Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие 1.






Учебно-методический практикум по дисциплине

«ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ Экономика»

(для бакалавров менеджмента и экономики)

Арзамас, 201 2


 

Практическое занятие 1.

«ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ И НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

Организационно-методическая установка. Первое практическое занятие по институциональной экономике ставит в качестве основной своей цели идентификацию этого специфического направления в экономической теории. Студент должен чётко представлять себе, чем отличается институционализм от неоклассической экономической теории, знакомой ему по курсам «Микроэкономика» и «Макроэкономика»[1] или «Экономическая теория» («История экономических учений» по выбору).[2]

Преподавателю дисциплины «Институциональная экономика» необходимо исходить из того, что непосредственно в указанных курсах (за исключением «Истории экономических учений») студент усваивает конкретные положения неоклассической теории, должным образом, не подвергая их критике, не задумываясь об их ограниченности, о реальной адекватности абстрактных моделей. Поэтому на первом практическом занятии студентам в интерактивной форме необходимо показать сущность неклассической экономической теории и обозначить пределы её применимости.

Идентификация предмета общей экономической теории как ключ к пониманию предмета институциональной экономики. Поставленная цель – идентификация предмета институциональной экономики, – достигается путём последовательного решения ряда методических задач. Первой такой задачей будет являться определение «экономики вообще». Непосредственно занятие начинается с постановки вопроса: «Что такое экономика?». В пределах примерно 0, 25 академических часа студенты пытаются дать соответствующее определение, после чего начинается совместное обсуждение предложенных вариантов. Допустимо требование преподавателя о письменной фиксации студентами своих мыслей.

Специфическая постановка начальной задачи с одной стороны ставит целью развитие у студента творческого подхода к решению сложных вопросов научного характера, с другой – позволяет в нужном направлении «раскрепостить» аудиторию для более полноценного диалога в дальнейшем.

Оценив в дискуссии уровень теоретической подготовки студентов и выделив самые точные и оригинальные определения, преподаватель переходит к следующей задаче – определению сущности одного из доминирующих направлений в экономической теории – её классического (неоклассического) направления.

Ролевая игра «Установление рыночного равновесия». Для решения второй задачи целесообразно провести ролевую игру – симуляцию процесса установления т. н. рыночного равновесия, используя для примера «паутинообразную» модель (cobweb model). Например, некоторым студентам (парам студентов) на бумажном носителе выдаётся информация, содержащая данные о потребности «их» фирм в неком изделии А, и о располагаемом для этого бюджете (табл. 1).

 

Таблица 1. Потребители (покупатели) и их условия спроса

Наименование корпорации Вариант потребления I Вариант потребления II Вариант потребления III
объём, (шт.) цена за ед. (руб.) объём, (шт.) цена за ед. (руб.) объём, (шт.) цена за ед. (руб.)
«Олово»   ≤ 1, 5   ≤ 2, 0   ≤ 3, 0
«Железо»   ≤ 2, 0   ≤ 3, 0   ≤ 3, 5
«Титан»   ≤ 2, 5   ≤ 3, 0   ≤ 3, 5
«Алюминий»   ≤ 3, 0   ≤ 3, 5   ≤ 4, 0
«Углерод»   ≤ 3, 0   ≤ 4, 0   ≤ 4, 5

 

Далее, другой части студентов, выступающих, соответственно, в роли производителей (продавцов), аналогичным образом предоставляется информация об условиях предложения (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Производители (продавцы) и их условия предложения

Наименование корпорации Вариант производства I Вариант производства II Вариант производства III
объём, (шт.) цена за ед. (руб.) объём, (шт.) цена за ед. (руб.) объём, (шт.) цена за ед. (руб.)
«Альфа»   ≥ 1, 5   ≥ 2, 0   ≥ 3, 0
«Бета»   ≥ 2, 0   ≥ 3, 0   ≥ 3, 5
«Гамма»   ≥ 2, 5   ≥ 3, 0   ≥ 3, 5
«Дельта»   ≥ 3, 0   ≥ 3, 5   ≥ 4, 0
«Омега»   ≥ 3, 0   ≥ 4, 0   ≥ 4, 5

 

Вначале студентам предлагается самостоятельно, на основе непосредственного обмена информацией, установить единую (равновесную) цену, которая устроила бы всех участников рынка. В зависимости от имеющегося уровня коммуникации между студентами, преподаватель публично высказывает мнение о потенциальной возможности соглашения по единой (равновесной) цене в реальных условиях хозяйствования. Предполагается, что студенты не смогут самостоятельно за отведённое время прийти к всеобщему консенсусу.

