Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борьба с иррациональными идеями






Познавательный метод РЭТ в случае с Джоном Смитом состоял бы в том, чтобы помочь ему рассмотреть его иррациональные идеи. Сначала ему было бы предложено пересмотреть свои убеждения и перестать считать, что оценка «С» на экзамене по истории церкви говорит о его неспособности (чрезмерная требовательность к себе), о том, что обижаться надо только на себя (обличение обидчика) и что он не простит за эту оценку профессора Брауна (обличение обидчика). Затем ему предложили бы поговорить о том, справедлива ли хотя бы одна из его идей. Таким образом специалист по рационально - эмотивной терапии опроверг бы вместе с Джоном его иррациональные идеи, научил бы его отвергать эти идеи и дал бы ему задание на дом — учиться противостоять таким идеям, опираясь на здравый смысл, действия, образность и т.д., пока Джон не достигнет желаемого эффекта — не преодолеет свою депрессию.

Наряду с борьбой с иррациональным идеями, о которых говорит теория Эллиса, отдельным аспектом рационально - эмотивной терапии является не только теория опыта, идеи и последствия, но и борьба с иррациональными идеями.

Борьба с иррациональными идеями, по Эллису, помогает определить вопросы 2-й и 3-й стадий. Во 2-й стадии (обращение) пастор противостоит вредным убеждениям прихожанина. Прихожанин и пастор разрабатывают план, следуя которому, прихожанин в дальнейшем будет бороться со своими убеждениями, выполняя часть 3-й стадии.

Когда я думаю об иррациональных идеях как об идолах, я сравниваю Эллиса с Оуденом. Например, чрезмерная требовательность к себе Джона — «Идея, что ты обязан быть абсолютно компетентным в какой-то области, отвечать всем требованиям, достигать больших успехов» — хороший пример того, как такой подход может стать идолом. Ожидать от себя больших способностей похвально, ибо это дает стимул хорошо выполнять полученную работу, что в свою очередь подкрепляет позитивную самооценку. Но установка обязан при этом превращает такой подход в руководящее указание (идол). И, как идол, чрезмерная требовательность к себе убивает реальную самооценку, поскольку человек не может быть полностью компетентен ни в одной ситуации и всегда найдутся ситуации, в которых тот или иной человек вообще не компетентен.

Я использую РЭТ в первую очередь потому, что это эффективная современная психотерапевтическая система, которая хорошо исследована, широко применяется и главное внимание обращает на убеждения, приводящие людей к негативным чувствам и поведению (Ellis, 1977). Другие теории уделяют внимание иным аспектам: бессознательным конфликтам (психоанализ), блокированию роста (гуманитаризм), неадаптированному поведению (бихевиоризм), дисфункциональным системам (семейные системы), подавленности (радикальная теория), неверному ходу мыслей (другие познавательные теории) и физиологическим факторам (медицина). Каждая из этих систем оказалась кому-то полезной (Frank, 1974). Кроме того, Клайнбелл (1981) показал, что теория и практика каждой из этих систем может помочь в благовестии. Однако ни одна из этих теорий не обращает такого серьезного внимания на убеждения людей, как РЭТ. Поскольку обращение является основой для научения, проповеди и назиданий в области веры и этики, пастор должен понимать поведение человека, а для этого важно обращать внимание на убеждения.

Вторая причина, по которой я использую РЭТ, состоит в том, что ее без труда могут освоить миряне, студенты семинарий и даже служители, не являющиеся специалистами в этой области. Большинство перечисленных выше систем требует от пастора большой подготовки и предусматривает длительную работу с прихожанином. Кроме того, основные концепции РЭТ легко запоминаются и применяются на практике, что весьма ценно для неспециалистов.

Теперь, после краткого обзора метода Эллиса, мы можем поговорить о трех категориях богословской оценки — вине, беспокойстве и гневе, к которым применима теория РЭТ, и о десяти иррациональных идеях в свете богословского анализа Оудена. Каждая из рассматриваемых ниже категорий оценки — достаточно сложное понятие. Поэтому после каждой категории приводится упражнение, которое поможет вам лучше усвоить материал, прежде чем двигаться дальше.

ВИНА

Чувство вины возникает, когда мы преступаем ценности, важные в наших отношениях с самими собой, с окружающими и с Богом. Вина присуща всем, поскольку наши ограниченность, слабость и эгоизм постоянно заставляют нас делать то, чего мы не должны делать, и не завершать того, что следует завершать. Извращение ценностей пробуждает в нас чувство вины, которое мы можем осознавать, а можем и не осознавать. Эти переживания важны, ибо они дают нам направление, придерживаясь которого, мы сможем противостоять тому, что вредит нашему чувству самооценки, нашим отношениям с окружающими и с Богом. Чувство вины побуждает нас также вернуть то, что мы утратили, и искать путь к примирению, когда что-то не ладится. Таким образом, чувство вины побуждает нас развивать в себе ответственность в разного рода взаимоотношениях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.