Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко






ББК 7.43 К55


ВВЕДЕНИЕ


 

В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко

К55 Хлоп-топ2: Нетрадиционные приемы коррекционной ло­гопедической работы с детьми 6-12 лет. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. — 16 с. — (Практическая логопедия).

ISBN 5-296-00451-5

«Хлоп-топ-2» является продолжением пособия «Хлоп-топ» и так же ориентировано на комплексное воздействие на ребенка: развитие тонкой и артикуляционной моторики, зрительного и слухового внимания и па­мяти, логического мышления, звукового анализа и синтеза.

Предлагаются новые нетрадиционные тренировочные упражнения для ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми, имеющими речевые и пси­хологические проблемы.

Упражнения просты, доступны и не требуют ни специальной подго­товки, ни сложного оборудования. Поэтому могут использоваться роди­телями, обеспокоенными проблемами и трудностями своего ребенка и за­интересованными в их преодолении.

Предназначено пособие для педагогов (учителей-логопедов, дефекто-логов, психологов, воспитателей, гувернеров), родителей.

ББК 7.43

© Коноваленко В.В., Коноваленко СВ., 2004. © Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

ISBN 5-296-00451-5


Для успеха коррекционной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов, и прежде всего, достаточно вы­сокий уровень сформированности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и актив­ности ребенка, хорошо развитой общей, тонкой и артикуляционной моторики, а также устойчивая пространственная ориентировка.

Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его же­лание активно взаимодействовать в работе, способность к прояв­лению волевых усилий для достижения успеха в процессе коррек-ционного обучения.

Мы стремились к тому, чтобы тренировочные упражнения были эмоциональными, динамичными, разнообразными и неутомитель­ными.

В пособии представлены 3 группы тренингов:

1) упражнения для развития тонкой моторики (кистей и пальцев

рук), выполняемые на столе;

2) статические артикуляционные упражнения для губ, челюсти и

языка, направленные на преодоление сопротивления и соответ­ственно — на удержание заданной позы;

3) устные и письменные упражнения с элементами кодирования,
развивающие слуховую и зрительную память и внимание, зву­
ковой анализ и синтез, способствующие предупреждению дис-
графии.

Все предложенные упражнения не только не исключают тради­ционных артикуляционных и пальчиковых, но, наоборот, являют­ся своеобразным продолжением, закреплением и дополнением к ним.

В процессе работы очень важно не допускать переутомления ре­бенка. Поэтому тренировочные упражнения следует непременно чередовать с кратковременным отдыхом, дыхательной и общеук­репляющей минигимнастикой.

И всегда помнить об индивидуальной дозировке!

Основное назначение пособия — комплексное воздействие на ребенка, направленное на подготовку его к полноценному овладе­нию устной и письменной речью и в конечном итоге — к успешно­му обучению в школе.

Для работы по данному пособию необходимо иметь в наличии элементарные вещи:

— стол и стул,

— бумагу (формат А4),

— иглу для вышивания с тупым концом и широким ушком,


— толстую нить, вдетую в иглу, с завязанными одним узлом обо­
ими концами,

— лоскутки неплотной мягкой толстой ткани (размер А4),

— цветные шнурки (длина 60—70 см),

— цветные прищепки, соответствующие по цвету шнуркам,

— волчок и поролоновые мячики (диаметр 3—4 см),

— ножницы с тупыми концами,

— листы бумаги в крупную клетку (формат А4),

— деревянную палочку (длина 4 — 5 см, диаметр 1, 5 — 2 см) или
пробку из натурального пробкового дерева,

— стерильный бинт (ленту или плотную тесьму) шириной 4—5 см.
А самое главное — это Ваше терпение, Ваше пристальное вни-­
мание к ребенку и его действиям, Ваш доброжелательный, но стро­-
гий контроль, особенно при работе с иглой и ножницами, Ваша уве-­
ренность в успехе ребенка, умение видеть и радоваться вместе с
ним малейшему достижению.


I. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ

(все упражнения выполняются на столе)

1. Упражнение с волчком. Деревянный или пластмассовый
волчок раскручивается поочередно большим и указатель-­
ным пальцами, большим и средним, большим и безымян-­
ным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется
сначала пальцами, ведущей, затем другой руки.

2. Упражнение с поролоновым мячиком 1 (диаметр 34
см). Выполняется сначала кистью одной, затем другой
руки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Припод-­
нимаются поочередно пальцы от мизинца к большому и
надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая
его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола
5—10 секунд.

3. Упражнение с поролоновым мячиком 2. Мячик пооче­-
редно сжимается пальцами правой и левой рук (сначала
большими пальцами, затем указательными, средними, бе-­
зымянными и мизинцами). В каждой позиции мяч удер­-
живается не менее 4 секунд.

4. Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 1. Выпол-

няется аналогично упражнению 2, но пальцами двух рук одновременно. Очередность от мизинцев к большим паль­цам.

5. Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 2. Выпол-

няется так же, как и предыдущее, но без соблюдения оче­редности пальцев, вразброс, по изменяющейся инструк­ции взрослого, подаваемой в быстром темпе.

