Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы измерения и прогнозирования ВВП






Сущность нац. Счетоводства. С-ма нац. Счетов

 

В большинстве стран стр-ра эк-ки отражается и прогнозируется посредством с-мы нац. Счетов (СНС). СНС фиксирует процесс создания, распределения и перераспр-я ВНП в странах. Посредством СНС определ. Знач. Осн. макроэк-ких пок-лей за отчетный период, а также определ. Наиболее эффективн. Экономич. Политика в гос-ве. СНС отраж. Операции м-ду субъектами нац. Эк-ки, кот. В обобщ-ом виде опис. Все экономич.

Операции в стране. В СНС все субъекты эк-ки группир. в 6 секторов:

1) сектор нефинанс. Предпр-й. Включ. произв-ые предпр-ия, выпуск-ие товары и оказ-ие услуги, кроме финанс-ых;

2) финанс. сектор, кот. Включ. финанс. учрежд-я и организ-и (банки, страх. Компании, пенсион. И др. фонды), кот. Осущ. Деятельность в обл. финансов; 3) гос. учреждения, оказ-ие услуги, не явл-ся объектами купли-продажи:

а) органы гос. упр-я (парламент, правительство, суды и др.;

б) гос. финансово-кредитные организ-ии (нац. Банк, гос. финанс. компании и др.

4) сектор некомерч. Организ-ии. Относ. Обществ. Организ-ии, партии, профсоюзы;

5) сектор дом. Хоз-в. Сюда относ. Дом. Хоз-ва а также коллективы лиц, осущ. Функции по обеспеч. Собственной жизнедеятельности;

6) внешний (остальной мир). В данном секторе отраж. Все экономич-ие агеты за границей.

В с-ме СНС выдел. счеты:

1) счет произв-ва. Отражает операции относящихся непосредственно к проц. Пр-ва товара;

2) счет доходов. Включ. счета обр-я, распределения и исп-я доходов;

3) счет операции с капиталом. Отраж. Валовое накопление осн. капитала, изменение запасов матер-ных оборотных ср-в;

4) платежный баланс. Счет операции по взаимодеиствию с внешн. Миром. Он хар-ет тек. поступл-я от экспорта продукции.

 

Методы измерения и прогнозирования ВВП

ВВП расчит-ся тремя методами:

1) производственный. ВВП исчисляется суммир-ем валовой добавленной стоим-ти всех произв-ных ед-ц резидентов, сгруппированных по отраслям или секторам.

ВВП'п=ВВ-ПП+(Нп-Сп)+(Ни-Си), где Нп –налоги на продукт, Сп – субсидии на прод-т, Ни – налоги на импорт, Си – суб-дии на импорт.Налоги на продукты – это налоги взымаемые пропорционально колич. Или стоимости тов-в и услуг произв-х и продаваемых предприятиями резедентами. К ним относ-ся НДС,. Акцизы, налоги на продажи и д.р. Субсидии на продукт – это субсидии выплачиваемые пропорцион-но колич. Или стоисост. Тов-в и услуг предприят. Резедента главным образ. Для покрыт убытков в рез-те того, что цена ниже себестоимости.

Нп-Сп – чистые налоги на продукты. Налоги на импорт – налоги устан-е гос-м применит-ы к импортируемым товаром пропорционально их цене или колич-ву. Субсидии на импорт – это суб-ии выплачив-е поставщ. Ни-Си – чистые налоги на импорт.

2) распределительный м-д. ВВп определ-ся путем суммирования первичных доходов, получаемых еденицами резедентами: оплаты труда наемных рабочих, чистых налогов на произ-вои импорт. ВВПр=ОТ+(Нп-Сп)+(Ни-Си)+ЧН+ЧП+ПОК, где ЧН- др. чистые налоги на пр-во, ЧП – чистая прибыль, ПОК – потребл. Основ-го капитала.

3) Метод конечного использ-я ВВП опред-ся как сумма компонентов отраж-х использ-е созданного в эк-ке конечного продукта. ВВПки=КП+ВНок+∆ Зос+ЧПЦ+(Э-И), где ВНок- валовое накопление основного капитала, КП – расх. на конеч потребл., ∆ Зос – прирост запасов матер-х оборотных средств., ЧПЦ – чистое приобретение ценности. Отражает приобретения за вычетом выбытия предметов, которые приобретаются не для произв-х или потребит-х целей, а для увелич-я стоимости или ее сохран-я (драгоценные металлы и камни, ювелирн. Изделия). Э – экспорт; И – импорт. (Э-И) – торговое сальдо или чистый экспорт.

