Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Психология воспитания






1. Воспитание: понятие, функции явления.

2. Психологические механизмы воспитания (подражание, идентификация, переживания, рефлексия и др.). Взаимосвязь механизмов воспитания с возрастом воспитанника.

3. Институты воспитания (семья, школа, СМИ и др.).

Литература к семинару

1. Психологическая помощь детям из неблагополучных семей//. Педагогическая техника.- 2008.- № 5. - С. 61-67

2. Методы социального воспитания//. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога/ Ю. В. Василькова.- М., 2002.- С.

3. Абраменкова, В.В.. Социальная психология детства в пространстве детской субкультуры//. Новые ценности образования.- 2007.- №3 - С.48-56

4. Айрапетова, В.В.. Актуальные проблемы воспитания//. Педагогика.- 2008.- № 5.- С. 104-110

5. Алиева, Ш. Г.. Семья как основа формирования морального воспитания детей//. Педагогические науки.- 2009.- № 2. - С.13-17

6. Баева, И.А.. Психология молодежной субкультуры: риск и перспективы рости//. Народное образование.- 2010.- № 2.- С. 248-254

7. Войскунский, А. Е.. От психологии компьютеризации к психологии интернета//. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психологи.- 2008.- № 2. - С.140-153

8. Воропаев, М.В.. Классный руководитель в системе воспитания//. Классный руководитель.- 2009.- № 8.- С. 59-64

9. Ефимова, Н.. Моя семья: программа для родителей//. Школьный психолог. Прил. к газете " Первое сентября".- 2006.- № 5.- С. 18-25

10. Жижикина, М.. О стилях поведения и методах воспитания//. Школьный психолог. Прил. к газете " Первое сентября".- 2008.- 16-29 февраля — С.36-37

11. Зеньковский, В.. Проблемы воспитания в средней школе// Воспитательная работа в школе.- 2004.- № 4. - С. 5-7

12. Зикратов, В.. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения//. Народное образование.- 2007.- № 8.- С. 232-237

13. Парамонов, А.. Уклад хозяйствования как среда воспитания//. Воспитательная работа в школе.- 2009.- № 4.- С. 61-66

14. Паскал, В.В.. Ошибки воспитания в семье//. Справочник классного руководителя.- 2009.- № 2.- С. 19-22

15. Полякова, А.. Мобильный телефон как средство индивидуализации воспитания//. Народное образование.- 2007.- № 7. - С.245-248

16. Понкин, И.В.. Воспитание семейных ценностей в системе образования//. Образование.- 2004.- № 12. - С. 3-8.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12

Тема: Психология учителя

1. Личность учителя. Структура педагогических способностей (за основу можно взять исследования Н.В.Кузьминой, В.А.Крутецкого).

2. Деятельность учителя: мотивы, целевые ориентиры и профессиональные умения.

3. Педагогическое общение:

* стили и факторы педагогического общения;

* способы и препятствия профессионального педагогического общения;

* конфликты в педагогическом коллективе как форма педагогического общения/взаимодействия.

4. Психология профессионального/эмоционального выгорания педагога. Стрессоустойчивость. Профилактика выгорания. (За основу можно взять исследования Губиной С.Т.)