Далее, зафиксировав тезис о практической ограниченности данной аналитической модели неоклассики, преподаватель берёт на себя функции «аукциониста». Игра развивается следующим образом: преподаватель объявляет цену, а студенты («участники рынка») заявляют о намерениях предложить или приобрести тот или иной объём товара А. При этом предполагается, что при любых вариантах цены (кроме равновесной) будет существовать хотя бы один участник, которого предлагаемая цена не будет устраивать.

Предлагается цена – 4, 5 руб. за единицу изделия А. В этом случае все производители готовы предложить максимально возможные объёмы изделия А, т. е. совокупное предложение составит:

.

При этом из всех потребителей, только компания «Углерод» предъявляет спрос на 15 ед. изделия А. Таким образом, налицо отсутствие рыночного равновесия, налицо – излишек в размере 185 ед. (компании «Олово», «Железо», «Титан» и «Алюминий» остаются «не у дел»).

Далее «аукционист» (преподаватель) предлагает значительно более низкую цену, например – 1, 5 руб. В этом случае, уже все потребители готовы приобрести максимальные объёмы товара А. Таким образом совокупный спрос составит:

При этом из всех производителей, только компания «Альфа» может предложить товар в объёме 30 шт. Таким образом, вновь налицо отсутствие рыночного предложения, налицо – дефицит в размере 165 ед. (компании «Бета», «Гамма», «Дельта» и «Омега» остаются «не у дел»).

Далее, по аналогии – «аукционист» последовательно предлагает варианты цен, постепенно приближаясь к равновесной цене. Размеры излишков и дефицитов при различных уровнях цен представлены в таблице 3.

Идентификация институциональных условий рыночного равновесия. Определив равновесную цену, преподаватель ставит перед студентами вопрос: «Наличие каких условий позволило нам определить равновесную цену, т. е. достигнуть состояния рыночного равновесия?».

В процессе новой дискуссии необходимо зафиксировать четыре основных тезиса, четыре условия достижения состояния рыночного равновесия: 1) наличие аукциониста; 2) однородность выставляемого на торги товара; 3) формальная рациональность участников; 4) специфичность товара и условий его потребления.

Идентификация понятия «институт», «институционализм», «институциональная экономика». Указанные выше условия формируют особую, специфическую среду, представляют собой некий набор правил, принципов, обычаев, которых следует придерживаться, чтобы в будущем достигать состояния удовлетворённости всех участников рынка (достигать рыночного равновесия). Совокупность подобных правил (условий, обычаев) в самом первом и простом определении и представляет собой сущность понятия институт, а сам подход к объяснению социально-экономических процессов, через идентификацию соответствующих институтов правомерно называть институционализмом. Соответственно, реальная экономика, функционирующая на основе сознательно поддерживаемых и осознанно создаваемых институтов вправе называться институциональной экономикой.

Идентификация основного метода познания институционализма. Студентам следует недвусмысленно объяснить, что именно в указанном определении становится очевидным предмет институциональной экономики как науки. Что же касается основного метода познания, то на эту роль может претендовать метод научной абстракции.

 

 

Таблица 3. Последовательность проведения аукциона

Предлагаемая цена (в скобках – ситуация на рынке) Совокупный спрос Совокупное предложение
Наименование корпорации Объём спроса Наименование корпорации Объём предложения
«4, 0» (излишек: 155) «Олово» «Альфа»  
«Железо» «Бета»  
«Титан» «Гамма»  
«Алюминий»   «Дельта»  
«Углерод»   «Омега»  
итого:   итого:  
«2, 0» (дефицит: 120) «Олово»   «Альфа»  
«Железо»   «Бета»  
«Титан»   «Гамма»
«Алюминий»   «Дельта»
«Углерод»   «Омега»
итого:   итого:  
«3, 5» (излишек: 85) «Олово» «Альфа»  
«Железо»   «Бета»  
«Титан»   «Гамма»  
«Алюминий»   «Дельта»  
«Углерод»   «Омега»  
итого:   итого:  
«2, 5» (дефицит: 75) «Олово»   «Альфа»  
«Железо»   «Бета»  
«Титан»   «Гамма»  
«Алюминий»   «Дельта»
«Углерод»   «Омега»
итого:   итого:  
«3, 0» (равновесие) «Олово»   «Альфа»  
«Железо»   «Бета»  
«Титан»   «Гамма»  
«Алюминий»   «Дельта»  
«Углерод»   «Омега»  
итого:   итого:  

