Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА: Физическая Культура в России в начале 20в до Великой Октябрьской социалистической революции.






1.Борьба партии Большевиков за улучшение Физ.восп-я молодежи и демократизацию спортивно-гимнастического движения.

2.Физ.восп-е и спорт в УЧ.Заведения

3.Развитие теории и методики Физ.восп-я и Спорта

4.Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях.

5.Состояние спортивно-гимнаст.движения в России накануне ВОСР.

 

Начало 20в принесло с собой большие изменения в социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.В это время русский капитализм перерастая в свою последнюю стадию - империализм, что вызывало милитаризацию экономики, политики, идеологии, рост безработицы, ухудшение положения трудящихся масс. В стране происходил бурный подъем революционного движения во главе которого стояла созданная В.И.Лениным Большевисткая партия.В условиях классовой борьбы и ростареволюционного движения бужуазия и царизм стремилась отвлечь народные массы от общественно-политической жизни.В стране создавалось большое кол-во разных по своей политической ориентации клубов и обществ.В их деятельности отражалось экономическая и политическая борьба классов и партий.В этой борьбе не последнее место занимали Спортивные клубы лиги, союзы, идеологическая основа деятельности которых определялось интересами борющихся классов.Развитие Ф.К. и СП, как и всей общественности и культурной жизни, находилось под влиянием событий, переживаемых страной в эти годы.Поражение России в русско-японской войне (1904-1905) заставило обратить внимание на необходимость усиления военно-физич.подготовленности молодежи, воспитания ее в духе верности " Царю и Отечеству".Первая русская революция (1905-1907), потрясшая престол самодержавия, вызвало к жизни рост демократического и социального сознания рабочего класса. Это спосбствовало демократизации спортивного движения, особенно школьного и студенческого.В годы реакции, наступившей после поражения 1русск.революции, царское правительство стремилось направить общественно-политическую культурную жизнь страны, в т.ч. спортивную, на преступление классовой борьбы, на изоляцию трудящихся масс от революционного движения.Партия большевиков в это же время использовало все легальные и не легальные формы борьбы против реакции-в целях сплочения восп-я и подготовки класса к свержению самодержа-

вия.После спада реакции и наступления нового революционного подъема прогрессивная спортивная общественность развернула активную работу по широкой демократизации спортивно-гимнастического движения.В спортивные клубы и общества стали вступать рабочая и студенческая молодеж, школьники и ремесленники, местная буржуазия и служащие.Во многие спортивные организации пришли революционные-демократические силы, чтобы прводить вних работу по подготовке молодежи к свержению царизма и буржуазии.

1.

Большевисткая партия вела упорную борьбу с реакционной политикой царизма и буржуазии в области просвещения, умственного и физического развития молодежи. ВИЛ " К вопросу о политике министерства народность просвещения" Кап. пр-во калечит народные массы физически и духовно(эксплуатация, антисанитарные условия труда и быта разрушают здоровье)-физическое и моральное вырождение.Большая партия выступала за сохр.рабочего класса и его поколений от деградации. 1-ая программа РСДРП-2с 1903г охрана труда женщин и детей, сан.надзор состояния жилищ раб.день-8ч., ежедн.отдых(42часа) " ИСКРА" -критика воен.статистики, разл.видов спорта.1897г-Спб.Путиловский завод.Рабочие Фатьянов и Березин-Екатерингофский кружок любителей спорта: л/атл, футбол.Спортивные клубы и общества нередко становились местом проведения собраний и полит.занятий.(Москва, Харьков, Тверь, 3-ды Нитнера и Пастухова в Ростове-на-Дону, Морозовские ф-ки Орехово-Зуева).Походы, прогулки, загородн. массовки, экскурсии. По указанию партии б-ков военно-физические упр.широко использовались в подготовке боевых дружин рабочего класса, физическая закалка борцов-революционеров.Гимнастики закаливание.Борьба партии б-ов за улучшение физ.развития молодежи, за демократизацию спорт.работы побуждала прырессивную общественность уделять больше внимания Физ.восп-ию детей и подростков.

2.

