Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведением






Охарактеризуем особенности взаимодействия с детьми девиантного поведения на

уроке.

Для успешной деятельности ребенка при обучении в школе необходимо оптималь­ное состояние познавательных функций - внимания, памяти, мышления. По данным раз­ных авторов, от 6 до 24% детей, пришедших в школу, не готовы согласовывать свои дей­ствия с общепринятыми требованиями и нормами. Для таких ребят характерны недоста-

точная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, сла­бость самоуправления. Поэтому они не в состоянии обучаться наравне с другими детьми.

Хроническое проявление данных нарушений в поведении детей вызывает у них достаточно стойкое отвращение к учебе, несмотря на стандартный уровень их интеллекта, специфическая особенность которого - цикличность. Чередование небольших периодов (5-15 минут) работы и " отдыха - непроизвольного отключения" не позволяет выдерживать школьный режим - 40 минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внима­ние и продуктивная работа без отвлечений с соблюдением дисциплинарных требований. Именно такие ученики составляют группу повышенного риска развития девиантного по­ведения и вызывают отчаяние как у учителей, так и у их родителей. Выявленная в послед­ние годы тенденция к резкому увеличению из года в год количества таких ребят в школах определяет актуальность данной проблемы не только для педагогики, психологии и меди­цины, но и для общества в целом, которое только начинает осознавать всю сложность си­туации.

Приступая к работе с " девиантами", учитель зачастую вступает в своеобразное конфликтное пространство, так как его подопечные - это ребята, находящиеся в затяжном, а то и перманентном конфликте со школой, и любой учитель, в их понимании, - это пред­ставитель противоположной стороны, противник в этом конфликте. Дети, привыкшие к крикам, упрекам, нравоучениям, вобрали в себя уже на уровне рефлекса, автоматически педагогические изыски типа " дай дневник", " выйди из класса". Они остаются глухими к вашим громким замечаниям.

Назовем основные ошибки учителей, которые приводят к возникновению кон­фликтных ситуаций на уроке.

1. Неадекватное поведение педагога в непредвиденной ситуации, неумение разря­дить атмосферу конфликта. Пример ситуации: " Здравствуйте, я ваш новый учитель", - сказал педагог, и из класса послышалась реплика: " А что, никого лучше не нашли? ". Цель учителя: ответить достойно, не растеряться, не ударить в грязь лицом, разрядить создав­шуюся атмосферу.

2. Неправильное употребление " Ты-сообщения". (" Ты грубый и невоспитан­ный..."). Важно, чтобы конфликт протекал в деловой сфере, а не перетекал в личностную, иначе подросток обидится, ожесточится и воспитательная беседа будет иметь противопо­ложный результат. (" Давай вместе подумаем, в чем твоя проблема... Какая тебе нужна помощь? ").

3. Неправильное употребление модальности " Ты должен". Например, учитель го­ворит " слабому" ученику: " Ты должен хорошо учиться", вместо того чтобы вселить в него надежду на успех словами: " Уверена, что ты сможешь хорошо...", " Зная тебя, я...", " Это серьезный вызов, но я уверена, что ты готов к нему...".

4. Неправильная постановка вопроса, глупые вопросы, закрытые вопросы. Напри­мер: учитель диктует, ученик сидит без тетради. Вопрос " Где тетрадь? " будет неуместен. Важнее не продемонстрировать свою наблюдательность, а заставить ученика работать.

5. Неумение или недостаточное владение невербальными средствами общения.

6. Неконгруэнтность педагогического поведения, рассогласование между вербаль­ными и невербальными проявлениями.

7. Неумение считывать невербальную информацию.

8. Слабое знание психологии учащихся, неумение анализировать создавшуюся си­туацию взаимодействия.

 

9. Выражение угрозы в тех ситуациях, когда ученик " плохо" себя ведет. Причина неэффективности угроз состоит в том, что они не воздействуют на умственные способно­сти. Угрожая, мы воздействуем на воображение, волю и эмоции. В данном случае обуче­ние через воображение затрудняется обилием отрицательных чувств. Воля тоже парализу­ется. Получается, чем красочнее объясняет учитель, как он накажет ученика, тем менее ученик понимает, что же надо делать, чтобы исправить положение. Лучше просто преду­преждать. Это тоже воздействие на воображение, но без сильных отрицательных пережи­ваний.

Все эти ошибки учителей способствуют возникновению " дидактогений" - особого рода психологических травм у детей, вызванных словом, взглядом, жестом учителя. Ре­зультатом дидактогений является то, что школьники неохотно учатся, избегают любой деятельности в классе, прогуливают уроки.

Цели деятельности учителя-предметника состоят в том, чтобы средствами сво­его учебного предмета: помочь учащимся осмыслить себя в прошлом, настоящем, увидеть свои позитивные возможности в будущем; способствовать выявлению и формированию познавательных интересов; содействовать обретению ребятами позитивного опыта учеб­ной деятельности и общения с педагогами и одноклассниками; предоставить возможность максимальной самореализации в учебном процессе в рамках нормативного поведения и постепенного вытеснения тем самым отклоняющегося поведения.

Учителю на уроке при взаимодействии с детьми девиантного поведения необходи­мо следовать таким рекомендациям:

ü сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении об­щих составляющих содержание учебного предмета, сколько на нахождении каждым ре­бенком личностного смысла изучаемого предмета;

ü помнить, что ребенок имеет право на ошибку;

ü ребенок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель может тактично и предметно ее оспорить;

ü использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физминуток;

ü учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на раз­ных этапах роста;

ü учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;

ü необходимо делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения де­виантного ребенка;

ü не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную ненавязчивую помощь;

ü не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам;

ü нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказа­ния, так как агрессивность - это следствие враждебности, а урок - не поле битвы.

Главное в работе с детьми девиантного поведения - это толерантное отношение к особенностям их личности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.