Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Департамент государственного протокола МИД РФ






Верительные грамоты (фр. Lettres de cré ance, англ. Credentials) — документ, которым снабжается глава дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения его представительного характера и аккредитования в иностранном государстве. 1 В нём выражается просьба верить всему тому, что будет излагать посол от имени главы своего государства и правительства, отсюда и пошло название документа 2. Гра́ мота (grammata — византийское) — на Руси X — XVII веков деловой документ (главным образом, так называли акты) и письма (официальные и частные). Термин заимствован изВизантии, где grammata обозначала послания, указы а также любые другие письменные документы.

В современной дипломатии при установлении и поддержании дипломатических отношений верительные грамоты при назначении в страну пребываниядипломатических представителей высшего ранга:

§ подписываются лично главой государства, назначающего дипломатического представителя:

§ скрепляются подписью министра иностранных дел;

§ адресуются лично главе государства пребывания;

§ вручаются лично дипломатическим представителем высшего ранга главе государства пребывания в торжественной обстановке

§ порядок (очерёдность) вручения верительных грамот или представление их заверенных копий определяется датой и часом прибытия главы представительства.

  • Грамоты начинаются с официального, конституционного наименования главы государства, который направляет посла.
  • Затем следует полный титул главы принимающего государства.
  • Выражается желание назначением нового посла способствовать дальнейшему развитию и углублению отношений между двумя странами.
  • В тексте грамот указывается, что глава государства просит главу другого государства, к которому верительные грамоты адресованы, верить всему тому, что данный дипломатический представитель будет заявлять в стране пребывания; фиксируется, кто направляется в качестве представителя и в каком ранге, причем, как правило, констатируется состояние отношений между странами.

Просьба верить действиям и словам дипломатического представителя — основное в верительных грамотах. Но следует отметить, что верительные грамоты сами по себе не дают права дипломатическому представителю подписывать международные соглашения без специальных на то полномочий за подписью главы государства или главы правительства.

В республиках и конституционных монархиях они, как правило, скрепляются министром иностранных дел, в абсолютных монархиях этого нет.

В большинстве стран вручение верительных грамот является результатом признания и означает взаимное признание де-юре двух правительств. В некоторых государствах вручение грамот не требует обязательного признания де-юре. В этом случае вручение верительных грамот может сопровождаться оговорками о характере отношений. Верительные грамоты удостоверяют представительный характер деятельности дипломата.

Форма верительных грамот является своеобразным отражением дипломатического права стран. Их редакция различная. Она определяется тем, из какой страны пребывает дипломат, этапам её исторического развития. В феодальную эпоху верительные грамоты отличались большой пышностью формы и стиля. В новейшее время формат грамот везде становится проще.

Прибывший дипломатический представитель обязан для осуществления своих функций как можно быстрее вручить верительные грамоты главе государствастраны пребывания. В случае неоправданной задержки вручения грамоты правительство страны пребывания вправе требовать его отзыва.

Если дипломатический представитель приезжает в страну впервые после установления дипломатических отношений, то он обычно делает краткое заявление для печати по прибытии в столицу данного государства, в котором сообщает о задачах, поставленных перед ним пославшим его правительством.

В большинстве стран в связи с напряжённым графиком работы главы государства торжественные церемонии по случаю вручения послами верительных грамот проходят не индивидуально, а организуются с периодичностью 2-4 раза в год. При этом на каждой церемонии сразу несколько послов по очереди вручают свои верительные грамоты 9 10 . Порядок (очерёдность) вручения верительных грамот или представление их заверенных копий определяется датой и часом прибытия главы представительства.

До вручения представителем своих верительных грамот все отношения с официальными органами государства пребывания осуществляются только через протокольный отдел министерства иностранных дел данной страны.

Как правило, еще до официальной церемонии вручения верительных грамот главе государства и сразу по прибытии в страну дипломатический представитель наносит незамедлительно визит руководителю протокольного отдела и узнает у него установленный в данном государстве порядок вручения верительных грамот.