6. Упражнение со шнурком. Ребенок (дети) выкладывает
шнурок по заранее нарисованным взрослым разнообраз­
ным линиям (прямым — вертикальным, горизонтальным,
наклонным; кривым, ломаным — разомкнутым и замк­
нутым) на листе бумаги формата А4.

7. Упражнения с цветными шнурками (или толстыми
нитями) и карандашами.
Детям предлагается несколь-­
ко цветных шнурков длиной около 50 см и цветные ка-­
рандаши соответствующих шнуркам цветов. Дети само-


стоятельно произвольно рисуют различные линии или геометрические фигуры, подбирают соответствующие по цвету шнурки (нити) и выкладывают их по нарисован­ным линиям.

8. Упражнение «Непослушные узелки». На толстой хлоп­
чатобумажной нити надо завязать пальцами одной руки
как можно больше узелков (другая рука не помогает!),
затем упражнение выполняется так же другой рукой. По
окончании работы пересчитать узелки, зажимая каждый
двумя пальцами поочередно (большим — указательным,
большим — средним, большим — безымянным, большим
— мизинцем).

9. Упражнение «Умелый портной». Используется толстая
игла для вышивания с тупым концом и широким ушком (в
иглу вдета толстая нить с завязанными одним узелком обо-­
ими концами) и квадратный лоскуток неплотной мягкой
ткани размером 10 X 10 см. Один край лоскутка необходи-­
мо обшить, держа иглу указательным и большим пальцем,
второй — средним и большим, третий — безымянным и
большим, четвертый — мизинцем и большим. Задание вы­-
полняется сначала ведущей, затем другой рукой.

 

10. Упражнение «Иглахудожник 1». Для этого упраж-­
нения понадобится лист бумаги формата А4, лоскут тол-­
стой одноцветной мягкой ткани такого же размера, тол-­
стая игла для вышивания с вдетой в ушко толстой ниткой
с завязанными одним узлом обоими концами. На листе бу­-
маги взрослый предварительно рисует контуры простых,
хорошо знакомых детям предметов (геометрические фи-­
гуры, солнышко, мячик, домик, елочка и т.д.). Под лист
бумаги с контурными рисунками подкладывается лоскут
ткани. Ребенок прокалывает бумагу по контурам предм-е­
тов, держа иглу сначала большим и указательным паль-­
цем, далее работа выполняется со сменой пальца: боль-­
шим и средним, большим и безымянным, большим и ми-­
зинцем. Расстояние между проколами на бумаге
приблизительно 2 -3 мм (по показу взрослого).

11. Упражнение «Иглахудожник 2». Выполняется анна-­
логично упражнению 10, но без предварительного прори-


совывания контуров предметов на листе бумаги. Ребенок прокалывает чистый лист бумаги по словесной инструкции («Нарисуй иголкой квадрат, треугольник, домик, мячик, солнышко и т.д.»). После окончания работы ребенок само­стоятельно или с помощью взрослого анализирует получив­шийся результат (после рассматривания на свет).

12. Графический слуховой диктант с иглой 1. Для выпол­
нения диктанта понадобится чистый лист бумаги в круп-­
ную клетку, под который подложен лоскут толстой мягкой
ткани, а вместо карандаша используется игла для выши­
вания (см. упр.9, 10, 11). Проколы выполняются в углах
клеток под диктовку, начиная от обозначенной взрослым
точки на листе. Так же, как и в упр-х 10, 11, при работе с
иглой сочетание пальцев меняется, но последовательность
определяется инструкцией взрослого. В конце диктанта ре-­
бенок рассматривает лист бумаги и пытается отгадать по­
лучившиеся предметы, затем обводит по проколам на лис­
те контуры и уточняет правильность отгадок.

13. Графический слуховой диктант 2 выполняется анало­
гично упражнению 12, но контуры предметов по проко­
лам не прорисовываются.

14. Упражнение «Строители». В качестве строительного
материала для различных построек используются шаш­
ки, которые можно заменить крышками от бутылок с
«Пепси-Колой», «Кока-Колой», «Мириндой» и т.д. Вна­
чале строительство ведется по образцу, позднее по замыс­
лу pe6eка. При складывании постройки ребенок берет
каждую шашку указанными взрослым пальцами(боль-
шим — указательным, большим — средним, большим —
безымянным, большим — мизинцем). Инструкция может
быть как простой, так и сложной (2-, 3-ступенчатой). Воз­-
можны, даже желательны, соревнования между детьми
на самую высокую, самую интересную, самую фантасти­
ческую постройку и т.д.

15. Слуховой диктант «Шагаем ножницами». Для диктан­
та используется бумага в крупную клетку и ножницы с
тупыми концами. Выполняется диктант при строгом кон­
троле взрослого и четком соблюдении правил безопасное-


ти при работе с ножницами. Для этого предварительно в течение нескольких дней, а при необходимости недель, следует упражнять ребенка в правильном и безопасном пользовании ножницами до получения устойчивых навы­ков. При выполнении диктанта обязательно соблюдение 3 условий:

— Четкое следование инструкции взрослого;

— Чередование вертикальных и горизонтальных «ша-­
гов»;

— Размеры «шагов» соответствуют четному количеству
клеток (например: 4, 2, 8 и т.д.),

После окончания работы рассматривается вырезанная фигура.

