Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.2. Биомедицинская этика






1. Принципы биоэтики, права и обязанности.

Принципы биомедицинской этики, ее правовые и философские основы. Клятва Гиппократа. Клятва российского врача. Международный Кодекс медицинской этики. Этический Кодекс российского врача. Этический Кодекс медицинской сестры России. Обязанности и права медицинских работников. Профессиональная компетентность. Гуманное отношение к пациенту. Уважение человеческого достоинства. «Не навреди!». Взаимоотношения «медицинский работник – пациент». Роль психического в формировании ятрогений.

Медицинские (врачебные) ошибки. Виды и источники ошибок и меры их предупреждения. Халатность медицинского работника и неблагоприятный исход. Причины увеличения количества жалоб населения на халатное отношение врачей к своим обязанностям. Профессиональное преступление в сфере медицинской деятельности. Ответственность медицинских работников за причинение вреда здоровью граждан.

Права пациентов в документах Всемирной Медицинской Ассоциации (ВМА). Лиссабонская декларация о правах пациента. Декларация ВОЗ о политике в области обеспечения прав пациента в Европе. Конвекция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины. Права пациентов в России. Права граждан в области охраны здоровья. Право на качественную медицинскую помощь. Закон РФ «О медицинском страховании граждан». Оказание медицинской помощи без согласия граждан. Принцип конфиденциальности. Медицинская тайна, условия и возможности ее разглашения.

2. Этические и правовые проблемы.

Экспериментальная медицина: этические и правовые проблемы. Международные документы, регламентирующие проведение медико-биологических исследований с участием людей.

Этические проблемы аборта, контрацепции, стерилизации. Новые репродуктивные технологии. Законодательная база и правовая регламентация в РФ.

Эвтаназия как биоэтическая проблема. Документы ВМА, регламентирующие проведение эвтаназии. Отношение к эвтаназии в России, правовое и этическое регулирование. Виды смерти: клиническая и биологическая. Возможности и ограничения клинической реаниматологии. Различные критерии смерти. Этические проблемы, возникающие при диагностике смерти мозга.

Этико-правовые проблемы клинической трансплантологии и трансфузиологии. Международные этические документы, регламентирующие проведение трансплантологии органов и тканей. Правовая и этическая регуляция пересадки органов в России. Закон РФ «О трансплантации органов и тканей человека». Нейротрансплантация. Трансфузиология. Права, обязанности и ответственность доноров крови. Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов».

СПИД: этико-правовые проблемы. Этические проблемы, связанные с ВИЧ-инфекцией. ВИЧ-инфекция как безусловное показание к аборту. Обязательное и добровольное тестирование на ВИЧ. Меры по профилактике распространения ВИЧ. Документы ВМА о ВИЧ-инфекции. Закон РФ «О предупреждении распространения в России заболевания, вызываемого ВИЧ». Права и свободы ВИЧ-инфицированных. Испытание новых лекарственных средств.

Этико-правовые проблемы медицинской генетики и генной инженерии. Международные и российские документы, регламентирующие генетические исследования. Требования ВМА к методам генной инженерии. Клонирование. Возможные области применения клонирования. Причины негативного отношения к клонированию человека. Евгеника.

 

Тема 2.3. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность

1. Физиология и анатомия человека.

Терминология. Методы. Иерархическая организация живого человека: клетка, ткань, орган, система органов. Гомеостаз. Регуляторные системы организма: нервная, эндокринная, иммунная. Адаптация. Хронобиология. Десинхрозы. Стресс. Анатомия и физиология основных систем организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, органы пищеварения, мочеполовая система, органы размножения, опорно-двигательный аппарат, органы чувств, центральная и периферическая нервные системы, психофизиологические процессы.

2. Здоровье и болезнь. Эмоции, творчество, работоспособность.

Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования. Современные определения понятия «здоровье». Компоненты здоровья: биологическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье. Нормы здоровья. Причины низкого уровня здоровья населения. Роль школы и семьи в формировании здоровья. Взаимосвязь здоровья и болезни. Предболезнь, болезнь. Факторы, определяющие здоровье и болезнь. Общественное здоровье. Основные показатели общественного здоровья: показатель рождаемости, показатель смертности, показатель естественного прироста, показатель младенческой смертности, показатель перинатальной смертности, показатель детской смертности, показатель заболеваемости, показатель болезненности, показатель средней продолжительности предстоящей жизни. Критерии оценки индивидуального здоровья: самоконтроль, субъективные показатели (самочувствие, ночной сон, аппетит, наличие болезненных ощущений), объективные показатели здоровья (длина тела, масса тела), функциональные показатели деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Болезни цивилизации: ожирение, артериальная гипертензия, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, рак, аллергические заболевания. Особенности жизнедеятельности цивилизованного человека.

