Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткие выводы






Развитие промышленности, культуры и науки, военного искусства способствуют дальнейшему развитию ФК. и Сп, особенно в среде господствующего класса.Ф.В. вводиться в систему дворянского образования ( как обязательный предмет) в военных и некоторых гражданских учебных заведениях. В России создаеться система военно физ.подготовки русской армии и флота, более прогрессивной чем в Европе.

В быту народных масс продолжают развиваться и совершенствоваться лишь традиционные виды физ.упр. и игр, что находит свое отражение в творчестве художников, скульпторов, поэтов и писателей.

Подьем отечественной науки и культуры способствует дальнейшему развитию научно теоретических основ ФВ.Эти вопросы освещается в философской, педагогической, просветительской, медицинской литературы.

 

Тема: Физическая культура и спорт в России во второй половине 19-м 20 вв.

1. Развитие идейно-теоретических и научных основ Физического воспитания.

2. Учение П.Ф.Лесгафта о Физическом воспитании и его педагогическая деятельность.

3. Физическая подготовка в Учебных Заведениях и Армии.

4. Создание спортивных клубов и развитие спорта.

 

В начале второй половины 19 века феодально-крепостническая система переживала глубокий экономический, политический и военный кризис. Поражение царской России в Крымской войне(1853-1856) особенно ярко показало всю гнилость и отсталость крепостной системы. После отмены крепостного права (1861) проведение земской (1864) военной (1874) и школьных (60-80-х гг) реформ быстрыми темпами началось основание капитализма, сложение 2-х основных классов: буржуазии и пролетариата.

Между ними шла острая экономическая, политическая и идеологическая классовая борьба. царское правительство и буржуазия изыскивали всевозможные средства отвлечения молодежи от участия в этой борьбе.

В стране происходило оформление буржуазной системы воспитания и спорта, ее организационных, идеологических и методических основ.

Буржуазия и царизм использовали эту систему в своих классовых интересах, шедших вразрез с интересами народных масс.

В это же время в русской национальной культуре развивались революционные демократические идеи, направленные на использование Ф.Культуры Спорта в интересах народа.

1.

Во второй половине 18 в. вопросы Физ.восп-я как основной части общего образования всестороннего развития личности широко и глубоко рассматривались в философской педагогической и научной литературе.

Николай Гаврилович Чернышевский (1836-1981)

Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)

В своих философских и педагогических сочинениях они развивали материалистические учения о единстве человеческого организма и психики, выступали против царизма, защищали идею гармонического воспитания человека. Разработка новой педагогики и ее основных принципов: демократизма, народности, гуманизма. Цель воспитания подготовка борца-революции, нового человека, близкого к народу, настоящего патриота Родины, всесторонне духовно и физическим развитию, закаленного нравственно и морально, воспитанного защитника народных интересов.

" Что делать? " Рахметов: гимнастика Спартанский образ жизни

Сторонники народных физ. упражнений., подвижных игр, прогулок, закаливания. Полезным средством физ. развития они считали физ. труд. Критика иностранных методов гимнастики (национальная. германская гимнастика).

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

Основу его педагогической системы составляли принципы народности и гармоничности. " Человек как предмет воспитания " 1868-69гг.

Обосновал воспитательную и образовательную деятельность учителя, указал на необходимость учитывать возраст, стремление и интересы учеников.

Рекомендовал педагогу изучать психологию и физиологию, " не стоять на месте". Основа физического развития: игры и физические упражнения в сочетании с трудом.(игры обществ. направленность, отражающие трудовую и бытовую жизнь народа).

В числе средств Физического воспитания: гимнастика (умение правильно оценить свои силы), укрепление тела, развитие органов, предупреждение и излечение болезней.

Недостатки: Соседство материалистических и идеалистических элементов - вопросы Физического воспитания практиковались с чисто биологических позиций.

Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868)

В своих сочинениях он поднимал важные вопросы о пользе и необходимости Физ. воспитания детей, оздоровления и закаливания организма.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Своеобразная теория, свободного воспитания направленная на развитие активности детей, привитие им сознательности честности, любви к народу и правдивости. перекладины, ввернутые кольца, 2-х пудовых гири и пуды, станки, снаряды для гимн.упр. в Яснополянской школе. Никто фактически не руководил занятиями. Кодекс здоровья Л. Толстого:

гимнастика

фехтование

верховая езда

велосипед

городки

плавание

подвижные игры

ходьба бег

Физический труд (пахать, сеять, колоть, пилить дрова). Считал, что все это необходимо для развития человеческих способностей. Пропагандировал: среди народа гигиену, закаливание и физ. воспитание.

По его рекомендации врач Е.А.Покровский издал книгу " Первоначальное физическое воспитание детей".

Николай Иванович Пирогов (1810-1881)

Основана идея о зависимости строения органов тела человека от их функций. Это положение дало возможность выяснить влияние повторных Физических упр. на развитие и изменение форм тела человека.

В дальнейшем на этой основе были разработаны принципы функциональной анатомии.

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905)

Показал наличие прочной связи между деятельностью центральной нервной системой и мышечными движениями. Основы изучения физиологии трудовых движений и физических упражнений. Что создало материальные предпосылки для выяснения процессов формирования двигательных навыков человека в труде и спорте: положили начало изучению проблем утомления и активности отдыха при мышечной деятельности человека.

Иван Петрович Павлов (1849-1936)

Павловское учение о высшей нервной деятельности, о единстве физического и психологического, об образовании условных рефлексов имело важную значение для дальнейшего изучения роли физ. упр. в формировании двигательных навыков и умений для спортивной деятельности.

Большое значение имело учение о телах нервной деят-ти и целостности организма, открывшие широкие перспективы для развития теории и методики физ. воспитания, врачебного контроля над занимающими физ. упр., для школьной педагогики физ.восп-я.

Егор Арсеньевич Покровский (1834-1895)

Евстафий Михайлович Дементов (1850-1918)

Оставили большое литературное наследство по Теории и Методики Физ. воспитания.

" Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России" (1894)

" Гимнастика или игры" (1892)

" Развитие мышечной силы человека в связи с его общим Физическим развитием".

Физ.Упр. не только для развития силы, но и ума. Средства Восп-я: народные игры, ходьба, бег, борьба.

Проведение соревнований. Занятия плаваньем, греблей, верховой ездой, лыжным и конькобежным спортом при условии: контроль медицины, соблюдение правил гигиены. Отрицательно относились к использованию на занятиях гимн. снарядов, особенно с младшими школьниками, разрешали в старших классах.

Содействовали развитию разнообразие и физ. упр. как лучшего средства воздействия на мышечную, нервную, кровеносную систему, на воспитание нравственных и волевых качеств молодого человека.

2.

Петр Францевич Лесгафт (1857-1907)

Окончил Санкт-Петербургскую Медико-хирургическую академию (1861), защита двух диссертаций на степень доктора медицины (1865), доктора хирургии (1868), работа на кафедре физиологической анатомии Казанского университета. Уволен из Университета за статью “Что творится в Казанском университете”(1871).

НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

1874 “Основа системной гимнастики”.(Система физической подготовки для учащихся военных гимназий).Стоял на позиции естественного материализма. Единство духовного и физического, гармоническое развитие деятельности человеческого организма(Умственное, нравственное, физическое и эстетическое воспитание).В результате такого воспитания у ребенка развивается любовь к труду и он подготавливается к элементарной работе.

ТЕОРИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Основы воспитания детей: чистота, движение, гумманность в образовании, последовательность слова и дела, отсутствие произвола, наси-лия, у гнетения. Использование народных игр. “Руководство по физическому образованию детей школьного возраста” Содержание, средства и методы физического воспитания в школе: Дидактические принципы: сознательность, наглядность, активность, дос-тупность, постепенность, последовательность. Придерживаться возрастных, половых, индивидуальных особенностей занимающихся. Учитывая особенности физиологии, анатомии и антропологии выделяется КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР.

