Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Очной формы обучения




№п/п Наименование модуля Трудоемкость по очной форме обучения (час) Виды занятий (час) Виды контроля
Лекции Практика Лб.раб. СРС
ВСЕГО       -    
  Введение в микроэкономику       -   УО; ПО
  Теория спроса и предложения       -   УО; ПО
  Теория поведения потребителя и производителя       -   УО; ПО
  Предприятие в условиях совершенной конкуренции       -   УО; ПО
  Предприятие в условиях несовершенной конкуренции       -   УО; ПО
  Рынок факторов производства       -   УО; ПО
  Общее рыночное равновесие и теория благосостояния       -   УО; ПО
  Теория внешних эффектов. Общественные блага           УО; ПО

 

3.1. Лекции – 72 часа

№ п/п Номер модуля дисциплины Объем, часов Содержание лекции (перечень раскрываемых вопросов)
      Вводная лекция. Основные понятия, относящиеся к дисциплине. 1. Многообразие подходов к определению предмета экономической теории. 2. Позитивная и нормативная экономическая теория. Уровни экономического анализа: микроэкономика и макроэкономика. 3. Предмет микроэкономики. 4. Методология микроэкономики. 5.Потребности: понятие, виды, субъекты и объекты, их безграничность. 6. Экономические блага и их классификация 7. Экономические ресурсы: сущность, структура. Факторы производства, их классификация. Факторные доходы. 8. Ограниченность ресурсов и кривая производственных возможностей.  
      Рынок и его характеристики. 1.Рынок: понятие, условия возникновения, функции, виды. Субъекты и объекты рынка. Инфраструктура рынка. 2. Общие подходы к функционированию рыночной системы: модель кругооборота товарного и денежного потоков. Потоки товаров, факторов производства, платежей. 3. Принцип “невидимой руки” А. Смита. Проблемы неподвластные рынку. 4. Конкуренция: содержание, виды, функции, последствия.
      Экономические системы: понятие, виды. 1. Собственность – основное содержание экономической системы 2.Различные теоретические взгляды на сущность собственности. 3. Собственность и хозяйствование. 4.Основные виды собственности: частная, общественная, личная. 5. Формы частной собственности (единоличная, партнерская, корпоративная). Формы общественной собственности (государственная, коллективная). 6.Пути изменения форм собственности: национализация и разгосударствление. 7. Сравнительная характеристика экономических систем: рыночная экономика, административно-хозяйственная и смешанная.
      Основы анализа спроса и предложения 1.Спрос и его характеристики. 2. Закон спроса. Изменения спроса и величины спроса. 3.Исключения из действия закона спроса. 4. Предложение и его характеристики. 5. Закон предложения. Изменения предложения и величины предложения. 6. Фактор времени в исследовании предложения.    
      Взаимодействие спроса и предложения 1. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие. 2. Общая модель равновесия по Вальрасу. 3. Равновесие по А. Маршалу. 4. Устойчивость и неустойчивость равновесия. «Паутинообразная» модель рыночного равновесия. 5. Государственное воздействие на рыночное равновесие. 6. Взаимовыгодность добровольного обмена.  
      Эластичность спроса и предложения 1.Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы. 2. Ценовая эластичность спроса и ее характеристики. 3. Эластичность спроса по доходу. 4. Перекрестная эластичность спроса. 5. Связь между эластичностью спроса, изменением цены и выручкой продавца (расходами покупателя). 6. Эластичность предложения по цене.
      Теория потребительского выбора 1.Потребительские предпочтения и полезность. 2. Количественная теория предельной полезности. Законы Г.Госсена. 3.Аксиомы порядкового подхода к анализу полезности и спроса.. 4. Бюджетное ограничение потребителя. Оптимум потребителя. 5.Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. 6.Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому. 7. Кривые Энгеля.
      Теория поведения производителя 1.Производственная функция и ее характеристики. 2. Общий, средний предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности. 3. Двухфакторная прозводственная функция. 4. Производственная функция Кобба-Дугласа. 5.Равновесие производителя и условие его оптимизации. 6. Эффект масштаба производства.
      Затраты и прибыль 1.Затраты: индивидуальные и общественные. 2.Современная классификация затрат (бухгалтерские и экономические). 3. Затраты в краткосрочном периоде. 4. Затраты в долгосрочном периоде. 5. Общая, средняя, предельная выручка предприятия. 6. Прибыль, ее функции и виды.
      Предприятие (прибыль) в условиях чистой (совершенной) конкуренции 1.Рынок чистой конкуренции и его характерные черты. 2. Равновесие фирмы на рынке чистой конкуренции в краткосрочном периоде. 3. Механизм максимизации прибыли или минимизации убытков конкурентной фирмы. 4. Максимизация прибыли чистой конкурентной фирмы в долговременном периоде.  