Под влиянием рев.событий нач.20в прогрессивная научная и педагогическая общественность все решительные выступала о требованиями значительного улучшения физ.всп-ия в школах и др.уч.завед.(преступное отношение царских властей к здоровью школьников)среди детей рабочих икрест.распростр. малокровие, рахит, искривление позвоночника и мн.др.болезни.Некоторые меры по улучшению сам-гиг.обеспечения и подготовки гимнастики в уч.завед. 1904г-при министерстве народного просвещения был создан врчебно-санитарный отдел, с обязанностями: наблюдение за физ.восп-ем и здоровьемшкольников.Существенного влияния на практику физ.восп-я в школах.Не оказал в нач.школах(детей тр-ся)Ф.Восп-е отсутствовало.Однако необходимость готовить резервы для армии, плохое сост-е здоровья призывников требовали введения каких-либо форм Воен-физ.подготовки молодежи. 1908г-введено обучение в нар.школах военному строю и гимнастике.На должности учителей зачислялись отставные унтер-офицеры, солдаты, урядники, жаломщики.пришедшие воен.службу.Из уч-ся нач.классов формировали полувоенные отряды мальчиков-" ПОШЕШНЫХ".В отрядах школьников муштровали, разучивали с ними строевые и гимнастические упр., принятые в армии.Инвентарь: дерев.ружья, палки.флажки, трубы и барабаны.Для поднятия популярности и пропаганды" потешных" отрядов в теч.3-х лет (1910-12) в СПБустраивались смотры в присутствии царя и военного-министерства.Милитаризация школы, отвлечь подрастающее поколение от револ.настроений иготовить пушечное мясо в целях защиты интересов капитала.Рев.подъем (1910-14), передовые обществ.деятели, школьники-бедняки из " потешных" -недовольство 1914г-" потешные" перестали существовать.Значительно лучше, чем в нач.школах.Физ.восп-е было организованов.ср.уч.завед.для детей дворян, буржуазии и чиновников.В частных гимназиях, реальных и коммерч.училищах кадетских корпусах.Занятия проводили спец.учителя в неделю: 2-3 часа-на уроки Ф.восп-ия. 1913г-вопрос о Ф.В. дебатировался в Гос.Думе: Учреждена Комиссия по Физ восп-ию в средних школах, которая разработала программу с учетом занятий спортом и ручным трудом.В учебных заведениях доревол.России не было ЕДИНОЙ методики преподавания гимнастики.Все зависило от подготовки учителей.(МЕТОД сокольской гимнастики, шведская или немецкая гимн.)ср-ва и методы П.Ф.Лесгафта.Учебная работа по Физ.восп-ию дополнялось организацией во внеурочное время занятий спортом, играми, экскурсияvи" соревнованиями.Силами общественности создавались площадки, купальни, катки.Демократическая часть педагогов трудилось на поприще орг-ии Ф.восп-ия и оздоровления детей.

Н.С.Филитис Н.О.Массалитинова И.Я.Герд Н.В.Зак

Официальная педагогика не обобщала и не распространяла их передовой опыт работы.Царское пр-во насаждало иностр.методы и формы физ.восп-ия: сокольская, немецкая, шведская гимнастики.

с 1910г-скаутские отряды.(в гимн, кадетских корпусах)Большая заинтерисованность военного ведомства (резерв офицерст.)Во главе скаутск.отрядов стояли оофицеры, монарх.настроенные......... или приглаш.из Англии скаут.мастера.Скаутов воспитывали в духе верности богу и государю, вооружали военными знаниями, закаляли физически. ИХ УЧИЛИ: заниматься разведкой, оказывать помощь полиции, сокольскаягимнастика, Разл.виды спорта, спортивные игры.Деят-ть скаутских отрядов носила реакционный характер(помощь полиции в подавл.револ.выступления)1 мир.война, п-д февральск.революции.иностр.интерв., гражд.в-на.

в 1919г-они были.запрещены.С нач.20в гимнастика, спорт.и игры получили распространение среди СТУДЕНТОВ.После студенческих волнений (1901-1902) царское пр-во питалось отвлечь студентов от полит б-бы.Разрешено организовывать кружки в т.ч. для занятий разного рода физ.упр.в ВУЗавед.(Унив.СП-б, Москва, Киева, Томска) 1911-организована СП-б

1914-Московская гордск., спортивные лиги студентов, которые стали проводить соревнования среди уч-ся в УЗаведенийй.К началу войны в России было 105 ВУЗов в 40 из которых имелись спортивные кружки.В студ.среде культивировались.Фектование, лыжный и конькобежный спорт, гимнастика(сокольская и шведская) футбол, борьба и легкая атлетика, и др. виды спорта.Однако развитие самодеят-ного спорта среди студентов не могло компенсировать отсутствие Физ.восп-ия как обязат.предмета в учебных планах ВУЗов.

3.

