Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие педагогики.






сначала таблица пустая а затем по мере прочтения лекции ее заполнение.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например науки, как геометрия, астрономия многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней. Так например в народной мудрости есть пословицы относящиеся к процессу обучения “ Повторение мать учения”, “Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить ” (сенситивный период - лишь недавно сделали открытие что по мере развития мозга ребенка наступают наиболее благоприятные условия для обучения, вспомните как легко запоминают дети, стихи и как тяжело это сделать взрослым), “Учись доброму, так худое на ум не пойдет”. известно, что первопричиной возникновения всех научных отраслей- потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть едва заметную роль в жизни людей. (и если вы пошли учиться, значит образование вам также необходимо в силу каких либо причин). Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни, но не только молодежи нормой становится перемена профессии в течении жизни, а значит появилась проблема подготовки и переподготовки людей среднего возраста. Этим также занимается педагогика. Рассмотрим основные этапы ее развития.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460-370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века полны глубокого смысла: “ Природа и воспитание подобны., ”, “Хорошими людьми становятся больше от упражнений чем от природы”, “ учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда”.

Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469 -399) его ученик Платон (427-347), его ученик Аристотель (384 - 322). (краткое отступление рассказ про Сократа (его диалоги, метод сократической беседы, Афины, чаша с ядом), Платона (в роще героя академа по перипатетикам) и Аристотеля (герой Ликей)). В их трудах (Диалоги, “О государстве”,?) глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Своеобразным итогом развития греко-римской педагогической мысли стало произведение ”Образование оратора” древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35-96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.

Во се времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В древней Греции, например совершеннолетним считался лишь тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими маслиновыми рощами.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы: Тертуллиан (160- 222), Августин (354-430), Аквинат (1225-1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.(

 

Эпоха Возрождения дала целый ряд мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение “ Я человек и ничто человеческое мне не чуждо”. В их числе Эразм Роттердамский (1466-1536), итальянец Витторино де Фельтрэ (1378 -1446), французы Франсуа Рабле (14 94) и Фишель Монтень (1533 - 1592).

Долгое время педагогика не являлась самостоятельной наукой, оставаясь тысячами нитями связанной с философией,

Как особая наука педагогика была впервые вычленена в системе философских знаний в начале 17 в. Английским философом и естество испытателем Френсисом Бэконом, в 1623 г. в его трактате “ О достоинстве и увеличении наук”. В нем он сделал попытку классифицировать науки в числе их, в качестве отдельной отрасли научного знания, назвал педагогику, под которой понимал “руководство чтением”.. Дальнейшее выделение ее из философии и оформление в систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 -1670). Его главный труд “Великая дидактика”, вышедший в Амстердаме в 1654 г. - одна из первых научно - педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я.А.Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. “В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах”... “ слух необходимо соединять со зрением и слово с деятельностью руки”... Необходимо учить “на основании доказательств посредством внешних чувств и разума”

В отличии от Я.А.Коменского английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания, в своем основном труде “ Мысли о воспитании “ он излагает взгляды на воспитание джентльмена - человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений. В историю педагогики вошли имена французских просветителей материалистов 18 века Дени Дидро (1713- 1784), К. Гельвеций (1715 - 1771), П. Гольдбах (1723-1879) и особенно Ж.Ж.Руссо (1712-1778) “Эмиль или о воспитании” “Вещей! Вещей! - восклицал он. - Я никогда не перестану повторять, что мы слишком много значения придаем словам: с нашим болтливым воспитанием мы и делаем только болтунов.”

Демократические идей французских просветителей поддержал и развил в своем творчестве швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746 -1827), Он предложил в своем труде “ “ прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся.

Иоганн Фридрих Гербарт ( 1776 -1841) предложил четырехзвенную модель урока, понятие воспитывающего обучения, системы развивающих упражнений” “труды “

Большой вклад в развитие педагогики внес немецкий педагог Адольф Дистервег (1790 -1886). У него впервые были сформулированы основные положения развивающего обучения.

Активно разрабатывались идеи воспитания и в русской педагогике

В.Г. Белинский (1811 - 1848),

А.И. Герцен (1812-1870)

Чернышевский Н.Г. ( 1828-1889)

Толстой Л.Н. (1828-1910)

Но мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824 -1871) “Педагогическая антропология”

Однако он не придавал педагогике статус науки, а считал ее искусством. “ Наука - это объективное, организованное изложение законов различных явлений. Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремиться творить то чего еще нет и перед ним в будущее несется цель и идеал его творчества”. “Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности. Будем различать педагогику в обширном смысле - как собрание знаний необходимых или полезных для педагога, и в тесном смысле - как собрание воспитательных правил.” в настоящий момент педагогика признана наукой, но по мнению К.Д. Ушинского она высшее из искусств. Как вы думаете изменил бы свое мнение Ушинский сегодня? Какой точки зрения придерживаетесь вы и почему?

В конце 19 начале 20 века интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли. В это время были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей. Виднейшие представители американской педагогики- Джин Дьюи (1859- 1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874 - 1949), прославившийся исследованиями процесса обучения.

Русская педагогика послеоктябрьского периода представлена С.Т. Щацким (1878-1934), П.П. Блонским (1884- 1941) написавший книгу “Основы педагогики” (1925)

Известность педагогике советского периода принесли работы Н.К. Крупской (1869 -1939),

А.С. Макаренко (1888-1939).”Педагогическая поэма”, “флаги на башнях”. Выдвинул и проверил на практике принципы создания и руководства детским коллективом, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье.

В.А. Сухомлинский (1918 -1970).Исследовал моральные проблемы воспитания молодежи.

 

Имена Даты Идеи
Демокрит 460-370 до н. э. Педагогические афоризмы
Сократ 469-399г, Платон 427-347, Аристотель384-322 469-322г  
Квинтилиан Марк 35 - 96 г. н.э. «Образование оратора»
Тертуллиан, Августин, Аквинат    
  1466-1536 1378-1446 1494-1553 1533-1592  
Я. А. Коменский    
    «Мысли о воспитании»
Ж. Ж. Руссо    
  1746-1827  
И. Ф. Гербарт    
Ф. А. В. Дистервег    
В. Г. Белинский А. И. Герцен Н. А. Добролюбов Н. Г. Чернышевский    
  1828-1910 1810-1881  
    «Педагогическая антропология»
Д. Дьюи Э. Торндайк    
    «Педагогика» (1922)
С. Т. Шацкий    
  1869-1939  
    «Педагогическая поэма»
В. А. Сухомлинский    





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.