Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Однако механизм (процедура) отмены незаконных решений местных Советов депутатов установлен только в ст. 33Закона о Национальном собраниии применительно к Совету Республики.






Основанием для отмены решения местного Совета депутатов может являться несоответствие законодательству Республики Беларусь решения в целом либо отдельных его положений.

Субъектами обращения в Совет Республики согласно Закону о Национальном собрании могут быть: Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Министерство юстиции Республики Беларусь, Президиум Совета Республики, а также не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Перечень субъектов, имеющих возможность обращения в Совет Республики с предложением об отмене несоответствующего законодательству решения местного Совета депутатов по сравнению с предложением о роспуске Совета, более расширен, за счет Министерства юстиции.

Порядок рассмотрения вопроса об отмене решения местного Совета депутатов определяется Регламентом Совета Республики Национального собрания.

По результатам рассмотрения вопроса об отмене решения местного Совета депутатов Совет Республики может принять одно из следующих решений:

отменить решение местного Совета депутатов;

отклонить предложение об отмене решения местного Совета депутатов;

предложить местному Совету депутатов привести свое решение в соответствие с законодательством Республики Беларусь в срок, установленный Советом Республики.

Постановление по вопросу об отмене решения местного Совета депутатов, не соответствующего законодательству Республики Беларусь, принимается большинством голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения соответствующей постоянной комиссии Совета Республики.

Однако, согласно ч. 2 ст. 122 Конституции Республики Беларусь Совет Республики не является единственным представительным вышестоящим органом, отменяющим решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству. Для местных Советов депутатов первичного уровня этим органами являются местные Советы депутатов базового территориального уровня, а для местных Советов депутатов базового территориального уровня – местные Советы депутатов областного территориального уровня.

Указанные выше субъекты обращения в Совет Республики являются республиканскими органами государственной власти Республики Беларусь и по своему конституционному статусу имеют право взаимодействовать и решать возникающие проблемы только между собой. Поэтому, они имеют право вносить предложения в Совет Республики об отмене незаконных решений местных Советов депутатов областного территориального уровня, а местных Советов базового и первичного – только в том случае, если соответствующие нижестоящие Советы по каким–либо причинам не отменяют решений. В связи с этим предлагается для четкости и ясности законодательства дополнить также все части ст. 33 Закона о Национальном собрании после слов «местных Советов депутатов» словами: «областного территориального уровня, а в случае необходимости, и решения Советов базового и первичного территориальных уровней».

Но тогда возникает вопрос: как быть в данной ситуации с решениями, не соответствующими законодательству, местных Советов депутатов базового и первичного территориальных уровней? Полноценный механизм (процедура) отмены их решений в законодательстве отсутствует. Каков может быть выход из данной ситуации? Здравый смысл и логика законодательства подсказывает, что такими органами, отменяющими незаконные решения местных Советов депутатов базового территориального уровня должны стать местные Советы депутатов областного территориального уровня, а для первичного – местные Советы депутатов базового уровня. Лишать их предусмотренного ч. 2 ст. 122 Конституцией права на отмену решений нижестоящих местных Советов депутатов, предоставляя это право в Законе о Национальном собрании лишь Совету Республики, никак нельзя. Данный Закон определяет правовой статус, принципы, содержание, порядок организации и деятельности Парламента – Национального собрания Республики Беларусь.

Поэтому правовой полноценный механизм отмены не соответствующих законодательству решений местных Советов депутатов областного, базового и первичного территориальных уровней следует закрепить в Законе о местном самоуправлении.

В этой связи также необходимо дополнить главу 7 «Гарантии, надзор и ответственность в сфере местного управления и самоуправления» Закона о местном управлении ст. 59-2 следующего содержания:

«Статья 59-2 Ответственность местных Советов депутатов перед государством в форме отмены Советом Республики, Советами областного и базового территориальных уровней решений местных представительных органов

1. Совет Республики отменяет решения Советов областного территориального уровня, не соответствующие законодательству Республики Беларусь, а в случае необходимости, и решения Советов базового и первичного территориальных уровней.

Советы областного территориального уровня отменяют решения Советов базового территориального уровня, а в случае необходимости, и решения Советов первичного территориального уровня.

Советы базового территориального уровня отменяют решения местных Советов первичного территориального уровня.

