Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стандартизация и унификация в вагоностроении






Вагоностроение в СССР является крупносерийным и даже массовым видом машиностроительного производства. Например, ежегодно производится 70—75 тыс. грузовых вагонов. Производ­ство таких элементов вагонов, как колесные пары, детали авто­сцепного устройства, тормозные приборы и т. д., измеряется сотнями тысяч штук в год. В эксплуатации на железных дорогах страны находятся сотни тысяч вагонов, для обеспечения нормаль­ной работы которых необходима систематическая поставка зна­чительного количества запасных частей.

Применение стандартизованных и унифицированных элемен­тов, узлов и деталей в вагоностроении существенно облегчает прогрессивную индустриальную организацию производства ва­гонов и обеспечивает их нормальное содержание в эксплуатации, своевременный и качественный ремонт. Для удовлетворения потреб­ностей народного хозяйства вагоностроительная промышленность должна обеспечивать одновременный и периодический выпуск вагонов широкой номенклатуры. Максимальная типизация кон­струкций, широкое применение унифицированных узлов и деталей позволяют упростить и удешевить процесс производства, переход на выпуск вагона другого типа и передачу производства изделий с одного завода на другой. Стандартизация отработанных и про­веренных конструкций способствует повышению технического уровня и эксплуатационной надежности продукции вагонострое­ния.

В отрасли вагоностроения разработаны и действуют Государ­ственные стандарты на типы, параметры и технические требова­ния к грузовым и пассажирским вагонам, вагонам городского и промышленного транспорта, на основные ответственные узлы и элементы вагонов: тележки, колесные пары, буксы, пятники, тормозное оборудование и автосцепные устройства. Имеются также государственные стандарты на комплектующее оборудование и материалы, применяемые в вагоностроении, например на прокат­ные и гнутые профили, пружины, деревянные детали вагонов, аккумуляторы, провода и кабели, лампы накаливания, электри­ческие тяговые аппараты и т. д.

Помимо Государственных стандартов, в вагоностроении раз­работаны также отраслевые стандарты (ОСТ) на детали внутрен­него и наружного оборудования грузовых и пассажирских ваго­нов, крепеж и резьбы для вагонов, на нормальные линейные раз­меры и отверстия, подножки и поручни, окраску, консервацию, упаковку экспортных изделий и т. д. Важное значение имеют отраслевые стандарты (нормативно-методического характера) на термины в вагоностроении, требования технической эстетики к вагонам, надежность (термины), на методики сбора необходимых данных, обработки, расчета показателей надежности, определения коэффициента теплопередачи, плавности хода вагонов, на вели-

 


чину подпора воздуха в вагонах, допустимые уровни шума и т. д. Всего в вагоностроении действует более 120 государственных стан­дартов и 80 сборников отраслевых стандартов и унифицирован­ных чертежей, охватывающих более 550 наименований узлов и деталей вагонов.

Создание перспективных конструкций, совершенствование их параметров и обеспечение надежности выпускаемых вагонов сопровождается соответствующими работами по стандартизации, важнейшие направления которых следующие:

разработка и уточнение типажа и параметрических рядов для вагонов, их узлов и деталей;

разработка и уточнение технических требований к конструк­тивному исполнению и качеству вагонов и их узлов;

систематический пересмотр и обновление действующих стан­дартов и технических условий (ТУ);

разработка стандартов и руководящих технических материалов (РТМ) нормативно-методического характера.

Для обеспечения взаимозаменяемости деталей и узлов вагона в эксплуатации и экономичности их производства необходимо систематически контролировать и уточнять унификацию всех основных элементов вагонов. Особое внимание необходимо уде­лять случаям, когда вагоны (или узлы) одного типа изготовляют несколько заводов одновременно. В связи с технологическими особенностями производства на разных заводах в этих случаях часто наблюдаются тенденции к нарушению унификации кон­струкции. Для повышения унификации и усиления ее действен­ности в отрасли вагоностроения определены головные заводы, ответственные за развитие и унификацию конструкций опреде­ленных элементов вагонов, организован контроль за производ­ством этих элементов на заводах. В отрасли вагоностроения вве­дена единая система обозначения вагонов, в соответствии с кото­рой каждой конструкции присвоен номер модели, что обеспечи­вает унификацию обозначений документации и изделий отрасли до введения общесоюзного классификатора ЕСКД.

Преимущества и эффективность стандартизации не могут быть полными, если на базе стандартизованных и унифицированных элементов не организовано специализированное их производство. Поэтому производство в отрасли вагоностроения организовано по принципу предметной и подетальной специализации. Дальней­шее развитие специализации производства вагонов, их узлов и элементов определяется мероприятиями по реконструкции заводов и отдельных производств. Это позволит существенно улучшить экономические показатели производства, повысить качество изделий и производительность труда.

К стандартизации в вагоностроении тесно примыкает проблема периодической аттестации качества продукции. Проведение атте­стации вагонов регламентировано отраслевыми руководящими материалами. Аттестацию продукции вагоностроительной про-

 


мышленности проводят через 3 года. При этом все выпускаемые изделия аттестуют по трем категориям качества: высшей, первой и второй.

К высшей категории качества принадлежит продукция, соот­ветствующая или превосходящая по своим технико-экономиче­ским показателям современные достижения отечественной и за­рубежной науки и техники. Продукция высшей категории должна быть конкурентоспособной на внешнем рынке, иметь повышенные стабильные показатели качества, соответствовать стандартам (техническим условиям), учитывающим требования международ­ных стандартов, обеспечивать экономическую эффективность и удовлетворять требованиям народного хозяйства и населения страны.

К высшей категории относят ту продукцию, на которую Гос­стандартом СССР зарегистрировано решение государственной аттестационной комиссии и выдано свидетельство о присвоении государственного Знака качества. Всю продукцию высшей кате­гории качества необходимо выпускать в полном объеме плана производства и обозначать государственным Знаком качества (ГОСТ 1.9—67) *.

К первой категории качества принадлежит продукция, соот­ветствующая по технико-экономическим показателям современ­ным требованиям стандартов (технических условий) и удовлетво­ряющая потребности народного хозяйства и населения страны. Ко второй категории качества принадлежит продукция, не­соответствующая по своим технико-экономическим показателям современным требованиям народного хозяйства и населения страны, морально устаревшая и подлежащая модернизации или снятию с производства.

Аттестация качества продукции вагоностроения существенно способствует повышению качества и надежности вагонов и их узлов, что находит отражение в постоянном увеличении количе­ства изделий, удостоенных государственного Знака качества. В 1975 г. знак качества имели 32 изделия отрасли вагоностроения, или 17, 5% общего количества изделий, подвергнутых аттестации. При работах по стандартизации и аттестации качества вагонов большое значение имеет обоснованный выбор конструкций-ана­логов, показателей надежности и гарантийных сроков. Повышение качества продукции должно быть технически и экономически обоснованным и обеспечивать народнохозяйственную эффектив­ность проводимых мероприятий. Требования к конструкции ва­гонов и их узлов, оговариваемые в стандартах и технических условиях, должны быть необходимыми, оправданными по произ­водственным и эксплуатационным соображениям, обусловлен­ными соответствующими расчетами, отечественным и зарубежным опытом эксплуатации и производства.

 

 

88
Глава III ХОДОВЫЕ ЧАСТИ ВАГОНОВ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.