраслям материального производства и непроизводственной сферы, определение потребности в строительных материалах, оборудовании, рабочей силе, их балансовой увязке с ресурсами и обоснование мощностями строительно-монтажных организаций.Система показателей планов-прогнозов строительного комплекса включает ввод в действие производственных мощностей и основных фондов производственного и непроизводственного назначения; прирост производственных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции, расширения действующих предприятий и нового строительства, объем незавершенного строительства; капитальные вложения и строительно-монтажные работы но всем объектам; лимиты государственных централизованных капитальных вложений; капитальные вложения по источникам финансирования, областям и др. Главным показателем строительного комплекса является ввод в действие производственных мощностей и объектов. Этот показатель характеризует конечные результаты капитальных вложений и строительного производства.По важнейшим объектам устанавливается государственный заказ на ввод их в действие. Определяется общий объем инвестиций для его выполнения и утверждаются лимиты государственных централизованных капитальных вложений. Рассчитывается объем подрядных строительно-монтажных работ, который является основой для заключения договоров подряда строительными организациями.В процессе разработки прогнозов на начальном этапе определяется спрос на услуги строительства исходя из заказов, которые формируются на основе отбора эффективных инвестиционных проектов с учетом их обеспечения финансовыми ресурсами. Размещение заказов осуществляется путем проведения подрядных торгов (тендеров).На следующем этапе осуществляется обоснование объема строительства материально-техническими (строительными материалами и оборудованием) и трудовыми ресурсами. Этот этап связан с разработкой балансов строительных материалов, оборудования, рабочей силы.К строительным материалам относятся: цемент, шифер, мягкая кровля, плитки, кирпич, известь, гипс, щебень, стеновые материалы, пористые заполнители и др. Баланс строительных материалов разрабатывается по схеме, представленной в табл. 1. Таблица 1. Схема баланса строительных материалов
Ресурсы Распределение
1.Остатки на начало года 1.Потребность в строительных материалах для проведения строительных работ
2.Материалы из местного сырья 2.Расход на производство изделий из строительных материалов
3.Импорт 3.Реализация населению
  4.Остатки на конец года
Итого Итого

После расчета потребностей определяются ресурсы и обосновывается объем производства строительных материалов.Обоснование планов-прогнозов строительного производства трудовыми ресурсами осуществляется путем проведения балансовых расчетов рабочей силы. Потребности в рабочей силе могут определяться в процессе прогнозных расчетов укрупнено нормативным методом (на основе показателя численности работников строительства на 1 млн р. СМР). Более точные данные о потребности в рабочей силе можно получить исходя из прогнозируемого уровня производительности труда и объема СМР в прогнозируемом периоде. По конкретным объектам численность работников определяется по нормам затрат времени на единицу выполняемых работ и физическому объему работ.Для осуществления строительно-монтажных работ необходимы определенные мощности. Производственная мощность строительно-монтажных организаций определяется максимально возможным годовым объемом работ при плановой их структуре и полном использовании основных производственных фондов в соответствии с заданным режимом работы этих организаций и передовыми методами технологии и организации строительного производства.

 

