Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет на прочность






1. Вычисляем суммарное расчетное количество приложений расчетных нагрузок за срок службы:

Для расчета по допускаемому упругому прогибу и условию сдвигоустойчивости по формуле (3.7)

, где Кс = 29.8 (приложение 6 табл. П.6.3), Трдг = 125 дней (табл. П.6.1), кn = 1.49 (табл. 3.3)

авт.

2. Предварительно назначаем конструкцию и расчетные значения расчетных параметров:

- для расчета по допускаемому упругому прогибу (приложение 2 табл. П.2.5, приложение 3 табл. П.3.2 и приложение 3 табл. П.3.6);

- для расчета по условию сдвигоустройчивости (приложение 2 табл. П.2.4, приложение 2 табл. П.2.6, приложение 3 табл. П.3.2 и приложение 3 табл. П.3.6);

- для расчета на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе (приложение 3 табл. П.3.1 и приложение 3 табл. П.3.6).

Материал слоя h слоя, см Расчет на допускаемый упругий прогиб, Е, МПа Расчет по условию сдвигоустойчивости, Е, МПа Расчет на растяжение при изгибе
Е, МПа R, МПа a m
1. Асфальтобетон плотный на БНД марки 60/90         9.80 5.2 5.5
2. Асфальтобетон пористый на БНД марки 60/90         8.0 5.9 4.3
3. Асфальтобетон высокопористый на БНД марки 60/90         5.65 6.3 4.0
4. Укрепленная щебеночно-гравийно-песчаная смесь         - - -
5. Песок средней крупности         - - -
6. Супесь пылеватая Wp = 0.7Wт -       - - -

3. Расчет по допускаемому упругому прогибу ведем послойно, начиная с подстилающего грунта по номограмме рис. 3.1:

(по приложению 1 табл. П.1.1 р = 0, 6 МПа, D = 37 см)

1) ; Þ МПа

2) ; Þ МПа

3) ; Þ МПа

4) ; Þ МПа

5) ; Þ МПа

6)Требуемый модуль упругости определяем по формуле (3.9):

= 98.65× [lg7179494-3.55] = 326 МПа

7) Определяем коэффициент прочности по упругому прогибу: Еобщтр = 496: 326=1.52

Требуемый минимальный коэффициент прочности для расчета по допускаемому упругому прогибу 1.30 (табл. 3.1).

Следовательно, выбранная конструкция удовлетворяет условию прочности по допускаемому упругому прогибу.

4. Рассчитываем конструкцию по условию сдвигоустройчивости в грунте.

Действующие в грунте активные напряжения сдвига вычисляем по формуле (3.13):

Для определения tн предварительно назначенную дорожную конструкцию приводим к двухслойной расчетной модели.

В качестве нижнего слоя модели принимаем грунт (супесь пылеватая) со следующими характеристиками:

(при Wp = 0.7Wт и å Nр = 7179494 авт.) Ен = 46 МПа (табл. П.2.5), j = 12° и с = 0.004 МПа (табл. П.2.4).

Модуль упругости верхнего слоя модели вычисляем по формуле (3.12), где значения модулей упругости материалов, содержащих органическое вяжущее, назначаем по табл. П.3.2 при расчетной температуре +20 °С (табл.3.5): Ев = (1800× 4+1200× 30+400× 15+120× 30): 79=668 МПа

По отношениям Евн = 668: 46 = 14.5 и hв/D = 79: 37 = 2.14 и при j = 12° с помощью номограммы (рис.3.3) находим удельное активное напряжение сдвига: tн = 0.0115 МПа.

По формуле (3.13) Т = 0.0115·0.6 = 0.007 МПа.

Предельное активное напряжение сдвига Тпр в грунте рабочего слоя определяем по формуле (3.14), где СN = 0.004 МПа, Кд = 1.0.

Zоп = 4+8+22+15+30 = 79 см; jст = 35° (приложение 2 табл. П.2.4); gср = 0.002 кг/см2

Тпр = 1× (0.004+0.1·0.002·79·tg35°) = 0.015 МПа,

где: 0.1 - коэффициент для перевода в МПа

Кпр=0.015: 0.007 =2.14, что больше Кпртр = 1.00 (табл. 3.1)

Следовательно, конструкция удовлетворяет условию прочности по сдвигу в грунте.