 


 

42. Формир-е стр-ры эк-ки Стр-ра эк-ки отраж-ся соотнош-ем отраслей, регионов, а также отдельн. Товаров в общем объеме пр-ва. Она измер-ся удельными весами отдельных пок-лей (доли). Формиров. стр-ры эк-ки явл. одним из важнейших этапов ПиП ее развития. При этом необход. Учит. Ф-ры, кот. Влияют на стр-ру и определ. Ее эффективн. На отраслев. Стр-ру эк-ки влияние оказ.: 1) стр-ра потребителей общ-ва; 2) темпы эк-ного развития; 3) наличие естеств. Прир. Рес-ов; 4) развитие интеграц-х процессов; 5) хар-р и темпы НТП. На региональн. Стр-ру оказ. Влияние: 1) распредел-е платежноспособного спроса по террит. Страны; 2) размещ-е прир. Рес-ов на террит. Страны; 3) размещ-е труд. Рес-ов и миграция насел-я; 4) историч. И географич. Аспекты развития. Стоимостная стр-ра формир-ся под влиян. Как отраслевых и территор. Изменений. Так и ихмен-ий в технологии способов добычи и исп-я прир. Рес-ов, методов ор-ции пр-ва и труда и т. д. Стр-ра эк-ки явл. эффективн. В том случае, когда она позвол-т максим-но удовлетворять спрос насел-я и предпр-ий, производимой прд-ции и обеспечить рацион-е исп-е имеющихся рес-ов При формир-и стр-ры эк-ки исп-ся статистич. И динамич. Модели межотраслевого баланса 43. Критерии и пок-ли эффективн-и пр-ва. Методы их прогнозир-я и планир-я Согласно эк-ой теории, эффект-сть пр-ва отраж. Соотнош-е его рез-та и затрат. На всех ур-нях управл-е эк-кой эффективность оценивается с пом. Различн. Критериев. Критерий эффект-ти – это осн-ой ее колич-ный измеритель, кот. Отраж. Как цель функционир-я эк-ки, так и небходим. Для этого рес-сы. Важнейш. Пок-лями эффективн-и общественного пр-ва, хар-ими кач-во эконом. роста, явл. ВВП на душу насел-я. Производ-сть общественного труда: ПТ=ВВП(НД)/Ч'р. Частыми пок-лями. хар-зующими эффективность исп-я отдельн. Рес-ов, явл. материалоемкость ВВП. Энергоемкость ВВП, фондоотдача, фондоемкость и др. Пок-ли эффективн-и прогнозир-я с исполн-ем методов экспертных оценок, методов экстраполяции, многофакт-ых моделей, методов оптимизации. 48. Параметрические методы прогнозир-я цен.   В зависимости от уровня управления эк-ко сис-мы использ-ся различные подходы к прогн-ю и план-ю цен.В частности на микроуровне произв-ся прогнозир-я, расчеты изменения цен по отраслям экономики по опред-м предпр-ям, а также на определенные виды прод-ции. Параметрические методы и модели прогн-я цен. Основу данных методов сот-ет количеств-е зависимости м/у ценами и основ-ми потребительскими св-ми прод-ции. При это рассматривается однородная продукция в пределах параметрического ряда. Парамет-й ряд – это группа прод-ции которая однородна по конструкции и потреб-м свойствам, а т.же имеет схожую технологию изготовления и сферу применения. Наиболее распрастранеными параметрами явл-ся: 1) метод удельной цены. 2) балловый метод. 3) м-д структур-й аналогии. 4) агрегатный метод. 5) кореляц-о-регрес-й метод.   44(45). Сущность и виды цены, ценовая политика. Особенности реализации ценовой политики. Цена – это денежное выражение стоим-ти товара, котор. На практике отклоняется от стоимости. В современных условиях цена складыв-ся под влиянием рынка и гос-ва. Основными формами определяем-ми цены явл-ся 1) издержки пр-ва и обрашения. 2) соотношение спроса и предложений. 3) уровень конкур-ции. 4) качество и полезность товара. 5) внешнеэкономические фак-ры 6) состояние денежного обращения. Госуд-е регулирование. Гос. регулир-е цен сводится к воздействию гос-ва на цены путем: а) принятие и реализация антимонопольных законодательств. б) проведение расгосударствление и противотизаций. в) стимулирование развития предпринимательства. г) проведение налоговой и денежнокредитной политики. д) прямого фиксирования и регулирования цен. В целом выделяют 2 группы методов регулирования цен: 1) косвенный, посредством которых органы гос. правления воздействуют не на прямую на цены, а на факторы которые воздействуют на изменение цен. 2) прямые, которые воздействуют непосредственно на цены(ценовой пол, ценовой потолок, коридор). 49(50). Инфляция, ее виды и измерение. Особенности развития инфляционных процессов на современном этапе. Инф-ция предст-т собой обесценивание бумажных денег т.е. переполнение сферы обращения деньгами, необеспеченными товарами и услуг. Она возник-т в рез-те дисбаланса спроса и предложения, а т.же нарушения других пропорций в национ-й эк-ке. Сущ-т разные виды инф-ции: 1) По темпам роста выдел-т: умеренную инф-ю до 10%, галопирующую от10%- до 200%, гипер и супперинфляцию от 200% и выше. 2) По формам проявлений инф-ции: открытая и скрытая. 3) По темпам роста цен на отдел-е товары: сбалансированная и несбалансированная. 4)По возможности предсказания выдел-т: ожидаемую и неожидаемую. 