16. Упражнение «Колечко» с деревянной палочкой (длина
4- 5 см, диаметр 1, 5 — 2 см) или стандартной пробкой от
бутылки (из натурального пробкового дерева). Все паль­
цы выпрямлены, ладони прижаты к столу. Каждый па­
лец по очереди обхватывает палочку (пробку) колечком.
Все остальные пальцы остаются выпрямленными и плот­
но прижатыми друг к другу. Упражнение выполняется
пальцами сначала ведущей, затем другой руки.

17. Упражнение «Ножницы» с деревянной палочкой или
пробкой (см. упр. 16). Пробка или палочка зажимается
между двумя пальцами ведущей руки сначала у их осно­
вания, затем режущими движениями («Ножницы») па­
лочка (пробка) постепенно перемещается к первым (верх­
ним) фалангам и крепко удерживается. Все остальные
пальцы выпрямлены и плотно прижаты друг к другу. За­
тем работа продолжается со следующей парой, средним и
безымянным пальцем, далее безымянным и мизинцем, и
аналогично — пальцами другой руки.

18. Упражнение «Веселые прищепки 1». На перекладине или
на горизонтально натянутой веревке на расстоянии 10 — 1
5 см друг от друга привязываются шнурки синего, желто-­
го, зеленого и красного цвета (длина шнурков 60 — 70 см).
Ребенок должен выбрать прищепку и поймать ею свобод­
ный конец шнурка соответствующего цвета (т.е. прицепить
прищепку не выше, чем в 10 см от конца шнурка).


 

19. Упражнение «Веселые прищепки 2». Выполняется ана­-
логично упр. 18 с некоторым усложнением: после того, как
ребенок ознакомился с расположением шнурков, ему
предлагают выбрать какую-либо прищепку и поймать
шнурок соответствующего цвета с завязанными глазами.

20. Упражнение «Веселые прищепки 3». После усвоения
упражнения 19 задание еще более усложняется: ребенку
предлагается ловить прищепками подвижные шнурки
(взрослый в это время двигает перекладину или дергает
горизонтальную веревку, на которой закреплены цветные
шнурки).

21. Упражнение «Послушные пальчики». Обе ладони ребен­-
ка плотно прижаты к поверхности стола.

Вариант А. Поочередно по одному (от мизинца или от большого) пальцы сгибаются, при этом остальные остают­ся выпрямленными и плотно прижатыми к поверхности стола.

Вариант Б. В усложненном варианте ребенок выпол­няет это упражнение строго в соответствии с показом си­дящего напротив взрослого, не допуская зеркального от­ражения.

Упражнение выполняется с постепенным наращивани­ем темпа.


И. СТАТИЧЕСКИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для губ без предмета

Упражнение «Упрямая улыбка». Ребенок растягивает губы в улыбке и удерживает их в таком положении, а взрос­лый «мешает» ему улыбаться, сжимая губы рукой в «Тру­бочку», преодолевая сопротивление мышц ребенка. Выпол­няется 10—15 раз.

Упражнение «Упрямая трубочка». Ребенок вытягивает губы трубочкой и удерживает их в таком положении не­сколько секунд, затем взрослый рукой пытается, преодолев сопротивление мышц, растянуть губы ребенка в улыбку. Выполняется 10—15 раз.

Упражнения для языка с водой «Нерасплескай воду»

Упражнение 1. Язык в форме глубокого «ковша» с не­большим количеством воды (вода может быть заменена со­ком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко рас­крытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10-— 15 раз.

Упражнение 2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно переме­щается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не зак­рывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

Упражнение 3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выпол­няется 10—15 раз.

Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом

(бинт разового пользования, строго индивидуален, разме­ры: длина 25 — 30 см, ширина — 4 — 5 см)

Упражнение 1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в тече­ние 10 — 15 секунд.

Упражнение 2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.


Упражнение 3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наобо­рот, из левого — в правый и т. д. Выполняется 10 раз.

Упражнение 4. В отличие от упражнения 1 бинт закусы­вается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10—15 секунд, зажим ослабляет­ся на несколько секунд. Зажим — расслабление чередуются 10—15 раз.

Упражнение 5. Бинт закусывается и зажимается не рез­цами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то пра­выми. Выполняется 10 раз.

Упражнение 6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широко­го ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается выта­щить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10—15 секунд. Повторяется до 10 раз.

Упражнение 7. В отличие от упражнения 6 бинт прижи­мается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражне­ния 1, 6.

Упражнение 8. Бинт крепко прижимается ко всей повер­хности нижней губы широким мягким языком в форме «ло­патки» («блинчика»). Далее упражнение выполняется так же, как упражнения 1, 6, 7.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.