1.Простые упражнения(движения головой, туловищем, конечностями) Сложные упражнения /ходьба, бег, метания/

2. упр. с увеличивающимся напряжением / с палками, гирями, метание деревянных и железных шаров, прыжки, борьба, лазанье и др./

3 упр. связанные с изучением пространств и временных отношений / метание в цель, бег в заданном темпе, прыжки на определенном расстоянии/

4. систематические упражнения в виде сложных действий / игры простые и сложные, плавание, бег на коньках и на лыжах, фехтование, походы и экскурсия/

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

“слова” и “показа” оказанное выполнение упр.

Педагог: должен знать свой предмет, обладать достаточными знаниями: по анатомии, физиологии, психологии, дисциплинированность, сдержанность, любовь к ученикам, внешняя опрятность, изящность в движениях.

1877-1882-подготовка педогогических кадров. учебно-гимнастические Курсы руководителей физ. подготовки военных учебных заведений и армии.

1896-1905 Курсы руководительниц и воспитательниц физ. образований. /В.Л. Комаров, Е.В.Тарм, А.А. Ухтомский /

1905-1907- Высшая вольная школа

1893- Общество содействия физич. развитию учащейся молодёжи. Москва, Киев, Тифлис, Томск, Одесса и др.

- площадки для игр

- экскурсии, походы загород. в лес

- катание на коньках и др. формы отдыха и развлечений из малоимущих семей.

1901- Лесгафт выслан на 1 год в Финляндии. Подвергал научной критике зарубежные методы физ. воспитания /нем., шведские гимнастики - за отсутствие научно- педагогического подхода к подбору упражнений/.

Недостатки: - непонимание классового характера воспитания,

- отнесение педагогики к разделу биологии

- отрицание спорт. соревнований и упр. на гимн. снарядах.

3.

Широкое общественное движение за улучшение системы воспитания и народного образования вынудило царское правительство провести некоторые реформы в области просвещения.

60-70е- новые положения и уставы о народных училищах, гимназиях, университетах.

1862г- кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии дворянские учреждения - подготовка кадров для специальных военных заведений. /Расширен круг изучаемых предметов/.Во второй Петербургской военной гимназии: П.Ф.Лесгафт, К.Д.Ушинский

80-х -гимназии переименовываются в кадетные корпуса

Гимнастика дополнительное средство муштра и издевательства над кадетами.

1870г-гимнастика введена в программу учительских семинарий.

1872г-гимнастика-обязательный предмет в реальных училищах

1873г-изучает руководство по гимнастики сельских школ

1889г-”Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях”. /Бутовский А.Д./гимнастика предохраняет детей от многих болезней, воспитывает силу, ловкость, характер и мужество.

Занятия строевыми и вольными упражнениями, принятыми в русских войсках, упражнения на снарядах, /брусья, конь, перекладина/, со снарядами/ палки, гантели, гири и др./, всевозможные игры, не применялось на практике/нет специалистов, материальной базы/. Прогрессивные общественные деятели во внеурочное время организовывало детские игры, создавали спортплощадки, кружки для занятий физическими упражнениями плюс ОСФРУМ.

Развития капитализма в России привело к буржуазным преобразованиям в армии. Поражение в крымской войне вскрыло недостатки в организации боевой и физической подготовки войск.

к50-60г в гвардейских и других полках введен как обязательные для обучения война гимнастика, фехтование, штыковой бой. На спец. курсах офицеров и унтер-офицеров готовили для введения занятий по гимнастики

Военная реформа 1874г- сроки служба в армии значительно сокращались. В этих условиях предстояло за более короткий срок службы дать солдатам необходимую военную подготовку. Большой вклад в разработку М. и Т. Физической подготовки внесли генералы Михаил Иванович Драгумиров/1830-1905/Алексей Дмитриевич Бутовский /1838-1917/

Д: средства и методы обучения солдат гимнастике, штыковому бою, стрельбе, военному строю в гимнастическом городке, оборудованном: для штурма земляных укреплений и рвов.

Б: инструкции, программы, положения по Физ.подготовке в армии и Военных учебных заведениях. Руководил курсами подготовки Преподавал Историю и Методику Физ.Воспитания, разработал Методику, указания для обучения ОРУ и Прикладным Физ.упр.

Но несмотря на принятые меры, военно-физическая подготовка стояла на должной высоте лишь в тех частях и подразделениях армии и флота, командование которыми находилось в руках прогрессивного офицерства. Поражение царской армии в русско-японской войне еще раз показало всю гнилость царизма, бездарность верховного командования, слабую общую Военно-физическую подготовку царской армии.