84.Прогнозирование и планирование развития транспорта Транспортный сектор страны достаточно развит и имеет большое значение в углублении международной интеграции, в обеспечении потребностей в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт является одной из наиболее фондоемких отраслей. Основные производственные фонды транспорта (без учета ведомственного транспорта) составляют более 15% от их величины по народному хозяйству. На его нужды расходуется существенная доля топливно-энергетических ресурсов страны.Наряду с общими для всех отраслей материального производства чертами транспорт обладает и рядом особенностей. Первая особенность. В результате транспортного процесса не создается продукт производства в вещественной форме. Вторая особенность. Продукция транспорта потребляется непосредственно в процессе производства. Специфика потребления транспортной продукции по-особому ставит такие вопросы, как накопление и хранение продукции, резервы провозной и пропускной способности на транспорте. Третья особенность. Стоимость перемещения товаров добавляется к стоимости их производства. С одной стороны, транспортные издержки необходимы как затраты для продолжения процесса производства в сфере обращения, а с другой - являются непроизводительными с позиций общества: чем меньше их величина, тем больше средств может быть направлено для увеличения производства реальных потребительных стоимостей. Четвертая особенность. Процессы производства и потребления транспортной продукции совпадают в пространстве и во времени. Пятая особенность. Транспорт, являясь самостоятельной отраслью материального производства, в то же время играет особую роль в социально-политической и культурной областях жизни общества.Указанные особенности необходимо учитывать при прогнозировании и планировании развития транспорта.Главной задачей планирования функционирования всех видов транспорта является обеспечение своевременного, качественного, с наименьшими расходами удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Транспортной отрасли присущ свой набор показателей, характеризующих ее деятельность. Основными показателями являются: 1. Объем перевозок (отправлений). Измеряется в тоннах применительно к грузам. Для более полной характеристики их состава обычно выделяется величина перевозок в универсальных и специализированных контейнерах и пакетированном виде в зависимости от номенклатуры грузов (нефть, уголь, древесина, минеральные удобрения и т.д.). С учетом особенностей транспортного процесса используются и такие измерители, как кубометры, штуки и др. 2. Грузооборот и пассажирооборот. Грузооборот измеряется втонно-километрах. Один тонно-километр — это объем транспортной работы, выполняемой при перевозке одной тонны грузов на расстояние один километр, принятое обозначение — ткм. Пассажирооборот — это произведение количества пассажиров на расстояние их перевозки, измеряется в пкм. 3. Общий грузооборот и общие перевозки — определяются путем приведения пассажирских перевозок к грузовым посредством применения переводных коэффициентов. Единого подхода к определению таких коэффициентов по видам транспорта не имеется. Например, в гражданской авиации вес одного пассажира приравнивается к 90 килограммам. 4. Средняя дальность перевозок грузов и пассажиров (в километрах), технико-экономические показатели использования подвижных транспортных средств (среднее время оборота грузового вагона в сутках, измеряемого средним затрачиваемым временем от одной погрузки вагона до его следующей погрузки, производительность транспортных средств, себестоимость одного тонно-километра, одного пассажиро-километра и т.д.), пропускная способность вокзалов, погрузо-разгрузочных комплексов, транспортных путей (железных и автомобильных дорог, трубопроводов, воздушных трасс и т.д.). 5. Число дорожно-транспортных происшествий, катастроф и аварий подвижных транспортных средств, величина экономического ущерба в результате хищений, утери потребительских свойств, выплаты компенсаций потерпевшим и т.д. Кроме перечисленных используются и другие показатели, характеризующие различные стороны производственно-финансовой деятельности отрасли (доходы, прибыль, рентабельность, эффективность использования ресурсов и т.д.). Ключевым в процессе прогнозных и плановых расчетов является определение потребности в перевозках и возможностей транспортной системы по их выполнению. Обычно процесс их определения носит комплексный характер и осуществляется в несколько этапов. 1. Прогноз общего объема грузовых и пассажирских перевозок. 2. Прогноз перевозок грузов, в том числе по номенклатуре, регионам, ведомствам. 3. Прогноз перевозок пассажиров, в том числе по регионам и назначению. 4. Определение объемов перевозок по видам транспорта и перевозчикам.   85.Прогнозирование и планирование развития связи и информатики Связь и информатика обеспечивают деловое, коллективное и личное общение людей. Их основная задача состоит в передаче и получении в кратчайшие сроки, качественно и в полном объеме необходимой потребителю информации. Кроме того, эти услуги должны быть доступными по стоимости и в ряде случаев носить конфиденциальный характер.Основной задачей прогнозирования и планирования функционирования и развития указанного звена производственной инфраструктуры является максимально полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в его услугах при минимальных финансовых, экологических и других издержках на осуществление. При реализации указанной задачи учитываются специфика и уровень развития каждого в





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.