5) По источникам возникновения: инф-ция спроса и инф-я предлож-я. Важнейшими особ-ми инф-ции РБ явл-ся: 1)Замедление темпов инф-ции. 2) Высокий уровень монополизации эк-ки. 3) Дифицит бюджета. 4) Технологическая отсталость по сравнению с экономически развитыми странами. 5) Высокая зависимость от цен на импортные рес-сы.     46. Методы регулирования цен: прямой, косвенный Цена – это денежное выражение стоим-ти товара, котор. На практике отклоняется от стоимости. В современных условиях цена складыв-ся под влиянием рынка и гос-ва. Основными формами определяем-ми цены явл-ся 1) издержки пр-ва и обрашения. 2) соотношение спроса и предложений. 3) уровень конкур-ции. 4) качество и полезность товара. 5) внешнеэкономические фак-ры 6) состояние денежного обращения. Госуд-е регулирование. Гос. регулир-е цен сводится к воздействию гос-ва на цены путем: а) принятие и реализация антимонопольных законодательств. б) проведение расгосударствление и противотизаций. в) стимулирование развития предпринимательства. г) проведение налоговой и денежнокредитной политики. д) прямого фиксирования и регулирования цен. В целом выделяют 2 группы методов регулирования цен: 1) косвенный, посредством которых органы гос. правления воздействуют не на прямую на цены, а на факторы которые воздействуют на изменение цен. 2) прямые, которые воздействуют непосредственно на цены(ценовой пол, ценовой потолок, коридор).   47. Система методов прогнозирования цен. В зависимости от уровня управления эк-ко сис-мы использ-ся различные подходы к прогн-ю и план-ю цен.В частности на микроуровне произв-ся прогнозир-я, расчеты изменения цен по отраслям экономики по опред-м предпр-ям, а также на определенные виды прод-ции. На макроуровне расчит-ся сводные индексы потребл-х цен, ндексы-дефляторы ВВП, индексы цен произ-лей продукции и услуг. Если на микроуровне расчит-ся, как обсолютные значения цен на отдельные товары, так и индексы их изменения, то на микроуровне расчит-ся индексы цен. Среди основных методов прогноз-я цен м/о выделить 1) метод экспортных оценок. Он примен-ся при анализе и прогнозир-и национ-х и мировых товарах рынка, при формировании однородных групп прод-ции и выборе базовых образцов для использования др. методов пргноз-я цен, при определении свойств изделий которые в наиб-й степени влияют на цены. 2) Параметрические методы и модели прогн-я цен. Основу данных методов сот-ет количеств-е зависимости м/у ценами и основ-ми потребительскими св-ми прод-ции. При это рассматривается однородная продукция в пределах параметрического ряда. Парамет-й ряд – это группа прод-ции которая однородна по конструкции и потреб-м свойствам, а т.же имеет схожую технологию изготовления и сферу применения. Наиболее распрастранеными параметрами явл-ся: 1) метод удельной цены. 2) баллвый метод. 3) м-д структур-й аналогии. 4) агрегатный метод. 5) кореляц-о-регрес-й метод. 3) Метод определения цен на основе издержек пр-ва. 4) Индексный метод, кот-й позволяет определить цену на товар, на основе известной структуры затрат на его пр-во, а т.же на основе инднксов цен на отдел-е виды затрат. Pt= Pб(dм*Рмt/Pмб+dт*Ртt/Ртб+dn), Рt – прогнозная цена на товар, Рб – цена на данный товар в базовом пер-де, dм, dт, dn – соотв-я доля матер-х затрат, затрат на трудовые рес-сы, а т.же прочих элементов цены в цене данного изделия в базовом периоде, Pмt/Рмб – индекс цен на матер-е рес-сы, Ртt/Ртб – индекс изменения расходов на оплату труда с отчислением. 5) Статистическая теория игр. Позволяет обосновывать оптимальное решение по ценам в конкурент-х ситуациях. 6 ) Модели прогноз-я индексов цен. Индекс цен – это показатель хор-щий изменение цен за смежные периоды. Для прогнозир-я индексов цен примен-ся след-е методы: а) динамическая модель рыночного ценообраз-я. Это комплекс-я макроэкономическая модель в кот-й увязыв-ся показ-ли предложений товара и спроса на товар. В эмитацион-м режиме путем изменения отдел-х параметров модели обеспечив-ся сбалансиров-ть развития эк-ки в части равенства спроса и предложения. б) регрессионная модельЭти модели позволяют прогн-ть индексы цен на основе построен-я кореляц-о регресс-х моделей путем включения в них факторов, котор-е оказ-т влияние на изменение индексов цен Ip=f(x1, х2, …хn) в) модель межотраслевого баланса. На основе данной модели м/б рассчитаны прогнозные индексы цен на продукцию опред-х отраслей при экзогенно заданном индексе цен на прод-ю какой-либо одной отрасли. Строится сис-ма из n-1 уравнений след-го вида. ∑ XijPi+ДCj*Pj=Xj*Pj, где Xij – промеж-ное потребление прод-ции в j – ой отрасли, ДCj –добавл-я стоим-ть j- ой отрасли, Xj – стоим-ть или объем валовой прод-ции j – ой отрасли, Рi, Рj – индексы цен на прод-ю соотв –й i- ой и j- ой отр-ли.  