2. Основанием для отмены решения соответствующего местного Совета депутатов может являться несоответствие законодательству Республики Беларусь решения в целом либо отдельных его положений.

3. Вопрос об отмене решений Совета областного территориального уровня, а в случае необходимости, базового и первичного территориальных уровней, рассматривается Советом Республики по предложению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь, Президиума Совета Республики, а также по предложению не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Вопрос об отмене решений местных Советов депутатов базового и первичного территориальных уровней рассматривается соответственно, Советом областного или базового территориальных уровней по предложениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь, Президиума Совета Республики, местных исполнительных и распорядительных и распорядительных органов областного и базового территориальных уровней, областных, районных (городских) судов, областных хозяйственных судов, прокуроров областной, районной (городской) прокуратуры, а также по предложению не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

4. Порядок рассмотрения вопроса об отмене решения местного Совета депутатов определяется соответственно регламентами Совета Республики Национального собрания, Советов областного и базового территориальных уровней.

5. По результатам рассмотрения вопроса об отмене решения местного Совета депутатов Совет Республики, Советы областного и базового территориальных уровней могут принять одно из следующих решений:

отменить решение местного Совета депутатов;

отклонить предложение об отмене решения местного Совета депутатов;

предложить местному Совету депутатов привести свое решение в соответствие с законодательством Республики Беларусь в установленный ими срок.

6. Решения по вопросу об отмене решения местного Совета депутатов, не соответствующего законодательству Республики Беларусь, принимаются большинством голосов от полного состава Совета Республики, Советов областного, базового территориальных уровней на основании заключений соответствующих постоянных комиссий.

Если местный Совет депутатов в указанный срок не приведет свое решение в соответствие с законодательством Республики Беларусь или не отменит его, вопрос об отмене решения местного Совета депутатов выносится на рассмотрение Совета Республики или соответствующего Совета областного или базового территориальных уровней».

Эти решения местные Советы депутатов не вправе оспаривать в системе общих и хозяйственных судов.

Следует отметить, что в демократическом правовом государстве, которое стремится построить Беларусь, все споры о праве должны разрешаться судом. Таковы тенденции и в зарубежном праве. Законодательство многих зарубежных государств, в том числе Украины и России, по отмене решений местных органов самоуправления свидетельствует, что в данный механизм включены общие и хозяйственные (арбитражные) суды. Однако в Республике Беларусь по воле законодателя, закрепленной в Конституции Республики Беларусь, право отмены не соответствующих законодательству решений местных Советов депутатов предоставлено вышестоящим представительным органам. В дальнейшей перспективе, при совершенствовании Конституции, это право следует предоставить судебным органам.

2. Полномочия Совета могут быть досрочно прекращены:

2.1. по решению этого Совета - в случае самороспуска;

2.2. по решению вышестоящего Совета либо Президента Республики Беларусь - в случае изменения административно-территориального устройства в установленном законодательством порядке.

К должностным лицам могут быть применены меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Административная ответственность органов и должностных лиц местного управления и самоуправления за правонарушения при осуществлении местного управления и самоуправления.

В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З сосредоточены все нормы, регулирующие все виды административной ответственности граждан и юридических лиц.

В Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в ряде случаев, например, в ст. 60 прямо предусматривается установление административной ответственности.

Административную ответственность несут должностные лица органов местного управления и самоуправления. Согласно абзацу 3 ст. 1.3 КОАП «должностное лицо - физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе».

Так, согласно ст. 9.13 КОАП нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

В соответствии со ст. 9.26 КОАП требование руководителем государственного органа, иной организации или работником государственного органа, иной организации, ответственным за выполнение соответствующих функций, представления гражданами, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами для осуществления административной процедуры документов и (или) сведений, не предусмотренных законодательством, либо несоблюдение установленных законодательством сроков представления документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, сроков осуществления административной процедуры, а равно неправомерное взимание платы за осуществление административной процедуры влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.

Согласно ст. 21.18 КОАП нарушение должностным лицом местного исполнительного и распорядительного органа установленных сроков оформления и выдачи разрешительной документации, необходимой для размещения, проектирования и строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в населенных пунктах, если иное не предусмотрено законодательными актами, а равно возложение на заказчика, застройщика обязанности по оказанию услуг, связанных с подготовкой, оформлением и согласованием такой документации, - влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.

