Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный контроль как мера социального воздействия






Литература

1. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. - М., 2003.

2. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001. - 479 с.

3. Павленок П.Д. Основа социальной работы: Учебник М: 1998 - 278 с

 

Социальный контроль как мера социального воздействия

Социально-педагогическая технология это - особого рода программа деятельно­сти социального педагога, его сотрудничества с индивидом или социальной группой в оп­ределенных условиях; рассматривают ее как «целенаправленную, наиболее оптимальную последовательность социально-педагогической деятельности (упорядоченную совокуп­ность действий, операций и процедур) по реализации специалистом (специалистами) ме­тодов (совокупности методов), средств и приемов, обеспечивающих достижение прогно­зируемой цели в работе с человеком, группой в определенных условиях среды».

Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необ­ходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Одной из социально-педагогических технологий является социальный контроль. Под со­циальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы по­ведения с целью их элиминирования или минимизации.

Основные механизмы социального контроля:

1. собственно контроль, осуществляемый извне в том числе путем наказаний и иных санкций;

2. внутренний контроль, обеспечиваемый интериализацией социальных норм и ценностей;

3. косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослуш­ной группой;

4. «контроль», основанный на широкой доступности разнообразных способов дос­тижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Лишь в самом общем виде можно определить стратегию социального контроля:

• замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общест­венно полезными и/или нейтральными

• направление социальной активности в общественно одобряемом, либо ней­тральном русле

• легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступления без жертв» (гомосексуализм, проституция, бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков)

• создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологической, нарко­логической, геронтологической

• реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур

• либерализация и демократизация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе пра­воохранительной деятельности

• безусловная отмена смертной казни.

В общественном сознании еще очень сильна вера в запретительно-репрессивные меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой опыт свиде­тельствует о неэффективности жестких санкций со стороны общества. Положительный эффект дает работа по следующим направлениям: 1. Отказ от уголовного или администра­тивного преследования «преступников без жертв» (проституция, бродяжничество, нарко­мания, гомосексуализм и пр.), имея в виду, что только социальные меры позволяют снять или нейтрализовать данные формы социальной патологии, 2. создание системы служб со-

циальной помощи: суицидологической, наркологической, специфически возрастной (ге- ронтологической, подростковой), социальной реадаптации.

Основные факторы социального контроля:

1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы при­водит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, услов­но-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.

3. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие го­сударственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).

4. Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах обще­человеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни - важный фактор девиантно­го поведения). Создание»институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменение сооб­разно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совер­шения противоправного деяния.

5. Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жесто­кости и натурального секса. Ориентация молодежи на «изделия» черного рынка, где про­поведуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.

6. Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Форми­рование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организация­ми более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).

7. Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями «социального дна»: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения сво­боды; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников - всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами. 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.