Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типометрия






Типометрия - это система измерения размеров шрифтов, пробельных материалов, формата полосы набора, межбуквенных и межстрочных интервалов и т.п. Традиционной единицей типографской системы мер является пункт, равный У72 дюйма. В типографике существуют две единицы с аналогичным названием. Это вызвано тем, что есть французский (27, 06 мм) и английский (25, 40 мм) дюймы. Значение пункта, применяемого в странах Европы, в том числе и в России, равно 0, 3759 мм. Английский пункт используется в англоязычных странах и его значение принимается равным 0, 3514 мм. С развитием компьютерных систем, программное обеспечение которых создается за рубежом, различие в размерах пункта следует обязательно принимать во внимание.

Если речь идет о рисованном шрифте, то важнейшей его характеристикой является размер, а когда дизайнер использует компьютерные технологии работы с текстом, следует говорить о кегле шрифта.

В типографике кегль - это размер шрифта, выраженный в пунктах (пт). Приближенно можно считать, что кегль есть расстояние между верхней и нижней шрифтовыми линиями (рис. 4.9).

Более точное определение гласит, что размер шрифта, или его кегль, равен высоте той основы, на которой размещается каждая отдельная литера. Ранее существовали специальные названия размеров наиболее часто используемых шрифтов: бргшшант (3 пт), диамант (4 пт), перл (5 пт), нонпарель (6 пт), миньон (7 пт), петит (8 пт), боргес (9 пт), корпус (10 пт), цицеро (12 пт), миттель (14пт), терция (16 пт), тгкст(20 пт). Сейчас эти названия почти не употребляются, и для обозначения размера шрифта указывается лишь его кегль.

При выборе кегля шрифта дизайнер должен руководствоваться требованиями удобочитаемости текста и знать, какими шрифтами принято набирать то или иное издание.

Так, например, вполне приемлемым считается набор сплошного текста кеглем 10 пт, а всех дополнительных - кеглем 8. Для читателей, которые не испытывают затруднений при чтении больших массивов текста, он может быть набран кеглем 9, что при хорошем качестве печати не приведет к значительному снижению удобочитаемости. В изданиях, не предназначенных для «сплошного» чтения (словари, справочники и пр.) кегль основного шрифта может быть уменьшен до 8 пт, а дополнительного - до 6. В изданиях большого формата иногда применяют кегль 12 пт. Детская литература набирается крупным кеглем, размеры которого могут достигать 24 пт.

Современная компьютерная техника, использующая оцифрованные шрифты, дает термину «размер шрифта» несколько иное толкование, чем было принято раньше. Под размером шрифта здесь понимается высота прямоугольной рамки, которая условно описывается вокруг литеры. Она всегда несколько больше, чем расстояние между верхней и нижней шрифтовыми линиями, и во многом зависит от гарнитуры оцифрованного шрифта. Пример, показанный на рис. 4.10, демонстрирует разницу реальной высоты литер гарнитур «Прагматика» и «Таймс» одинакового кегля. Пунктирные линии на рисунке играют вспомогательную роль и проведены для того, чтобы подчеркнуть отличие в размерах шрифтов.

Опытные дизайнеры-графики обычно определяют размер шрифта «на глазок». Такой навык вырабатывается довольно быстро, и любой человек, некоторое время, поработав с настольной издательской системой, сможет практически безошибочно распознавать большинство кеглей используемых гарнитур.

Следует отметить, что терминология печатного дела чрезвычайно консервативна. И сейчас, когда повсеместно применяются самые современные компьютерные дизайнерские технологии, продолжают использоваться термины, родившиеся еще в эпоху ручного набора. Именно к ним относится понятие межстрочный интервал.


В отличие от традиционного типографского набора в современных электронных системах межстрочный интервал представляет собой пустое место. Поэтому указать, где заканчивается невидимая рамка литеры, а где начинается пространство межстрочного промежутка, невозможно. В этой связи при компьютерном наборе текста иногда используется другой термин - шаг смещения. Он появился в связи с распространением технологии фотонабора и показывает, на какое расстояние должна перемещаться светочувствительная бумага в фотонаборном устройстве при переходе к экспозиции следующей строки. Например, при размере шрифта 24 пт и межстрочном интервале 5 пт шаг смещения составляет 29 пт.

