Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мастера графического модерна






Родоначальником модерна в Европе считают дизайнера и архитектора Анри Ван де Вельде. Именно он осмыслил эстетику «Искусств и ремесел» и в значительной степени способствовал ее переносу в Европе. Вельде одним из первых систематически воплотил новый стиль в архитектуре и типографии. Он использует уже знакомые нам формообразующие элементы: динамичную растительную линию, создание законченного и заполненного пространства с разнообразными плавными переходами. В этой «органической линии» есть свобода движения, свобода от корней и притяжения земли, есть захват пространства и природная щедрость. Эстетика модерна в этом отношении очень близка поэтике символизма – популярного в то время направления в искусстве. Арт нуво тоже ориентирован на выражение единства внешней среды и духовного опыта в повседневной жизни.

Вельде прекрасно понимал столь глубокие аспекты эстетики арт нуво. Он сформулировал фундаментальный принцип, который является не только основанием модерна, но и базовым принципом современного дизайна. Это принцип тематического единства и целостности среды. Дизайнер не создает шрифт или вещь. Дизайнер создает среду обитания человека. И эта среда должна воспитывать в каждом чувства доброты и прекрасного. Это, конечно, уже знакомая нам философия Раскина и Морриса.

В 1895 году в Париже открылся исторический салон-экспозиция «Салон Арт нуво», где Анри Ван де Вельде выступил как дизайнер интерьера. Организовал салон известный арт-диллер и подвижник японизма Самюэль Бин (он же ввел сам термин «арт нуво»). Салон собрал активных сторонников арт нуво, которые не только интересовались творчеством друг друга, но и искали заказчиков. Все они были сторонниками декоративной выразительности, однако понимали, что необходимо искать гармоничное сочетание декора и функциональности.

Мастерами и иконами плакатной графики модерна считаются Жиль Шере, Южин Грассе, Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Герберт Макнейр.

Анри Ван де Вельде: дизайнер и его работы.

 

Заключение

История графического дизайна, безусловно, не заканчивается на эстетике арт нуво. Стиль модерн в первые несколько десятилетий двадцатого века сменит модернизм – самое влиятельное и глобальное направление в современном дизайне вообще. История модернизма, его многогранность и оригинальность, его развитие в искусстве и профессиональном дизайне являются предметом отдельного обсуждения в отдельном учебнике.

В данном учебном пособии мы проследили основные исторические, эстетические и технологические вехи в развитии графического дизайна как самостоятельной и весьма обширной области профессиональной деятельности.

Важнейшим уроком из этой истории является понимание того факта, что графический дизайн в любую эпоху неразрывно связан с общекультурным контекстом, в котором он развивается. Понять египетскую письменность, ее визуальное совершенство сложно без понимания духовной и материальной культуры Древнего Египта. Типография эпохи Возрождения и иллюстрированные манускрипты Средневековья отражают культурные черты своей эпохи. Однако профессиональный взгляд дизайнера должен увидеть и проследить самые ценные элементы графического формообразования любой культуры как некие универсальные коды визуальной коммуникации.

Именно эту цель – формирование исторического понимания графического дизайна как профессионального занятия у будущих специалистов в этой области – мы сделали главной в изучении данного материала.

Проверить свои знания вы сможете с помощью системы тестов, подготовленных на основе изложенного текста и иллюстраций к нему. Список литературы поможет сориентироваться для дальнейшего самостоятельного изучения истории графического дизайна.

 

Список литературы

Основная литература

  1. Бхаскаран Л. Дизайн и время: Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: АРТ-РОДНИК, 2006.
  2. Лаврентьев А.Н. История дизайна. М.: Гардарики, 2007. (Сер. Disciplinae).
  3. Михайлов С.М. История дизайна: В 2 т.: Учеб. пособие. М.: Союз дизайнеров России, 2004.
  4. Черневич Е. Графический дизайн в России. М.: СЛОВО/SLOVO, 2008
  5. Бахтиаров А.А. История книги на Руси. СПб., 1890.

Дополнительная литература и электронные ресурсы

  1. Туэмлоу Э. Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи. М.: Астрель: АСТ, 2006.
  2. Райн Х. Самый полный справочник. Графический дизайн. М.: Астрель: АСТ, 2008
  3. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов. М.: Изд-во МГТУ им. Косыгина, 2003.
  4. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: Кн. для учащихся. М.: Просвещение: Творческая группа Incub, 1985.
  5. Тюрина Л.Г. История издательского и полиграфического дела: Учеб. пособие. М.: МГОУ, 2008.
  6. Баренбаум И.Е. История книги [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hi-edu.ru/e-books/HB/index.htm
  7. Розанова Н.Н. Рисунок: историко-теоретические и методические аспекты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hi-edu.ru/e-books/xbook073/01/index.html
  8. Виноградова Л.А.История книжного дела в России (988–1917): Курс лекций для вузов. М., 1991.
  9. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М., 1988.
  10. Хрестоматия по истории книги. М., 1995. Ч. 1.
  11. 400 лет русского книгопечатания в России. 1564–1964: В 2 т. М., 1964.
  12. Варбанец Н.В. Иоханн Гуттенберг и начало книгопечатания в Европе. М., 1980.
  13. Горфункель А.Х. Печатная и рукописная книга в Италии в XVI в. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 114–120.
  14. Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. М., 1983.
  15. Добиаш-Рождественская О.А. История письма в средние века. М., 1987.
  16. История Инкунабула (на англ.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ndl.go.jp/incunabula/e/index.html
  17. Архив современного графического дизайна [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://designarchives.aiga.org/#/home
  18. Зиховски Р. фон, Тиман Г. (сост.) Книгопечатание как искусство. Типографы и издатели 18–20 веков о секретах своего ремесла. М.: Книга, 1987.
  19. Капр А. Эстетика искусства шрифта. М.: Книга, 1979.
  20. Gottschall E.M. Typographic Communication Today. Cambridge (Mass.), 1989.
  21. Meggs P. A History of graphic design. New York: John Willey & Sons, inc., 1993.
  22. Том 19. Модерн. [Электронный ресурс]. Режим доступа: CD-ROM, Директ-Медиа, 2004.
  23. Первобытное искусство [Электронный ресурс]. Режим доступа: CD-ROM, AstraMedia, 2010.
  24. Том 25. Фотография и дагеротип: 5000 шедевров [Электронный ресурс]. Режим доступа: CD-ROM, Директ-Медиа, 2003.

 

Тестовые задания включают 100 вопросов, сгруппированных в 20 содержательных блоков.

  1. Что из перечисленных видов деятельности не относится к графическому дизайну?

Разработка проектов интерьеров

 

Самая ранняя форма письменности называется

  • Пиктографическое письмо

К какой культуре принадлежат данные объекты с нанесенными графическими изображениями?

 

  • Египетской

Древние римляне использовали так называемую рустику как

  • Способ беглого (быстрого) письма





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.