Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Местные бюджеты: понятие, структура частей, расходы и доходы местных бюджетов.






Местный бюджет представляет собой с правовой точки зрения основной финансовый план поступления и расходования денежных средств. Местный бюджет представляет собой с экономической точки зрения совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования фонда денежных средств административно-территориальной единицы.

В соответствии со ст. 121 Конституции местные Советы депутатов утверждают местные бюджеты и отчеты об их исполнении. На исполнительные комитеты возлагается обязанность в пределах своей компетенции разработка и исполнение местных бюджетов в интересах населения. Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц.

Согласно п. 2 ст. 6 Бюджетного кодекса местные бюджеты делятся на:

2.1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

2.2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

2.3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г.Минска).

Так, В Республике Беларусь 6 областных бюджетов и Минский городской бюджет, количество бюджетов базового территориального уровня (районные бюджеты и городские бюджеты городов областного подчинения)- 135, бюджеты первичного территориального уровня (городов районного подчинения, городских, сельских поселков, сельсоветов) – 1469.

Удельный вес расходов местных бюджетов в расходах консолидированного бюджета Республики Беларусь 30% к 70%.

Разные бюджеты обслуживают разные общественные услуги. Так, например, дошкольное образование может финансироваться только из нижестоящих бюджетов, но не из областных. Начальные и средние школы финансируются из трех бюджетов, здравоохранение – из областного и т.д. В некоторых случаях дополнительное финансирование осуществляется и из республиканского бюджета.

К основным функциям местных бюджетов относятся: формирование денежных фондов для обеспечения деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями местного хозяйства; осуществление учета и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций, подведомственных соответствующим местным Советам депутатов.

Особенностью местных бюджетов является то, что они выполняют роль филиалов вышестоящих бюджетов и в целом обслуживают республиканский бюджет. Местный бюджет принимается на 1 календарный год и действует с 1 января по 31 декабря соответствующего года.

Помимо Конституции, Бюджетного кодекса Республики Беларусь, бюджетного Кодекса Республики Беларусь, ежегодных Законов о бюджете, Налогового кодекса Республики Беларусь, важное место в правовом регулировании бюджетного процесса занимает и Закон о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь.

По структуре бюджеты состоят из доходной и расходной части. Доходная часть состоит из собственных доходов и иных поступлений. Согласно ст. 39 Модельного закона СНГ «Об общих принципах организации местного самоуправления», принятого 6.12.1997 г. № 10-17:

«В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от государственных налогов в соответствии с нормативами, установленными законами, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти муниципальным образованиям для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления».

К собственным доходам могут быть отнесены дотации, субвенции, средства из Фонда финансовой поддержки административно-территориальных образований, образуемого в составе республиканского бюджета. (Более подробно, см. ниже).

Расходы местных бюджетов состоят из двух частей: текущие расходы и расходы, связанные с развитием муниципального образования (соответствующей административно-территориальной единицы). К текущим расходам относятся расходы на содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений образования, культуры, науки, физкультуры и спорта, социальную поддержку населения, содержание пассажирского транспорта общественного значения и другие расходы и другие расходы (более подробно, см. ниже.)

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе среднереспубликанского норматива бюджетной обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы на одного жителя с учетом сложившейся инфраструктуры административно-территориальной единицы. Согласно п. 2 ст. 76 Бюджетного кодекса нормативы бюджетной обеспеченности для местных бюджетов определяются исходя из числа жителей либо потребителей предоставляемых государством товаров (работ, услуг) и уточняются с применением корректирующих коэффициентов, учитывающих разницу в стоимости предоставляемых государством товаров (работ, услуг) в зависимости от количества населения и потребителей предоставляемых государством товаров (работ, услуг), социально-экономических, демографических, климатических, экологических и других особенностей административно-территориальных единиц по мере их определения.

Согласно п. 3 ст. 76 Бюджетного кодекса методика расчета дотаций, нормативов бюджетной обеспеченности, корректирующих коэффициентов нормативов бюджетной обеспеченности утверждается Министерством финансов.

Согласно ст. 32 Бюджетного кодекса в областные бюджеты зачисляются следующие налоговые доходы (по нормативу отчислений от налогового дохода, получаемого на территории области, если иное не установлено законодательными актами):

1.1. подоходный налог с физических лиц, кроме исчисленного с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, - не более 20 процентов от поступлений на территории районов области и не более 50 процентов от поступлений на территории городов областного подчинения;

 

С 1 января 2012 года действие подпункта 1.2 статьи 32 приостановлено на 2012 год (абзац 9 статьи 29 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 331-З).

1.2. налог на прибыль, уплачиваемый организациями, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, и организациями, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь, за исключением зачисляемого в республиканский бюджет и бюджеты базового уровня в соответствии со статьями 30 и 34 настоящего Кодекса.

Налог на прибыль, уплачиваемый организациями, не указанными в части первой настоящего подпункта, за исключением зачисляемого в бюджеты базового уровня в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса;

 

1.3. налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, - 100 процентов;

1.4. налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по областным лотереям - 100 процентов;

1.5. налог на недвижимость, исчисленный по объектам, находящимся на территории городов областного подчинения, - не более 40 процентов;

1.6. налог на добавленную стоимость - по нормативу, определенному решением соответствующего областного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год от поступлений по нормативу, установленному законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

 

С 1 января 2012 года действие подпункта 1.7 статьи 32 приостановлено на 2012 год (абзац 9 статьи 29 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 331-З).

 

1.7. экологический налог:

за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уплачиваемый плательщиком по месту нахождения объекта налогообложения, - не более 40 процентов;

за сброс сточных вод, уплачиваемый плательщиком по месту нахождения объекта налогообложения, - не более 40 процентов;

за хранение, захоронение отходов производства, уплачиваемый плательщиком по месту нахождения объекта налогообложения, - не более 40 процентов;

 

С 1 января 2012 года действие подпункта 1.7-1 статьи 32 приостановлено на 2012 год в части добычи (изъятия) нефти и соли калийной (абзац 9 статьи 29 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 331-З).

 

1.7-1. налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, лимиты (объемы) добычи (изъятия) которых устанавливаются Правительством Республики Беларусь, уплачиваемый плательщиком по месту нахождения объекта налогообложения, - 100 процентов;

1.7-2. государственная пошлина, зачисляемая в областной бюджет в соответствии с актами законодательства, - 100 процентов;

1.8. местные налоги и сборы - по нормативам, определяемым областными Советами депутатов при утверждении соответствующих бюджетов.

2. В областные бюджеты могут также зачисляться другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.