Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оптическая дисграфия
Эта форма дисграфии тесно связана с недоразвитием зрительного гнозиса и праксиса, пространственных и временных представлений.
Данная часть программы рассчитана на 80 часов, хотя количество может меняться в сторону увеличения, либо уменьшения (все зависит от количества смешиваемых букв). Все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.
Оптически сходные буквы
| Кинетически сходные буквы
| рукописные
| печатные
| рукописные
| печатные
| загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
| —
| —
| —
| —
| —
| î — à
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| è — ó
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| å — å
| Е — Е
| е — е
| —
| —
| —
| —
| Ó —×
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| È — Ù
| è — ù
| И — Щ
| и — щ
| —
| —
| —
| —
| È — Ö
| è — ö
| И — Ц
| и — ц
| —
| —
| —
| —
| È — Ø
| è — ø
| И — Ш
| и — ш
| —
| —
| —
| —
| Ë — ß
| ë — ÿ
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| Ë — À
| —
| Л — А
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| à — ä
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| î — ä
| —
| —
| Ñ — Ý
| ñ — ý
| С — Э
| с — э
| —
| —
| —
| —
| Ñ — Å
| ñ — å
| —
| с — е
| —
| —
| —
| —
| Ç — Å
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| —
|
Оптически сходные буквы
| Кинетически сходные буквы
|
| рукописные
| печатные
| рукописные
| печатные
|
| загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
|
|
| Ë — Í
| ë — í
| —
| —
| —
| —
| —
| —
|
| —
| —
| —
| —
| Ø — Ù
| ø — ù
| Ш — Щ
| ш — щ
|
| —
| —
| —
| —
| Ö — Ù
| ö — ù
| Ц — Щ
| ц — щ
|
| —
| —
| —
| —
| —
| á — ä
| —
| —
|
| —
| —
| —
| —
| Ï — Í
| ï — í
| П — Н
| п — н
|
| —
| —
| —
| —
| Ê — Í
| ê — í
| К — Н
| к—н
|
| —
| —
| —
| —
| Ï — Ò
| ï — ò
| П — Т
| п — т
|
| —
| —
| —
| —
| —
| ü — ú
| —
| ь — ъ
|
| —
| —
| —
| —
| Ð — Ô
| ð — ô
| Р — Ф
| р — ф
|
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| В — Ф
| в — ф
|
| —
| ã — ð
| —
| —
| Ã — Ð
| —
| Г — Р
| г — р
|
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| Г — В
| г — в
|
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| Р — В
| г — в
|
| —
| —
| —
|
| Ë — Ì
| ë — ì
| Л — М
| л — м
|
| —
| â — ä
| —
| —
| —
| —
| —
| —
|
|
| —
| ã — ï
| —
| —
| Ã — Ï
| ã — ï
| Г — П
| г — п
|
|
| —
| ï — ð
| —
| —
| Ï — Ð
| —
| П — Р
| п — р
|
|
| —
| ð — ü
| —
| р — ь
| —
| —
| —
| —
|
|
| —
| —
| —
| —
| —
| ü — ÷
| —
| —
|
|
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| Б — В
| —
|
|
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| Б — Г
| —
|
|
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| Б — Р
| —
|
|
| —
| —
| Б — ь
| б — ь
| —
| —
| —
| —
|
|
| —
| —
| Б — ъ
| б — ъ
| —
| —
| —
| —
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно):
1. Развитие неречевых процессов;
2. Дифференциация сходных по начертанию букв.
Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.
Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:
1. Конструирование, реконструирование букв.
2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).
3. Работа со словами-паронимами (ивазиомонимами).
План работы по преодолению
оптической биографии
| Тема занятия
| Содержание работы
| Часы
|
| 1. Развитие неречевых процессов
|
| 1. Развитие зрительного восприятия, памяти, навыков звукового анализа
| Знакомство с основными и оттеночными цветами. Знакомство с геометрическими фигурами. Соотнесение предмета с цветом, величиной и формой. Дифференциация предметов по цвету, величине и форме. Знакомство с понятием «величина». Сравнение предметов по величине, ширине, глубине и т.д.
|
|
| 2. Развитие пространственно-временных отношений
| Знакомство с такими понятиями как: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра. Формирование временных представлений по отношению к приему пищи. Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти
|
| II. Дифференциация графически сходных букв
|
| 3. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных букв (рукописного и
| Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и рекон-
|
|
| печатного шрифта)
| струирование букв. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация букв à - î, ý - å, Ç - Ý, è - ó... Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления
|
|
| 4. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных и согласных букв (рукописного и печатного шрифта)
| Дифференциация букв È - Ê, ê - è, È - Í, è - í, ç - å, ó - ç, â - ó, ó - ä, à - ä, î - ä, è - ø, È - Ø, è - ø, È - Ø, Å - Ø, Ç - Å, Ñ - Ý, ñ - ý, Ñ - Ç, ñ - ý … во всех позициях. Сравнение элементов смешиваемых букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие кинетических представлений. Работа с квазиомонимами
|
|
| 5. Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв (рукописного и печатного шрифта)
| Дифференциация сходных по начертанию оптических букв Ð - Â, Ë - Ì, ë - ì, Ë - Ì, ë - ì, Ò - Ï, ï - ò, Ò - Ï,
ï - î, Ò - Ã, Â - Ô, Ô - Ð, ô - ð, Ô - Ð, ô - ð, â - ä, á - ä, Ø - Ù, ø -ù, ø -ù, Ø - Ù, ö - ù, Ö - Ù, ö - ù,
Ö - Ù, ð - ü во всех позициях.
Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие оптических представлений и оптико-пространственных отношений. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами
|
|
| | | | | | | | К концу обучение дети должны знать:
— основные цвета и оттенки;
— геометрические фигуры;
— схему собственного тела;
— направления;
— артикуляцию всех звуков;
— сходство и различие всех сходных по начертанию букв;
— элементы букв двух шрифтов;
— название букв родного алфавита.
К концу обучения дети должны уметь:
— различать основные и оттеночные цвета;
— различать геометрические фигуры;
— соотносить предмет и форму, предмет и цвет;
— ориентироваться в схеме собственного тела;
— ориентироваться во времени и в пространстве;
— сравнивать предметы по величине;.
— сравнивать элементы букв двух шрифтов;
— уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
— сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;
— соотносить букву со звуком и наоборот.
[1] МОУ — муниципальное образовательное учреждение.
[2] Речевую школу, речевой центр и т.д.
[3] Аналогично остальные.
[4] Далее: начало года — Н, середина года — С, конец года — К.
[5] Сюжеты картинок: мальчик наливает воду в стакан (1), переливает из стакана в стакан (2), выливает воду из стакана в раковину (3); мальчик подошел к дому (4), вышел из дома (5).
[6] Речевой профиль группы выполняется аналогично.
[7] Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно (см. приложение к речевой карте, с. 105-107).
[8] Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно (см. приложение к речевой карте, с. 105-107).
[9] Ефименкова Л.Н., Мисаревко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 1991.
|