Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка






Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:

· обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса на товары и услуги;

· защита интересов низкодоходных групп населения;

· обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка;

· защита прав потребителей.

Решение этих задач возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка.

Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок. ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного Финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов.

Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.

Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности.

Муниципальные органы имеют возможность:

· не допускать, используя юридические и экономические методы, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка;

· оперативно корректировать льготы и преимущества, предоставляемые. трудовым коллективам в ходе приватизации, чтобы обеспечивать эффективное развитие предприятия;

· постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципального имущества.

Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей. (с последующими изменениями) органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе:

· рассматривать жалобы потребителей. консультировать их по вопросам защиты их прав;

· обращаться в суды в защиту прав потребителей;

· привыявлении по жалобе потребителя товаров (услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти. осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (услуг).

В таблице 2. приведены в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур.

Таблица 2

Регулирующие органы Объекты регулирования Формы и методы регулирования
Органы местного самоуправления Объекты производства товаров и услуг; Уровень цен и тарифов» Степень монополизации, развитие конкуренции; Качество товаров и услуг; Уровень доходов населения, доступности товаров и услуг Регулирование цен и налоговых ставок в местный бюджет; Муниципальный заказ на закупки; Приватизация помещений Финансово-кредитная поддержка; Административные санкции; Ставки арендной платы
Корпоративные объединения и организации производителей и предпринимателей Технический уровень и обеспечение конкурентоспособности товаров; Качество товаров и услуг; Степень монополизации и свободы конкуренции Деловое консультирование; Содействие в подготовке кадров, повышение качество обслуживания; Проведение экспертиз; Моральное воздействие; Финансово-кредитная поддержка
Союзы и объединения потребителей Качество товара и услуг, защита прав потребителей Независимая экспертиза; Проведение компаний по бойкоту и антиреклама в СМИ; Обращения в судебные органы

 

 

77. Управление муниципальным имуществом?

Органы местного самоуправления обязаны вести учет наличия и изменения состава муниципального имущества

Операции с муниципальным имуществом

Органы местного самоуправления могут осуществлять с объектами муниципальной собственности операции купли-продажи, обмена, дарения, аренды.

Купля-продажа. Неэффективная муниципальная собственность может быть приватизирована. По условиям приватизации объекты муниципальной собственности разбиваются на категории:

- объекты, приватизация которых запрещается;

- объекты, приватизация которых может осуществляться по индивидуальному решению представительного органа муниципального образования;

- объекты, приватизация которых осуществляется администрацией по программам, ежегодно утверждаемым представительным органам.

Муниципалитет может приобретать в собственность необходимое ему имущество

Дарение. Любое физическое или юридическое лицо может безвозмездно передать в муниципальную собственность движимое или недвижимое имущество. Договор дарения также подлежит государственной регистрации прав собственности.

Аренда. В аренду могут быть переданы здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения; оборудование, транспортные средства и другое имущество, не теряющее своих натуральных свойств в процессе использования.

Организации и граждане, желающие взять в аренду муниципальное имущество, подают заявку в Комитет.

Сложившаяся практика оценки эффективности использования муниципальной собственности основывается на анализе состояния и тенденций изменения ее вклада в формирование базы неналоговых доходов местного бюджета. Выделяют следующие задачи обеспечения эффективного управления муниципальной собственностью:

- структурную и количественную оптимизацию организаций и предприятий муниципальной формы собственности;

- обеспечение полного и своевременного учета муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций;

- создание единой системы контроля сохранности муниципальной собственности и использования ее по назначению;

- выработку критериев оптимальных решений по распоряжению муниципальной собственностью:

- повышение инвестиционной привлекательности муниципальной собственности.

 

 

79. Анализ, прогнозирование и планирование социально-экономического развития муниципального образования?

 

Целью этого анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих лет,

Анализ показателей для каждой сферы муниципальной деятельности осуществляют соответствующие отраслевые подразделения местных администраций.

Основными исходными данными для анализа социально-экономического положения заявленной экономической политики органов местного самоуправления. Такой прогноз ежегодно корректируется со сдвигом планового периода на год вперед. При разработке финансового плана учитываются дефляторы, характеризующие изменение ценовых факторов по сравнению с предыдущим годом.

Для большинства муниципальных образований, особенно с моно отраслевым хapaктером экономики, в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий. Именно они определяют налоговый контингент местного бюджета, занятость населения, участие предприятии в комплексном социально- экономическом развитии территории и содержании отдельных отраслей муниципального хозяйства и социально и сферы.

