Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Виды несплошного исследования






Как отмечалось в разделе 1.4. в исследование могут быть вовлечены не все единицы наблюдения, составляющие генеральную совокупность, а лишь часть из них, что обусловливается имеющимися для проведения исследования силами, средствами, а также важностью поставленной проблемы.

Такие исследования называются несплошными. Ценность их заключается в том, что при правильной организации, требуя небольших по сравнению со сплошными исследованиями затрат, они дают столь же исчерпывающую информацию.

Различают несколько основных видов несплошных исследований, которые, в свою очередь, тоже могут разнообразиться или применяться в сочетаниях.

2.1. Метод основного массива, при котором исследуются единицы, составляющие основную массу генеральной совокупности по какому-либо признаку. Например, если в городе К. изучается ЗВУТ работников промышленных предприятий и при этом известно, что 70% работников трудятся на трех крупных предприятиях, а остальные 30% - на десяти мелких, то по методу основного массива следует исследовать лишь представителей трех крупных предприятий. Положительной стороной данного метода является сокращение общего объема работ. Но полученные результаты, выводы и рекомендации можно будет распространять лишь на представителей крупных заводов, т.к. специфика формирования ЗВУТ на мелких предприятиях не анализировалась.

2.2. Метод монографических описаний – углубленное изучение одной или нескольких единиц наблюдения. Например, описание деятельности передового ЛПУ или редких случаев заболеваний.

2.3. Анкетный метод – распространение анкет (опросников) по почте или другим путем среди лиц, от которых требуется определенная информация и таким же образом сбор анкет обратно. Часто используется в сочетании с другими методами, позволяющими перепроверить хотя бы частично полученную информацию. Метод удобен для организаторов исследования, но не дает гарантий возврата всех анкет и правильного их заполнения.

2.4. Анамнестический метод – сбор сведений путем опроса людей в связи с отсутствием более точных способов получения информации. Метод используется весьма часто, но всегда нужно стараться сочетать его с данными объективного исследования.

2.5. Выборочный метод – изучение репрезентативной (представительной) части генеральной совокупности или выборки.

 
Репрезентативность – это свойство выборочной группы отражать в себе, представлять собой все основные характеристики генеральной совокупности. Если в генеральной совокупности мужчин 54%, то и в выборке их должно быть 54%; если в генеральной совокупности больных с язвенной болезнью желудка 5%, то и в выборке их доля должна быть соответствующей и т.п.

Репрезентативность - чрезвычайно важное свойство выборки, позволяющее полученные в ходе изучения относительно малочисленной группы выводы распространять на всю генеральную совокупность.

При проведении выборочного исследования всегда решаются два основных вопроса:

- сколько единиц отобрать? (см. раздел 2.5.1.)

- кого конкретно отобрать? (см. раздел 2.5.2.)

2.5.1. Объем выборки (ответ на первый вопрос) определяется по формулам, среди которых одной из распространенных является следующая:

 
 


Nt pq

n =----------------- (2.5.1.)

N + t pq

где

n – определяемый объем выборки;

N – численность генеральной совокупности;

q – 100 – р;

р – предполагаемая доля единиц, которые будут обладать интересующим исследователя признаком. Например, при изучении распространенности НУО – предполагаемая среди населения доля людей, имеющих НУО.

Если величина р неизвестна даже предположительно, то следует брать р = 50%, т.к. в это случае достигается максимально возможная величина р(100 – р) = 50(100 – 50) = 2500. Легко убедиться, что при любом другом значении р величина р(100 – р) будет менее 2500. Таким образом р = 50% искусственно обеспечивает верхнюю границу объема выборки, обусловленную данным параметром.

t – коэффициент достоверности Стъюдента. Это величина, обеспечивающая определенную степень достоверности выводов. В большинстве медико-биологических и социально-гигиенических исследований минимально допустимой считается величина t = 2. При этом достоверность выводов, т.е. соответствие их истине, достигает 95% (p < 0, 05). При t < 2 выводы трактуются как недостоверные (p > 0, 05), а с увеличением t растет и уровень достоверности: при t = 2, 5 – примерно 98, 8% (p < 0, 012), при t = 3 – 99, 7% (p < 0, 003), при t = 3, 3 – 99, 9% (p < 0, 001) и т.д.

- (дельта) предельная ошибка показателя, который будет получен в результате выборочного исследования, по отношению к истинному.

указывает, на сколько максимально может отличаться выборочный показатель от истинного. Величина задается исследователем, исходя из его предыдущего опыта или интуиции.

 
Так, если была взята = 5%, а в результате исследования в выборочной группе выявлено 60% лиц с НУО, то в генеральной совокупности доля последних может составить 60 + 5%, т.е. от 55% до 65%. Задавая = 5%, исследователь предопределяет будущий возможный разброс ответа в 10%. Если предполагается, что доля лиц с интересующим признаком будет небольшой, например, 4%, то величина = 5% окажется чрезмерной, т.к. обусловит возможные колебания истинного показателя в пределах 4 + 5%, т.е. от – 1% до 9%. Вряд ли подобные допуски кого-либо удовлетворят, в связи с этим необходимо подобрать меньшую величину.