5. Рассчитываем конструкцию по условию сдвигоустойчивости в песчаном слое основания.

Действующие в песчаном слое основания активное напряжение сдвига вычисляем по формуле (3.13):

Для определения tн предварительно назначенную дорожную конструкцию приводим к двухслойной расчетной модели.

Нижнему слою модели присваивают следующие характеристики: Ен = 75.6 MПa (п. 3.32); j = 27° и с = 0.004 МПа (табл. П.2.6).

Модуль упругости верхнего слоя модели вычисляем по формуле (3.12), где значения модулей упругости материалов, содержащих органическое вяжущее, назначаем по табл. П. 3.2 при расчетной температуре +20 °С (табл. 3.5): Ев = (1800× 4+1200× 30+400× 15): 49 = 1004 МПа.

По отношениям Евн = 1004: 75.6= 13.3 и hв/D = 49: 37 = 1.32 и при j = 27° с помощью номограммы (рис. 3.2) находим удельное активное напряжение сдвига: tн = 0.0165 МПа

По формуле (3. 13) Т = 0.0165·0.6 = 0, 0099 MПa.

Предельное активное напряжение сдвига Тпр в песчаном слое определяем по формуле (3.14), где СN = 0.002 MПa, Кд = 2.0.

Zоп = 4+8+22+15 = 49 см; jст = 32° (приложение 2 табл. П.2.6); gср = 0.002 кг/см2

Тпр = 2× (0, 002+0.1·0.002·49·tg32°) = 0, 0162 МПа,

где: 0.1 - коэффициент для перевода в МПа.

Кпр=0.0162: 0.0099= 1.64. По табл. 3.1 Кпртр = 1.0, следовательно, условие по сдвигоустойчивости в песчаном слое основания выполнено.

6. Рассчитываем конструкцию на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе.

Расчет выполняем в следующем порядке:

а) Приводим конструкцию к двухслойной модели, где нижний слой модели - часть конструкции, расположенная ниже пакета асфальтобетонных слоев, т.е. щебеночное основание и грунт рабочего слоя. Модуль упругости нижнего слоя модели определяем по номограмме рис. 3.1, как общий модуль для двухслойной системы.

Ен = Еобщщеб = 122 МПа

К верхнему слою относим все асфальтобетонные слои.

Модуль упругости верхнего слоя устанавливаем по формуле (3.12): Ев = (4500× 4+2800× 8+2100× 22): 34 = 2547 МПа.

б) По отношениям hв/D = 34: 37 = 0.92 и Евн = 2547: 122 = 20.9 по номограмме (рис. 3.4) определяем sr = 0.75.

Расчетное растягивающее напряжение вычисляем по формуле (3.16): sr = 0.75·0.6·., 85 = 0.38 МПа.

в) Вычисляем предельное растягивающее напряжение по формуле (3.17):

при R0 = 5.65 МПа для нижнего слоя асфальтобетонного пакета (табл. П.3.1), nR = 0.10 (табл. П.4.1), t = 1.71 (табл. П.4.2)

(формула (3.18)); m = 4; a = 6.3 (табл. П.3.1); å Np = 7179494 aвт. Þ

k2 = 0.85 (табл. 3.6)

RN = 5.65·0.122·0.85 (1 – 0.1·1.71) = 0.49 MПа

г) Кпр = RN/sr = 0.49: 0.38 =1.29, что больше, чем Кпртр = 1.0 (табл. 3.1).

Следовательно, выбранная конструкция удовлетворяет всем критериям прочности.

Проверка конструкции на морозоустойчивость

Материал Толщина слоя hод(i), м Коэффициент теплопроводности lод(i), Вт/(мК)
Плотный асфальтобетон 0.04 1.40
Пористый асфальтобетон 0.08 1.25
Высокопористый асфальтобетон 0.22 1.05
Укрепленная щебеночно-гравийно-песчаная смесь 0.15 2.02
Песок средней крупности 0.30 lср= (lм+lт): 2 =(2.44+1.91): 2=2.18*
Примечание. * Поскольку в период промерзания дорожной конструкции песок находится сначала в талом, а затем в мерзлом состоянии, в расчет вводят среднеарифметическое значение коэффициентов теплопроводности lт и lм.

