Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие поддержки IT-индустрии в РФ






 

За последние 4 года стало формироваться отраслевое законодательство, связанной с поддержкой именно IT-технологий. Определения IT нигде нет, в законе «О защите информации» есть определение информационных технологий, но оно очень неправильное. Исходя из доктрины в экономике + позиции Минкомсвязи, информационные технологии в РФ включают: 1) разработка и дистрибьюция программного обеспечения; 2) разработка и дистрибьюция аппаратного обеспечения («железа»); 3) IT-услуги. Это сейчас воспринимается как IT-индустрия. С 2005 года пытаются поддерживать эту индустрию. Началось с поездки Президента в Индию, который удивился уровню разработки программного обеспечения. Лет 15-20 назад в Индии была разработана программа вывода страны в мировые экономические лидеры. Создали систему техникумов для низко и среднеуровневых программистов, а также разработали систему законодательства, которая поддерживает эту индустрию, основной тезис – никакого сдерживания со стороны государства. IT-мораторий, в течение первых десяти лет никакие IT-компании налогов не платят вообще. Специальные экономические зоны, которых сейчас то ли 16, то ли 18. Индия сейчас в тройке ведущих стран мира по разработке программного обеспечения.

Также такие примеры – Израиль, Ирландия, страны «четырех драконов». В Южной Корее в приказном порядке заставили бизнес заниматься разработкой программного обеспечения и машиностроения.

Закон 2005 года «Об особх экономических зонах в РФ» - преподносился, чтобы IT-индустрия, осев в специальных экономических зонах, стали развиваться. Первый законопроект был довольно привлекательным, но потом возникла концепция, которая потом оказалась нежизнеспособной: снижение налогов было очень незначительное + приняли принцип, не приспособленный для IT-индустрии – принцип «гринфилда» - особую экономическую зону помещают в чистое поле, там ставят таможенную границу, колючую проволоку, там строят здания, и только потом туда переезжают резиденты, начинают работать, и только тогда начинаются налоговые льготы итд итп. До сих пор в этих особых экономических зонах (2 типа – машиностроительная и техниковнедренческая) ничего нет. Есть, например, техниковнедренческая зона в Стрельне. Есть еще в Новоорловском парке. Почему? На этот принцип гринфилда никто не повелся – у компаний нет денег на развитие инфраструктуры, на перевозку своих работников.

Потом затишье, развитие общего законодательства. Решили реализоват в плоскости особого режима налогообложения. Идея специального IT-налога: создать для этой индустрии специальную систему налогов. Текущая система: ЕСН (с 26% и ниже)… инициатива – введение единого налога для компаний численностью более 100 человек, у которых 70% выручки возникало засчет реализации услуг иностранным компаниям. Эту инициативу лоббировали в основном аутсорсинговые компании, аутсорсинг в сфере IT-индустрии – очень распространеннное явление. Программирование – особое промышленное производство. Аутсорсинг выгоден тогда, когда поставщики имеют соответствующую квалификацию сотрудников и также более низкие зарплаты, чем в Америке. Наиболее успешной является отрасль аутсорсингового программирования, они по заказу западных разработчиков делают какой-то кусок программного продукта. Индия взяла большое количество заказов, сейчас она центр мирового аутсорсинга. У нас самая большая компания – 2000 программистов, в Индии средняя компания – 20000 программистов, зарплаты там ниже. Итак, этот налог одобрили, приняли в первом чтении в июне 2006 года. За 2 дня до второго чтения эта поправка была вынута из проекта и вместо нее предложили льготу по ЕСН, уменьшили численность компаний, на которых рассчитывается этот налог. Новая шкала ЕСН оказалась менее существенным послаблением, чем IT-налог. Всё заменили и быстренько приняли. С 01.01.2007 эта льгота работает.

Если сравнивать с гринфилдом. Снижение ЕСН более-менее существенно на фоне остальных налогов. По идее, эта инициатива давно уже должна поддерживать отрасль. Но у нас как обычно – закон приняли, а о подзаконных актах не подумали. Чтобы получить эту льготу, надо чтобы тебя признали IT-компания (на Западе такого нет). Специальная аккредитация для таких компаний, порядок такой аккредитации обсуждали в течение года, в ноябре разработали Постановление Правительства, устанавливающий порядок аккредитации. IT-компании этим налогом стали пользоваться эффективно с апреля 2008 года. Сейчас налоговая реформа, которая предлагается, предусматривает, что ЕСН отменят. А что будет с IT-компаниями, никто не знает.