      Модель рынка чистая монополия, ее признаки. 1.Виды монополий и их факторы. 2. Условия первого и второго порядка для максимизации прибыли однопродуктового монополиста. 3. Характеристика поведения фирмы-монополиста в коротком периоде. 4. Налогообложение монополиста: разные варианты. Потери общества от монополии. Проблемы естественной монополии. 3. Многопродуктовый и многозаводской монополист: выбор оптимального числа заводов и продуктов при производстве взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров. 4. Индекс Лернера. 5. Монополия в длительном периоде. 6. Антимонопольное законодательство.  
      Модель рынка монополистическая конкуренция, ее признаки 1. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах. 2. Условие равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Х-неэффективность: дискуссия. 3. Модель Чемберлина рынка дифференцированного продукта с большим числом участников. 4. Ценовая дискриминация. Определение, виды, условия эффективности. 5. Сравнительная эффективность монопольного ценообразования и ценовой дискриминации для фирмы и для общества. 6. Ценообразование взаимосвязанных товаров.  
      Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии 1. Олигополия: аналитические модели. Конкуренция количества и ценовая конкуренция. Модель Курно. Модель Бертрана с однородным продуктом. Модель Штакельберга: ценовое и количественное лидерство. Картель: проблемы стабильности в долгосрочном периоде. Модель Чемберлина рынка с небольшим числом участников (модель «сознательного параллелизма»). 2. Олигополия: теория игр. Основные понятия: стратегия игры, доминирующая стратегия, равновесие Нэша, чистые и смешанные стратегии. Основные виды игр, применяемых в экономическом анализе: " дилемма заключенного"; " стратегия курка" (" стратегия копирования"). Кооперативные и некооперативные игры. Игры на выживание. 3. Применение игровых ситуаций для анализа и решения прикладных проблем.
      Рынок труда 1. Основные черты рынков факторов как производные от товарных рынков. 2. Равновесие на совершенно конкурентном рынке труда при условии совершенно конкурентного рынка продукта. 3. Соотношение предельной доходности продукта труда и заработной платы. 4. Равновесие на рынке труда. 5. Равновесие монопсонии. 6. Роль профсоюзов на рынке труда 7. Взаимосвязь рынка труда и рынка продукта.
      Рынок капитала 1. Понятие капитальных расходов. Виды капитальных расходов. Их роль в экономике. Значение капитальных активов для структуры рынка. 2. Особенности оценки стоимости капитальных расходов в долгосрочном периоде. Проблема межвременного изменения стоимости капитала. 3. Методы оценки инвестиционных проектов: положительные стороны и ограничения каждого метода. Срок окупаемости. Средняя отдача на капитал. Дисконтированная (приведенная) стоимость. Внутренняя отдача на капитал. Индекс прибыльности. 4. Максимизация ожидаемой прибыли. Дисконтирование издержек. Оценка амортизации и сроков начала осуществления инвестиционного проекта.
      Рынок земли 1. Специфические свойства земли как фактора производства. 2. Предложение земли и спрос на землю. 3. Рента и ее виды. Арендная плата. 4. Цена земли.
      Общее рыночное равновесие 1.Характеристика частичного и общего равновесия. 2. Равновесие по Вальрасу. 3. Общее равновесие потребителей для экономики обмена. Предельная норма трансформации. 4. Экономическая теория благосостояния Парето. 5. Общее равновесие производителей в экономике с двумя факторами производства и двумя товарами. 6. Равновесие экономики обмена. Соотношение кривой производственных возможностей и функции совокупной полезности общества. Равновесие без торговли. 7.Роль торговли. Равновесие с учетом внутренней торговли, с учетом внешней торговли. Возможности изменения производства и цен.  
      Эффективность и общественное благосостояние 1. Критерии оптимального распределения ресурсов. 2. Критерии оптимальности общественного благосостояния. 3. Эффективность и справедливость. Оценка границы потребительских возможностей общества и социальной функции полезности. 4. Оценка социального равенства. Кривая доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Роль государства в решении проблемы социального равенства. 5. Дилемма общества: экономическая эффективность или социальная справедливость.
      Общее представление о несостоятельности рынков. 1. Понятие несостоятельности («провалов») рынков. 2. Виды несостоятельности рынков: рыночная власть, неполнота информации, внешние эффекты, общественные блага. 3. Причины неполноты информации. 4. Информационная асимметрия на рынке товаров и услуг. 5. Асимметрия информации на рынке труда.  
      Внешние эффекты экономической деятельности 1. Определение и виды внешних эффектов экономической деятельности. 2. Потери общественного благосостояния в условиях рынка с внешними эффектами. 3. Способы решения проблемы внешних эффектов. Модель интернализации внешнего эффекта путем интеграции предприятий в единую фирму. Налог Пигу. Принудительное ограничение производства. Теорема Коуза. Торговля правами на внешний эффект.  
      Общественные блага 1. Свойства общественных благ. Классификация общественных благ. Примеры общественных благ. Проблема общих ресурсов. 2. Проблема «безбилетника» на рынках общественных благ. 3. Государственное финансирование производства общественных благ. 4. Проблема общих ресурсов.

