Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Укрепление экономической устойчивости предприятия.






Укрепление экономической устойчивости функционирова­ния предприятия является составной частью управления кри­зисным состоянием и банкротством, предполагает целевой набор эффективных средств стратегии и тактики работы пред­приятия. Возможно выделить два вида программ по укреплению экономической устойчивости предприятия: защитная и наступательная тактика.

Стратегия экономической устойчивости предприятия

 

Защитная тактика предполагает проведение сберегающих мероприятий. Основой этих мероприятий является сокраще­ние всех расходов, связанных с осуществлением производства и сбыта, содержанием основных фондов и персонала.

Более эффективной является наступательная тактика, основанная на осуществлении стратегических мероприятий. В этом случае наряду с ресурсосберегающими мероприятия­ми проводится изучение и завоевание новых рынков сбыта продукции, услуг, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации и т.д.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия.

Внешнеэкономическая деятельность – это совокупность методов и средств торгово–эконоческого, научно - технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отно­шений с зарубежными странами.

Органами государственного регулирования внешнеэко­номической деятельности являются Министерство экономичес­кого развития и торговли РФ и Государственный таможенный комитет РФ. Субъектами внешнеэкономической деятельности являются юридические лица, общественные организации и объединения, государства.

Внешнеэкономическая деятельность характерна практичес­ки для каждого предприятия. Этому способствует международ­ное разделение труда. Предприятие, принимая решение о вступлении во внешнеэкономические отношения, обязано на­метить цели и задачи, которые не должны вступать в проти­воречие с его основным видом деятельности, его экономичес­ким и научно-техническим развитием.

Государственная система регулирования внешнеэкономичес­кой деятельности устанавливает правила, вырабатывает требо­вания, определяет способы и методы взаимодействия предпри­ятий с иностранными партнерами, очерчивая направления и виды сделок в рамках совместного предпринимательства или на основе заключения внешнеторговых контрактов.

Контракт — юридический документ, свидетельствующий о международных экономических контактах. Он включает следу­ющие сведения: общие положения, описание предмета кон­тракта, цена и стоимость, сроки поставки товара, условия пла­тежа, требования к упаковке и маркировке, порядок подачи претензий и разрешения споров, санкции и штрафы, перечень форс-мажорных обстоятельств.

Привлекательность инвестирования иностранными парт­нерами средств в экономику раскрывается через такие аспек­ты инвестиционного контракта, как экономические, социаль­но-экономические, правовые и политические отношения в форме соглашения о разделе продукции и свободных эконо­мических зон.

Стратегия и тактика осуществления внешнеэкономичес­кой деятельности основана на принципах функционирования внешнего рынка, под воздействием которых формируется эк­спортно-импортный ассортимент, устанавливаются темпы об­новления экспортной продукции, уровень качества, объем га­рантий, цены и порядок сервисного обслуживания.

Расчеты по экспорту осуществляются в форме оплаты и передачи платежных документов, а также товаротранспортных документов, сопровождающих груз. На эффективность внеш­неэкономических действий существенное влияние оказывает налог на экспорт, который обычно предстает в виде таможен­ной пошлины.

Государственная регистрация предприятий с объемом иностранных инвестиций до 100 млн руб. осуществляется ру­ководящими органами Российской Федерации, республик в составе РФ, административных краев, областей, автономий, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.

Регистрация предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угле­добывающей отраслей, а также предприятий, объем инвести­ций в которые превышает 100 млн руб., осуществляется Госу­дарственной регистрационной палатой (ГРП) при Министер­стве экономического развития и торговли РФ.

Процедура регистрации предприятия с иностранными ин­вестициями осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

 

Планирование хозяйственной деятельности

предприятия.

Понятие планирования и виды планов.

Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, определяющие темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущий период, так и на перспективу.

Классификация видов планов.

Классификация может быть произведена в зависимости от времени и направления.

- По времени различают:

1) долгосрочное планирование (перспективное) – разрабатывается на 10-15 лет, в нем прогнозируется перспективная потребность новых видов продукции, новые рынки сбыта и т.д. (условиях переходной экономики долгосрочное планирование осуществляется в срок до 5 лет).

2) среднесрочное планирование – срок до пяти лет (в странах с переходной экономикой 2-3 года), здесь уточняются показатели долгосрочного плана в зависимости от текущей ситуации;

3) краткосрочное планирование – (в среднем 1 год) разрабатываются и уточняются конкретные показатели на год;

4) оперативно-производственное планирования – разрабатывается на короткие отрезки времени (максимально на месяц).