В изложенных выше материалах и р выражались в процентах, но их можно (а зачастую и удобнее) выражать в долях единицы, приняв 1, 0 за 100%. Тогда р = 60% буде соответствовать 0, 6; а = 5% - 0, 05 и т.д. Теперь если в формуле (2.5.1.) взять минимально допустимую величину t =2, а р = 0, 5 (что соответствует р = 50%, рекомендуемой в случаях неизвестности даже предположительной величины р), то формула (2.5.1.) значительно упростится:

Nt p(1, 0 – p) N 2 х 0, 5 х 0, 5 N

n = ------------------------ = ------------------------- = ------------- (2.5.2.)

N + t p(1, 0 – p) N + 2 х 0, 5 х 0, 5 N + 1, 0

 

Следует помнить, что в формуле (2.5.2.) выражается только в долях единицы, а достоверность выводов не превышает минимально допустимого уровня – 95%.

У внимательных, вдумчивых, но неискушенных в проведении выборочных исследований людей нередко возникает ряд предложений и толкований, позволяющих, как им кажется, оптимизировать расчеты и процедуру выборочного исследования и пр.

Разберем практически наиболее распространенные из встречающихся предложений.

1. Предлагается взаимно сократить некоторые параметры формулы (2.5.1.).

Эта формула приведена к окончательному виду и никакие сокращения с точки зрения элементарной математики в ней невозможны.

2. Предлагается как-то увязать вместе изменение и t.

Эти величины не имеют в формуле (2.5.1.) влияния друг на друга, и изменения одной величины никак не сказываются на другой – так, если t = 2, то при любом значении достоверность полученного ответа не превысит 95%: если = 1%, а доля единиц с интересующим признаком составила 28%, то с уверенностью 95% можно утверждать, что истинная величина этого показателя находится в интервале 28 + 1%, т.е. от 27% до 29%. Если при величине t = 3, 3 и = = 1% получен тот же выборочный показатель 28%, то с уверенностью 99, 9% можно утверждать, что истинная величина показателя составляет 28% + 1%.

 
3. Предлагается брать как можно меньшую величину и как можно большую величину t.

Эту мысль следует признать правильной, но не следует забывать, для чего вообще затевается выборочное, а не сплошное исследование: для того, чтобы обследовать лишь небольшую часть генеральной совокупности, а выводы распространить на нее всю. Уменьшение же или увеличение t ведет к тому, что объем выборки будет расти и приближаться к объему генеральной совокупности.

Рассмотрим на условном примере взаимоотношения параметров формулы (2.5.1.).

Пусть N = 30000 чел. Необходимо найти n при t =2, = 2%, р = 50%:

 
 


30000 х 2 х 50 х 50

n = -------------------------------- = 2308 (2.5.3.)

30000 х 2 + 2 х 50 х 50

Следовательно, для получения выводов, которые можно будет с уверенностью 95% распространить на все 30000 чел., нужно обследовать 2308 чел. из них. При этом разброс ответа составит + 2%.

Уменьшим в два раза, т.е. = 1%:

 
 


30000 х 2 х 50 х 50

n = -------------------------------- = 7500 (2.5.4.)

30000 х 1 + 2 х 50 х 50

Как видим, уменьшение разброса с + 2% до + 1% при сохранении прежних значений N, t, p ведет к увеличению n в 3, 25 раза.

Теперь вернемся к = 2%, но увеличим t до 3, 0:

 

30000 х 3 х 50 х 50

n = -------------------------------- = 4737 (2.5.5.)

30000 х 2 + 3 х 50 х 50

В данном случае только увеличение уверенности в ответе, его достоверности с 95% до 99, 7% обусловливает рост n в 2, 05 раза.

В рассмотренных примерах величина р всегда приравнивалась 50%, т.е. обеспечивался максимальных объем выборки при заданных и t.

Однако стоит подумать и об уточнении р, если для этого есть возможность. Например, если из архивов прошлых лет или литературных источников известно, что доля лиц с данным интересующим признаком среди населения не превышает 10%, то при = 2 и t = 2:

 

30000 х 2 х 10 х 90

n = -------------------------------- = 874 (2.5.6.)

30000 х 2 + 2 х 10 х 90

 
Сокращение объема выборки по сравнению с первоначальным вариантом (2.5.3.) составляет 2, 64 раза, что весьма ощутимо на практике.

Для того, чтобы закончить анализ возможных изменений объема выборки, рассмотрим вариант, в котором все параметры те же, что и в (2.5.3.), но генеральная совокупность в 2 раза больше – 300000 чел.:

 
 


300000 х 2 х 50 х 50

n = -------------------------------- = 2479 (2.5.7.)

300000 х 2 + 2 х 50 х 50

Сопоставление (2.5.3.) и (2.5.7.) показывает, что выгоднее проводить выборочные исследования в больших совокупностях: затратив относительно небольшие дополнительные усилия (в данном примере – исследовав еще 171. чел.) можно выводы распространить на значительно большую генеральную совокупность (в рассмотренном случае на 300000 чел. вместо 30000).