 

Далее, преподаватель формулирует (напоминает) несколько основных тезисов, указывающих на аспекты применения метода научной абстракции. Такими тезисами могут быть следующие выражения.[3]

1. «Абстрактные экономические законы непосредственно не объясняют действительного движения, а поверхность этого движения не являет непосредственно его сущности». Этим выражением подвергается критике критика институционализма относительно применимости и адекватности неоклассических моделей.

2. «Познание действительности нельзя сводить к простейшим абстракциям, даже если они характеризуют самую глубокую сущность изучаемого». Это выражение отрицает предыдущее, указывая на противоположную недопустимую степень крайности в суждениях.

3. «Конкретная сущность конкретного целого есть процесс, и познание его предполагает движение от абстрактного к конкретному через систему опосредующих звеньев, последовательно «снимающих», отрицающих своих непосредственных предшественников, – законы и категории. Это опосредование означает изменение и самой сущности, её конкретизацию, превращение из абстрактной в конкретную, в действительную». В указанных тезисах отчётливо видна связь абстрагирования с диалектическим методом.

4. «Подобно тому как абстрактная сущность, взятая сама по себе, непосредственно не объясняет действительности, действительность, взятая лишь непосредственно, поверхностно, лишена сущности». Данный тезис с одной стороны – должен окончательно фиксировать в сознании студентов сложность и многогранность процесса познания экономической действительности, с другой – вызвать устойчивый интерес к процессу описания и объяснения явлений экономического характера.

Основные методологические установки для проведения второй части практического занятия. Для ответов на нижеследующие вопросы, тесты и для правильного решения задач студент должен знать и понимать следующие моменты. Во-первых, от него требуется уверенное владение лекционным материалом. Второе. Всё, что касается видов институционализма, в частности: «старого», «нового» и «новейшего» – есть самостоятельная работа студента.

Старый институционализм. Общим для всех выделяемых школ «старого» институционализма является определение института через категорию обычай. При этом обычай понимается как более или менее самопроизвольная склонность или тенденция к участию в ранее признанном или благоприобретённом виде действия.

«Старый» институционализм использует методологию холизма и институционального детерминизма. В первом случае, речь идёт об исходном пункте анализа, которым является институт. Поведение и интересы экономических субъектов, их непосредственное их взаимодействие между собой объясняется через характеристики наличных институтов. В более простом и грубом виде – «институты первичны, индивиды вторичны».

Суть концепции институционального детерминизма заключается в том, что институты рассматриваются в качестве основного препятствия спонтанности развития вообще, и спонтанности (стихийности) экономического развития в частности. Институт – есть некий стабилизирующий фактор всякого развития.

Неоинституционализм (неоинституциональная экономика, новая институциональная школа). Представители неоинституционализма считают институты не столько культурным или психологическим феноменом, сколько набором правовых норм и неформальных правил, жёстко направляющих поведение экономических агентов. Поэтому они тщательно разводили концепции института и обычая. При этом, таким образом понимаемые институты, есть нечто появляющееся в результате взаимодействия между индивидами. В этом суть методологического индивидуализма, метода, – обратного (противоположного) холизму, то есть: «индивиды первичны, институты вторичны».

Продолжением принципа методологического индивидуализма стал особый взгляд на процесс возникновения институтов. Речь идёт о т. н. концепции спонтанной эволюции институтов. Эта концепция исходит из предположения, что институты возникают в результате действий людей, но не обязательно в результате их желаний, т. е. спонтанно.

Кроме прочего, неоинституционализм видит первичный элемент экономического анализа в абстрактном и индивидуалистическом субъекте с практически неизменными предпочтениями, а организации, право и др. выводят из непосредственного взаимодействия между индивидами. Как следствие, неоинституционализм находится в большем согласии с неоклассической теорией, он скорее пытается расширить её возможности за счёт обращения к анализу экономических институтов. По сути неоинституционализм полностью признаёт «жёсткое» ядро неоклассики (абсолютные неизбежность равновесного состояния, рациональность выбора и стабильность предпочтений), при этом существенно корректируя её «защитную» оболочку (более широкий спектр форм собственности и контрактных форм, введение в анализ информационных и трансакционных издержек).

