Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Театрализованного действа






Изучая и анализируя произведения различных видов искусст-

ва, мы видим, что в разном материале, в разных принципах пост-

роения художественного образа их объединяют одни и те же ха-

рактеристики. Так, прежде всего, всем произведениям искусства

присуще отражение жизни в её индивидуальной конкретности и

неповторимой характерности. Посредством каждого художествен-

ного произведения происходит утверждение идеи, раскрытие лич-

ностного отношения автора к изображаемой действительности.

Каждое произведение искусства - это обращение автора к уму,

эмоциям и фантазии широкого круга людей. Поэтому не случайно

великий реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский,

обращаясь к режиссёрам театра, писал: «Режиссёр — это тот, кто

умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством

знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театраль-

ных. В нашу жизнь вошла неотъемлемой частью политика, а это

значит, что вошла мысль о государственном устройстве, о задачах

общества в наше время, значит, и нам, режиссёрам, теперь надо

много думать о своей профессии и развивать в себе особое режис-

сёрское мышление» (54, 29). Это высказывание известного деяте-

ля театра о сущности режиссёрского искусства напрямую отно-

сится и к профессиональной деятельности режиссёров театрали-

зованных представлений и праздников. Более того, все вышепере-

численные задачи, поставленные К.С. Станиславским перед ре-

жиссёрами театра, режиссёрам театрализованных представлений

и праздников необходимо решать уже на первых этапах творчес-

кого процесса создания театрализованных действ, а значит, уже в

период работы над сценарием. Приступая к сценарной работе, не

помешает также вспомнить наказ профессора Калифорнийского

Университета Ричарда Уолтера, который говорил: «Первая, после-

дняя и единственная заповедь сценариста - будь достоин аудито-

РИИ, дорожи её мнением, вниманием и временем. Единственное и

НеРУшимое правило сценарного творчества: не быть скучным» (61,

/• Эти напутствия известного кинодраматурга мы должны вос-

принимать как призыв идти в ногу со временем, быть в курсе всех

событий, поднимать и решать современные проблемы, звать ауди-

торию к вершинам совершенствования и гармонии. «Режиссёр, -

пишет Н.М. Горчаков, - должен уметь думать сам и должен так

строить свою работу, чтобы она возбуждала у зрителей мысли,

нужные современности» (22). И положиться здесь можно только

на свою эрудированность, гражданскую зрелость, а также на лич-

ную заинтересованность в инициативно-новаторской и творчес-

ко-поисковой деятельности.

Чтобы разработать сценарий театрализованного действа, не-

обходимо пройти все стадии творческого процесса создания лю-

бого художественного произведения, в основе которого лежит

глубокое познание жизни. Без изучения и творческой перера-

ботки впечатлений и знаний действительности невозможен про-

цесс создания художественного замысла, а значит - и процесс

его реализации и воплощения в конкретном произведении ис-

кусства.

В практике работы над сценариями различных форм и разно-

видностей театрализованных представлений и праздников выде-

ляют три ключевых этапа работы сценариста:

I этап - создание идейно-художественного замысла сценария;

II этап - отбор сценарного материала;

III этап - монтаж сценарного материала в сценарий театрали-

зованного действа;

Эти этапы творческого процесса работы по созданию сцена-

риев театрализованных представлений и праздников наиболее

выявляют специфику сценарной работы. Однако при этом необхо-

димо заметить, что такой подход нисколько ни противоречит ос-

новным законам творчества, так как названные этапы работы над

сценариями театрализованных действ вбирают в себя все стадии

творческого процесса создания художественных произведений. В

свою очередь, акцент на данных этапах помогает сценаристу со-

средоточиться на ключевых моментах творческого процесса рабо-

ты над сценарием. Интересен подход к этому вопросу О.И. Мар-

кова, который в своём пособии выделяет шесть основных этапов

работы над сценариями театрализованных представлений:

- создание смыслового каркаса (выбор и анализ темы, анализ

проблемы, разработка сценических заданий блокам, эпизодам и

единицам сценической информации);

- разработка замысла (всего сценария, блоков, эпизодов и еди-

ниц сценической информации);

- разработка сюжета (всего сценария, блоков, эпизодов и еди-

ниц сценической информации);

- отбор художественных средств;

- монтаж (единиц сценической информации, эпизодов, блоков);

— литературная запись сценария (литературная обработка сце-

нария).