 

Текущее и среднесрочное планирование и прогнозирование

Текущее планирование и прогнозирование в муниципальном образовании осуществляется на очередной год с разбивкой по кварталам и (как уже отмечалось) с прогнозом на 2 последующих года.

Общие подходы к планированию социально-экономического развития муниципального образования

При этом прогноз на первый год служит базой для разработки бюджета, а следующие два года являются плановым периодом, на протяжении которого отслеживаются реальные результаты выбранными приоритетами. Решающая роль в этой работе принадлежит экономической службе администрации.

Существенным элементом годового плана являются муниципальные целевые про граммы по решению отдельных задач развития

Стратегическое планирование в муниципальном образовании

Разделение планирования на текущее и стратегическое - одна из важнейших особенностей современной теории управления. В отличие от текущего, стратегическое планирование предполагает учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние муниципального образования, его сильных и слабых сторон

 

Раздел «Основные направления реализации стратегических целей» включает следующие подразделы:

- развитие и структурная перестройка промышленного потенциала территории;

- формирование и развитие элементов инфраструктуры рыночной экономики;

- социальная политика;

- обустройство территории - градостроительство, благоустройство, развитие инженерной инфраструктуры и всех отраслей городского хозяйства;

- развитие человеческого потенциала территории;

- совершенствование организации и деятельности муниципальной власти.

 

Механизм реализации концепции социально-экономического развития. В этом разделе должны быть рассмотрены:

- формы государственной и муниципальной поддержки выполнения намеченной стратегии;

- источники и финансовые механизмы реализации намеченной стратегии (оценить сводный баланс финансовых ресурсов территории, рассмотреть варианты финансирования предстоящих расходов, включая самофинансирование, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих бюджетов средств населения, займы, кредиты и т. д.);

- механизмы совершенствования системы муниципального управления (привлечение граждан к принятию управленческих решений, развитие информационных технологий управления, переподготовка муниципальных кадров и т. д.).

 

 

80. Содержание муниципальных целевых программ?

Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение экономических, экологических, социальных и иных проблем развития муниципальных образований.

Муниципальная целевая программа в общем случае должна включать следующие разделы:

· описание проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

· социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;

· цели, задачи, сроки и этапы реализации программы, а также целевые индикаторы и показатели, характеризующие достижение ее результатов;

· система программных мероприятий;

· механизм реализации про граммы;

· ресурсное обеспечение программы;

· оценка социально-экономической и экологической эффективности программы;

· организация управления программой и контроль хода ее реализации.

Муниципальная целевая программа должна иметь паспорт, составляемый по специальной форме. Важнейшей ее составляющей является система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ее эффективность. Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по разным направлениям:

· создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

· нормативно-правовые преобразования;

· формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;

· оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций;

· содействие реформированию промышленности;

· развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;

· развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т. п.

81. Привлечение инвестиций в социально-экономическое развитие муниципального образования?

Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в целях получения прибыли или иного полезного эффекта.

Законодательную базу инвестиционной деятельности в РФ составляют Федеральные законы «О бюджете развития Российской Федерации». «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Различают два вида инвестиций

- в форме капитальных вложений,

- затраты на новое строительство

Условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования

случае, когда в качестве инвесторов выступают организации нему­ниципальной формы собственности, роль органов местного самоуправления сводится к созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Это предполагает:

· исследование инвестиционного потенциала территории

· выделение земельных участков для строительства,

· на строительство с точки зрения интересов местного сообщества;

· установление льгот по уплате местных налогов

· защиту интересов инвесторов;

Во втором случае органы местного самоуправления напрямую участвуют в инвестиционной деятельности. Наряду с перечисленными мерами по созданию благоприятных условий для инвестирования, такое участие предполагает:

· использование средств местных бюджетов для полного или частичного фи­нансирования инвестиционных проектов;

· разработку и утверждение инвестиционных проектов, осуществляемых за счет или с участием бюджетных средств;

· привлечение для инвестиционной деятельности кредитных ресурсов путем выпуска муниципальных займов;

· проведение конкурсов исполнителей, экспертизы и отбора инвестиционных проектов.

Отбор инвестиционных проектов

Бизнес-планы претендентов на реализацию проекта должны быть подвергнуты всесторонней экспертизе по результатам которой принимается решение о допуске проекта к конкурсу на получение муниципальных инвестиций. Конкурс проводится после проведения экспертизы. С его победителем заключается договор о предоставлении заемных средств на возвратной и платной основах. Возврат и уплата процентов за полученные бюджетные средства должны иметь надлежащее обеспечение. В этом качестве могут выступать: залог ликвидного имущества, гарантия банка, поручительство третьих ЛИЦ, обладающих необходимыми денежными средствами или ликвидным имуществом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.