Потом он наносит визит министру иностранных дел, с тем, чтобы представиться, передать ему копию верительных грамот 11 и текст речи, которую он намерен произнести при его вручении, если это предусмотрено по обычаям данной страны. С момента вручения копии верительных грамот министру иностранных дел страны пребывания считается, что посол приступил к исполнению своих обязанностей де-факто.

Однако официальной датой вступления в должность де-юре считается час и день вручения дипломатическим представителем верительных грамот главе государства страны пребывания.

Если посол едет на смену, а не первым дипломатическим представителем, то вместе с верительными грамотами ему дают и отзывные грамоты его предшественника.

Отзывные грамоты (рекредитив, Letters of recall) — официальное письмо главы государства, пославшего дипломатического представителя, главе государства, принявшего дипломатического представителя, об отзыве этого представителя с занимаемого им поста. Отзывные грамоты — документ, посредством которого правительство объявляет об отзыве своего дипломатического представителя.

Так же как и верительные грамоты, отзывные грамоты подписываются главой государства и скрепляются подписью министра иностранных дел. Подобно верительным, — отзывные грамоты адресуются главе государства. В них сообщается о факте отзыва дипломатического представителя и выражается надежда, что он содействовал поддержанию и развитию отношений между странами.

В современной практике редко встречается, чтобы убывающий дипломатический представитель сам вручал главе государства свои отзывные грамоты. Как правило, их передает вновь назначенный представитель одновременно со своими верительными грамотами.

Практически отмерла и практика направления так называемых отпускных грамот. По внешней форме они мало отличаются от отзывных. В отпускных грамотах содержится просьба «отпустить» дипломатического представителя. Отпускные грамоты пересылаются дипломатическим путем и не требуют ответа.

Дипломатическое представительство (диппредставительство) — зарубежный орган внешних сношений государства. Учреждается на основе взаимного соглашения между государствами. Выступает от имени учредившего его государства. В основном, служит для поддержания дипломатических отношений.

Обмен дипломатическими представительствами между государствами возможен на одном из трех уровней. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень — посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.

Основным международным нормативно-правовым актом, регулирующим виды и функции дипломатических представительств, процедуры назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях. «Конвенция о специальных миссиях» 1969 г. и «Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов» 1973 г. также регулирует деятельность дипломатических представительств.

Согласно международному праву, пред назначением главы дипломатического представительства правительство соответствующего государства запрашивает согласие (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве представителя. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки. При отбытии к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и адресованная главе государства пребывания. Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. устанавливает, что глава дипломатического представительства считается вступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве, которая должна применяться единообразно, либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот МИДу государства пребывания. Дипломатический представитель, аккредитованный данной стране, остается в этом качестве до прекращения его официальных функций. Прекращение функций дипломатического представителя: 1. Его отозвание аккредитующим государством; 2. Объявление правительством государства пребывания дипломатического представителя персоной non grata (утратившим доверие); 3. Разрыва дипломатических сношений; 4. Войны между государствами; 5. Прекращение существования одного из этих государств в качестве субъекта международного права.

§ «Положение о рангах дипломатических представителей» (Венский регламент) 1815 г.

§ Аахенский протокол 1818 г.

§ Функции дипломатического представительства:

§ представительство своего государства в стране пребывания;

§ защита в государстве пребывания прав и интересов аккредитующего государства и его граждан;

§ ведение переговоров с правительством принимающего государства;

§ поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания;

§ осуществление консульских функций.