 

51. Особенности и методы прогноз-я инф-ции. Прогноз-е инф-ции осущ-ся на основе прогноз-я индекса цен. По-этому при прогноз-ии уровня инф-ции м/т испол-ся теже м-ды что и при прогназир-ии индексов цен. Кроме индексов цен колич-но инфляции может быть выражено с пом таких показ-ей, как темп инф-ции и индекс инф-ции Ти=Ipпр-Ipб/Ipб, где Ipпр-индекс цен в прогноз периоде, Ipб--//- в базовом пер-де. Индекс инфляции Iu= Ip*Kcu; Kcu=Ig/Iто, где Кси- коэф-т скрытой инфляции, Ig-индекс денеж-го дохода населения, Iто-индекс товарооборота. Уровень инф-ии можно так же прогнозировать на основе ур-я денежного обращения(ур-е Фишера).MV=P*Q, где M-объем денежной массы наход-ся в обращении, P-уровень цен, V-скорость обращения денег, Q-объем предложения товаров и услуг.Im*Iv=Ip*Iq; Ip= Im*Iv/Iq. Учитывая что инф-я возник под влиянием мн-ва факторов, часто для ее прогнозир-я примен-я многофак-е модели в котор в кач-ве ор-ров выступает: 1)изменение ор-ции национ валюты. 2) объем денежной массы. 3) изменение ставки рефинансир-я НБ. 4)изменение цен на топливно-энерг рес-сы. 5) изменение доходов населения и др.так же в мировой практике для прогнозир-я инф-ии примен-ся метод расчета ее ур-ня на основе дефлятора ВВП. На первом этапе на основе данных об инф-ции в предместв-м периоде выдел-ся важнейшие ф-ры влияющие на ее вииличину: 1) изменение денежных доход насел. 2) измен субсидий. 3) измен экспорт и импорт цен. 4) измен ставок по кредитам и депозитам. На втором этапе определ-я прогноз-я величина каждого фактора и ее изменение по сравнению с базовым периодом. На третьем этапе данные в обсолютном вырожен-и по соответс-му фактору за базовый период делятся на ВВП, а затем умножают-ся на % -ое изменение фактора прогнозном периоде по сравнению с базами ∆ Рэ=Эб/ВВПб*∆ Цэ На четвертом этапе рез-ты расчетов по каж-му ф-ру суммируется и исходя из уровня инф-ции в предшест-м пер-де расчит-ся инф-ция в прогнозир-м пер-де.   52. Особенности и направления управления инф-ными процессами на гос. уровне. В рыночной экономике полностью избавиться от инф0ции невозможно, однако м/о ее сделать умеренной и управляемой. Выдел-т 2 осн-е группы мер, направленных на борьбу с инф-ей: стратегические и тактические. Статег-е мероприятия. Направлены на решение долгосроч-х задач, связ-х с исключением самих причин инф-ции. К стратег-й инф-ции относ: 1)гашение инф-х ожиданий 2) введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы и сокращения бюджетного дифицита. 3)проведение сбалансир-ой внешнеэкономич-ой политики. 4) расширение и модерниз-я экспортного пр-ва. Тактические мероприятия. а) госуд-е займы. б) приватизация жилья. в) выпуск и продажа гос. цен-х бумаг. г) снижение налогов и %-х ставок по кредитам. В целом антиинф-я политика гос. включ-т три осн-х направления: 1)политику воздействия на рынок. 2) политику доходов. 3) политику ориентированную на предложение.   53. Сущность и общая характеристика гос. финансов и фин-х отношений Финансы - это совокупность объективных денежных отношений, возник-х в процессе движения стоимости. Гос. финансы – это экономич. отношения протекающие в денеж-ой форме и связанные с распределением части ВВП в рез-те чего образ-ся финанс. ресурсы акумунированые в централиз-х и децентр-х фондах с целью их использ-я в интересах гос-ва предприятий и граждан. В процессе движения денежных средств осущ-ся экон. операции м/у субък-ми эконом. отношений. Данные операции в больш-ве случ. предст-т собой обмен тов. И услуг на финанс-е активы(продажа за деньги) или одних финанс-хактивов на др. финанс. активы (продажа ценных бумаг за деньги). При анализе финанс. отношений совокупность эк. операций период времени рассм-ся как поток. Применяется т.же термин запас (ресурс), отражающий остаточную величину какого-либо финанс.актива на опред-й момент времени. при оценке потоков выдел-т 2 их вида 1 финанс. 2 нефинанс. (реальные) Управл.фин-ми требует реализ-и ф-ций планиров-я и прогнозир-я, для чего им-ся методы экспертных оценок, экстроплляций, моделирований; Шир.распростр. при П и П финансов получили балансовые методы. Разраб-е финанс планы в РБ предст-т собой комплекс мероприятий направл-ых на достиж-е основных макроэконом. целей Главными задачами при сост-и финанс-х бланок явл-ся: 1 Обеспечение потребностей эк-ки финанс-х ресурсов 2 Ликвидация неравновесия м/у совокупл-м внутр-м спросом и совок-м предложением 3 Обеспечение сбалонсир-ти гос.бюджета Финанс. планы предполаг.провед-е расчетов в рамках 2-х основных этапах: 1 разраб-ся базисная программа, котор.основана на том что экономика страны в прогнозном периоде б/т развиваться аналогично как в отчетном периоде. 2 рассш-ся возможные изменения с учетом возможных внешних воздействий, в рез-те составл-ся нормативная программа. В рез-те сопаставл-ся обоснов-ся мероприятия направленные на повышение эф-ти испол-я фин.рес. и делается заключение по реальности достижения поставленных целей 53. Характеристика финансов, методы их прогнозирования и планирования Финансы, возникая на основе денег, которые являются материаль­ным содержанием финансов, выражают особую систему экономических отношений. Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы участников производства и происходит распределение и использование этих доходов. Процесс воспроизводства и на макро-, и на микроуровнях прохо­дит последовательно четыре фазы: производство, распределение, об­мен и потребление, ведущая роль при этом принадлежит производст­ву. Однако и все последующие стадии оказывают воздействие на про­изводство, способствуя либо препятствуя его развитию. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости созданного продукта. Поэтому основным признаком финансов как экономической категории является их рас­пределительный характер. Финансы - совокупность объективных денежных отношений, возникающих в процессе движения стоимости. Государство в соответствии с экономическими законами придает им различные формы для прямого перераспределения национального дохода в целях наиболее эффективного хозяйствования. На государственном уровне финансы - это экономические отно­шения, протекающие в денежной форме и связанные с распределени­ем части ВВП и национального дохода, в результате чего образуются финансовые ресурсы, аккумулированные в централизованных и де­централизованных фондах с целью их использования в интересах го­сударства, предприятий и граждан. В процессе движения денежных средств осуществляются эконо­мические операции между субъектами экономических отношений. Совокупность экономических операций за некоторый период времени рассматривается как поток. Выделяют нефинансовые (реальные) и финансовые потоки. Применяется также термин запас (ресурс), отра­жающий остаточную величину какого-либо показателя на данный мо­мент времени. Рынок финансовых ресурсов выполняет множество различных функций, в том числе две основные: 1) перемещает финансовые ресурсы из одной отрасли в другую, обеспечивая тем самым структурные пропорции и балансы; 2) перемещает финансовые ресурсы к более эффективным сферам их применения. Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состояние эко­номики и одновременно являются источником ее развития. Различают централизованные (формируются на уровне государства) и децентра­лизованные финансовые ресурсы (образуются у предприятий, органи­заций, населения). Управление государственными финансами охватывает деятель­ность, связанную с проведением финансовой политики государства, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и социальной политики, разработкой финансового законодательства. Сюда же отно­сятся составление и исполнение бюджета, сбор налогов, выпуск зай­мов, управление государственным долгом. Центральным элементом управления финансами выступает пла­нирование, под которым понимается обоснование показателей, прие­мов и инструментов их достижения. Задачи финансового планирования определяются финансовой по­литикой либо вытекают из нее. Обычными параметрами, закладывае­мыми в финансовые планы, являются размеры доходов и расходов, изыскание дополнительных резервов роста доходов и экономии в рас-ходах, установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными денеж-ными фондами. Разрабатываемые финансовые планы-прогнозы (программы) представляют собой комплекс мероприятий, направленных на дости­жение заданных макроэкономических целей. Формирование финансового плана включает расчет итоговых по­казателей на конец периода по основным секторам экономики. На первом этапе разрабатывается так называемая базисная программа, которая в целом основывается на допущении, что экономическая по­литика страны не будет подвергаться изменениям по сравнению с не­давним прошлым. На втором этапе рассматриваются изменения с уче­том специфики того или иного периода в плане проведения политики государством. Эта процедура является базой подготовки нормативной программы. Нормативная программа должна быть основана на ис­пользовании определенного комплекса мероприятий, разработанных для достижения требуемых целей.   54. Содержание сводного баланса фин-х рес-сов, методика его разработки. Для осуществ-я гос-вом функций в обл. управл. эк-ой необходимо наличие информ-й о финанс-х потоках в процессе которых формир-ся финанс-е рес-сы. Такую информацию дает сводный баланс фин-х рес-сов. Он представл-т собой инструмент состава позвл-е определить оптимальные пропорции в распространении фин-х рес-сов и достичь сбалансир-ти фин-х рес-сов затратами. Сводный баоланс включ-т в себя: 1) баланс денежных доходов и расходов населения 2) гос-й фин-ый баланс страны. 3) денежно-кредитный баланс. 4) платежный баланс. 5) фин-й баланс нефинан-го сектора эк-ки (предп-я произ-лей прод-ции и услуг). Сущ-т схема балансов. По строкам отраж-ся исполнение рес-сов, а по столбцам сами рес-сы и их источники. На пересечении отдельных строк и столбцов отраж-ся информац-е блоки, которые фиксир-т передачу денежных средств из составленных источников в отдельные сектора эк-ки. При прогноз-ии сводного баланса фин-х рес-сов отдельные денежные потоки расчит-ся с использ-ем различ-х методов (нормативного, балансового, эксперемент-х оценок, моделирования.). В рез-те таких расчетов составл-ся предвар-й баланс, который затем коректир-ся для обеспечения сбалансиров-ти м/у отдельными блоками и равенства источников и направлении использ-я средств.   