- По направлению (горизонт планирования):

1) стратегическое планирование – здесь составляются общие цели предприятия, определяются его потенциальные возможности на долгосрочную перспективу. Стратегическое планирование – это не функция времени. В стратегическом плане определяется генеральная цель и строится дерево целей, разрабатывается программа деятельности предприятия, план развития хозяйственного портфеля и стратегия роста.

2) тактическое планирование показывает, как добиться реализации стратегических целей, в нем конкретизируется задача предприятия по каждому пункту стратегической программы: оргструктура, капитальные вложения, производственные мощности, потребности в финансовых ресурсах, необходимая доля рынка. Данные задачи уточняются по качественным и количественным показателям.

Методы планирования.

1. Балансовый метод обеспечивает установление связи между потребностями ресурсов и источниками их покрытия в разрезе разделов плана (пример: финансовый баланс, баланс времени).

2. Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, на них влияющих. Здесь определяется базисный уровень показателей и прогнозируется их изменение в плановом периоде за счет влияния различных факторов (рассчитываются индексы).

3. Экономико-математический метод. Здесь разрабатываются экономические модели, отражающие зависимость количественных параметров от влияния основных факторов. Он позволяет подготовить несколько планов и выбирать из них оптимальный.

4. Графический метод (графоаналитический метод). Выявляется количественная зависимость между показателями. Например, зависимость между производительностью труда и выпуском продукции.

5. Программно-целевые методы позволяют составить план в виде программы, т.е. в виде комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.

Бизнес-план.

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия на 3-5 лет. Для первого и второго года желательно разрабатывать бизнес-план в помесячной или поквартальной разбивке, далее а годовом разрезе. Бизнес-план обязателен к представлению в инвестиционные институты для получения кредита.

Структура бизнес-плана.

1. Резюме. Здесь определяются в приоритетном порядке направление деятельности организации и ее возможности (т.е. в сжатом виде стратегический план).

2. Виды товаров и услуг, производимые организацией.

3. Рынки сбыта товаров и услуг.

4. Конкуренция. Здесь описываются все имеющиеся конкуренты, их сильные и слабые стороны.

5. План маркетинга.

6. План производства. Здесь описываются производственные мощности организации и их использование.

7. Организационный план. Описывается, как организуется производство.

8. Правовое обеспечение деятельности, то есть соответствие деятельности правовым нормативам, документам, законам.

9. Оценка риска деятельности и страхование деятельности.

10. Финансовый план: баланс доходов и расходов (учитываются выплаты по кредиту и проценты за него).

11. Стратегия финансирования.

Планы, составляемые на предприятиях.

1.План производства и реализации продукции.

В этом плане определяется номенклатура и ассортимент продукции, ее качество, объемы продаж, размер рыночной доли предприятия, масса получаемой прибыли и других показателей.

Основными расчетными показателями являются:

1) Объем товарной продукции (Т):

Тг – стоимость готовой продукции (услуг, работ) для реализации на сторону;

Тк – стоимость изделий для нужд капитального строительства и непромышленного хозяйства своего предприятия;

Тп – стоимость полуфабрикатов собственной выработки, продукции подсобных и вспомогательных хозяйств для реализации на сторону;

Ф – стоимость фондов собственного производства.

2) Объем валовой продукции (В):

Нн, Нк – стоимость НЗП на начало и конец периода соответственно;

Ин, Ик – стоимость специнструмента, полуфабрикатов собственного изготовления на начало и коней периода соответственно.

3) Объем реализованной продукции (Р):

,

Он, Ок – остатки нереализованной продукции на начало и конец периода соответственно.

Эти показатели могут планироваться в натуральном и стоимостном выражении.

2. План материально-технического снабжения.

Здесь указываются основные поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д., сроки поставки.

3. План по труду и заработной плате.

Состоит из двух частей. В первой части разрабатывается баланс рабочего времени. На основе разработанного баланса и, исходя из производственной программы, определяется численность работников. Затем планируется (рассчитывается) фонд заработной платы (ФЗП).

4. План себестоимости.

Составляются смета затрат и калькуляция себестоимости на плановый период.

5. План потенциала предприятия.

1) План научно-технического развития.

2) План социального развития и т.д.

6. Финансовый план.

Составляется план прибыли и расходов предприятия, рассчитывается потребность в оборотных средствах (собственных и заемных), планируются денежные потоки, необходимые финансовые ресурсы.

7. Календарный план-график.