§ Выяснение всеми законными средствами событий и условий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства

Перед оформлением назначения какого-либо лица на пост дипломатического представителя в данном государстве у правительства последнего испрашивается согласие. В международном обиходе согласие обозначается словом «агреман». Агреман запрашивается устно. Иногда этот запрос сопровождается представлением записки без подписи и на бумаге без бланка, с краткими биографическими данными будущего представителя. Ответ на запрос даётся обычно без задержки. Вопрос о том, обязано ли государство, отклоняющее кандидатуру представителя, сообщить мотивы отклонения, является спорным. Агреман для временных поверенных в делах не требуется. Эти лица вступают в исполнение своих обязанностей на основании письма дипломатического представителя, уведомляющего главу ведомства иностранных дел о своём отъезде или болезни и о возложении обязанностей временного поверенного в делах на того или иного члена представительства. В исключительных случаях (тяжёлая болезнь дипломатического представителя или его смерть) сам советник (или, при отсутствии такового, следующий за ним дипломатический чин представительства) отправляет указанное письмо за своей подписью. Агреман не требуется также для работников дипломатического представительства. Исключение составляют военные, морские и авиационные атташе, при назначении которых: в международной практике принято предварительно извещать соответствующее правительство. После получения агремана назначение дипломатического представителя оформляется в виде постановления (указа, декрета), подписанного главой назначающего государства.

 

Дипломатическое и консульское право — одна из основных отраслей международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений.

Впервые дипломатическое право было кодифицировано в Латинской Америке 20 февраля 1928 года: была принята Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках.

Основным договорным актом в данной области является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. В 1969 году на Генеральной ассамблее ООН была также принята Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 году на дипломатической конференции в Вене — Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.

Российская Федерация является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 годов.

Право внешних сношений — совокупность принципов и норм, регулирующих деятельность государства в области внешних отношений.

Органы внешних сношений:

§ внутригосударственные (органы находящиеся на территории конкретного государства)

§ зарубежных сношений

Право внешних сношений, как отрасль международного публичного права, начала складываться в Средние века, когда появились первые консульства ипосольства. Право внешних сношений имеет подотрасли, которые в свою очередь включают в себя институты. Например, подотраслями права внешних сношений являются:

1. право внутригосударственных органов внешних сношений

2. дипломатическое право

3. право дипломатического протокола

4. консульское право

Консульское право — совокупность принципов и норм (как внутреннего законодательства государства, так и международного права), регулирующих деятельность консулов. Каждое государство определяет объём функций своих консульских представителей с учётом законодательства страны пребывания. Главным источником консульского права являются заключаемые отдельными государствами многочисленные консульские конвенции, определяющие правовое положение консулов, и основные правила осуществления ими своих функций. Положения, регулирующие деятельность консулов, имеются в договорах о торговле и мореплавании, об оказании правовой помощи, о социальном обеспечении и др. В XX веке было заключено несколько многосторонних конвенций, являющихся как бы кодификацией договорной практики различных государств по консульским вопросам (например, Каракасская конвенция о консульских функциях 1911, Гаагская конвенция о консульских чиновниках 1928). " Кодексом" консульского права является многосторонняя Венская конвенция 1963 о консульских сношениях, определяющая привилегии, иммунитеты и основные функции штатных консулов, а также правовое положение нештатных консулов.

Деятельность советских консулов за границей регулируется советским законодательством и заключёнными СССР конвенциями по консульским вопросам. Действующее законодательство по вопросам Консульского права включает правила, определяющие положение иностранных консулов в СССР (Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966 (вторая часть), Основы гражданского судопроизводства СССР и союзных республик 1961, Указ Президиума Верховного Совета СССР о местных налогах и сборах от 10 апреля 1942 и т. д.). Основным законодательным актом, определяющим правовое положение и функции советских консульских представителей за границей, является Консульский устав СССР от 8 января 1926 (с изменениями и дополнениями); целый ряд положений об обязанностях советских консулов содержится также в Основах законодательства СССР и союзных республик о браке и семье 1968, в кодексах о браке и семье союзных республик, в Кодексе торгового мореплавания СССР, Положении о государственном нотариате и др. Специальные консульские конвенции заключены Советским Союзом с Болгарией, Венгрией, Чехословакией, Югославией, ГДР, ДРВ, КНДР, КНР, МНР, Польшей, Румынией, Австрией, Великобританией, Италией, Финляндией, Францией, ФРГ, США, Швецией, Японией и др.