Нам представляется, что количество составов административных правонарушений в области ответственности должностных лиц органов местного управления и самоуправления следует увеличить в несколько раз.

Уголовная ответственность должностных лиц местного управления и самоуправления. Уголовная ответственность регулируется Уголовным кодексом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З.

Уголовная ответственность носит личный характер, поэтому к ней не могут привлекаться органы местного управления и самоуправления. Основанием уголовной ответственности должностного лица местного самоуправления является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Должностные лица местного управления самоуправления могут привлекаться к уголовной ответственности за различные преступления.

Приведем пример.

Согласно ч. 2 ст. 424. «Злоупотребление властью или служебными полномочиями» умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями), –

наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В соответствии с ч. 3 ст. 424 действия, предусмотренные частью 2, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшие тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Основанием данного вида ответственности являются незаконные действия (бездействие) органов местного управления и самоуправления и их должностных лиц (в том числе издание незаконных правовых актов), в результате которых был причинен имущественный и иной вред физическим и юридическим лицам. Законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность привлечения органов местного управления и самоуправления к гражданско-правовой ответственности. Ответственность органов местного управления и самоуправления и должностных лиц местного управления и самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает, прежде всего, в судебном порядке.

Так, в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З ненормативный акт государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акт законодательства, не соответствующий иному законодательному акту и нарушающий гражданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) юридического лица, признается судом недействительным по требованию лица, чьи права нарушены, а в случаях, предусмотренных законодательством, - по требованию иных лиц. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, органов местного управления и самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, подлежат возмещению Республикой Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицей в порядке, предусмотренном законодательством.

Должностное лицо местного управления и самоуправления, соответственно, несет ответственность перед органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 938 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы. От имени казны выступают финансовые органы

Порядок обращения граждан и юридических лиц в хозяйственные и общие суды устанавливается соответственно Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь либо Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Дисциплинарная ответственность должностных лиц органов местного управления и самоуправления наступает в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь». Согласно ст. 5 Закона «Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования». На основании п.п. 1.8 п. 1 ст. 7 действие Закона распространяется на лиц, которые занимают должности в «местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах».

В соответствии со ст. 57 Закона «за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к государственным служащим могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания:

1.1. замечание;

1.2. выговор;

1.3. предупреждение о неполном служебном соответствии;

1.4. понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев;

1.5. увольнение с занимаемой должности в соответствии с настоящим Законом, законодательством о труде и иными законодательными актами.

2. К государственным служащим могут применяться и иные меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством.

3. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю соответствующего государственного органа. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая служба и поведение государственного служащего на государственной службе.

4. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства».

 

4. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

Согласно ст. 8 Закона «О комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» от 1 июля 2010 г. № 142-З их функциями в области местного управления и самоуправления является государственный контроль за:

исполнением местных бюджетов (включая государственные целевые бюджетные фонды), соблюдением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов;

использованием (расходованием) средств местных бюджетов на финансирование деятельности государственных органов, иных государственных организаций;

принятием мер по дебюрократизации государственного аппарата и по некоторым другим вопросам.

Комитет государственного контроля устанавливает перечень методов и способов осуществления проверок органами Комитета государственного контроля.

Комитеты государственного контроля областей осуществляют обязательное согласование проектов нормативных правовых актов соответствующих органов местного управления и самоуправления по вопросам приватизации государственного имущества.

Решения (предписания, постановления) Комитета государственного контроля, его территориальных органов, постановления коллегии Комитета государственного контроля, коллегий комитетов государственного контроля областей, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения в установленный Комитетом государственного контроля, его территориальными органами, коллегией Комитета государственного контроля, коллегиями комитетов государственного контроля областей срок всеми государственными органами, иными организациями (их работниками) и другими гражданами.

В ст. 63 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» установлено общее положение о том, что надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в сфере местного управления и самоуправления осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

Прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов местными представительными, исполнительными и распорядительными органами и другими организациями.

Полномочия прокуратуры в сфере контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления достаточно полно закреплены в Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» от 08 мая 2007 г. № 220-З.

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:

опротестовывает правовые акты и решения (действия) местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лица, в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их;

в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и иными организациями, должностными лицами;

вносит в порядке, установленном законодательными актами, предложение о роспуске местного представительного органа в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства;

Прокуроры вправе присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления, а также вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами местного самоуправления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.