55. Гос-й бюджет, его прогноз-е и план-е. Центральное место в сис-ме гос-х финан-х балансов заним-т гос. бюджет. Он ежегодно утверждается в виде закона и предст-т собой сис-му эк-ких отношений о планомерному формированию и использ-ю централиз-го фонда денежного гос-ва. Гос. бюджет сос-т из централиз-го бюджета и месных бюдж-ов, которые включ-т бюдж-ты областей, р-нов, городов, паселков. Концепция гос. баланса предпологает чтобы сумма всех гос-х расходов соответсв-ла доходов. Однако на практике расход привышает доход и следуед образов-я дифицита бюджета. Источник покрытия дифицита бюджета явл-ся внутренние и внешние займы. К внутренним источ-м относ-ся займы НБ, коммерческих банков, небанковского сектора. Внешнее источники включ-т займы, междунар-й кредит у иностран-х правительств и заруб-х банков. При прогноз-ии и план-ии доходов гос. бюджет исп-ся норматив. Метод, балансовый, междуэксперт-х оценок. Основу доходов гос. бюджета сост-т налог поступл., прогноз-е размеры которые определ-ся путем умножения соотв-х налоговых ставок на налогооблаг-е базы. Неналоговые доходы прогноз-ся на основе информации различных организаций с использ-ем экспертных методов и моделирования. В отличии от доходов при прог-нии гос-х расходов преоблад-т методы экспертных оценок, подкрепляемые проведением прямых экономич-х обоснований. Для планирования сумм раходов использ-ся заявки отдельных ведомств по необх-м объемам финансирования и их деят-ти   56. Прогнозир-е платежного баланса и валютного курса. Платежный баланс хар-т эконом-е связи гос-ва с внешним миром. В нем фиксир-ся данные о внешних экономич-х операциях страны с другими гос-ми в определ-й период времени. Он отражает операции по импорту, экспорту, полученым займам от иностранных партнеров, представленных им кредитам, инвестициям, иностранным трансфертам и платежам правительствам. Данный баланс состоит из двух счетов: 1)счет текущих внешнеэк-х операций. Отражает операции м/у резедентами и нерезедентами, связанные с реализ-й товаров и услуг, а т.же осущ-ем трансфертов. 2) счет состояния капитала(капитальный и финансовый счет) отражает рез-ты чистых активов резедента страны по рез-там осуществ-ия операций, связанных с предоставлением или получением долгосрочных займов, а т.же сдвижением капитальных вложений. Схема платежного баланса. Текущий счет. а) торгов-й баланс: -экспорт, -импорт. б) услуги: - полученые, - оказанные. в) доход, сальдо. г) текущие транферты, сальдо. Капитал -й фин-й счет. а) капитал-й счет. б) фин-й счет: - прямые инвестиции, - другие инвестиции. в) общий баланс. г) финансирование: - чистые резервные активы, - исключ-е финансир-е Импорт в любую страну создает предлож-е валюты этой страны на валют-м рынке, а экспорт приводит к спросу на ее валюту. В рез-те формир-сь валютные курсы денежных едениц отдел-х госуд-ств, котор определ-ся спросом и предложением валют. Валютный курс – это цена денежной еденицыодной страны выраж-е в денеж-ой ед-ах других стран. Для прогноз-ия валютного курса использ-ся многофак-е экономико-математ-е модели: видовые Y=f(x1, х2…хn). В кач-ве факторов х1, х2…хn выступ-т экспорт товаров из данной страны, импорт товаров в данную страну. Влияют финансовые аспекты: ставка финансир-я ЦБ, объем золотовалют. Резервов и др. На гос. уровне процесс формирования валютного курса м/о разделить на 2 этапа: 1) Определение валют курса котор. Отражает реальную стоимость национальной валюты. 2)формирование рыночного валютного курса, который отражает цену нац-ой валюты образ-ся под воздействием рыеночного спроса и предложения данной валюты.   57. Трудовые рес-сы, их состав, ПиП При анализе занятости населения и трудовых рес-сов выдел-т 2 группы населения. 1)экономически активное население. 2)экономич-ки неактивное население. К экономич-ки активному населению относ-ся часть населения, представл-я свой труд для пр-ва товаров и услуг. Оно включает занятое население, безработных а т.же женщин в декрете. К эконом-ки неактив-му населению в трудоспособном возрасте относ-ся студенты и учащ-ся (с отрывом от пр-ва), лица занятые ведением домашнего хоз-ва, уходом за детьми старше 3-х лет, уходом за больными родственниками и военнослужащие. Труд-е рес-сы – это часть населения, которая в силу совокупности физических способностей специальных знаний и опыта м/т учавствовать в создании матер-х благ и услуг. В состав труд-х рес-сов включ: 1) трудоспособ-е население в трудоспособ-м возрасте. 2) работающие подростки до 16 лет. 3) работающие пенсионеры по возрасту. В зависимости от отношений к трудовой деят-ти выдел-ся в составе труд-х рес-сов след-е категории: 1) занятые в общественном пр-ве. 2) занятые индивид-ой трудовой деят-тью 3) наход-ся на учебе с отрывом от произ-ва. 4) занятые домашним и личным подсобным хоз-вом. 5)военнослужащие. Трудовые рес-сы имеют колич-е и кач-е хор-ки. К колич-м относятся показатели численности и состава (по возрасту, полу, общественным группам.) К кач-м показ-м – показатели образцового уровня, профессионально квалификац-й структуры и т.д.  

