Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В мире шрифта






 

Как уже говорилось в главе 1, дизайнеры занимаются не только графикой, но и текстом. Верстка и композиционное оформление печатных изданий традиционно входят в круг творческих интересов дизайнера, поскольку от того, как текст будет расположен на странице газеты, журнала или книги, зависит общее впечатление от издания. А раз дизайнер-график работает с текстом, значит, в первую очередь он имеет дело со шрифтами.

Шрифт - один из важнейших атрибутов любого информационного сообщения, где есть надписи. Это касается не только «бумажной» продукции (плакаты, рекламные объявления, журналы, книги и т.д.), но и электронных средств массовой информации (телепередачи, видеоролики, титры кино-фильмов, Web-сайты).

Шрифт - это графическая форма знаков определенной системы письма. В зависимости от техники исполнения различают рукописный, рисованный и наборный шрифты.

Рукописный и рисованный шрифты выполняются вручную, с использованием различных инструментов - карандашей, фломастеров, плакатных перьев, кистей и т.п. Эти шрифты часто можно видеть на транспарантах, лозунгах, призывах, других произведениях агитационно-оформительского искусства. На рис. 4.1 показан пример выполнения рукописного шрифта с помощью ширококонечного пера [23].

Те шрифты, которые выполняются наборным способом (за исключением шрифтов наборно-пишущих и фотонаборных машин), называются типографскими. Наборные, рукописные и рисованные шрифты, которые воспроизводятся печатным способом, называются печатными.


 

В соответствии с назначением печатные шрифты подразделяются на три основные группы: текстовые - для текстового набора изданий; титульные - для обложек, титульных листов, заголовков; акцидентные - для малоформатной типографской продукции (дипломов, бланков, этикеток, ярлыков и т.п.).

Рисунок шрифта тесно связан с конструкцией букв алфавита. Каждая буква состоит из формообразующих конструктивных элементов - штрихов. Они бывают трех видов: основные, соединительные и засечки (рис. 4.2).

Рис.4.1 Пример выполнения рукописного шрифта

Основными называют штрихи, определяющие основу формы буквы. Как правило, они толще штрихов других видов. Основные штрихи бывают разной толщины (в классических шрифтах толщина основных штрихов берется в 8-10 раз меньше их высоты) прямые, и кривые, вертикальные и наклонные.

Соединительными штрихами называют такие, которые объединяют основные штрихи и образуют вместе с ними конструктивную форму буквы. Толщина соединительных штрихов во многих шрифтах меньше основных, а отношение их толщин определяет контрастность шрифта. Для контрастных шрифтов максимальное отношение толщины соединительных и основных штрихов равно 1: 3, для умеренно-контрастных - от 1: 3 до 2: 3, для малоконтрастных и неконтрастных - соответственно от 2: 3 до 1: 1.

Засечками называют дополнительные штрихи, завершающие основные и соединительные элементы букв. Они придают законченность буквам, строчке - четкость, шрифту - единообразие. Засечки как элемент шрифта должны быть одинаковыми по толщине, длине, положению, форме и способу соединения со штрихами букв. Толщина засечек обычно равна толщине соединительных штрихов, а длина их боковых частей - толщине основных. Засечки бывают горизонтальными, наклонными и вертикальными. Они могут иметь форму прямого тонкого штриха, прямоугольника, параллелограмма, треугольника с прямыми и округлыми сторонами или более сложную конфигурацию. Одни из них плавно соединяются с основными и соединительными штрихами, другие – резко.

В зависимости от наличия указанных конструктивных элементов и ширины букв шрифты подразделяются на различные группы.

Конструкция букв алфавита по ширине во многом определяет графическое построение шрифта и влияет на удобочитаемость текста. По этому признаку шрифты делятся на два класса: моноширинные и пропорциональные. В моноширинных шрифтах все символы имеют одинаковый размер по горизонтали, в пропорциональных ширина символов различна. Разница между этими шрифтами особенно хорошо видна, если сравнить, например, латинские буквы \У и I или русскую букву Ш и цифру 1.

По наличию или отсутствию засечек шрифты условно делятся на две большие группы: имеющие и не имеющие засечек. Первая группа включает в себя шрифты со скругленными в углах засечками и брусковые - с засечками прямоугольной брускообразной формы. Вторая - объединяет рубленые шрифты, в начертании которых засечки отсутствуют.

При работе над оригинал-макетом, где используются рукописные или рисованные шрифты, дизайнер сначала создает законченный эскиз шрифтовой композиции на кальке - прозрачной бумаге. Затем калька подтушевывается мягким графитным карандашом с оборотной стороны, накладывается на картонную подложку-планшет и обводится твердым карандашом. Таким образом, на оригинале остается отпечаток текста, который окончательно прорисовывается краской, тушью, фломастером или каким-то другим инструментом. Можно, конечно, наносить надписи прямо на оригинал, но лучше не торопиться, так как даже опытному художнику-шрифтовику приходится делать множество исправлений, пока он найдет наилучший вариант ритмического и композиционного строя текста.

Компьютерная техника во многом упрощает подготовку текстовой части оригинал-макета. Еще несколько лет назад текст, набранный на компьютере, распечатывался на принтере в нужном масштабе, после чего вырезался и приклеивался на планшет. Но сегодня технология изготовления таких выклеенных оригинал-макетов почти не применяется, поскольку макетирование как текстовой, так и изобразительной части информационных сообщений может осуществляться полностью в экранном варианте.


Занимаясь компьютерным макетированием печатной продукции, дизайнер неизбежно сталкивается с терминологией, принятой в типографском деле.

С понятием шрифта тесно связано понятие гарнитуры. Так называют семейство типографских шрифтов одного рисунка, но разных по начертанию и размерам. Обычно в распоряжении специалиста, работающего на компьютере, имеется большое количество гарнитур, различных по рисунку и назначению: текстовых, титульных, акцидентных, афишно-плакатных и др.

На рис. 4.4 представлены образцы некоторых гарнитур, наиболее часто употребляемых в электронном дизайне для подготовки печатных изданий и акцидентной полиграфической продукции.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ академическая АКАДЕМИЧЕСКАЯ академическая АКАДЕМИЧЕСКАЯ академическая

БАЛТИКА балтика БЛЛТИКА балтика БАЛТИКА балтика

ЖУРНАЛЬНАЯ журнальная ЖУРНАЛЬНАЯ журнальная ЖУРНАЛЬНАЯ журнальная

РУБЛЕНАЯ рубленая РУБЛЕНАЯ рубленая РУБЛЕНАЯ рубленая

ЖУРНАЛЬНАЯ журнальная

ЖУРНАЛЬНАЯ

журнальная






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.