Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Театрализованных представлений. С развитием общества развивается и его праздничная культу-






С развитием общества развивается и его праздничная культу-

ра, а вместе с ней повышается спрос на художественно-образную

организацию праздничных событий. В связи с этим в настоящее

время заметно выросла потребность в добротной сценарной дра-

матургии. Вместе с тем, процесс создания такой драматургии не

прост. Помимо творческих способностей и больших человечес-

ких затрат процесс создания сценариев требует профессиональ-

ных знаний умений и навыков. Как создать хороший, грамотный

сценарий? Каковы особенности сценариев театрализованных

действ? В чём сущность и специфика сценариев театрализован-

ных представлений и праздников? Эти вопросы волнуют каждого,

кто вступает на путь сценарного творчества, так как они невольно

возникают у начинающих сценаристов уже на первом этапе их

творческого процесса.

К проблеме сценариев, сценарной драматургии неоднократно

обращались известные теоретики и практики театра, кино, радио,

телевидения и, конечно же, театрализованных представлений и

праздников. Известны взгляды на сценарную драматургию праз-

дничных действ Д.М. Генкина, Д.Н. Аля, А.И. Чечётина, А.А. Ко-

новича, А.Д. Силина, О.И. Маркова, Г.Д. Литвинцевой и других

теоретиков и практиков театрализованных представлений и празд-

ников. Вместе с тем, теоретический материал разбросан по разным

литературным источникам, что создаёт трудности для создания

полной картины знаний о данном предмете. Многие теоретические

разработки, изданные ещё в советское время, устарели по причине

насыщенности идеологией, а вместе с ней и не воспринимающи-

мися современной молодёжью примерами из практики тех лет.

В настоящем разделе мы попытаемся обобщить взгляды на

Данную проблему, тем самым создать наиболее полную картину о

сущности и специфике сценариев театрализованных представле-

ний и праздников.

 

Итак, сценарий является первоначальным моментом в твор-

ческом процессе работы по созданию театрализованных пред-

ставлений и праздников. Это драматургическая форма любого те-

атрализованного действа. Сценарий является драматургической

основой театрализованных представлений и праздников. По-

этому, прежде чем приступить к постановочной работе над оче-

редной праздничной программой, необходимо разработать сцена

рий будущего праздничного действа.

По определению известного теоретика и практика массовы)

праздников Д.М. Генкина, «сценарий - это подробная литератур

но-режиссерская разработка содержания театрализованного праз

дничного действа. Обычно сценарий в строгой последовательное

ти и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массово!»

празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элемен

тах действия, показывает авторские переходы от одной части дей

ствия к другой, приводит примерное направление всех публицис

тических выступлений, вписывает в действие используемый ху

дожественный материал, предусматривает средства повышена

активности участников, оформление и специальное оборудовани

всех площадок действия» (16, 102). Такой подход к определении

сценария говорит о его многоплановости и сложности. Предло

женная Д.М. Генкиным структура сценария даёт возможность

процессе творческой работы по созданию будущего праздничной

действа и литературной фиксации его содержания ничего не упу

стать, продумать и решить все необходимые моменты по вопло

щению сценарно-режиссёрского замысла. Дополнение к данном

определению сценария даёт известный режиссёр массовых теат

рализованньгх представлений и праздников А.Д. Силин. В свой

определении сценария он делает акцент на его режиссёрский ас

пект. В книге «Театр выходит на площадь: Специфика работы ре

жиссёра при постановке массовых театрализованных представлю

ний под открытым небом и на больших нетрадиционных сцен!

ческих площадках» он пишет: «Когда мы говорим о сценарии мае

сового представления, то менее всего имеем в виду сценарий

кинематографическом или телевизионном значении этого слов;

то есть некое литературное произведение, в котором по сравЖ

нию с традиционной пьесой лишь слегка расширено описание зри-

тельного ряда. В данном случае «сценарий» - всего лишь обще-

принятый термин. По форме он гораздо больше приближается к

оперному или балетному либретто или к сценарию пантомимы,

это описание действенно-событийной линии с развёрнутыми и

подробными постановочными ремарками, это специфический ре-

жиссёрский сценарий» (58, 14).

Взгляд А.Д. Силина на сценарий как либретто заставляет нас

обратить внимание на необходимость подробной фиксации в сце-

нарии всех действий участников театрализованного представле-

ния, которые планируются в ходе его проведения. Указывает на

обязательность детальной разработки и фиксации действий испол-

нителей театрализованного представления, работающих во всех

жанрах, на последовательную фиксацию всех драматургических,

режиссерских и постановочных решений отдельных номеров, свя-

зок, всех выразительных средств, создающих сценическую атмос-

феру праздничного действа и раскрывающих его содержание. Та-

ким образом, сценарий — это результат тесного творческого со-

трудничества сценариста и режиссёра или творчества режис-

сёра-сценариста в одном лице. В связи с этим нам необходимо

помнить, что сценарий должен содержать как драматургичес-

кое, так и режиссёрское решение. Поэтому сценарий не пред-

назначен для чтения, он служит драматургической основой для

сценического воплощения, будущего театрализованного действа.

Кратко и ёмко сформулировал понятие сценария С.М. Массарс-

кий: «Сценарий - это зафиксированная авторам сюжетно-образ-

ная концепция массового действа, на основе найденной и постав-

ленной им проблемы, праздничного события» и далее уточняет: -

< Сценарий - это подробная литературная (режиссёрская) разра-

ботка сюжетно-образного построения массового действа» (40).