Дипломатический протокол (от греческого protokollon (protos — первый, kolla — клеить) — совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении

В средние века под термином «протокол» понимались правила оформления документов и ведения архивов.

Позже слово «протокол» стало употребляться применительно к дипломатии и дипломатической службе. Расширялось и его содержание: помимо правил оформления дипломатических документов к дипломатическому протоколу стали относить вопросы этикета и церемониала. И теперь, дипломатический протокол из года в год претерпевает изменения под воздействием политических причин, достижений науки, техники и факторов международной жизни.

 

Дипломатический протокол и его правила являются историческими категориями, которые возникли и развивались одновременно со всем комплексом дипломатической службы.

Они возникли и развиваются не в результате решений каких-то лиц и их желаний, а как необходимость, обязательное условие реализации успешной дипломатической практики.

Дипломатический протокол включает в себя этикет и церемониал.

§ Этикет-совокупность правил, поведение дипломатов и других официальных лиц в ходе различных дипломатических мероприятий (переговоры, визиты, приемы). Включает в себя нормы и обычаи, связанные с культурой поведения, культурой быта, общения и.т.д.

§ Церемониал-установленный порядок проведения торжественного официального акта (встречи глав государств и т. п.).

Нанесение визитов, поддержание контактов, связей является профессиональной обязанностью дипломата. Визиты являются активной формой дипломатической работы.

Все визиты делятся на:

§ протокольные и для поддержания контактов

§ деловые.

Протокольные визиты наносят как главы дипломатических представительств, так и все остальные дипломатические работники, а также их жены. Формально считается, что в ходе протокольных визитов не обсуждаются конкретные деловые вопросы. Он длится около 20 минут.

Случаи и порядок проведения визитов определяются и регулируются правилами дипломатического протокола.

Деловой визит может иметь место как по инициативе дипломата, так и представителя страны пребывания. В ходе этого визита обсуждаются деловые вопросы. Деловой визит может длиться несколько часов.

Основные правила нанесения дипломатических визитов можно свести к следующему:

1. О дне и часе визита уславливаются заранее. Обязательным и строгим протокольным правилом является точное соблюдение времени приезда на визит.

2. Необходимо строго выполнять протокольные нормы формы одежды

3. В ходе визита ведется беседа, к которой необходимо готовиться. Инициатива в беседе принадлежит хозяину.

4. Важно правильно посадить гостя. Почетным местом считается диван. Хозяин садится в кресло, стоящее слева от дивана, так, чтобы гость от него был по правую руку. Можно сесть на диван с гостем, но опять-таки слева от него. Гость садится после того, как сел хозяин.

5. В зависимости от местных условий во время визита подается кофе, чай, вино, легкое угощение.

6. Инициатива ухода с любого визита — протокольного или делового — всегда остается за гостем.

При нанесении протокольных визитов с точки зрения дипломатического этикета важное значение имеют обеспечение должностных лиц транспортными средствами, распределение в них мест и порядок их занятия.

Для выполнения многочисленных функций дипломатического протокола во всех странах создаются специальные службы. Структура этих служб может быть различной.

Сегодня в мире сложились две такие системы:

1. Децентрализованная или распределенная. По этой системе протокольные подразделения присутствуют в разных государственных институтах на разных уровнях власти и государственного управления. Это самая распространённая система (США, Великобритания, ФРГ, Япония).

2. Централизованная система, в соответствии с которой в стране создается основной координирующий орган, который проводит единую государственную политику в протокольном обеспечении международных контактов должностных лиц различного уровня. Примерами этой системы могут служить протокольные службы Франции и Италии.

Но это деление довольно условно. Часто в конкретной стране можно наблюдать элементы и той и другой системы.

Департамент государственного протокола МИД РФ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.