 

58-59.Проблема занятости и безработицы. Государственное регулирование занятости в Республике Беларусь Важнейшей пробл в эк-ке любой страны явл пробл занятости и безработицы.По методологии мин-ва стат-ки и анализа к занятым в экон-ке отн-ся лица, работающие в учрежд и орг-ях всех форм собств, занятых предприн деят.По методологии междунар орг труда к занятым относ лица в возрасте 16 лет и старше, а также лица младшего возраста, кот в рассматр период: 1.выполняли работу по найму за вознагр или обеспечивали себя работой самостоят-но, а также выполняли др. и приносящую доход работу, независимо от сроков получения оплаты за работу. 2.временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, ежегодных осн. и доп. отпусков, выход. дн, отгулов, отпусков по беременности, родам и уходом за ребенком, командировок, учебн. отпуск. 3.выполняли работы без оплаты на семейн. предпр. В соотв. с закон-вом РБ безработные – трудоспособные граждане в трудоспообном возрасте, пост. прожив. на тер. страны, не занимающиеся предпринимат. деят-тью, не имеющ. работы, не обуч. в дневн. уч. завед-х, не проход. воен. службу и зарегестрир. в гос. службе зантости. Среди проблем, связан. с занятостью и безработицей в РБ выдел.: 1. невысок. прирост труд. рес-сов; 2. неравномерн. распред. труд. рес-сов по тер. страны; 3. экономич. и демогр.несбалансированность миграц потока сельскогонасел 4 уменьшение числ-ти занятых в отрасляхматер пр-ва 5. повыш спроса на квалификац раб силу и вытекающие отсюда проблемы, диспропорции спроса и предложения на рынке труд рес-ов. Для оценки и прогн-ия уровня занятости и безработицы рассчит-ся соотв коэф-ты: 1. коэф-ты занятости а)всего населения Кзн=Чз/Чн, где Чз-числ-ть всех занятых, Чн-числ-ть всего насел б)населения трудоспособного возраста Кз=Чзтв/ЧнТВ в)трудоспособн насел в труд возрасте Кзтвтзтвтнтвт г)трудовых рес-ов Кзтрзтрнтр   Коэф безраб определ путем деления числ насел на числ труд рес-в либо числ экономически активного населения. 68.Прогнозирование и планирование покупательных фондов и товарных ресурсов. Прогнозир-ие розничн товарооборота, предполагает опр-ие с одной стороны покупат фондов, а с другой-товарн рес-ов Покупат фонды хар-т совокупн спрос насел-я на товары нар потребл. Они предст собой сумму ден д-дов насел-я, кот расходуются на покупку товаров. ПФ=ДД-НР+(-)∆ С, где ПФ-покуп фонды, ДД-ден д-ды, НР-сумма нетоварн р-дов, ∆ С-изм-ие сбережений населения в банках, изм-ие валютн сбережений или продажа ценных бумаг. Рассчитанный т.о. покупат фонд опр-т необходимый Vпродажи товаров насел-я в ден выраж-ии.К этой вел-не прибавляется оборот по продаже отд товаров орг-м и в рез-те получ-ся вел-на необх-го Vтоварооборота.Для увязки сов спроса на товары нар потребл с V предложения товаров опр-ся вел-на тов рес-ов.Тов рес-сы включ-т в себя все товары нар потребл, кот могут быть реализованы в теч-ии опр пер-да.Ист-ми тов рес-ов явл: 1.прод-ия легкой, пищ пром-ти; 2.частично машиностроение и др отраслей пром-ти; 3.прод-ия с/х; 4.поступление товаров по импорту. Общая потр-ть товара сопоставляется с возможным V пр-ва и реализации для чего по отд товарам сост-ся баланся предметов нар потребления.  
Ресурсы Распределение
1.Производство 2.Импорт 3.Прочие поступления 4.Запасы на начало периода 1.Рыночный фонд 2.Внерыносный фонд: а)промышл перераб-ка; б)промышл потребление; в)потребление гос орг-й; г)прочее потребл. 3.Экспорт 4.Пополнение гос резервов 5.Запасы на конец периода
Итого Итого

