Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распространение печати в Европе






Немецкие печатники вдохновили книгоиздателей во всех крупнейших деловых и культурных центрах Европы. По свидетельствам историков, в 1480 году типографии работали уже в 31 городе Италии, 7 городах во Франции и 2 в Англии. В 1500 году в 140 европейских городах печаталось 35 тысяч названий общим тиражом 9 миллионов экземпляров. Всего за 50 лет типографское дело превратилось, по сути, в самостоятельную отрасль промышленности – первую в истории! Этот книжный бум закончился кризисом перепроизводства и банкротством многих издательств, поскольку в реальности на такой объем книгоиздания просто не было достаточного количества читателей. Известны примеры запретов книгопечатания и даже истории, подобные решению Папы Юлиана II заказать перепись от руки книг, которые были уже напечатаны и представляли большое значение для Ватикана.

В каждой стране Европы основатели первых типографий стали важными историческими персонажами. Среди них англичанин Уильям Какстон. Он привез немецкое изобретение на родину в 80-х годах XVвека и организовал издательское дело в Вестминстере. Благодаря Какстону началась стандартизация английского языка в типографии и увидела свет английская литература в печатном виде. Во Франции центром книгопечатания стал Парижский университет, где первыми издательское дело основали немцы в середине 1470-х. С точки зрения дизайна среди первых французов-издателей можно выделить Филиппа Пигуше, поскольку его любовь к готике дала интересные графические решения – использование точек в качестве тонировки. И Какстон и Пигуше тяготели к имитации готических манускриптов, а потому оба являются примером того, как действует культурная инерция – производить новыми средствами те же самые образцы прошлого.

Распространение и развитие печати носило не только количественный, но и качественный характер. Постепенно начали появляться новые форматы. Известно, что в эпоху Возрождения появились первые газеты. Однако у них есть прототипы. Это напечатанные на одном большом формате информационные листы (по-английски их называют broadsides – афиши). Они содержали объявления, изображения предметов и людей и стали первой формой актуальной, регулярной публичной коммуникации. Вот несколько примеров этого нового формата.

Издания Филиппа Пигуше.

Новые форматы печати: информационные листы.

 

3.5. Успехи типографии в Италии – возвращение к античным традициям

Наиболее выдающиеся успехи в развитии типографского дела были достигнуты в Италии. На родине Ренессанса мы обнаруживаем колоссальные достижения в графическом дизайне, связанные, конечно, с тем, что основной задачей Возрождения в целом было возвращение и обогащение традиций греко-римской античности. Центрами печати в Италии стали Флоренция и Венеция. Стоит ли говорить, что знаменитые покровители искусства и культуры – аристократы семейства Медичи – внесли огромный вклад в развитие книгопечатания в Италии.

Среди первых печатников в Италии конечно же были немцы. Эрхарт Ретдольт продемонстрировал в новой для него культуре гуманизма и приверженности античным идеалам образцы технологии печати и подражания готическому манускрипту.

Венецианского печатника Альдо Мануцио можно смело считать создателем итальянской печатной традиции эпохи Возрождения. Мануцио был монополистом на издание античной классики в родной Венеции: книг по философии, этике, геометрии, медицине и т.д. В 1490-х его типография Альдино Пресс напечатала все доступные тексты античного философа Аристотеля в соответствии с каноном классического романского стиля (мы обсуждали его в разд. 2.1). Мануцио полностью отказывается от следования образцу готического средневекового манускрипта. Вот несколько примеров изданных Мануцио книг.

 

Начало книгопечатания в Италии. Эрхарт Ретдольт. 1470-80-е.

Издания Альдино Пресс. Венеция. Конец XV – начало XVI века.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.