Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Права налогоплательщиков






Ст.21 НК содержит перечень тех прав, которые на сегодняшний день закреплены за налогоплательщиками. Есть маленький нюанс, который характеризует развитие ситуации. В Законе " Об основах налоговой системы" сначала шла статья об обязанностях налогоплательщиков, а потом статья о правах налогоплательщиков. В кодексе - наоборот, что указывает на уважение нашего законодателя к налогоплательщику, который за период с 1992 года сумел все-таки добиться уважения к себе.

 

Итак, все права, которые представлены в ст.21, можно сгруппировать по определенным критериям и представить в определенной системе.

Первая группа прав - права налогоплательщиков в сфере информации об установлении, введении и уплате налогов. Здесь три права и все они новые. В НК они появились как новые, ранее отсутствовавшие и, безусловно, положительные.

 

Первое право заключается в том, что налогоплательщик имеет право на получение налоговых органов бесплатной информации о действующих налогах, сборах и о правовом регулировании уплаты налогов и сборов. Здесь важно, что это право бесплатное, во-вторых, что оно предоставляется по месту учета налогоплательщика. На самом деле западный стандарт заключается в том, что каждый налогоплательщик наделяется бесплатным пакетом действующих нормативных актов. Для нас это дорого и каждому налогоплательщику выделять пакет налогового законодательства невозможно, тем более что оно обновляется регулярно. До этого мы еще не дошли, но в каждой налоговой инспекции оборудован стенд, в котором дана информация налогоплательщику о тех налогах и сборах, которые взимаются, о его правах и обязанностях. По желанию налогоплательщику можно получить пакет документов, но это уже как платная услуга.

 

Кроме того, ст.16 НК отдельно требует от налоговых органов ежеквартального опубликования сведений о региональных и местных налогах. По федеральным налогам этого требования нет, потому что есть официальное опубликование и предполагается, что эти источники доступны. А вот по региональным и местным налогам как раз на МНС возложена эта обязанность ежеквартального опубликования региональных и местных налогов, что совершенно справедливо, в источниках МНС. В Санкт-Петербурге это журнал " Налоговый вестник".

 

Второе право из этой серии - это право на получение от налоговых органов письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства. Важнейшее право, кардинально по-иному выстраивающее технологию взаимоотношений налогоплательщика и налогового органа. То есть предполагается, что добропорядочный налогоплательщик, затрудняющийся предусмотреть все возможные налоговые последствия какой-то сделки, может обратиться в налоговый орган, который даст письменное разъяснение по этой сделке либо разъяснит вопрос, который вызывает у него затруднение.

 

Но эта совершенная справедливая вещь ограничена ст.111 НК, где сказано, что получение таких письменных разъяснений и следование им снимает вину с налогоплательщика, если произойдет нарушение налогового законодательства. И понятно, что у налоговых органов весь интерес давать письменные разъяснения автоматически исчезает, потому что тогда все налоговые правонарушения, невозможность взыскания штрафа и недоимок ложатся на налоговые органы. Поэтому само это право реализовать очень сложно.

 

Есть совершенно позитивный опыт Германии, до которого, может быть, мы дойдем, когда налогоплательщик заключает с финансовыми органами предварительный договор о налоговых последствиях. Они садятся рядом, просчитывают все последствия и дальше налогоплательщик уже знает, что его сделка завершится вот такой-то суммой налогов. И такой договор становится обязательным для обеих сторон. Пока мы до этого не дошли хотя бы потому, что сами налоговые органы не в состоянии проследить такие последствия, учитывая наше законодательство.

 

И третье право в группе прав в области информации - это право требовать от налоговых органов соблюдения налоговой тайны. Ст.102 вводит понятие налоговой тайны и право налогоплательщика на сохранность этой тайны. При этом в статье есть перечень сведений, которые к налоговой тайне не относятся.

 

Следующая группа прав налогоплательщиков - это права в сфере исполнения налоговой обязанности. Здесь надо указать на право использовать налоговую льготу и это именно право, поскольку ст.56 допускает отказ от использования налоговой льготы.

 

Следующее право - право на досрочное исполнение налоговой обязанности, с.45 НК. Хотя здесь тоже досрочное исполнение налоговой обязанности порождает разные ситуации, но, тем не менее, такое право есть.

 

Здесь же можно говорить о праве налогоплательщика требовать ясности налогового законодательства. Здесь речь идет о том, что все противоречия, неясности в налоговом законодательстве толкуются в пользу налогоплательщика. Поэтому это право формулируется именно таким образом - ясность налогового законодательства как основа исполнения налоговой обязанности.

 

Далее здесь можно говорить о праве на отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и право на использование представителя в налоговых правоотношениях. Речь идет об уполномоченном представителе, когда можно фактически нанять физических или юридических компетентных лиц для того, чтобы представлять свои налоговые отношения, а не заниматься этим лично. Это последнее право как раз создает институт налоговых консультантов.

 

Следующая группа прав налогоплательщиков, вытекающая из ст.21, это права налогоплательщиков в сфере налогового учета и налогового контроля. Здесь можно говорить о праве налогоплательщика присутствовать при проведении процессуальных действий налогового контроля, праве на получение копий актов налоговой проверки и иных решений налоговых органов, праве на получение требования об уплате налога и налоговых уведомлений и праве представлять свои пояснения по исчислению и уплате налогов.

 

Следующая группа прав - права налогоплательщиков в сфере привлечения их к налоговой ответственности и в сфере защиты своих прав, поскольку это взаимосвязанные вещи. Здесь можно говорить о праве налогоплательщиков на учет обстоятельств, смягчающих ответственность, праве обжаловать решения налоговых органов, их действия и бездействия должностных лиц. При этом способ защиты остается за налогоплательщиком, то есть можно воспользоваться административным порядком защиты, можно воспользоваться судебным, можно воспользоваться тем и другим одновременно. Здесь налогоплательщик ничем не ограничен.

 

Нельзя не указать на еще одно право, хотя оно кажется сомнительным - право не выполнять неправомерные требования налоговых органов. Понятно, что неправомерность - это оценочная категория, и если налогоплательщик оценит действия или требования неправомерными, а впоследствии они будут признаны правомерными, то все вредные последствия будут лежать на налогоплательщике. Представляется, что совершенно напрасно появилась эта норма в НК, потому что она как бы закладывает презумпцию неправомерности действий налоговых органов, хотя, наоборот, необходимо исходить из того, что действия и требования налоговых органов правомерны, а обратное доказывается в суде.

26. Каковы функции государственно-правового управления Администрации Президента РФ?

27. Что такое аналитический центр по правовой политике Президента РФ?

28. Какие обязанности возложены на владельца персональных данных?

29. Относятся ли таможенные органы к правоохранительным органам? Ответ обоснуйте ссылками на законодательство, комментарии юристов.

30. Какие виды нормативных правовых актов вправе издавать таможенные органы? Какие нормативные правовые акты таможенных органов не подлежат государственной регистрации?

13. Корреспондент газеты, присутствующий на заседании арбитражного суда, после публичного оглашения судебного акта потребовал от судьи его копию для публикации в своей газете. Как в этой ситуации должен поступить судья? Дайте ответ со ссылками за законодательство, судебную практику и комментарии законодательства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.