Новейшая институциональная теория (новая институциональная экономика). В рамках новейшего институционализма происходит отделение анализа правил игры от стратегии игроков и тем самым отмежевание от постулатов неоинституционализма. Институты отождествляются с правилами игры в обществе, с созданными человеком ограничительными рамками, которые организуют отношения между людьми, уменьшают неопределённость, структурируя повседневную жизнь, определяют и ограничивают набор альтернатив, имеющиеся у каждого человека и задающие структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия. [4]

 

Контрольные вопросы

 

1. При существовании каких институциональных предпосылок возможно «нащупывание» равновесной цены?

2 Согласно каким нормам поведения должен вести себя homo oeconomicus?

3. Сравните понятия полной и неполной рациональности. Приведите пример из вашего повседневного опыта потребителя.

4. В чём заключаются основные отличия «старого» и «нового» институционализма? Проанализируйте один из институтов, например институт семьи, на основе двух подходов.

5. Назовите утверждения, образующие «жёсткое ядро» неоклассики. В чём заключается их опровержение, которое предлагают представители «новой институциональной экономики»?

6. Что объединяет таких разных мыслителей, как К. Маркс и Дж. Гэлбрейт? Почему их обоих можно отнести к представителям «старого» институционализма?

 

Тесты

 

1. Являются ли институтом Правила дорожного движения?

а) да; б) нет.

2. Является ли повседневная покупка продуктов питания в ближайшем магазине отражением полностью рационального поведения потребителя?

а) да; б) нет.

3. Выберите из приведённого ниже ряда те институциональные рамки, которые попадают под определение соглашения:

а) при грозе не находиться вблизи высоких деревьев;

б) поведение за столом;

в) потерявшись в лесу, первым делом сориентироваться на север по мху или другим приметам;

г) поведение в общественных местах.

4. Являются ли иллюстрацией модели неполной рациональности действия среднего студента при подготовке к экзамену?

а) да; б) нет.

5. Являются ли иллюстрацией нормы эмпатии требования, которые обычно предъявляет студентам преподаватель?

а) да; б) нет.

6. Представители какого направления институциональной теории согласились бы с выражением «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты»?

а) «старого» институционализма;

б) «новой» институциональной экономики;

в) неоинституциональной экономики.

7. Представителей какого направления институциональной теории однозначно не будет интересовать следующий аргумент студента, не подготовившегося к очередному занятию по институциональной экономике: «Библиотека была закрыта, в другой библиотеке нужной книги не оказалось, и вообще у нас на этой неделе два теста и одна самостоятельная работа, к которым тоже нужно готовиться»?

а) «старого» институционализма;

б) «новой» институциональной экономики;

в) неоинституциональной экономики.

 

Задача

 

Учитывая исходное распределение между индивидом А и индивидом Б товаров X и Y, в каком количестве они будут обладать этими предметами в результате обмена: 1) если операция обмена не связана с издержками; 2) если каждая операция обмена связана с потерями, эквивалентными 30 условным единицам полезности.

(в условных единицах полезности)

Количество индивид А индивид Б
товар X товар Y товар X товар Y
         
         
         
         
         
         

 

Домашнее задание. Тематика следующего практического занятия будет связана с зарождением и распространением институциональной теории. В частности, особый акцент будет сделан так называемый «американский» институционализм.

Студенту, помимо лекционного материала, рекомендуется подготовиться по следующим источникам[5].

1. Балакин М. Ф. Основы функционирования институциональной экономики. Проблемные лекции. – М., 2012. с. 17-30 (Лекция 2 «Институциональное направление развития экономики в оценках российской экономической школы в XX веке»);

2. Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. – с. 33-42. (Тема 1. «Институциональные рамки неоклассики»);

3. Сурин А. И. История экономики и экономических учений: Учеб.-метод. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – с. 114-125 (Тема 11. «Американский институционализм»);

4. Покидченко М. Г., Чаплыгина И. Г. История экономических учений: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 127-131 (раздел 2.1 «Общая характеристика институционального направления» и раздел 2.3 «Американский институционализм начала XX в.»);

5. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – с. 332-342 (гл. 17, §1 «Предпосылки зарождения и общие признаки институционализма»).

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.