1. В соответствии с п.п. 1-2 проверки на морозоустойчивость Примера 1 определяем глубину промерзания zпр = 2.0 м и величину пучения для осредненных условий lпр(ср) = 6.5 см.

По таблицам и графикам находим коэффициенты КУГВ = 0.66 (рис. 4.1); Кпл = 1.2 (табл. 4.4); Кгр = 1.1 (рис. 4.5); Кнагр = 0.92 (рис. 4.2);

Квл = 1.1 (рис. 4.6).

По формуле (4.2) находим величину пучения для данной конструкции: lпуч = lпуч(ср)× КУГВ× Кпл× Кгр× Кнагр× Квл = 6.5·0.66·1.2·1.1·0.92·1.1 = 5.7 см

2. Поскольку для данного типа дорожной одежды допустимая величина морозного пучения согласно табл. 4.3 составляет 4 см, следует назначить морозозащитный слой и выполнить расчет его толщины. Предварительно ориентировочно определяем необходимую толщину морозозащитного слоя при допустимой величине морозного пучения lдоп = 4 см.

Для этого предварительно определяем величину морозного пучения для осредненных условий, при которой морозное пучение для данной конструкции не превышает 4 см: lпуч(ср)× = l(доп)/(КУГВ× Кпл× Кгр× Кнагр× Квл) = 4: (0.66·1.2·1.1·0.92·1.1) = 4.54 см

По номограмме рис. 4.3 определяем требуемую толщину дорожной одежды hод = 1.07 м, отсюда толщина морозозащитного слоя

hмрз = 1.07 – 0.79 = 0.28 м.

3. Для уточнения требуемой толщины морозозащитного слоя выполняем расчеты с учетом теплофизических характеристик отдельных слоев (табл. П.5.1). Задаемся hмрз = 0.30 м. По формуле (4.7) определяем термическое сопротивление дорожной одежды без морозозащитного слоя

= 0.04: 1.40 + 0.08: 1.25 + 0.22: 1.05 + 0.15: 2.02 + 0.30: 2.18 = 0.51 м2K/Вт.

4. По карте изолиний рис. 4.5 определяем номер изолинии - V.

5. По табл. 4.9 находим Спуч = 1.35.

6. По табл.4.10 при общей толщине дорожной одежды hод = 1.09 м для сильнопучинистого грунта определяем Ср = 0.591.

7. Вычисляем отношение lдоп/(Спуч× Ср) = 4: (1.35·0.591) = 5.01 см.

8. По номограмме рис. 4.6 определяем методом интерполяции приведенное термическое сопротивление Rпр = 0.70 м2К/Вт.

9. По табл. 4.7 Код = 1.0; Кувл = 1.0 (п. 4.11); d = 0.95.

По формуле (4.8) Rод(тр) = Rпр× Код× Кувл× d = 0.67 м2 К/Вт.

10. По формуле (4.6) hмз = (Rод(тр)-Rод(о))× lмрз = (0.67 – 0.51)·2.18 = 0.35 м.

Поскольку разница между полученным и заданным значениями hмз превышает не 5 см, принимаем hмз = 30 см.

Пример 3

Требуется запроектировать дорожную одежду при следующих исходных данных:

- дорога располагается во II дорожно-климатической зоне, в Московской области;

- категория автомобильной дороги - II;

- заданный срок службы дорожной одежды - Тсл = 15 лет;

- приведенная к нагрузке типа А (приложение 1 табл.П.1.1) интенсивность движения на конец срока службы Np = 1800 авт./сут.; приращение интенсивности q = 1.04;

- грунт рабочего слоя земляного полотна - супесь пылеватая с расчетной влажностью 0.7Wт, которая относится к сильнопучинистым грунтам;

- схема увлажнения рабочего слоя земляного полотна - III;

- глубина залегания грунтовых вод – 0.6 м;

- высота насыпи составляет 1.5 м;

- материал для основания - щебеночная смесь С3.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.