3.2. Практические занятия – 72 часа

№ п/п Номер модуля дисциплины Объем, часов Тема практического занятия
      Вводная лекция. Основные понятия, относящиеся к дисциплине. 1. Уровни экономического анализа: микроэкономика и макроэкономика. 2. Предмет микроэкономики. 3. Методология микроэкономики. 4. Потребности: понятие, виды, субъекты и объекты, их безграничность. 5. Экономические блага и их классификация. 6. Экономические ресурсы. 7.Факторы производства, их классификация. Факторные доходы. 8. Ограниченность ресурсов и кривая производственных возможностей.
      Рынок и его характеристики. 1.Рынок: понятие, условия возникновения, функции, виды. 2.Инфраструктура рынка. 3.Модель кругооборота товарного и денежного потоков. 4. Конкуренция: содержание, виды, функции, последствия.
      Экономические системы: понятие, виды. 1. Собственность – основное содержание экономической системы Понятие собственности: экономический и юридический аспекты. 2.Собственность и хозяйствование. Структура прав, передача прав, согласование обязанностей. Экономические интересы, цели и средства. 3.Основные виды собственности: 4. Формы частной и общественной собственности 5.Пути изменения форм собственности. 6. Сравнительная характеристика экономических систем.
      Основы анализа спроса и предложения 1.Спрос и его характеристики. 2. Закон спроса. Изменения спроса и величины спроса. 3.Исключения из действия закона спроса. 4. Предложение и его характеристики. 5. Закон предложения. Изменения предложения и величины предложения. 6. Фактор времени в исследовании предложения.  
      Взаимодействие спроса и предложения 1. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие. 2. Общая модель равновесия по Вальрасу. 3. Равновесие по А. Маршалу. 4. Устойчивость и неустойчивость равновесия. «Паутинообразная» модель рыночного равновесия. 5. Государственное воздействие на рыночное равновесие. 6. Взаимовыгодность добровольного обмена.  
      Эластичность спроса и предложения 1.Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы. 2. Ценовая эластичность спроса и ее характеристики. 3. Эластичность спроса по доходу. 4. Перекрестная эластичность спроса. 5. Связь между эластичностью спроса, изменением цены и выручкой продавца (расходами покупателя). 6. Эластичность предложения по цене.
      Теория потребительского выбора 1.Потребительские предпочтения и полезность. 2. Количественная теория предельной полезности. Законы Г.Госсена. 3.Аксиомы порядкового подхода к анализу полезности и спроса.. 4. Бюджетное ограничение потребителя. Оптимум потребителя. 5.Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. 6.Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому. 7. Кривые Энгеля.
      Теория поведения производителя 1.Производственная функция и ее характеристики. 2. Общий, средний предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности. 3. Двухфакторная прозводственная функция. 4. Производственная функция Кобба-Дугласа. 5.Равновесие производителя и условие его оптимизации. 6. Эффект масштаба производства.
      Затраты и прибыль 1.Затраты: индивидуальные и общественные. 2.Современная классификация затрат (бухгалтерские и экономические). 3. Затраты в краткосрочном периоде. 4. Затраты в долгосрочном периоде. 5. Общая, средняя, предельная выручка предприятия. 6. Прибыль, ее функции и виды.
      Предприятие (прибыль) в условиях чистой (совершенной) конкуренции 1.Рынок чистой конкуренции и его характерные черты. 2. Равновесие фирмы на рынке чистой конкуренции в краткосрочном периоде. 3. Механизм максимизации прибыли или минимизации убытков конкурентной фирмы. 4. Максимизация прибыли чистой конкурентной фирмы в долговременном периоде.
      Модель рынка чистая монополия, ее признаки. 1. Виды монополий и их факторы. 2. Вывод формулы монопольной цены 3. Характеристика поведения фирмы-монополиста в коротком периоде. 4. Налогообложение монополиста: разные варианты. 5. Потери общества от монополии. Проблемы естественной монополии. 6. Индекс Лернера для многопродуктового монополиста. 7. Монополия в длительном периоде. 8. Антимонопольное законодательство.  
      Модель рынка монополистическая конкуренция, ее признаки 1. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах. 2. Условие равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. 3. Модель Чемберлина рынка дифференцированного продукта с большим числом участников. 4. Ценовая дискриминация. Определение, виды, условия эффективности. 5. Двухчастный тариф. 6. Сравнительная эффективность монопольного ценообразования и ценовой дискриминации для фирмы и для общества. 7. Ценообразование взаимосвязанных товаров.  
      Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии 1. Применение игровых ситуаций для анализа и решения прикладных проблем. 2. Стратегии ценообразования. 3.Угроза входа на рынок новой фирмы. 4.Стратегия ценовой войны. 5. " Нерациональное" поведение. 6. Модель Спенса-Диксита. Роль первоначального выбора мощностей как условия последующей конкуренции олигополистов на рынке. 7. Пределы достоверной угрозы “ценовой войны”.
      Рынок труда 1. Вывод функции спроса на труд. 2. Соотношение предельной доходности продукта труда и заработной платы. 3. Предельные расходы на труд. Соотношение предельной доходности продукта труда, предельных расходов на труд и заработной платы. 6. Сравнение равновесной занятости и равновесной ставки заработной платы для разных случаев деятельности монопсонии и свободного конкурента. 7. Воздействие профсоюзов на спрос и предложение труда. 8. Вывод функции совокупного спроса на труд и функции совокупного предложения продукта при совместном равновесии.
      Рынок капитала 1. Понятие капитальных расходов. Виды капитальных расходов. Их роль в экономике. Значение капитальных активов для структуры рынка. 2. Понятие и методы расчета дисконтированной стоимости капитала. 3. Методы оценки инвестиционных проектов. 4. Максимизация ожидаемой прибыли.
      Рынок земли 1. Специфические свойства земли как фактора производства. 2. Предложение земли и спрос на землю. 3. Рента и ее виды. Арендная плата. 4. Цена земли.
      Общее рыночное равновесие 1.Характеристика частичного и общего равновесия. 2. Равновесие по Вальрасу. 3. Предельная норма трансформации. 4. Экономическая теория благосостояния Парето. 5. Общее равновесие производителей в экономике с двумя факторами производства и двумя товарами. 6. Соотношение кривой производственных возможностей и функции совокупной полезности общества. Равновесие без торговли. 7.Равновесие с учетом внутренней торговли, с учетом внешней торговли. Возможности изменения производства и цен.  
      Эффективность и общественное благосостояние 1. Критерии оптимального распределения ресурсов. Понятие “второго наилучшего решения”. 2. Критерии оптимальности общественного благосостояния. Эффективность и справедливость. Оценка границы потребительских возможностей общества и социальной функции полезности. Рыночно-ориентированный критерий справедливости. Применение теории благосостояния для налогообложения дохода. 3. Оценка социального равенства. Кривая доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Роль государства в решении проблемы социального равенства. 4. Дилемма общества: экономическая эффективность или социальная справедливость.
      Общее представление о несостоятельности рынков. 1. Понятие несостоятельности («провалов») рынков. 2. Характеристики информации. 3. Проблемы, связанные с асимметричной информацией. 4. Информационная асимметрия на рынке товаров и услуг. Проблема рынка «лимонов». Сигнализация качества товара. Роль репутации. Модель «подрыва репутации». 5. Асимметрия информации на рынке труда. 6. Неблагоприятный отбор на рынке страхования.  
      Внешние эффекты экономической деятельности 1. Положительные и отрицательные внешние эффекты. 2. Внешние эффекты в производстве и в потреблении товаров и услуг. 3. Потери общественного благосостояния в условиях рынка с внешними эффектами. 4. Способы решения проблемы внешних эффектов. Модель интернализации внешнего эффекта путем интеграции предприятий в единую фирму. Налог Пигу. Принудительное ограничение производства. Теорема Коуза. Торговля правами на внешний эффект.  
      Общественные блага 1. Свойства общественных благ. Классификация общественных благ. Примеры общественных благ. Проблема общих ресурсов. 2. Проблема «безбилетника» на рынках общественных благ. Модель Линдаля квазирынка общественных благ. 3. Теоретическое решение проблемы «безбилетника»: налог Кларка. Трудности в осуществлении этого решения на практике. 3. Парадокс голосования. Выбор медианного избирателя. Торговля голосами. Подкуп и рентоориентированное поведение как примеры несостоятельности государства. 4. Оптимальное распределение производственных усилий при использовании общих ресурсов. Примеры из практики (ловля рыбы в мировом океане).

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.