В 2008 году в августе утвержден перечень технологий, имеющих важное социально-экономическое значение. В том числе туда попали основы обработки информации. На текущий момент возникает тенденция, что мы в этой сфере пытаемся закрыться от иностранных инвестиций, которые здесь и существуют. Этот процесс закрытия совпадает с ситуацией, что российскую индустрию поддерживают и так не очень хорошо. В 2008 году также изменилась система государственного управления – сменилось название министерства, теперь Минкомсвязь (министерство связи и массовых коммуникаций). Там сосредоточены информационные технологии, телекоммуникации, массовые коммуникации, а также оборот персональных данных. Получается, что есть одно ведомство, которое контролирует все существенные информационные отношения. В конце 2007 года приняла поправки в часть 2 НК, главу об НДС. Теперь НДС передача прав на программное обеспечение не облагается. Но формулировки можно толковать двояко, разъяснения Минфина: если софт на коробке, тогда облагается, если передаются права по лицензии, тогда права не взимаются.

Инновация – создание новых товаров, технологий и услуг с использованием новых научных методов. Инновациями может заниматься наука и образование, но существующее регулирование не позволяет организациям распоряжаться собственными активами. Имущество реализуется на праве оперативного управления, ничего сделать нельзя без разрешения учредителя. Кадры надо гтовить на основе стандартов, если государственный ВУЗ станет развиваться самостоятельно, он рискует оказаться в ситуации, ему скажут, что он нарушает стандарты. В итоге, эта система стандартизации образования мешает подготовке прикладных специалистов (программистов) в быстро меняющейся информационной среде. Наиболее активный сегмент образовательной индустрии, распоряжаться своими активами не может. Государственные корпорации, автономные учреждения – в этих формах организации могут распоряжаться своими активами и имуществом.

Также существует масса проблем, связанных с тем, что многое создается на основе государственного заказа. Даже если технология ничего важного для вооружения не представляет, организации-исполнители лишены возможности распоряжаться данными активами. Проект в госдуме «О передаче технологий» - попытка определить, как государство заказывает создание инновационных технологий. В 4 части ГК есть статьи про государственный контракт, как распределяются права при создании чего-либо для государства. Государство имеет право потребовать от правообладателя предоставить простую лицензию тому лицу, на которое государство укажет. При размещении заказов государство вообще должно руководствовать ФЗ-94 о конкурсном производстве. Это неприменимо для сферы инноваций, невозможно оценить, как выбрать исполнителя, нет объективных критериев. На практике последние годы это приводит к тому, что решение либо принимается с помощью взяток или просто действуют вслепую. Вот, делается попытка от этого уйти.

2009 год – тенденции перехода государства от частного к общему, к инновациям. Но не додумали, как обычно. С марта 2008 года есть идея инновационного кодекса. Во Франции несколько лет назад приняли часть такого кодекса, еще в двух-трех странах есть определенные предметные законы. На Западе поддерживают по нескольким направлениям, понимая, что инновационная сфера – это очень чуткая среда, поэтому поддерживают научные учреждения, бизнес и ученых (разработчиков). Например, установлено право государственных институтах создавать и участвовать в коммерческих компаниях – в РФ такое нельзя. Помимо этого государство даже стимулирует к созданию таких компаний, особенно если в них участвуют научные институты. В США поддерживают даже компании, которые используют инновационные технологии (упрощенное администрирование и контроль). Решили предложить специальные субъекты отношения – посредники, сфера деятельности – продажа и перепродажа прав на субъекты, они первые будут заинтересованы в коммерциализации науки. Чтобы выделить этот экономический пласт, в ряде стран мира создали целый комплекс мер по поддержке таких организаций. Также поддерживают создание технопарков и технологических инкубаторов. На Западе не строят «в голом поле», строят при институтах. В некоторых странах финанисируют венчурные инвестиционные предприятия. Надо также стимулировать патентование. Регистрация результатом интеллектуальной деятельности – это очень денежная область, на Западе из государственного бюджета компаниям выделяют деньги на патентование, в том числе международное. Поддерживают сотрудников в виде дополнительного вознаграждения за используемое в коммерческой деятельности работодателя изобретение. У нас эта норма частично существовала и до части 4, и существует и сейчас, но проблема в том, ч то в законе не написано, какое это вознаграждение – поэтому в контрактах с программистами указывают что-нить вроде 100 рублей в год. Старые нормы законодательства об изобретательской деятельности СССР, там тоже есть ориентиры. Еще на Западе и сотрудников государственных научно-исследовательских институтов есть право владеть акциями, участвовать в управлении юридическими лицами, которые организует институт. Налоговые льготы для компаний, развивающих инновационные технологии. И, наконец, создание информационных ресурсов, разъясняющих системы получения грантов, финансовой поддержки государства в этой области.

Недавно – новый законопроект от Минобразования, идея в изменении организационно-правовых форм учреждений, чтобы дать им возможность распоряжаться нематериальными активами.

  1. Правовое регулирование телекоммуникаций в России
  2. Управление нематериальными активами / интеллектуальной собственностью в сфере ИТ





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.