Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ты… ты… ты.






Да, да, верните его, — умильно попросила Коровьева Маргарита.

— Нет, это не по его части, — отозвался хозяин дома, — это дело Фиелло…

[Мастер появился. — В.К.] Маргарита, узнав хорошо знакомый вихор и зеленоватые эти глаза, приподнялась и с воплем повисла на шее у приехавшего… [выделено мной. — В.К.]

В окончательном варианте мы видим совсем иную, хорошо знакомую нам Маргариту, — в ней теперь нет никакого заискивания, никакой половинчатости чувств, это гордая, любящая, страстная женщина с поистине королевским достоинством, которой отдает дань уважения сам Воланд и его свита:

Коровьев. — В.К.] — Алмазная донна, на сей раз советую вам быть поблагоразумнее! А то ведь фортуна может и ускользнуть!

Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, — сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой.

[Появился Мастер. — В.К.] Маргарита сразу узнала его, простонала, всплеснула руками и подбежала к нему… Она целовала его в лоб, в губы, прижималась к колючей щеке, и долго сдерживаемые слезы теперь бежали ручьями по ее лицу. Она произносила только одно слово, бессмысленно повторяя его:

Ты… ты… ты.

Как мы помним, М. Булгаков, открывая вторую часть своего романа, обещал читателю показать " верную, вечную любовь": " За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь! " Свое обещание автор выполнил — страницы в его романе, посвященные любви, — одни из самых памятных в мировой литературе.

В ноябре 1937 года была начата и в 1938 году набело перепечатана последняя редакция романа, получившего окончательное название " Мастер и Маргарита". Последовавшая затем авторская правка не прекращалась до самой смерти писателя. В последнее время, когда М. Булгаков был тяжело болен, правку под его диктовку продолжала Елена Сергеевна. В 1939 году были написаны Эпилог и сцена явления Левия Матвея Воланду с решением судьбы Мастера.

По свидетельству мемуаристов, последний раз Булгаков работал над романом 13 февраля 1940 года (умер писатель 10 марта 1940 года). Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: " Когда в конце болезни он уже потерял речь, у него выходили только концы или начала слов. Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье — лимонный сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: “Твои вещи? ” Он кивнул с таким видом, что и “да”, и “нет”. Я сказала: “Мастер и Маргарита”? Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что “да, это”. И выдавил из себя два слова: “Чтобы знали, чтобы знали”".

Исполнить эту предсмертную волю автора было нелегко. П.С. Попов, один из ближайших друзей и первый биограф М. Булгакова, написал после смерти писателя его жене: " Гениальное мастерство всегда останется гениальным мастерством, но сейчас роман неприемлем. Должно будет пройти 50–100 лет" 3.

В период с 1946 по 1966 год Елена Сергеевна Булгакова несколько раз пыталась опубликовать роман, но безуспешно. Напечатан роман был в журнале " Москва" в 1966 (№ 11) и 1967 (№ 1) годах с многочисленными цензурными купюрами. Было сделано в общей сложности 159 купюр: 21 в первой части и 138 во второй (примерно 12%) текста, в основном пострадали страницы, относящиеся к римской и советской тайной полиции, а также указывающие на сходство древнего и современного мира; ослаблялась роль и нравственная сила " истины" Иешуа и т.п.4

Если кратко попытаться обозначить путь, который прошел М. Булгаков в своей работе над романом, то его можно обозначить как путь от злободневной сатиры к философии, к общечеловеческим, " вечным" проблемам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.