Психологические аспекты проблематики здоровья. Модель здоровой личности: ее структурные и динамические характеристики. Социальные представления о здоровье. Первичные валеоустановки как интегрирующие структуры психики. Валеологические уровни здоровья. Гуманистическая модель здоровой личности, ее характеристики. Гуманистические идеи Э. Эриксона и Э. Фромма. Представление о зрелой и здоровой личности в теории Г. Олпорта. Полноценно функционирующий человек, по К. Роджерсу. Психически здоровый индивидуум, по А. Маслоу. Характеристики самоактуализирующихся людей. «Психически здоровое общество», по А. Маслоу.

Эмоции. Виды эмоций. Приспособительный характер эмоций. Ориентировочный инстинкт эмоций. Эмоции и общественное сознание человека. Творчество. Работоспособность. Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества и работоспособности.

Экология и здоровье человека. Основные понятия и законы экологии человека: понятие об экосистемах, экология человека как аутоэкология особи, онтогенез, принципы и правила экологии. Глобальный экологический кризис: экологический кризис, деградация окружающей природной среды, причины экологического кризиса, антропогенный фактор, загрязнение окружающей среды. Варианты биологического действия загрязнителей окружающей среды: раздражающее действие, токсическое действие, аллергическое действие, иммунодепрессивное действие, тератогенное действие загрязнителей, эмбриотоксическое, мутагенное действие загрязнителей. Глобальные загрязнители объектов окружающей среды: пестициды, диоксины, нитраты и нитриты, винилхлорид, фтористые соединения, тяжелые металлы, свинец, кадмий, цинк, радионуклеиды. Атмосферный воздух: атмосферный воздух, антропогенные выбросы в атмосферу, окись углерода в воздухе, парниковый эффект, кислотные дожди, смог, озоновый экран Земли (главные факторы, разрушающие озоновый экран Земли); атмосферный воздух и здоровье, рекомендации для здоровья. Питьевая вода и здоровье: значение воды для человека, химическое загрязнение воды, биологическое загрязнение воды, основные правила предупреждения распространения инфекций водным путем, основные причины неэффективности технологии очистки воды методом хлорирования, возможные пути решения проблемы безвредности питьевой воды, рекомендации для здоровья. Экология жилых и общественных помещений: основные источники загрязнения воздушной среды помещений (вещества, поступающие в помещение с загрязненным воздухом; продукты деструкции полимерных материалов; антропотоксины; продукты бытовой деятельности), проблема очистки воздушной среды помещений, радиоактивность в доме, электромагнитные поля, шум в жилой среде, инфразвуки, ультразвуки, принципы снижения шума на жилой территории, вибрация в условиях жилища. Экология почвы. Экология продуктов питания: экологическая чистота продуктов питания, пищевые добавки, рекомендации по безопасности питания. Климат и здоровье: солнечная радиация, особенности воздействия холода на организм, изменения атмосферного давления. Эндоэкология. Основные законодательные и нормативно-правовые документы в области экологии в России.

3. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) и его составляющие.

Понятие «здоровый образ жизни». Образ жизни: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Здоровый образ жизни: мотивация здоровья и здорового образа жизни (самосохранение, подчинение этнокультурным требованиям, получение удовольствия от самосовершенствования, возможность для самосовершенствования, способность к маневрам, сексуальная реализация, достижение максимально возможной комфортности). Двигательная активность и здоровье: эволюционные предпосылки двигательной активности, гиподинамия, физическая культура, двигательные навыки, двигательные качества (сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость), эффекты физической тренировки, рекомендации по оптимальному использованию средств тренировки для основных систем, принципы физической тренировки, место физической культуры в жизнедеятельности человека, учет текущего состояния организма в организации оздоровительной физкультуры. Питание и здоровье: теории питания и роль питания в здоровье человека, болезни связанные с нарушением питания, теория адекватного питания, теория видового питания, первичные (экзогенные) болезни недостаточного или избыточного питания, белково-энергетическая недостаточность (БЭН), железодефицитные состояния и анемии, источники железа, профилактика железодефицит-

ных состояний, йоддефицитные состояния, ожирение, вторичные болезни недостатка и избытка питания (эндогенные), эволюционные предпосылки рационального питания, влияние на организм термически обработанной пищи, влияние на организм очищенных пищевых веществ, современные основы рационального питания, подсчет калорийности.

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Социально-психологические аспекты ЗОЖ. Годовая и суточная динамика физической и умственной работоспособности человека. Биоритмы человека. Психолого-педагогические аспекты ЗОЖ. Роль учителя в формировании здоровья учащихся. Учебный стресс. Уровень тревожности. Психофизиологическая регуляция и релаксация. Профилактика вредных привычек.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.