Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оптическая дисграфия






Эта форма дисграфии тесно связана с недоразвитием зрительного гнозиса и праксиса, пространственных и временных представлений.

Данная часть программы рассчитана на 80 часов, хотя количество может меняться в сторону увеличения, либо уменьшения (все зависит от количества смешиваемых букв). Все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.

Оптически сходные буквы Кинетически сходные буквы
рукописные печатные рукописные печатные
загл. строчн. загл. строчн. загл. строчн. загл. строчн.
î — à
è — ó
å — å Е — Е е — е
Ó —×
È — Ù è — ù И — Щ и — щ
È — Ö è — ö И — Ц и — ц
È — Ø è — ø И — Ш и — ш
Ë — ß ë — ÿ
Ë — À Л — А
à — ä
î — ä
Ñ — Ý ñ — ý С — Э с — э
Ñ — Å ñ — å с — е
Ç — Å

 

 

Оптически сходные буквы Кинетически сходные буквы  
рукописные печатные рукописные печатные  
загл. строчн. загл. строчн. загл. строчн. загл. строчн.  
  Ë — Í ë — í
  Ø — Ù ø — ù Ш — Щ ш — щ
  Ö — Ù ö — ù Ц — Щ ц — щ
  á — ä
  Ï — Í ï — í П — Н п — н
  Ê — Í ê — í К — Н к—н
  Ï — Ò ï — ò П — Т п — т
  ü — ú ь — ъ
  Ð — Ô ð — ô Р — Ф р — ф
  В — Ф в — ф
  ã — ð Ã — Ð Г — Р г — р
  Г — В г — в
  Р — В г — в
    Ë — Ì ë — ì Л — М л — м
  â — ä  
  ã — ï Ã — Ï ã — ï Г — П г — п  
  ï — ð Ï — Ð П — Р п — р  
  ð — ü р — ь  
  ü — ÷  
  Б — В  
  Б — Г  
  Б — Р  
  Б — ь б — ь  
  Б — ъ б — ъ  
                                                   

 

Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно):

1. Развитие неречевых процессов;

2. Дифференциация сходных по начертанию букв.

Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.

Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:

1. Конструирование, реконструирование букв.

2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).

3. Работа со словами-паронимами (ивазиомонимами).

План работы по преодолению

оптической биографии

  Тема занятия Содержание работы Часы
  1. Развитие неречевых процессов
  1. Развитие зрительного восприятия, памяти, навыков звукового анализа Знакомство с основными и оттеночными цве­тами. Знакомство с геометрическими фигу­рами. Соотнесение предмета с цветом, вели­чиной и формой. Дифференциация предметов по цвету, величине и форме. Знакомство с понятием «величина». Сравнение предметов по величине, ширине, глубине и т.д.  
  2. Развитие пространственно-временных отношений Знакомство с такими понятиями как: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра. Формирование временных представ­лений по отношению к приему пищи. Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти  
II. Дифференциация графически сходных букв  
3. Дифференциация оптически и кинети­чески сходных гласных букв (рукописного и Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, пред­ложении, тексте. Соотнесение буквы со зву­ком и символом. Конструирование и рекон-    
печатного шрифта) струирование букв. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация букв à - î, ý - å, Ç - Ý, è - ó... Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления    
4. Дифференциация оптически и кинети­чески сходных гласных и согласных букв (руко­писного и печатного шрифта) Дифференциация букв È - Ê, ê - è, È - Í, è - í, ç - å, ó - ç, â - ó, ó - ä, à - ä, î - ä, è - ø, È - Ø, è - ø, È - Ø, Å - Ø, Ç - Å, Ñ - Ý, ñ - ý, Ñ - Ç, ñ - ý … во всех позициях. Сравнение элементов смешиваемых букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие кинетических представлений. Работа с квазиомонимами    
5. Дифференциация оптически и кинети­чески сходных соглас­ных букв (рукописного и печатного шрифта) Дифференциация сходных по начертанию оптических букв Ð - Â, Ë - Ì, ë - ì, Ë - Ì, ë - ì, Ò - Ï, ï - ò, Ò - Ï, ï - î, Ò - Ã, Â - Ô, Ô - Ð, ô - ð, Ô - Ð, ô - ð, â - ä, á - ä, Ø - Ù, ø -ù, ø -ù, Ø - Ù, ö - ù, Ö - Ù, ö - ù, Ö - Ù, ð - ü во всех позициях. Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие оптических представлений и оптико-пространственных отношений. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами    
             

К концу обучение дети должны знать:

— основные цвета и оттенки;

— геометрические фигуры;

— схему собственного тела;

— направления;

— артикуляцию всех звуков;

— сходство и различие всех сходных по начертанию букв;

— элементы букв двух шрифтов;

— название букв родного алфавита.

К концу обучения дети должны уметь:

— различать основные и оттеночные цвета;

— различать геометрические фигуры;

— соотносить предмет и форму, предмет и цвет;

— ориентироваться в схеме собственного тела;

— ориентироваться во времени и в пространстве;

— сравнивать предметы по величине;.

— сравнивать элементы букв двух шрифтов;

— уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;

— сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;

— соотносить букву со звуком и наоборот.


[1] МОУ — муниципальное образовательное учреждение.

[2] Речевую школу, речевой центр и т.д.

[3] Аналогично остальные.

[4] Далее: начало года — Н, середина года — С, конец года — К.

[5] Сюжеты картинок: мальчик наливает воду в стакан (1), переливает из стакана в стакан (2), выливает воду из стакана в раковину (3); мальчик подошел к дому (4), вышел из дома (5).

[6] Речевой профиль группы выполняется аналогично.

[7] Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно (см. приложение к речевой карте, с. 105-107).

[8] Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно (см. приложение к речевой карте, с. 105-107).

[9] Ефименкова Л.Н., Мисаревко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 1991.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.