2.5.2. Способ отбора.

Планируя выборочное исследование, специально нужно проработать вопрос: кого конкретно из генеральной совокупности включить в выборочную? Исходя из того, что характеристики выборки и генеральной совокупности должны совпадать, необходимо в выборке представить все группы и подгруппы населения в той же пропорции, что и в генеральной совокупности.

Для этого надо предоставить каждой единице равную с другими возможность попасть в выборку. Существует несколько видов отбора, более или менее решающих эту задачу.

2.5.2.1. Случайный отбор, по жребию.

Заключается в том, что каждой единице присваивается номер, который обозначается на листке бумаги. Все листки перемешиваются, и из них наугад берут такое количество, которое совпадает с требуемой численностью выборки (см. раздел 5.2.1.). Теоретически способ очень хорош и обеспечивает равномерный отбор из всех слоев населения. Практически же он малопригоден в больших группах населения.

2.5.2.2. Механический отбор по счету.

Представляет собой отбор нужной доли из предварительно упорядоченной генеральной совокупности. Например, если из 10 тысяч работников предприятия нужно отобрать 1 тысячу, то можно по спискам выбрать каждого десятого.

2.5.2.3. Механический отбор по алфавиту.

Отличается от предыдущего тем, что предварительно, по каким либо большим спискам избирателей, телефонной книге и т.п. определяется структура фамилий по первой букве. Если нужно отобрать 10% населения, и при этом на букву «К» начинаются 10% фамилий людей в данной местности, то в выборку можно включать всех людей, чья фамилия начинается на «К».

2.5.2.4. Типологический отбор.

 
Вся генеральная совокупность разбивается на типологические (однородные) группы, а затем случайным или механическим путем из каждой группы отбирается необходимая доля. Так, жителей города можно поделить на работающее население, пенсионеров, школьников, дошкольников и т.д. По каждой из этих групп существуют списки, и по ним уже механическим путем можно отобрать необходимое число единиц наблюдения.

2.5.2.5. Гнездовой (очаговый) отбор.

Используется в основном в сельской местности и заключается в следующем. На административной территории (например, в сельском районе) определяют пункты (гнезда, очаги), население которых по определенным параметрам типично для данного района. Затем сплошным способом исследуют население выявленных гнезд (очагов).

В заключение необходимо отметить, что выборочные исследования – чрезвычайно мощный инструмент познания. Особенно возрастает его значение в связи с необходимостью в современных условиях выявлять истинные потребности населения в тех или иных методах медицинского обслуживания, т.к. существующая медицинская документация далеко не полно решает эту задачу. Во многих ЛПУ сама жизнь подвела врачей к мысли проводить выборочные исследования, например, качества ведения медицинских карт. Но отсутствие достаточной теоретической подготовки в корне разрушает такие намерения, т.е. не проводится никакого обоснования относительно численности выборки и способов ее отбора. В результате принимается решение провести экспертизу, к примеру, каждой десятой или каждой двадцатой карты. В ряде случаев этого может быть достаточно для выводов о качестве ведения всех карт, но в большинстве случаев - нет.

2.5.3. Объем выборки при расчете средних величин.

С точки зрения санитарной статистики признаки, характеризующие каждую единицу наблюдения, можно поделить на 2 основные группы.

Первая – альтернативные признаки, которые есть у данной единицы или их нет: пол, профессия, заболевания и т.п. Если в результате выборочного исследования планируется исследовать альтернативные признаки, объем выборки определяется по формуле (2.5.1.)

Вторая группа – признаки, в той или иной мере присущие каждой единице: вес, рост, возраст, длительность заболевания и пр. По этим признакам принято рассчитывать средние величины, а объем выборки будет вычисляться так:

N t

n = -----------------, (2.5.3.1.)

N + t

где - среднее квадратическое отклонение.

Остальные обозначения соответствуют (2.5.1.).

Методика расчета - в главе 7. Здесь же лишь приведем пример расчета объема выборки.

 
Пусть требуется из 1500 человек, имевших травму руки, отобрать группу для определения средних сроков полного восстановления функции конечности. При этом достоверность выводов должна быть не ниже 95% (t = 2), а отличия показателя средних сроков восстановления функции руки в выборочной группе от истинного показателя не должны превышать 3 дней (= 3).

Чтобы воспользоваться формулой (2.5.3.1.), необходимо определить . Для этого можно с помощью жребия отобрать человек 15 - 20, по данным этой группы найти и использовать ее для вычисления n.

Допустим, что определена = 15, тогда:

 
 


1500 х 15 х 2

n = -------------------------- = 93, 75» 94 (2.5.3.2.)

1500 х 3 +15 х 2

 

Следовательно, определение среднего срока восстановления функции в группе из 94 человек при соблюдении соответствующих правил отбора позволит установить истинную величину средней длительности восстановления функции с точностью + 3 дня и уверенностью 95 %.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.