Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медицинская статистика






МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА

 

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Казанский государственный медицинский университет

 

Медицинская статистика

 

Учебное пособие

для студентов очного и заочного отделений факультета

менеджмента и высшего сестринского образования

Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 040600 – " Сестринское дело".

Казань 2003

УДК 614

ББК 51.1

 

Печатается по решению Центрального координационного методического совета Казанского государственного медицинского университета

 

Составители:

 

декан факультета менеджмента и высшего сестринского образования,

зав. кафедрой менеджмента и организации сестринского дела,

д.м.н. Вахитов Шамиль Мухаметович

 

зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения, д.м.н., проф. Галиуллин Афгат Набиуллович

 

ассистент кафедры менеджмента и организации сестринского дела,

Блохина Марина Владимировна

 

Рецензенты:

 

декан медико-профилактического факультета,

профессор А.Б.Галлямов

 

профессор кафедры гигиены, медицины труда с курсом

медэкологии А.В.Иванов

 

 

Медицинская статистика. Учебное пособие для студентов очного и заочного отделений факультета менеджмента и высшего сестринского образования и менеджеров здравоохранения / Ш.М.Вахитов, А.Н.Галиуллин, М.В.Блохина – Казань: КГМУ, 2003. – 110 с.

 

В учебном пособии описаны основные методы и методики, используемые в санитарной (медицинской) статистике: организация и проведение статического исследования, расчет и анализ различных показателей, их сравнительная оценка.

 

с Казанский государственный медицинский университет, 2003

 
Введение

Термин «статистика» происходит от латинского «status» - состояние, положение вещей. Отсюда итальянские слова «stato» - государство и «statista» - знаток государства.

В научной литературе слово «статистика» появилось в 18 веке и понималось как «государствоведение». Однако, статистическая наука начала развиваться еще в середине 17 века в форме так называемой «политической арифметики», сочетавшей в себе начала и политической экономии, и статистики.

Родоначальником этого направления в науке был английский ученый У.Петти (1623-1687гг.), который, получив медицинское образование в Лейдене, Париже и Оксфорде, проявил себя очень разносторонним человеком. Он был профессором анатомии и музыки, имел степень доктора физики, изобрел копировальную машину и т.п. В 1652 г. он по поручению правительства О.Кромвеля провел «обзор земель» Ирландии. Среди его главных трудов такие, как «Трактат о налогах и сборах», «Политическая анатомия Ирландии», «Политическая арифметика». Именно У.Петти стал впервые в своих экономических исследованиях использовать метод, органической частью которого был статистический анализ.

Одним из основоположников и создателей науки статистики как таковой считается бельгийский математик, астроном, метеоролог и социолог Л.Кетле (1796-1874гг.), по инициативе которого была учреждена центральная бельгийская статистическая комиссия – первое в мире такого рода учреждение. Л.Кетле выдвинул понятие «среднего человека»; доказал, что некоторые общественные явления (в том числе рождаемость и смертность) подчиняются определенным закономерностям.

В современной трактовкестатистика – это общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями в конкретных условиях места и времени.

Статистика делится на ряд отраслевых статистик: сельскохозяйственную, коммунальную, промышленную и т.д., в том числе медицинскую (санитарную). Последняя, в свою очередь, состоит из трех разделов:

- теории статистики, изучающей достижения статистики в целом и возможности их использования в здравоохранении и медицине, занимающейся специальными проблемами;

- статистики здоровья, в ведении которой находятся вопросы демографии, заболеваемости, физического развития населения;

- статистики здравоохранения, которая занимается анализом деятельности учреждений здравоохранения, кадров медицинских работников, эффективности различных лечебно-оздоровительных мероприятий и т.д.

 

 

 
Глава 1. Статистическое исследование

Статистическое исследование – это изучение какого-либо массового явления. Практически все работники здравоохранения в своей повседневной деятельности оказываются участниками различных видов статистических исследований, так как в масштабах всей страны идет учет и изучение сроков пребывания больных в стационаре, исходов заболеваний, эффективности каких-то мероприятий, посещений в амбулаторно-поликлинические учреждения и т.п.

Однако далеко не всегда, особенно в современных условиях, информация, получаемая в общегосударственном масштабе, удовлетворяет всех работников здравоохранения. Так, истинные потребности населения какого-то конкретного района в медицинской помощи могут значительно отличаться от усредненных для страны, области или республики оценок, по которым до последнего времени традиционно ведется планирование работы органов и учреждений здравоохранения. Если говорить об установлении соответствия между здравоохраненческими программами и потребностями населения, то необходимо однозначно заявить о невозможности работать по-старому, ориентируясь на «спускаемые сверху» нормативы и показатели. Необходимо строить работу всех звеньев здравоохранения, использую информацию о специфических особенностях обслуживаемого населения. А такую информацию можно получить лишь в итоге специально спланированного статистического исследования.

Общие правила проведения статистического исследования хорошо разработаны. Обычно в нем выделяют пять этапов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.