Обобщённое определение, вбирающее, на наш взгляд, в себя все

предыдущие определения сценария даёт нам А.И. Чечетин. Он

определяет сценарий театрализованного представления «как спо-

'б фиксации будущего единого действия представления любого

'Ида и разновидности, по возможности во всем объеме вырази-

гельных средств» (70, 101).

32 33

 

Сценарий соединяет в себе как художественную организа-

цию сценарного материала, так и организацию действий ре-

альных участников праздничного действа. Эту концепцию выд-

вигали ещё Д.М. Генкин и А.А. Конович, убеждая в том, что сце-

нарий театрализованных форм имеет два аспекта - художествен-

ный и психолого-педагогический. В процессе работы над сцена-

рием автор должен не только выстроить сценарный материал по

законам драматургии, но и запрограммировать в нём приёмы ак-

тивизации участников будущего праздничного действа и их пред-

полагаемую реакцию и поведение, грамотно организовать зритель-

ское восприятие разрабатываемого действа. Поэтому сценарист-

режиссёр уже на этапе работы над сценарием управляет реакцией

будущей аудиторией, программируя её эмоциональное состояние

и поведение. Разрабатывая сценарий, он последовательно выстра-

ивает сменяемость чувств и эмоций, настроенной действий пред-

полагаемой аудитории по ходу развития всего праздничного дей-

ства. При этом сценарист не должен забывать о законах драматур-

гического построения действия, о необходимости воздействия на

аудиторию по эмоциональному нарастанию: от эмоционально ме-

нее слабого воздействия до более сильного. Согласно С.М. Эйзен-

штейну, художественное произведение не застывший итог, не ре-

зультат творческого труда, а «живой процесс», в котором пересе-

каются концепции автора и восприятие зрителя. При этом воспри-

ятие зрителя в окончательном осуществлении произведения име-

ет активно-эстетическое значение. «Произведение искусства, по-

нимаемое динамически, и есть процесс становления образов в

чувствах и разуме зрителя. В этом особенность подлинно живого

произведения, в отличие от мертвенного, где зрителю сообщают

изображённые результаты некоторого протекающего процесса

творчества, вместо того чтобы вовлекать его в протекающий про-

цесс» (77, 331).

Здесь невольно хочется вспомнить слова великого режиссёра

Г. Товстоногова, который говорил: «...если подходить к нашей про-

фессии с самых высоких позиций, то, вероятно, это самая труд-

ная профессия в мире. Всем известен диалог Гамлета с Гильден-

стерном о флейте. Так вот режиссёр должен уметь играть на че-

ловеческой душе, должен знать колебания, которые позволят ему

руководить душой артиста и с ним вместе, «через него» нахо-

дить отклик в душах зрителей...» (66, 48). Эти слова талантливо-

го режиссёра можно смело отнести и к творчеству сценариста.

Он, как и режиссёр или будучи сценаристом-режиссёром в од-

ном лице, должен быть хорошим психологом, уметь управлять

человеческими чувствами, уметь «играть на человеческой душе»

и в творческом процессе работы над сценарием должен уметь

выявить силу воздействия каждой единички сценической инфор-

мации на конкретную аудиторию, почувствовать уровень эмоци-

онального воз, лствия каждого отобранного им средства выра-

зительности и суметь поставить его в такой контекст с другим

сценарным материалом, чтобы вызвать у присутствующей ауди-

тории необходимую реакцию, так как, создавая сценарий, автор,

по словам О.И. Маркова, «создаёт действенную модель челове-

ческих отношений». И только программируя и выстраивая чув-

ственно-эмоциональную реакцию и приёмы активизации в сце-

нарий театрализованного действа, можно надеяться на эмоцио-

нальный отклик предполагаемой аудитории на поднимаемые про-

блемы и достижение поставленной цели педагогического воздей-

ствия.

Итак, сценарии театрализованных представлений и празд-

ников представляют собой единство художественной, психо-

лого-педагогической и режиссёрской деятельности. В связи с

этим в процессе работы над созданием сценария автор выступает

не только в качестве сценариста и режиссёра, но и в качестве со-

циолога, педагога, психолога, художника. И при этом он должен

быть Гражданином в высоком значении этого слова, быть соци-

ально активной Личностью и уметь образно выражать своё отно-

шение к поднимаемым проблемам.

Таким образом, создание сценария театрализованного дей-

ства - процесс сложный и требует многостороннего, комплекс-

ного подхода.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое сценарий?

2. Какое место занимает сценарий в профессиональной деятель-

ности режиссёра театрализованных представлений и праздни-

ков?

3. Что включают в себя сценарии театрализованных представле-

ний и праздников?

4. На какие аспекты сценария необходимо обратить внимание ре-

жиссёру театрализованных представлений и праздников в про-

цессе его творческой деятельности?

5. Что предполагает художественный аспект сценария?

6. Что предполагает режиссёрский аспект сценария?

7. Что предполагает психолого-педагогический аспект сценария?

8. Какие виды деятельности вбирает в себя работа по созданию

сценариев театрализованных представлений и праздников?

Литература:

1. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство, - М.: Сов. Рос-

сия, 1985. 2. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Методическое пособие

для редакторов и методистов. НМЦ. -М.: МК РСФСР ВНМЦНТ и КПР,

1989.3. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-пе-

дагогической деятельности клуба. -М.: Просвещение, 1988.

4. Силин А.Д, Театр выходит на площадь: Специфика работы режис-

сёра при постановке массовых театрализованных представлений под

открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площад-

ках. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. - 178 с.

5. Чечетин А. Основы драматургии театрализованных представле-

ний. - М.: Просвещение, 1981.

6. Шароев И.Г. Режиссура эстрадных и массовых представлений. -

М.: Просвещение, 1986.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.