 

60.Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов Трудовые рес-сы-это часть насел, кот в силу совок физич СП-ей, спец знаний и опыта, может учавств в созд мат благ или услуг.Прогн труд рес-ов явл составн частью процесса разраб демограф прогн. Демогр прогн служат решению след задач: 1.определ перспективн числ насел и ее полувозрастн стр-ры 2. определ числ насел трудоспособн возраста 3.разраб концепций демогр разв согласов с концепц соц эк-ки и научно-технич развит 4.оценки перспектив решения возникн демогр пробл 5.определ перспект числ труд рес и их стр-ры 6.определ числ занятых по отр и сферам эк-ки. Для прогн общ числ насел, а также числ насел по полу и по возрасту на ряду с методом экстропол примен метод передвижки возрастов, а также метод основ на естеств и механич движении насел.   56. Проблемы и меры по обеспечению сбалансированности спроса и предложения. Сопоставление сов спроса с товарн рес-ами в целом по всей тов массе не позволяет опр-ть степень удовлетворения спроса на отд товары и тов группы.В рез-те возможно возникновение диспропорций в соотношении спроса и предложения по ассортименту и кач-ву товара.Поэтому на гос уровне проводится фомирование стр-ры товарооборота на основе обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Данная работа производится в соответствии со след этапами: 1.опр-ся стр-ра товарооборота на основе прогнозов спроса; 2.производится корректировка V пр-ва отд товаров с учетом прогнозной стр-ры товарооборота; 3.производится сопоставление V предложения и V спроса, как в целом, так и по отд товарн группам; 4.окончательно корректир-ся стр-ра товарооборота с учетом возможного изм-ия стр-ры спроса, а также с учетом экспорта и импорта.   60. Методы прогнозирования и планирования динамики и численности трудовых ресурсов   Для прогн общ числ насел, а также числ насел по полу и по возрасту на ряду с методом экстропол примен метод передвижки возрастов, а также метод основ на естеств и механич движении насел.При примен м-да передв возрастов в нач фиксируется на определ момент времени возрастн стр-ра насел.Далее фактич числ насел кажд возрастн группы умножается на соотв коэффициент дожития, в рез-те чего получ прогн числ насел возрастной группы на год старший исходной группы ч-з 1 год: Чt+1п+1tпп В отличие от коэф дожития, коэф передвижки отражают не только естеств процессы связ с рожд и смертностью, но и механич движ населения.Метод основан на оценке естеств и механич движ насел, а также числ насел по агрегир группам.Рассчит общ числ насел за базовый период, также исп данные по прогн коэф рождаемости, смертности, а также коэф прибытия и убытия. Коэф рождаемости: Кр=Р/Чс*1000, ‰ Коэф смертности Кс=У/Чс*1000, ‰ Коэф естеств прироста Кепрс=((Р-У)/Чс)*1000 Коэф механич прироста Кмппруб К=Кепмп Чtб*(1+К/1000) Для прогн числ труд рес-ов необходимо первонач определ числ насел наход в трудоспособном возрасте.Для этого исп метод передвижки возрастов, а также метод экспертных оценок, затем исходя из сложившейся тенденции, а также потребности экономики в трудовых рес-ах, определ возможная числ работающих лиц в возрасте старше и младше трудоспособного.Для определ общ прогн числ труд рес-ов производится корректировка ее величины с учетом численности инвалидов 1 и 2 групп.   70. Инновации и инновационная политика. Сущность инновационной деятельности.   НТП- непрерывный процесс приобретения и ракопления научн знаний об окруж мире и на их основе совершенствование дейстсвующих, создание и внедрение новых прогрессивн ср-в и предметов труда, технологичн пр-сов и форм орг-ии пр-ва. НТП-сов-ть НТ кадров, мат, фин, информац и др рес-ов необходимых для создания и реализ-ии НТП в эк-ке Инновац политика-сов-ть принципов и мероприятий, направленных на активизацию инновац деят-ти, обеспечивающих создание благоприятного инновац климата в стране и объединяющую для этого науку, технику, пр-во, потребление, фин с-му, образование. Инновац политика базируется на след принципах: 1.признание модели инновац развития эк-ки страны в кач-ве приоритета; 2.создание гос-вом экономико-правовых условий, обеспечивающих превращение инноваций в важнейш ф-р экономич роста; 3.max исп-ие рын мех-мов активизации инновац деят-ти; 4.эф-ое развитие и использ-ие собств НТП; 5.оптим сочетание интересов разработчиков, производителей прод-ии и инвестора.   61. Сводный баланс трудовых ресурсов, его содержание и методика разработки При прогн числ труд рес-ов необходимо производить увязку по тр-ти в труд рес-ах с общим их наличием.Для этого исп балансовый метод, кот предполаг разраб системы прогн бал-ов: -сводный баланс труд рес-ов по стране в целом и по отдельн регионам; -балансы дополнит потребн в раб силе и источников ее обеспечения; -балансы подгот специалистов и их исп-ия Сводный баланс тр рес-в состоит из 2 осн разделов.В первом отраж состав наличн труд рес-ов, а во 2 распредел труд рес-ов по видам занятости, сферам и отраслям экономики, формам собственности
Показатели
1.Трудовые рес-сы, всего в том числе: а)трудоспособное насел в трудоспособном возрасте б)работающие лица старше трудоспособного возраста в)подростки до 16 лет занятые в экономике 2.Распределение тр рес-в а)по видам и деятельности -учащиеся 16 лет и старше, обучающиеся с отрывом от пр-ва -занятые в обществ пр-ве -занятые в домашн хоз-ве б)по формам собст-ти -гос предпр -акционерн общ-ва -колхозы -кооперативы -предпр др форм собственности -занятые в сфере частного предприн-ва в)по сферам и отраслям эк-ки 1.отрасли мат пр-ва (пром-ть, сх и т.д.) 2.отрасли непроизв сферы (образование, здравоохранение, культура и т.д.) Численность безработных Уровень безработицы

Отдельн показат в сводном балансе труд рес-ов рассчит различными методами (в частности числ занятых по отд направл и определ исходя из числ занятых в базовом периоде, а также из прогнозируемых темпов роста, объема пр-ва и производит труда)

Чtзбз*Iп/Iпт

Чбз-численность занятых в базовом периоде.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.