Относится к разделу оперативно-производственного планирования. В нем показывается объем продукции, которую необходимо выпустить по календарным датам.

 

Маркетинговая деятельность предприятия.

Ценообразование.

 

План маркетинга

Маркетинг представляет собой процесс планирования производственно-сбытовой деятельности предприятия на основе изучения законов рынков и потребностей покупателей.

При составлении плана маркетинга необходимо учитывать конъюнктуру рынка и ее динамику. План маркетинга включает:

1) цели и стратегии маркетинга;

2) ценообразование;

3) схемы распространения товаров (сбыт);

4) методы стимулирования сбыта;

5) организация послепродажного (сервисного) обслуживания;

6) реклама;

7) формирование общественного мнения о фирме и товаре.

1. При определении цели и стратегии маркетинга исходят из основных концепций:

I.Концепция ориентирования на производство. Она показывает, что потребители будут покупать не только товары, которые широко распространены и доступны по цене. Таким образом фирма или организация должна постепенно совершенствовать свою производственную деятельность с целью снижения издержек.

II.Концепция совершенствования товаров. Она утверждает, что сбыт на рынке найдут те товары, которые имеют наивысшее качество, эксплуатационные характеристики. Следовательно, организация будет вкладывать все свои усилия в улучшение товара.

III.Сбытовая концепция или концепция интенсификации коммерческих усилий.. Она доказывает, что те фирмы найдут сбыт своих товаров и услуг на рынке, которые направляют свою деятельность на поиск каналов сбыта и усилят стимулирование продаж.

IV.Потребительская (традиционная) маркетинговая концепция утверждает, что фирма, прежде всего, должна определять нужды и потребности потребителей, а потом предлагать им свои товары.

V. Концепция социально-ориентированного (или социально-этичного) маркетинга. Состоит в том, что фирма должна применять маркетинг не только для удовлетворения своих потребностей и потребностей потребителя, но и для удовлетворения потребностей общества в целом.

2. Схема распространения товара. Основополагающим элементами комплекса маркетинга являются:

¾ Доля рынка предприятия – это часть рынка, которая используется для реализации товара.

¾ Сегмент рынка – это определенная группа покупателей, различающихся по определенным факторам (пол, возраст, положение в обществе, материальное благополучие).

¾ Сегментирование рынка – это разделение общей совокупности потребителей на сегменты.

¾ Позиционирование товара – это мероприятие по продвижению товара на рынок и обеспечение его конкурентоспособности.

¾ Канал сбыта – это путь, по которому товар движется от производителя к конечному потребителю.

Уровень канала – это любой посредник. Число уровней зависит от количества посредников. Бывают: одно-, двух-, трех- и многоуровневые каналы сбыта. Если посредники отсутствуют, то это называется прямой сбыт, а если есть посредники – косвенный сбыт. Чем больше число посредников, тем выше цена товаров для потребителей.

Виды посредников:

- брокер – это посредник, действующий от чужого имени и за чужой счет, то есть его задача только свести продавца и покупателя, за что он получает комиссионное вознаграждение;

- дистрибьютор (дилер) – это посредник, действующий от своего имени и за свой счет, он занимается розничной продажей оптом закупленных у фирмы товаров и представляет эту фирму на рынке;

- консигнатор (статист) – это посредник, который осуществляет реализацию товаров, взятых под реализацию у производителя на определенный период времени. По окончании этого периода непроданные товары могут быть возвращены производителю.

3.Стимулирование сбыта – это разнообразные действия, способствующие совершению покупки. К ним относятся:

1) стимулирование потребителей: существует система ФОССТИС (формирование системы стимулирования сбыта), скидки на товары, ярмарки, акции, бесплатная упаковка, конкурсы, пропаганда (неявная реклама) и т.д.

2) стимулирование торгового персонала: скидки, процент с продаж, социальное обслуживание и т.д.

4. Организация послепродажного обслуживания.

- упаковка;

- оформление;

- доставка;

- сборка;

- гарантийное и постгарантийное обслуживание.

5. Реклама.

Виды рекламы:

- информационная реклама, т.е. она несет информацию о товаре, фирме, использовании, о том, где товар можно приобрести;

- увещевательная реклама, т.е. призывает клиента купить товар;

- сравнительная реклама;

- напоминающая и подкрепляющая реклама.

6. Формирование общественного мнения (PR PUBLICITY):

– определение отношения к фирме, товару. Сюда можно отнести:

- проведение презентаций фирмы;

- консультации;

- проведение благотворительных акций, мероприятий, концертов;

- спонсорство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.