Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие 2.






«АМЕРИКАНСКИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ»

 

Проработка лекционного материала. Второе практическое занятие посвящено американскому институционализму. Американский институционализм исторически был первым видом (направлением) в институциональной экономической теории. Только, и именно поэтому, его можно называть первичным, или ранним. Однако, в учебной и научной литературе принято говорить о так называемом «старом» институционализме, относя к их представителям даже К. Маркса.[6]

Студенту необходимо твёрдо уяснить, что позиция многих современных авторов направлена на недопустимость открытого противопоставления институционализма очевидным противоречиям капиталистического способа производства. Но, в конечном счёте, объективный критический анализ работ американских институционалистов, изложенный в лекционном курсе, убедительно показывает, что такого противопоставления на самом деле и не существовало. Ибо нельзя считать реальным противопоставлением капитализму всего того, что не касается вопросов распределения прибавочной стоимости.

Понятие «старый» институционализм используется для логического разграничения этапов эволюции институциональной теории. Это правомерно, но оригинальность рассматриваемого лекционного материала заключается, прежде всего, в историческом аспекте развития институционализма, а также в его соотношении со способами производства, и прежде всего с капиталистическим способом производства.

Непосредственно на занятии студентам задаются следующие вопросы.[7]

1. Какие историко-экономические предпосылки обусловили возникновение институционализма?

2. Укажите исторические место и время возникновения и развития раннего институционализма. Кто является его главными представителями (идеологами)? Назовите их основные работы.

3. Как понимали институты представители раннего («старого») институционализма? В чём суть критики их специфического подхода к объяснению общественных и, прежде всего, экономических явлений?

4. Какие исторические периоды эволюции институционализма можно выделить. Какова их связь с проблемами реальной хозяйственной практики капиталистических стран?

5. Какие три основных направления можно выделить в «старом» институционализм? И что, всё-таки, их объединяет.

6. Как вы считаете, почему институционализм получил широкое распространение именно в США.

Социально-психологический институционализм Т. Веблена. Изучение данного направления институционализма включает в себя проработку следующих вопросов: а) интеллектуальная биография Т. Веблена; б) методология его исследования; в) психологическая теория экономического развития; г) трактовка экономических явлений и основного противоречия капитализма; д) критика монополий; е) пути решения проблем капитализма.

Студентам на занятии задаются следующие вопросы.[8]

1. В чём суть социально психологического институционализма? На что и каким образом направлена его критика.

2. Социально-психологический институционализм и марксизм. Т. Веблен и К. Маркс. Укажите на общее и противоположное в их теориях.

3. В чём суть противоречия по Веблену между «бизнесом» и «индустрией».

4. Какое представление о социальной структуре общества даёт теория Т. Веблена. Как вы считаете, в конечном итоге, чьи же всё-таки интересы выражал Веблен и его социально-психологический институционализм.

5. Каковы, по мнению Веблена, внутренние причины изменения институтов, и как по его теории они происходят.

6. Какие стадии в истории экономики выделял Веблен? В чём он видел основное противоречие современного ему общества?

7. Как характеризует Веблен «праздный класс»? Какие перспективы в развитии общества видел Веблен?

8. Из чего видно, что теорию эволюции природы Ч. Дарвина Т. Веблен перенёс на эволюционное преобразование общества?

9. Изложите основные идеи Веблена в его работе «Теория праздного класса»;

10. Раскройте суть понятия «эффект Веблена»;

11. Каковы предпосылки и сценарий реформ Веблена.

Социально-правовой институционализм Дж. Р. Коммонса. Изучение данного направления институционализма включает в себя проработку следующих вопросов: а) особенности экономических взглядов Дж. Коммонса и объект его исследования; б) причины пороков капитализма и пути их устранения; в) теория социальных конфликтов; г) трактовка собственности; д) стадии развития капитализма и специфика последней стадии – «административного капитализма»; е) недостатки учения Коммонса.

Студентам на занятии задаются следующие вопросы.[9]

1. Каково главное содержание теории Коммонса? В каких его работах она находит свое выражение и развитие? На что была направлена критика социально-правового институционализма?