В буржуазной России развитие Т. и Мет. Ф.В. и спорта проходило

в острой борьбе между реакционными и прогрессивными взглядами на их роль и место в системе воспитания и образования. Реакцион. бурж. пе-чать: политика “чистого спорта”, “взаимной гармонии”, классового сот-рудничества с буржуазией и чаризмом. Теория “человек-спортивная маши-на”. Спорт-как средство формирования “сильной личности” для господства над толпой, массой. Эс-лы “Спорт”. Русский скаут “, ”Русский со-кол”, ”Скаутизм в России”, ”Русский скаутизм”, ”Русское потешное войс-ко”.восхвалялись существующий строй, преданность русскому престолу, милитаризация Ф.В. и спорта. Печать не вскрывая соц-эк. причин а обь-ясняла отсутствие Ф.В. плохое состояние здоровья населения, недоста-точное питание и гигиену жилищ ж-л “Сила и здоровье “.(1909)

Валентин Владиславович Гориневский (1857-1937): ученик Лесгафта, демократ и гуманист, Спб медико-хирургич. академия. “Физ. образова-ние”.(1913) научный анализ и критика зарубежн.гимн. систем (нем сокол швед) Подробно останавливался на состоянии детей и постановке Ф.В. в школах. Против засилья военной гимнастики, за введение игр в школах, за горячие завтраки для детей неимущих родителей, за мед. контроль при занятиях физ.упр. Боролся за гармоническое развитие личности ребенка. Показывал воздействие физ. упр. на сердечно-сосудистую, костную и мы-шечную систему организма. Его научные интересы выходили за рамки Ф.В. и касались проблем тренировки в спорте.

В.Е. Игнатьев (1867-1927) “Физ. воспит.”-(1912) -проблемы здо-ровья школьников и постановка Ф.В. детей. обосновал влияние занятий Ф.У. с медико-биолог. стороны. Показывал значение гимнастики и игр для развития мышечной, сосудистой, костной сист. организма. Врачи, педаго-ги, практики: А.Вирениус, В.Крамаренко, А.Анохин, А.Крассуская - со-действовали распространению ФК среди детей, проводили внешк. занятия, работали в благотворит. обществах. Стали выходить уч. и метод. пособия.

1912- В.Поллини “ учебникпо л/атлетике”, 1916- Б.Котова “ Олим-пийский спорт”. 1909- Н.Панина “Фигурное катание на коньках”. В них закладывались основы Ф.В. и Сп. тренировки.

4.

Борьба народов России за демократизацию общ. жизни создавала объективные предпосылки для дальнейшего распространения спорта, гим-настики, игр, для организации спортивных клубов и союзов. Ко времени вступления России в 1-ую Мир. в-ну (1924) в стране насчитывалось > 1200 спорт, охотн., рыболовн. клубов и обществ. Спорт. клубы = 800 объед. 50 тыс. спортсменов. По уровню развития спорта и числу занимаю-щихся им. Россия отставала от Герм., США, Англ., Фр. Спортивное движение было весьма сложным по своему социальному составу. Члены сп. клубов: 54 проц. промышлен. торговцы, 46 проц. уч-ся, ремесленники, ин-теллигенция, продавцы, верхушка рабочих. Рабочая молодёжь крупнейших пром. центров, не имея возможности вступить в офиц. спорт. клубы, соз-давали т.н. вне уставные - дикие клубы и команды по футболу, городкам и др. видам Ф.У. и игр. Наиб. кол-во клубов насчитывали Москва, С-Пб, Киев, Рига. Отдельные спорт. организации существовали в Тбилиси, Ере-ване, Ташкенте, Минске. Сп. общ-ва “Богатырь”, ”Маяк”, всероссийские спорт. лиги и союзы по футболу, конному, теннисному спорту возглавля-лись генералами, комерсантами, банкирами, заводчиками, др. верными ца-ризму и буржуазии люди. В целях усиления контроля и политического над-зора за деят-тью спорт. об-ва создана “канцелярия главного наблюдающе-го за физ. развитием народонаселения Российской империи”. 1913г. при канцелярии создан временный совет (представит. воен., просвещ., финан-сов, путей сообщ-министерств; императорского двора) Не оказала сущ. влияния на развитие спорта. Этот пр-сс шел благодаря энтузиазму самих спортсменов: футбол; лыжн. и конькобежн. спорт; б-ба; л/атлетика; гим-настика; гребной спорт; поднятие тяжестей; баскетбол; русский хоккей (с мячём); ручной мяч; авотмотоавиа спорт. В стране проводилось боль-шое кол-во соревнований в городах и губерниях, пер-ва России(лыжи, коньки, футбол, б-ба)

Известные спортсмены: Н.Панин-Коломенкин (стр. спорт; фиг.ката-ние) Н.Струнников и В.Ипполитов (конькобежн. спорт), С.Елисеев (штан-га), А.Харлампиев (бокс), М.Свешников (гребля), П.Канунников П.Исаков, П.Батьерев (футбол), П.Бычков, Н.Васильева, А.Немухина (лыжи), В.Архипова (л/атлетика)! - содействовали развитию спорта: А.И.Куприн, В.Н.Песков, Л.А.Чаплинский, Б.М.Чесноков, П.П.Москвин, Г.А.Дюпперон.