Термин «шаг смещения» можно рассматривать как равнозначный термину - интерлиньяж, который характеризует расстояние между двумя соседними строками текста. Правильный выбор величины интерлиньяжа является необходимым условием удобочитаемости текста и зависит от кегля шрифта. Текст, строчки которого чрезмерно плотно «упакованы», производит удручающее впечатление.

Часто размер шрифта и шаг смещения указываются в виде совместной величины, называемой размером на шаг. Так, например, в некоторых настольных издательских системах принято, что если кегль равен 24 пт, а межстрочный интервал - 5 пт, то их соотношение обозначается либо как «24 пт на 29 пт», либо в виде дроби «^/и». Ситуация, когда при наборе межстрочный интервал отсутствует обозначается «^/54».

В компьютерных системах для набора текста установка межстрочного интервала производится автоматически, причем значения берутся из стандартизованного ряда. Наиболее часто используется такое значение межстрочного интервала, при котором шаг смещения составляет примерно 120 % от размера шрифта, то есть межстрочный интервал равен 20 % от размера шрифта. Этот шаг смещения называется одинарным и вполне обеспечивает удобочитаемость текста.

В графическом дизайне иногда приходится использовать так называемый отрицательный межстрочный интервал. Межстрочный интервал считается отрицательным в том случае, если величина шага смещения меньше, чем размер шрифта. Например, если шаг смещения составляет 10 пт при размере шрифта 14 пт, то следующая строка текста будет накладываться на предыдущую.


Заметим, что ручной набор текста с отрицательным межстрочным интервалом принципиально невозможен. Такой эффект можно получить либо рукописным образом, либо с использованием электронных систем.

Отрицательный межстрочный интервал в обычных печатных изданиях используется редко. Но в дизайне рекламы, а также для текстового сопровождения различных видов прикладной и деловой графики он, безусловно, бывает полезен и придает тексту определенные декоративные качества, конечно, если это не мешает восприятию информации.

Наряду с понятием межстрочного интервала в типографике существует понятие внутристрочных интервалов, то есть интервалов между литерами и словами. Именно от них во многом зависит впечатление, производимое текстом. Точная подгонка межлитерных интервалов обозначается термином кернинг или «подрезка». Кернинг применяется в тех случаях, когда сочетание некоторых пар символов создает иллюзию нарушения равномерности интервала, принятого для всех литер в строке.

Обычно кернинг не используется для малых кеглей, поскольку в этом случае он будет просто незаметен. Поэтому в большинстве текстов кернинг применяется лишь при кеглях свыше 24 пт, то есть там, где он дает действительно ощутимые результаты.

Иногда при разработке этикеток, наклеек и т.д. бывает полезно изменить межлитерных интервал. При этом изменяется стандартное значение всего межлитерного шага, изначально заложенного в данном шрифте. В типографике такая возможность обозначается термином трекинг.

Трекинг часто используется для выделения смысловой части текста, для заполнения текстом заданной площади листа бумаги, и часто служит композиционным приемом при акцидентных работах.

При использовании трекинга следует учитывать некоторые особенности восприятия человеком типографского текста. Например, текст, набранный крупным шрифтом, будет выглядеть лучше в том случае, если литеры в словах размещаются более тесно, чем при использовании стандартного интервала. Особенно это заметно, если набор текста производится прописными буквами. Величина трекинга зависит как от размера шрифта, так и от его начертания. Для некоторых гарнитур необходим большой трекинг, для других не нужен вообще.

При наборе всегда надо соблюдать корректное соотношение межлитерных и межсловных интервалов, иначе текст будет плохо выглядеть и окажется не удобочитаемым.

Если трекинг в словах достаточно велик, то стандартные межсловные интервалы на фоне увеличенных межлитерных перестают распознаваться и текст будет выглядеть слишком слитным.

Особенно полезен трекинг в ситуациях, когда нужно плотно набрать текст, расположенный, например, в графах таблицы. Иногда в этих случаях выбирают более узкий шрифт и не заботятся о трекинге вообще, но такая таблица не всегда будет выглядеть привлекательно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.