Литература к семинару

  1. Обратная связь: взгляды учителя сельской школы на школьное обучение//. Лицейское и гимназическое образование.- 2005.- № 7.- С. 75-78
  2. Риски новых технологий//. Первое сентября.- 2005.- 22 ноября.- С. 3
  3. Как оплачивается труд учителя в Англии, Франции, Германии и США? //. Управление школой. Прил. к газете " Первое сентября".- 2008.- № 13.- С. 11-22
  4. Откуда берутся компетентные учителя// Генике, Е. А.. Профессиональная компетентность педагога/ Е. А. Генике; отв. ред. М. А. Ушакова.- М., 2008.- С. 52-106
  5. Что нам мешает видеть и принимать ученика таким, какой он есть? //. Первое сентября.- 2008.- 27 сентября (№ 18). - С. 9-10
  6. Учитель - это стиль//. Учительская газета.- 2008.- 30 сентября (№40). - С.6-7 (вкладка)
  7. Понятие конфликта, его характеристика//. Конфликты и взаимодействия / авт.-сост. А. В. Комарова, О. М. Ольшевская.- М., 2008.- С. 4-12
  8. Конфликты в педагогическом общении//. Конфликты и взаимодействия / авт.-сост. А. В. Комарова, О. М. Ольшевская.- М., 2008.- С. 12-86
  9. 2010 год объявлен Годом учителя в Удмуртии//. Удмуртская правда.- 2009.- 18 ноября.- С. 1
  10. Когда ученик отказывается от взаимодействия с учителем//. Первое сентября.- 2010.- 30 января. - С.12
  11. Профессиональный кодекс учителя: проект, рекомендованный Педагогической ассамблеей к обсуждению в образовательных учреждениях)//. Вестник Герценовского Университета.- 2010.- № 3. - С.40-41
  12. Бобрышева. И. В.. Профессионализм современного учителя с позиции разных моделей педагогической деятельности//. Инновации в образовании.- 2009.- № 2. - С.11-17
  13. Бондаренко, Е. Н.. Воззрения на профессиональные компетенции современного учителя в различных странах мира//. Высшее образование сегодня.- 2009.- № 1. - С. 42-44
  14. Виват Триумвирату!: виртуальная дружба = реальное общение = качественное общение//. Учительская газета.- 2007.- 24 июля. - С.7
  15. Батчаева, Н. А.. Педагогическое общение в контексте психологических и социальных конфликтов//. Педагогические науки.- 2010.- № 4.- С. 14-19
  16. Вавилова, А.А.. Оценка поведения учителя в проблемных ситуациях//. Справочник руководителя образовательного учреждения.- 2007.- №1 — С.61-68
  17. Кочетова, Е.А.. Воспитание культуры межнационального общения у младших школьников//. Начальная школа.- 2006.- №10 — С.54-56
  18. Кравец, В.В.. Сущность и функции педагогического общения в системе открытого образования//. Педагогическая информатика.- 2005.- №2. - С 53
  19. Михайлова, А.. "............и что мне делать, если ребёнок не хочет раскрываться? " //. Первое сентября.- 2007.- 9 июня — С.17
  20. Монина, Г.. Искусство педагогического общения//. Первое сентября.- 2007.- 14 июля (№13-14) — С.31-32
  21. Мурашов, А.. Разговор без слов: Учитель - ученик: невербальная коммуникация//. Народное образование.- 2002.- № 8. - С.111-116
  22. Осорина, Мария. Ябеда-корябеда: зачем дразнить друг друга//. Учительская газета.- 2004.- № 47.- С. 23

 

 

КСР

  1. Контрольная работа по возрастной психологии.
  2. Заполните таблицы:

 

* Какие виды деятельности становятся ведущими, и какие новообразования в них формируются в соответствии с периодизацией Д.Б.Эльконина?

Возрастные периоды Ведущая деятельность Новообразования
Раннее детство    
Дошкольное детство    
Младшее школьное детство    
Подростковый возраст    
Ранняя юность    

 

* Как проявляются возрастные кризисы во взаимодействии с социумом?

Возрастной период Со взрослыми Со сверстниками С самим собой
Раннее детство      
Дошкольное детство      
Младшее школьное детство      
Подростковый возраст      
Ранняя юность      

 

* Как происходит процесс самопознания в следующих возрастных периодах?

Раннее детство  
Дошкольное детство  
Младшее школьное детство  
Подростковый возраст  
Ранняя юность  

 

  1. Подготовьте реферативные сообщения по следующим тематическим направлениям (при составлении рефератов возможно использование материалов из учебных пособий, периодических изданий, журналов, интернет-ресурсов/с обязательным указанием ссылок на них):

 

  1. Достоинства и недостатки обучения детей раннего возраста
  2. Детская лживость как воспитательная проблема
  3. Гиперактивное поведение детей. Работа с гиперактивными детьми
  4. Основные причины неуспеваемости младших школьников и пути предупреждения
  5. Леворукий ребенок в школе
  6. Акцентуации характера подростков
  7. Психологические причины неуверенности в себе
  8. Профилактика наркомании и алкоголизма в школе
  9. Проблема противостояния «отцов» и «детей» в подростковом возрасте
  10. Межличностные конфликты в общении подростков
  11. Психология юношеской дружбы и любви
  12. Юные родители. Последствия раннего материнства и отцовства

13. Молодежь как особая социально-психологическая группа группа. Характерные психологические черты молодости

14. Роль учёбы и выбора профессии в жизни молодых людей

15. Психологические и социальные проблемы молодежи

16. Родительство как психологический феномен

17. Понятие зрелости. Критерии зрелости, ее возрастные границы. Кризис середины жизни (условное выделение — 40 лет)

18. Психологические кризисы в пожилом возрасте

19. Адаптация различных типов людей к феномену старости. Страх старения и смерти. Проблема одиночества в старости

  1. Планирование и организация работы учителя, имеющего информацию о типах темперамента детей в классе
  2. Приемы управления вниманием учащихся на уроке с учетом их возраста
  3. Воспитание детей в неполной семье
  4. Манипуляции в педагогическом общении (педагог-педагог, педагог-ученик/студент, педагог-административное лицо учебного заведения)
  5. Конфликтные ситуации учителя с учащимися и спо­собы их преодоления и предупреждения

25. Психология профессионального/эмоционального выгорания педагога

 

 

  1. Творческая работа «Беседа с автором» книги Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

 

  1. Вспомните свой опыт обучения в школе. Кто из учителей, на ваш взгляд, был наиболее эффективным, успешным? Обоснуйте свой ответ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.