Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упрощенная структура качества жизни населения.






 

Выделение компонента " уровень здоровья и продолжительность жизни населения", в качестве одной из главных структурных составляющих качества жизни, обусловлен следующим соображением: в мировой практике уровень и динамика здоровья, продолжительность жизни ставятся на первое место при определении условий жизнедеятельности, поскольку рассматриваются как базисная потребность человека, главное условие его жизнедеятельности. Существует множество определений здоровья, которые пытаются охватить все многообразие этого феномена. Конструктивным представляется подход к определению категории здоровья, который предложен учеными Санкт-Петербургского санитарно-гигиенического медицинского института.[4] Категория здоровья представляется как такое состояние структуры функций и адаптационных возможностей (резервов) человека, которые обеспечивают ему данное качество жизни в данное время и в данной среде.

Другой, важнейшей составляющей качества жизни, является уровень жизни населения. Уровень жизни населения выражает удовлетворение материальных и культурных потребностей личности, в обеспеченности потребительскими благами, которые характеризуются, количественными показателями, абстрагированными от их качественного значения. Это: размер оплаты труда, доход, объем потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных и промышленных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.[5].

Третьим из основных структурных компонентов качества жизни населения выступает - образ жизни. Эта категория дает возможность рассмотреть комплексно во взаимосвязи содержание аспектов жизнедеятельности - положение и развитие личности, ее социальная активность; отношение населения к труду, к политике властей, к институту семьи и брака к законности и правопорядку; ценностные ориентиры различных социальных групп и т.п.

Качество жизни – комплексная характеристика социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Концепция качества жизни - это современное продолжение интеллектуальных поисков, начатых Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским, которые ввели в научный обиход понятие «ноосфера», ставшее одним из терминов словаря по социально-экономической статистике: «Ноосфера - сфера разумно организованного взаимодействия общества и природы. Биосфера превращается в ноосферу при целенаправленной деятельности человечества, путем реализации мер по рациональному природопользованию». В концепцию качества жизни, принятую в постиндустриальных обществах, включены ограничения на удовлетворение потребностей людей, обеспечивающие гармоничное развитие ноосферы:

- Охрана окружающей среды;

- Забота о безопасности производств и продукции;

- Поддержание ресурсного потенциала страны.

Центральные задачи в концепции качества жизни:

- обеспечение физического и морального здоровья общества;

- расширение употребления экологически чистых продуктов питания;

- гармонизация условия труда и т.д.

Существует понятие «социального кругооборота качества»: качество человека - качество труда - качество производства - качество технологий - качество образования - качество культуры и качество науки - качество управления - качество социальных и экономических систем - качество жизни - качество человека. Управление качеством жизни, с позиций категории качества жизни, интегрирует все виды «управлений качеством» и рассматривается, как своеобразное управление «социальным кругооборотом качества».

Качество образования - интеллектуальная революция, интеллектуализация производительных сил. Творчество становится главной функцией управления. Появляется креативный, инновационный менеджмент, как форма управления фирмами, ориентированная на раскрытие творчества, создание инновационного потенциала, разработку стратегий «поведение на рынке» с целевыми установками на «технологические прорывы». Результатом указанных сдвигов явилась дифференциация мировой экономики на два класса: класс «горячих» и класс «холодных» экономик.

Класс «горячих экономик» - это класс «быстроходных»,

наукоемких, образовательноемких и информоемких экономик. Их появление - адекватное преобразование экономических механизмов, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса, «быструю» динамику обновления наукоемких и капиталоемких товаров и технологий. В «горячих экономиках» происходит трансформация рыночного механизма, увеличивается роль механизмов планирования, программирования, формирования долгосрочных стратегий в кадровых политиках, маркетинге, инвестиционных политиках, увеличивается централизация банковской системы.

Класс «холодных экономик» - это класс «медленноходных» экономик с низкой восприимчивостью науки и образования, с низким уровнем концентрации капитала. Их технологическим базисом служат традиционные технологии. Мобильность инвестиционного комплекса в таких экономиках остается низкой.

Интеллектно-инновационная революция затронула развитие стран с «горячими экономиками». Интеллектуализация рабочей силы производительных сил общества в развитых странах сопровождает процесс «разогревания экономик». В крупных экономических структурах - корпорациях, компаниях - появляются внутренние системы образования. Постоянное повышение квалификации персонала компаний становится образом их жизни.

Качество экологии. Управление качеством экологии подразумевает управление экологическими рисками. Риск — понятие сложное и неоднозначное. С позиции качества он есть мера появления нежелательного последствия в результате принятия решения. Используя понятие меры, риск - мера качества соответствующего решения, проекта, хозяйственного мероприятия, плана, программы и т.п., измеренная в определенной шкале. Риск - понятие управленческое, связанное с надежностью, с качеством управления.

Экологический риск - сложная категория, отражающая уровень опасности появления нежелательных экологических последствий, в результате внедрения того или иного проекта, принятия и реализации определенного хозяйственного мероприятия. Важным моментом в оценке экологического риска и в управлении экологическим риском, является формализация ситуации, в зависимости от которой осуществляется дифференциация требований к исходным данным, объему проводимых исследований и испытаний. Среди направлений такой формализации предлагается введение экологической категории района. Экологическая категория района является комплексной характеристикой экологического качества района, отражающая классификационную характеристику состояний среды обитания, здоровья человека и населения, природы и естественных экосистем, классификационную характеристику состояний отдельных сред. Источниками экологического риска могут быть: предприятия, технологии, компоненты среды, могущие стать источником аварийных воздействий на предприятия, экологическую систему, не предусмотренную проектом. Источники риска, по отношению к хозяйственному объекту, могут быть внешними и внутренними. В результате проведения оценки экологического риска, можно определить экологическое качество жизни - часть системы качества жизни, включающая в себя «качество среды обитания».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.