4.

Возникновение спортивных клубов и развитие спорта в пореформенной России происходило в новых экономических и социально -политических условиях, порожденных буржуазным обществом.

Быстрое развитие капитализма, строительство заводов, фабрик, железных дорог, торговли обусловили рост городского населения и его классовое расслоение. Во всех областях культуры происходили глубокие изменения. В крупнейших промышленных городах открывались различные спортивные общества и клубы.

60-80 г.г.- спортивные клубы для крупной буржуазии и дворянства.

1860 - СП- б речной яхт- клуб

1867 - Москва речной яхт- клуб и в Киеве, Николаеве, Одессе, Ревеле/ Таллинне/.

- теннисные клубы, скаковые общества.

к. 19 в. - спортивные клубы буржуазно-демократического направления

1882 - Москва - Русское гимнастическое общество./ А.П. Чехов, В.А. Гиляровский/. демократичность, студенты, служащие, интеллигенция.

1885 г.- Первые гимнастические соревнования/11 человек/.

СП б- врач В.Ф. Краевский - кружок тяжелой атлетики / борьба и гиревой спорт/.

Велосипедный спорт / Изобретен 1801 году Артамоновым, но привезены из Германии, Англии, Франции/.Увлечение: Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А, И. Куприн.

1888- Москва- клуб велосипедистов- любителей. СП б, Рига, Харьков, Ярославль, Тула, Одесса.

2 п. 19 века- конькобежный, лыжный спорт, футбол и хоккей с мячом, бокс, лёгкая атлетика, фигурное катание на коньках.

Спортивные клубы малочисленны, решающие голоса в клубах имели члены буржуазных и дворянских сословий. Большинство обществ и клубов находились под покровительством меценатов, их материальной поддержки. Большое значение для развития спорта в России имели встречи русских спортсменов с зарубежными.

к. 19 в. - представители России принимали активное участие в Международной спортивной жизни. 1894 г. № генерал Бутовский А.Д. участвовал в Международном спортивном Конгрессе в Париже и был избран в члены МОК.

С большим успехом в состязаниях с зарубежными спортсменами соперничали русские конькобежцы, борцы, тяжелоатлеты, велосипедисты, фехтовальщики, гребцы.

1888-1889 - конькобежец Паншин -1 м., сильнейший скороход мира, Амстердамский клуб любителей бега на коньках./Америка, Голландия, Норвегия, Австрия/.

1896 г.- русский гонщик М. Дьяков - 1 - Англия, открытый чемпионат по велосипеду.

1897 г.- В. Гиляровский - почетное звание “наибольшего витязя” - выступление на Сокольском слете в Белграде. Победы в международных соревнованиях одерживали русский штангист С. Елисеев, фехтовальщик П. Заковорот, гребец М. Свешников.

Это были пионеры русского спорта. Они достигали своих лучших результатов благодаря энтузиазму и любви к спорту. Вместе с развитием спорта начали закладываться основы методики обучения и тренировки, изучения видов спорта. В период подготовки к соревнованиям большое значение предавалось режиму дня, питания, диете, массажу и водным процедурам.

 

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ.

Развитие капитализма, нарастание революционной борьбы, подъем общественно- демократического движения оказывают значительное влияние на распространение ФК и СП в нашей стране.

Прогрессивные ученые, педагоги, врачи, общественные деятели настойчиво добиваются улучшения ФВ в школах, обогащают своими трудами его научно- теоретические основы, которые не находят поддержки в правительственных кругах / В т.ч. система ФизОбразования П.Ф. Лесгафта/.

С развитием промышленности город становится центром культурной жизни. в городах организуются спортивные клубы, общества, возникает спортивно- гимнастическое движение, начинает оформляться современный спорт.

Однако развитие капитализма, особенно классовое расслоение в сельской местности, отрицательно сказывается на распространении ФК и СП среди народных масс.

В народных школах Ф Воспитание не проводится, лишь в военных учебных заведениях, армии и флоте осуществляется Физическая подготовка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.