2. Как трактовал институциональную экономику Коммонс? В чём смысл его теории сделок?

3. В чём суть теории социального конфликта по Коммонсу? Чем она отличается от учения Маркса о классовой борьбе.

4. Что и какими методами пыталась исправить Дж. Р. Коммонс? Почему его теории именуются социально-правовым институционализмом?

5. Какие стадии развития капитализма выделял Коммонс и как он трактует стадию «административного капитализма»?

6. В чём «новизна» трактовки категории «стоимость» у Коммонса?

Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла. Изучение данного направления институционализма включает в себя проработку следующих вопросов: а) интеллектуальная биография Митчелла; б) предмет его исследования; в) динамические ряды экономических категорий; г) параметры, воздействующие на деловые циклы; д) сущность деловых циклов, малые и длинные волны; е) средства разрешения противоречий; ж) недостатки учения Митчелла.

Студентам на занятии задаются следующие вопросы.[10]

1. Какие основные экономические проблемы исследовал Митчелл?

2. В чём суть конъюнктурно-статистического направления институциональной теории?

3. Укажите на принципиальные отличия институционализма по Митчеллу от институционализма по Веблену.

4. Какими историческими и логическими обстоятельствами доказывается несостоятельность конъюнктурно-статистического институционализма Митчелла?

5. Почему Митчелла принято называть автором концепции «измерения без стоимости»?

6. В чём состоит личный вклад Митчелла в институциональное направление экономической мысли?

 

Тесты

 

1. Назовите причины возникновения институционализма:

а) концентрация производства; б) централизация капитала; в) резкая дифференциация в доходах домохозяйств; г) обострение социальных противоречий.

2. Какие задачи ставили перед собой институционалисты:

а) доказать неспособность капитализма справиться с внутренними противоречиями; б) показать ущерб, наносимый обществу монополистическим капталом; в) разработать мероприятия по реформированию капитализма; г) разработать программу перерастания капитализма в социализм; д) разработать концепцию защиты среднего класса; е) предотвратить люмпенизацию общества; ж) доказать необходимость государственного регулирования экономики.

3. Что, по мнению институционалистов, относится к институтам как движущей силе общественного развития:

а) семья; б) государство; в) профсоюзы; г) конкуренция; д) монополия.

4. Кто из представителей институционализма разработал психологическую теорию экономического развития:

а) Дж. Робинсон; б) Р. Хайлбронер; в) Г. Мюрдаль; г) Дж. Бьюкенен; д) Дж. Гэлбрейт; е) Дж. Коммонс; ж) Р. Коуз; з) У. Митчелл; и) Дж. М. Кларк; к) А. Ноув; л) Т. Веблен; м) А. Берли; н) Г. Минз.

5. Выберите категории, которыми оперировал Дж. Коммонс:

а) кризис; б) деловой цикл; в) правовые нормы; г) родительские чувства; д) любознательность; е) индустрия; ж) юридические отношения; з) социальный конфликт; и) титул собственности; к) инженерная политэкономия; л) административный капитализм; м) конъюнктура; н) гармония интересов; о) сделки; п) трансакционные издержки; р) большие деловые циклы; с) коллективные институты.

6. Кто из перечисленных представителей институционализма отстаивал необходимость государственного регулирования экономики:

а) Т. Веблен; б) Дж. Коммонс; в) У. Митчелл; г) нет правильного ответа.

7. Что считает Т. Веблен пороком капитализма:

а) несовершенство юридических норм; б) нечестную конкуренцию; в) несовершенство операций по продаже ценных бумаг; г) отсутствие системы государственного страхования от безработицы; д) противоречия между индустрией и бизнесом.

8. Кому из представителей институционализма принадлежит работа «Фирма, рынок, государство»:

а) Т. Веблену; б) Дж. Коммонсу; в) У. Митчеллу; г) Р. Хайлбронеру; д) Р. Коузу; е) Дж. Гэлбрейту; ж) Г. Минзу; з) Дж. М. Кларку; и) Г. Мюрдалю; к) Дж. Робинсон; л) Дж. Бьюкенену; м) А. Берли; н) У. Ростоу.

 

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.