Такой подход к творческому процессу работы над сценарием

вполне оправдан и помогает, особенно начинающему сценаристу,

ничего не пропустить в ходе его творческой деятельности, следо-

вать от одного этапа к другому, последовательно выполняя твор-

ческие задачи, стоящие перед ним на каждом этапе работы. Вмес-

те с тем, сколько бы этапов работы мы ни выделяли, чтобы со-

здать полноценный сценарий театрализованного действа, сцена-

ристу необходимо овладеть множеством творческих операций,

которые потребуется выполнить на каждом этапе его творческой

деятельности.

Так, на первом этапе работы над сценарием театрализован-

ного действа происходит:

- выбор и анализ темы;

- поиск и выявление проблемы в рамках выбранной темы;

- постановка педагогической цели будущего театрализованного

Действа;

- определение идеи;

Для того, чтобы произвести эти операции, сценаристу необхо-

димо пройти трудный путь по накоплению знаний и эмоциональ-

ных впечатлений в процессе изучения и анализа документального

и художественного материала вокруг празднуемого события. В

связи с этим творческий процесс работы над сценарием начинает-

ся с решения сценаристом следующих задач:

- выявление и изучение события, которому будет посвящен

сценарий;

- тщательное и глубокое изучение жизненного и художествен-

ного материала;

- изучение психолого-педагогической характеристики аудито-

рии будущего театрализованного действа, её интересов и потреб-

ностей;

— выбор и изучение возможностей места проведения театра-

лизованного действа;

- выявление творческих и финансовых возможностей вопло-

щения сценария будущего театрализованного действа.

Только решив поставленные задачи, сценарист сумеет опреде-

лить идейно-тематическую основу будущего сценария, выявить его

педагогическую цель и найти художественно-образное решение

предстоящего театрализованного действа.

В свою очередь, процесс поиска художественно-образного ре-

шения содержания театрализованного действа требует от сцена-

риста:

- определения формы будущей программы;

- выявления жанрового решения театрализованного действа.

- определения сценарно-режиссерского хода и приёма театра-

лизованной программы;

Второй этап работы над сценарием театрализованного дей-

ства предполагает отбор сценарного материала. На данном этапе

работы сценарист должен отобрать из множества различных жиз-

ненных фактов, свидетельств, материалов о конкретных людях, раз-

нообразных историй и легенд, связанных с празднуемым событием

и привлекших внимание и интерес сценариста в процессе изучения

и накопления сценарного материала, только тот материал, который

и составит основу будущего сценария. На данном этапе происходит

и отбор необходимого художественного материала, подобранного

сценаристом на первом этапе творческого процесса. Верно и точно

отобрать нужный сценарный материал сценарист сумеет лишь при-

держиваясь определённых принципов отбора документального и

художественного материала, выявленных и зарекомендовавших себя

в сценарной практике. Знание этих принципов - основа успешной

работы сценариста. Главенствующую роль в отборе сценарного ма-

териала играет сценарно-режиссёрский замысел.

Третий этап работы над сценарием — монтаж сценарного

материала. Он вбирает в себя выполнение следующих творческих

операций:

- разработку композиции всего сценария и каждого эпизода в

отдельности, что потребует соблюдения законов целостности, вза-

имосвязи и соподчиненности частей целому;

- выстраивание сюжета сценария и каждого эпизода;

— монтаж сценарного материала;

— литературную работу над сценарием.

В результате выполнения этих задач на 3-ем этапе творческого

процесса сценарист завершает работу над сценарием.

Так, последовательно пройдя все этапы творческого процес-

са, сценарист сумеет получить результат своей работы — сцена-

рий театрализованного действа.

Таким образом, творческий процесс работы над сценарием

потребует от сценариста-режиссёра не только большого усердия,

энтузиазма, концентрации своих интеллектуальных и творческих

возможностей, но и знаний технологии работы над сценарием.

«Процесс сочинительства сценического произведения - главней-

ший этап на пути создания массового действа. Он длителен, по-

рой мучителен, тяжёл, но необходим для художника и приносит

больше удовлетворения, чем успех конечного результата поисков

- сценического произведения», - пишет известный режиссёр те-

атрализованных представлений И. Шароев (73, 19).

Чтобы глубже постичь суть этого сложного творческого про-

цесса, понять специфику работы по созданию сценария театрали-

зованного действа, попытаемся проследить каждый его этап бо-

лее обстоятельно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.