С н.20в. - активно участв. в междунар. сор-ях товарищеских мат-чах, офиц. чемпионатах) борци, штангисты, лыжники, конькобежци, футболис-ты, хоккеисты, фехтовальщики, гребцы. Победители пр-в европы, мира, Ол. игр.

Н.Струнников (1910; 1911)- чемпион мира по конькобежн. спорту Н.Па-нин-Коломенский (1908-Лондон)-Ол. зол. мед. фиг. кат. Н.Орлов, А.Пет-ров -“- сер. мед.

С 1912-Россия официально выступала на Ол. Играх-Стокгольм (заняла предпоследнее место). Рос. Ол. Ком.-1911г. - плохая организация. В ко-манде только представители офиц. фехтов. гимнастич. школы.-> Решение проводить в России ежегодные олимпиады. 1913-Киев; 1914- Рига. При умелой организации рус. спортсмены могли успешнее выступать на Ол. иг-рах. В годы 1-ой Мир. войны царизм и бур. стремились использовать спорт и гимнастику в целях милитаристского восп. молодёжи.

1915г. - “любилизация спорта”.Спорт; гимн. об-вам; Уч. завед.-> первоначальная допризывная воен. Физ. подготовка для армии. Подавляющ. б-во клубов этого пр-сса не поддержало.

5.

Февральская рев-ция (1917) ликвидировала самодержавие, предоставила народу некот. демокр. права и свободы. Ликвидирована “ канцелярия...”- замена на Времен. совет -> “мобилизация спорта”. Партия б-ков против милитаризации школьного восп., за демократизацию школы, за улучш. Ф.В. молодёжи. Всестороннее развитие физ. и дух. сил.

Спорт.- гимн. две размеживалось. “Санитас”, ”Меркур”-бурж. /либ. напр. “чистый спорт”, ”аполитичность” необходимость сохранять нейтралитет. Союзы Сокольства, скаутов- поддержка временного правительства. Под влиянием б-ков создавались новые демократ. спорт. кружки, команды, клубы, происход. смена рук-ва старых. (Рабочие, солдаты, низш. слои служащих) С-пб: ”Коломяги”, ”Мурзинка”. В орехово-Зуеве, Одессе. Физ. подгот., овладение техникой штыкового боя, меткая стрельба. Использование помещения спорт. клубов и об-в. Помещения клуба “Спорт”.(Орехо-во-Зуево; Владивосток; Москва; Таганрог; Николаев; Одесса)-место проведения масс. митингов, собраний, ф/б матчи; спорт. выступления; нар. гуляния. Агитац.работа среди тр-ся, чл. спортив. клуба Путиловского з-да: приёмы метания гранат; штыкового боя; стрельбы; строевой подготовки. В ВОРС участвовали спортсмены: конькобеж. Я.Мельников, ф/б П.Батьерев и др. спортсмены.

 

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ.

В период империализма в России ФК и Сп. развиваются в условиях широкого революционного движ., острой полит. б-бы. Партия б-ков (ВИЛ)за сохранение здоровья, за нормальное Ф.развитие тр-ся и их подрост. поколения, за демократиз. спортивно-гимнаст. дв-я. Под влиянием об-венного движ.... намечается улучшение Ф.В. в школах (ср.) Царское пр-во проявляют интерес: к Ф.подготовке в кадетских корпусах, воен. училищах, армии и флоте, организации скаутских и др. отрядов. В стране продолжались развиваться: гимнастика, спорт, игры, создаются новые спорт. клубы, об-ва, проводятся чемпионаты страны по нек. видам спорта. Участвовали в Ол. Играх. Развиваются Т. и М. Ф.В. и Спорта. В годы 1-ой Мир. войны царское пр-во делает попытку поставить спорт на службу милитаризму. В п-д от 01. до 10. 1917г. в стране происходит резкое размежевание спортивных организаций: одни поддержив. б-ков, др. - временное пр-во, тр. -политической нейтралитет. ВОСР- новый этап в развитии ФК и Спорта.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.